ПЛАН-КОНСПЕКТ внеклассного занятия на тему "Карнавал в мировой художественной культуре"
план-конспект занятия (10 класс) по теме

Дмитриева Ольга Александровна

ПЛАН-КОНСПЕКТ внеклассного занятия на тему "Карнавал в мировой художественной культуре". Что такое карнавал? Чем карнавал отличается от других торжеств и празднеств? Как и где проводятся карнавалы в разных странах мира? Отражение карнавала в мировой живописи и русской литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия (классный час) преподавателя АУ СПО «Чебоксарского техникума технологии питания и коммерции» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики Дмитриевой О.А.

Тема:  Карнавал  в  мировой  художественной  культуре

Цели:  

  1. Познакомить  учащихся  с  обычаем  карнавала  как  явлением  мировой  культуры.

 Задачи:

1.   Сформировать  представления  о  специфике  карнавала,   символике  и  значении  с помощью  наглядных средств.

  1. Обеспечить  овладение  учащимися  необходимой  терминологией  при помощи словарной работы и  практического применения  в диалоге.
  2. Сформировать умения  передавать  настроение  и  специфику  карнавала  средствами  изобразительного  искусства.

Зрительный  ряд:  мультимедийная  презентация  «Карнавал в мировом искусстве и литературе».

Творческое  задание: создание  композиции  в  технике  коллажа  на  тему  праздника, карнавала   (работа  в  группах).

Оборудование: доска, компьютер, проектор, экран,  цветная  бумага,  вырезки  из  журналов,  ножницы,  клей.

Ход  мероприятия

Преподаватель: 

Здравствуйте  ребята.   Сегодня   необычный классный час.   У нас присутствуют гости, эксперты республиканской аттестационной комиссии. Будьте внимательны и активны. Пожалуйста,  садитесь, начинаем классный час.

          (Cлайд № 1.) Темой  нашего   разговора  будет  одно  из  самых  ярких  и  запоминающихся  явлений  в  мировой  художественной  культуре – обычай  проведения  карнавала. Сегодня вы узнаете, что такое карнавал, в чем заключаются его особенности, как этот народный обычай повлиял на развитие художественной культуры. А также мы попробуем передать атмосферу карнавала средства изобразительного искусства.

        Большую  часть  нашей  жизни  составляют  будни.  Мы  привычно  идем  на  работу,  учебу,  занимаемся  повседневными  делами.  И  все-таки,  наверное,  было  бы  скучно,  если  жизнь  состояла  из  одних  только  будней.  А  что  является  противоположностью серым  будням,  чего  мы  ждем  с  нетерпением?

Обучающиеся:

        Праздников. Выходных.

Преподаватель:  Чем праздники отличаются от будней?

        Что  необходимо  для  проведения  праздника?

Обучающиеся:

        Праздничные  костюмы. Музыка.  По традиции - еще угощение.

Преподаватель: 

Праздники также отличаются друг от друга по форме проведения и  содержанию. Бывают праздники, государственные, приуроченные к определенным  датам, политическим событиям, религиозные, народные, связанные с обычаями,  поддерживающие определенные традиции.   Одной из форм проведения народных праздников    является карнавал. Какие  ассоциации  вызывает  у  вас это слово?

 Ученики   по  очереди  выходят  к  доске  и  записывают  на  ней  свои  ассоциации.  Преподаватель   озвучивает  ответы учащихся..

Преподаватель: 

(Cлайд № 2.) В  культуре  каждого  народа,  в  любой  стране,  так  или  иначе,  присутствует  обычай  проведения  карнавала. Это одна из древнейших форм проведения массовых торжеств перед строгим постом и ограничениями, которые он накладывал на людей.

(Cлайд № 3.) Само  слово «карнавал»  происходит  от  латинского CARNO – мясо  и  VALE – прощай (запись  на  доске) – «прощай мясо». Обычай ежегодного проведения карнавала закрепился в эпоху Средневековья, когда люди были ограничены в проявлении своих чувств и эмоций канонами церкви. В период проведения карнавала его участники могли расслабиться, повеселиться перед грядущим долгим и строгим постом.

(Cлайд № 4.) Карнавальная  пора  повсеместно  сопровождается  различного  рода  играми  и  забавами.  Люди  веселятся,  наряжаются  в  костюмы  и  маски.  На  время  праздника,  отменяются  все  условности.  Не  важно,  кто  скрыт  под  маской – простолюдин,   рабочий,   студент,   чиновник,     учитель,  глава республики или города- все  они  становятся  равны  в  своих  правах  на  веселье. По карнавальному  обычаю  маски  обращаются  друг  к  другу  только  на  «ты».

