Предметная неделя
материал по теме

Шкляева Ольга Александровна

Сценарий игры "Что? Где? Когда?", материалы для оформления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_matematiki.rar272.85 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»

для учащихся 7 – 9-х классов

(в рамках предметной недели по математике и физике)

Цель: расширить знания учащихся по предметам естественно-математического цикла.

Задачи:
1. Формировать умение интегрировать знания по разным дисциплинам естественно-математического цикла;
2. Развивать слуховое и зрительное восприятия, коммуникативную речь учащихся;
3. Воспитывать интерес к предметам естественно-математического цикла
4.Формировать личностные качества учащихся: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.

Оборудование:

             игровой стол, игровой круг, волчок, вопросы в конвертах для каждого сектора, чёрный ящик, винт от мясорубки, кубик, оформление класса.

Информационные справки: (один из учащихся готовит краткие сведения о Л.Ф. Магницком и его «Арифметике», С.В. Ковалевской, Архимеде и его изобретении)

Ход игры

1-й ведущий: Здравствуйте уважаемые гости!

2-й ведущий: Мы рады приветствовать вас в нашем элитарном клубе «Что? Где? Когда?»!

1-й ведущий: Сегодня против команды учителей играет команда знатоков.

2-й ведущий: Уважаемые члены клуба и зрители! Во время игры вы внимательно должны следить за ходом обсуждения и в конце выбрать лучшего игрока. В клуб приглашаются наши знатоки! (МУЗЫКА)
1. Мартыненко Анастасия, учащаяся 7а класса.
2. Воротников Роман, учащийся 7б класса.

            3. Петухова Екатерина, учащаяся 7в класса.
4. Танаев Роман, учащийся 8а класса.
5. Буславская Ксения, учащаяся 8б класса.
6. Измайлова Анастасия, учащаяся 8в класса.

            7. Шувалова Мария, учащаяся 9а класса.

            8. Артемова Екатерина, учащаяся 9б класса, капитан команды.

1-й ведущий: А теперь я познакомлю вас с правилами игры! Знатоки должны ответить на 11 вопросов. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 очко. Если хоть на один вопрос они не ответят – очко присуждается команде учителей. Один раз в ходе игры знатоки могут взять помощь зрителей. Итак, мы начинаем игру!  

Вопросы игры

  1. Индейцы называли его «сунья», арабские математики «сифр». Как мы называем его сейчас? (ноль)
  2. Именно этот учебник был первой в России энциклопедией математических знаний. По нему учился М.В. Ломоносов, называвший его «вратами учености». Именно в нем впервые на русском языке введены понятия «частное», «произведение», «делитель». Назовите учебник и его авторов. («Арифметика Магницкого», Л.Ф. Магницкий)

Информационная справка: “Арифметика” Магницкого, первый русский печатный учебник математики. В январе 1998 года исполнилось 295 лет со дня ее выхода. Создавалась она как учебник для будущих офицеров армии и флота, обучавшихся в Школе навигационных и математических наук Влияние этой книги на развитие физико-математических знаний и исследований в России было очень велико. Недаром когда говорят про “Арифметику” Магницкого, то всегда вспоминают слова М.В. Ломоносова, называвшего ее “вратами своей учености”. Она была “вратами учености” не только для Ломоносова, но и для ряда поколений русских людей, сделавших много для просвещения страны. К тому же нужно учесть, что, помимо арифметических знаний, в ней были изложены также алгебраические, геометрические, тригонометрические, астрономические и навигационные сведения, так что произведение Магницкого в действительности было своеобразной энциклопедией математических знаний и давало достаточно обширные прикладные сведения.

  1. Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающиеся на две части». О чем идет речь? (биссектриса)
  2. Ее знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены ее комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Островского. Кто она? (С.В. Ковалевская)

Информационная справка: В истории науки немного найдётся женских имён, которые были бы известны всему миру, о которых знал, хотя бы понаслышке, каждый образованный человек. К числу таких имён, пользующихся мировой известностью, принадлежит имя Софьи Васильевны Ковалевской, замечательной русской женщины, своею деятельностью "немало содействовавшей прославлению русского имени", как сказал о ней Николай Егорович Жуковский, крупнейший русский учёный в области теории авиации.

"Что касается математического образования Ковалевской, то могу

заверить, - писал Вейерштрасс, - что я имел очень немногих учеников, которые могли бы сравниться с нею по прилежанию, способностям, усердию и увлечению наукой". В 1874 г. - Вейерштрасс возбудил перед Геттингенским университетом ходатайство о присуждении С. В. Ковалевской степени доктора философии in absentia (т. е. заочно) и без экзаменов. В письмах профессорам Геттингенского университета Вейерштрасс даёт характеристику трёх работ, представленных Ковалевской, из которых каждая, по его мнению, была достаточна для получения искомой степени. Первая из этих работ - "К теории дифференциальных уравнений в частных производных" - относится к самым основам теории этих уравнений и представляет обобщение соответствующих исследований Вейерштрасса на случай гораздо более сложный. Этим же вопросом до Вейерштрасса занимался крупный французский математик Коши. Теорема, доказанная Ковалевской, относится к числу классических и излагается в настоящее время под названием "теоремы Коши-Ковалевской" во всех основных университетских курсах.