По  всему  городу  устраивают  веселые  представления  и  танцы.  Прямо  на  улицах  выступают  артисты.

В  России  то  же  есть  традиция  проведения  карнавала.  Этот  праздник  проходит  у  нас  в  конце  зимы  и  продолжается  целую  неделю.  Как  он  называется?

Обучающиеся:

        Масленица.

Преподаватель: 

        (Cлайд № 5.) Правильно. Масленица как и европейский карнавал характеризуется свободой нравов, безудержным весельем (Широкая масленица), сопровождается обрядами очищения (сжигание чучела Масленицы). Масленичная неделя проводится перед началом Великого Поста.

Европейский  карнавал,  как  и  наша  масленица,  представляет  собой  остатки  тех  языческих  празднеств,  которые  знаменовали  переход  от  зимы  к  весне,  от  старого  года  к  новому.  

        В  древней  Греции  и  Риме  проходили  шумные  празднества  в  честь  бога  плодородия  Диониса  или  Вакха,  которые  назывались  дионисии (вакханалии).  Они  также   сопровождались  маскарадными  шествиями  с  пением  и  плясками. А  какие  ещё  карнавалы  вы  знаете?

Обучающиеся:

        Новогодний  карнавал, Бразильский и др.

Преподаватель: 

(Cлайд № 6.) Есть  ряд  отличительных  черт,  позволяющих  отнести  праздник  именно  к  разряду  карнавала:

  1. Очищение  огнем  и  водой от зла, грехов;
  2. Ряженье  в  маски и костюмы для защиты от сил зла;
  3. Многочисленные  процессии,  веселые народные  гулянья;
  4. Состязания  на  улицах символизирующие борьбу добра со злом.
  5. Обильное  угощение национальными блюдами
  6. Время проведения связано с предстоящим религиозным постом

( все  пункты  записываются  на  доске или представляются на экране)    

(Cлайд № 7.) В истории мировой культуры имеют особое значение Венецианский, Римский, Тирольский (Франция), Нидерландский (Голландия) карнавалы.  Каждый  из  этих  карнавалов  обязательно  включает  в  себя   забавы, отражающие местные народные традиции.

        Так  в  Риме  этот  праздник  сопровождался  перестрелкой  так  называемыми  «confetti». Сейчас  мы  называем  этим  словом  бумажные  украшения,  а  первоначально  «confetti»  представляли  собой  гипсовые  или  медовые  шарики. В  Португалии  прохожего  засыпали  бобами,  горохом,  мукой  и  обливали  водой.  В  Лиме – столице  Перу,  также  обливают  празднующих  водой.

В  последний  день  римского  карнавала  проводят  «праздник  огней».  С  наступлением  сумерек  появляются  маленькие  лучи  света  на  окнах  домов,  мостах,  импровизированных  сценах,  просто  на  улицах. Каждый   участник  карнавала  держит  в  руках  свечу  или  фонарь,  которые  попеременно  тушат  и  зажигают.

        (Cлайд № 8.) В  городе  Тироль  на  юге  Франции  в  заключительный  день  праздника  торжественно  сжигают  олицетворение  карнавала – чучело из  вязанки  соломы  и  дров.  По  улицам  бродят  две  «враждующих  рати»:  пестрые  арлекины  с  погремушками   и  люди  в  белых  рубахах  и  масках.  Они  устраивают  шуточное  состязание  на  главной  площади,  борются вокруг костра,  где  варятся  традиционные  масленичные  лепешки.                                           

        (Cлайд № 9.) Карнавальная  культура  стала  одной  из  главных форм  развития  и  существования  народной  культуры  на  разных  этапах  развития  человечества. В ней  объединяются идеалы,  ценности  и  взгляды  на  мир,  человека  и  общества.

(Cлайд № 10.) Образ карнавала является одним из ведущих в литературе и искусстве на протяжении уже более 500 лет. Карнавал  привлекает писателей и художников, потому что дает множество возможностей для свободного выражения мысли, для отражения философских и нравственно-этических взглядов автора и его мироощущения в целом. Благодаря закрепившейся традиции проведения карнавалов зародилось и развивалось на протяжении столетий театральное искусство.