Вторая работа, представленная С. В. Ковалевской, относится к интереснейшей космологической проблеме - вопросу о форме кольца Сатурна. Здесь С. В. Ковалевская развивает исследования Лапласа, считая кольцо жидким (в настоящее время, однако, более правдоподобной считается гипотеза, что кольцо состоит из твёрдых частиц).

В третьей из представленных работ ("О приведении некоторого класса абелевых интегралов к эллиптическим интегралам") С. В. Ковалевская обнаруживает основательное знакомство с труднейшими теориями математического анализа.

В Стокгольме С. В. Ковалевская написала научную работу о вращении твёрдого тела, составившую, по словам Н. Е. Жуковского, главным образом, её учёную славу.

  1. На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик? (Архимед)

Информационная справка: Архимед – древнегреческий ученый, физик, математик, механик. Автор многочисленных открытий геометрии. Основатель гидростатики, механики, изобретатель.  Архимед появился на свет в 287 до н. э. в Сиракузах на Сицилии. Образование Архимед получил в Александрии Египетской, которая в античном мире была научным и культурным центром. В то время Александрийская библиотека процветала, в ней было собрано около 700 000 рукописей. В библиотеке Архимед знакомится с трудами ряда греческих геометров, и эти знания очень пригодились ему в дальнейшем. После обучения Архимед вернулся на родной остров. Родным Сиракузам Архимед сделал немало очень ценных подарков. Развив идеи использования рычага, ученый создан в порту Сиракуз целый комплекс блочно-рычажных механизмов, которые значительно облегчили и ускорили процесс транспортировки тяжелых грузов. Но главную услугу родному городу Архимед оказал в 212 году до н. э. Тогда, во время Второй Пунической войны, римляне осадили Сиракузы. 75-летний ученый принимал активное участие в обороне, применяя на практике свои новые изобретения. Им были созданы мощные метательные машины, которые отправили на тот свет немало римлян. Когда последние все же прорвались поближе к городу, их встретил град камней из легких метательных машин. Краны Архимеда просто переворачивали римские корабли. Несмотря на все усилия Архимеда, Сиракузы в результате предательства все же были захвачены. Во время штурма города римлянами Архимед был убит. Как он погиб, достоверно узнать нельзя, поскольку по этому поводу существует сразу несколько версий. В 75 году до н. э. Цицерон нашел полуразрушенную могилу Архимеда.

  1. В древности такого термина не было. Его ввел в XVII в. французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это? (радиус)
  2. В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе «игральная кость». Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что в черном ящике? (кубик)
  3. Слово, которым обозначается эта фигура, в переводе с греческого означает «натянутая тетива». Что это? (гипотенуза)
  4. Точка, от которой в Венгрии отсчитывают расстояния, отмечена особо. В этом месте в центре Будапешта стоит памятный знак. Кто или что было удостоено таких почестей? (ноль)
  5. Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами-катапультами. Их изобрел для защиты своего города великий ученый Архимед. В черном ящике лежит еще одно изобретение Архимеда, которое и поныне используется в быту. Что в черном ящике? (винт Архимеда)

Информационная справка: АРХИМЕДОВ ВИНТ - водоподъемная машина, вал с винтовой поверхностью, установленный в наклонной трубе, нижний конец которой погружен в воду. При вращении (напр., от ветряного или другого двигателя) винтовая поверхность вала перемещает воду по трубе на высоте до 4 м.

  1. Мы, в отличие от египтян, римлян и славян, пользуемся позиционной системой счисления, в которой всего десять цифр, - «ступеньки». Что это за «ступеньки», перечислите их? (единицы, десятки, сотни)

1-й ведущий: Итак, игра окончена. Счет __ : __ в пользу (учителей/ знатоков).

2-й ведущий: Уважаемые гости! Вы готовы назвать лучшего игрока сегодняшней игры?

(Лучший игрок награждается подарком)

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме:"Организация предметной недели - на примере недели географии"

Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме: "Организация предметной недели- на примере недели географии"...

Сценарий проведения предметной недели в начальной школе. (Неделя информатики).

В школе № 1234 очень много традиций. Одной из таких традиций является проведение предметных недель.  Данные мероприятия проводятся уже не первый год. С начала учебного года учащиеся начальной сту...

«Организация предметной недели – на примере недели географии»

цели, задачи, принципы организации недели географии. Ожидаемые результаты. мероприятия , проводимые в рамках недели географии...

"Неделя спорта и искусств" - план мероприятий предметной недели

План предметной недели ШМО учителей физической культуры, технологии, музыки и изобразительного искусства....

Неделя истории (материалы предметной недели в школе)

Материалы предметной недели истории в КГКСКОУСКОШ VIII вида № 3, проведенной 20-25 января 2014 года с учениками старших классов (8-11 классы)....

Из опыта работы. Предметные недели. Неделя технологии.

Предмет «Технология» - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире п...