(Cлайд № 11.) Попробуем проследить, как традиция проведения карнавала повлияла на развитие мирового искусства и литературы (показ мультимедийной презентации «Карнавал в мировом искусстве и литературе»)

Текст, сопровождающий презентацию

(Cлайд № 12.) Образ маски, обязательный атрибут карнавала, - один из ключевых в поэзии М.Ю. Лермонтова. С его помощью выражается то несоответствие между блестящей формой и ничтожным содержанием, которое так поражало поэта в светском обществе. Предметом изображения становится большой свет, который  показан как «маскарад преступников и жертв». Только надев маски на лица,  герои пьесы осмеливаются обнажить свои тайные мысли и чувства и, хотя бы на время, стать самими собой.

В стихотворении "Из под таинственной холодной полумаски" создается характерная для поэта ситуация романтического двоемирия: поэт противопоставляет безыскусный и гармоничный мир природы, который окружал его в детстве и куда он устремляется в мечтах. Используя мотив маски, Лермонтов создает противоречивый образ своей возлюбленной.

(Cлайд № 13.) Женский образ, скрытый под маской, появляется и в цикле стихов А. Блока "Снежная маска". Это таинственная загадочная Незнакомка.   Контраст между светом и тьмой, между белым и черным создается именно с помощью масок ("Сквозь винный хрусталь", "Здесь и там")

(Cлайд № 14.) А. Ахматова, вдохновившись изысканными работами художников А. Бенуа и К. Сомова, изображавших утонченных маркиз и галантных кавалеров, создает свою ироническую стилизацию  (стихотворение "Маскарад в парке).

(Cлайд № 15.) В "Поэме без героя" (1940-1962), она  вспоминает  обстановку своей "тогдашней жизни". Все происходящее представляется какой-то дьявольской фантасмагорией, рождающей образы обреченного на гибель мира.

Анна Ахматова, обращаясь к образу маски, сохранила и развила, в соответствии с духом времени и своей поэзии, то гражданственное, обличительно-пророческое звучание, которым наделил этот образ Лермонтов.

(Cлайд № 16.) Образ  карнавала  прослеживается  и  в  стихотворении  Н. Гумилева  «Маскарад»  Исследователи отмечали, что поэт говорит о мире «подчеркнуто нереальном», но почему-то воспринимаемом «осязаемым и зримым», что сказочная декоративность стихов ощущается как большая реальность по сравнению с самой действительностью.

(Cлайд № 17.) Стихия карнавала также  характеризует Москву в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Воланд и его свита устраивают сначала карнавализованное представление в Варьете, а затем сатанинский бал с элементами карнавала. Причем силы зла на протяжении всего романа творят добро в полном соответствии с законами карнавала. Здесь мы находим все атрибуты и ситуации карнавала: розыгрыши, мистификации, переодевания, фамильярные контакты, увенчания-развенчания, Да и действие происходит накануне Пасхи.

(Cлайд № 18.) Особый завораживающий мир карнавала  на протяжении многих веков был и остается источником вдохновения для художников всего мира. Изображая карнавал, художник выражал своё отношение к миру, к человеку, отображал идею человека в целом.

(Cлайд № 19.) В средневековых Нидерландах центральным эпизодом последнего дня карнавала  была веселая битва между Масленицей и Великим Постом. Перед нами знаменитая картина Брейгеля Старшего на эту тему. В полотно "Битва Масленицы и Поста" художник  включает множество конкретно-бытовых, метко охарактеризованных эпизодов. Скученная, суетящаяся толпа - ряженые, нищие, торговцы, музыканты, игроки, пьяные, гуляки, монахи, зрители - пульсирует массой разнообразных действий. Охваченные неудержимым весельем, люди находятся в непрерывном движении.

(Cлайд № 20.) Жан Антуан Ватто (1684 —1721) — французский художник, мастер стиля рококо, для живописи которого также чрезвычайно характерны театральные, маскарадные элементы.  "Маскарад", и "театр" у Ватто не просто праздник,  а особый способ познания мира. Художник включает в композицию своих полотен персонажей нородной итальянской комедии дель Арте. Пьеро, Коломбина, Арлекин помогли художнику стереть грань между театром и окружающим миром, между вымыслом и реальностью, намерением и поступком («Итальянские комедианты»).

(Cлайд № 21.) Не  миновало  увлечение  карнавалом  и  бельгийского живописца и графика  Джеймса Энсора (1860 - 1949).  Этого  художника называют предтечей современного фантастического искусства. Большое место в работах зрелого периода творчества Энсора занимают картины, посвященные теме масок, марионеток и карнавала.

 (Cлайд № 22.) Энсор известен как создатель ярких гротескных полотен, в которых лица людей скрыты символами-масками. Человеческая натура определяется заданной маской, скрывающей истинный мир переживаний души человека.

В русской живописи образ карнавала становится популярен на рубеже 19 и 20 веков, и связано это в первую очередь с новой волной увлечения театром.

(Cлайд № 23.) Художники «Мира искусства» (Бенуа, Добужинский, Бакст) активно сотрудничают с театральными труппами, режиссерами, привлекаемые для реализации «русских сезонов» в Париже и Лондоне, они готовились к ним с особой тщательностью, и эта область их работы тесно смыкалась графикой. Создавались целые серии акварелей костюмов и вариантов грима, на бумаге рождались образы и типы действующих лиц.

В 1898 году Бенуа пишет  «Маскарад при Людовике XIV» .  Художник подчеркивал,  что не собирался представить какой-либо определенный случай, происходивший в известный момент, а  хотел  изобразить нечто вообще очень праздничное и блестящее. Маскарад  происходит под открытым ночным небом, отражающим огни иллюминаций; площадка сада окаймлена архитектурной декорацией. На этом довольно тускло освещенном фоне почти силуэтами выделяются фигуры ряженых. Центр занимает невысокая фигура самого короля; он как бы выслушивает шутливую речь, произносимую склоняющейся к нему огромной (три раза выше его ростом)  матушки Жигонь – символа плодородия.

(Cлайд № 24.) В 1908 году в Германии вышла, в первом издании «Книга маркизы» К. А. Сомова. Это сборник рисунков, к которым сам художник  - подбирал более или менее подходящие тексты из французской прозы и поэзии 18 века.

(Cлайд № 25.) Ни один из рисунков не является иллюстрацией в точном смысле. Сомов в своей книжной графике, прежде всего «рассказчик»,  он изображает с несомненным тактом галантные сценки и особо любит маскарады.

(Cлайд № 26-27.) Николай Сапунов работал в атмосфере особенного тесного взаимовлияния живописи и театра. Художник, писал совместно с Судейкиным, создавая декорации к спектаклям театра Мейерхольда

(Cлайд № 28.) Карнавал -  одно   из  ярчайших  явлений   народной культуры, являясь частью традиционной культуры, он органично вошел и в культуру художественную, стал источником вдохновения для многих писателей и художников, представляющих разные эпохи, страны. (Cлайд № 29.)

(Cлайд № 30.) Для карнавальной культуры характерны мотивы игры, маски, куклы, нечисти, безумия,, площадные театральных представлений, сближения «высокого» и «низкого», свобода от всяческих  норм.  В разной степени, они присутствуют в творчестве многих художников, писателей, поэтов.

Преподаватель: 

         А  теперь  попробуем  сами ненадолго стать художниками и  передать атмосферу  карнавала  средствами  изобразительного  искусства. Какие  цвета и  их  сочетания вы  выберете,  чтобы  передать  атмосферу  праздника?

Обучающиеся:

        Яркие,  контрастные.

Преподаватель: 

        Хорошо.  Сегодня  мы  будем  работать  в  технике  коллажа. (Cлайд № 31.)  Коллаж (от фр – collage-приклеивание) – прием в ИЗО заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Ваша  задача  с  помощью  цветной  бумаги,  журналов,  ножниц  и  клея  создать   композицию  на  тему  русского карнавала - Масленицы  и  затем  прокомментировать  свою  работу,  рассказать,  почему  вы  выбрали  именно  эти  цвета,  те  или  другие  элементы. (Обсуждение получившегося в результате совместной работы коллажа).

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Что вы хотели показать в своей работе, какой момент карнавала хотели запечатлеть?
  2. Опишите свою работу. Почему вы использовали именно эти цвета, фактуры, материалы?

Преподаватель: 

Итак, сегодня мы познакомились с обычаем проведения карнавала. Ответьте, пожалуйста, на вопросы: Чем отличается карнавал от любого другого праздника? Откуда эта традиция берет своё начало?

Обучающиеся:

 Карнавал имеет особую структуру и время проведения, обычай берет начало в Древней Греции и Риме где проводились празднества в честь богов плодородия. Для карнавала характерно: очищение  огнем  и  водой; ряженье  в  костюмы; многочисленные  процессии,  народные  гулянья; состязания  на  улицах; обильное  угощение; связь с силами добра и зла.

Преподаватель: 

Какие карнавалы вы знаете, в каких странах сохранился обычай проведения этого вида массовых торжеств?

Обучающиеся:

Венецианский, Масленица и др.

Преподаватель: 

Кто из художников, поэтов и писателей вдохновлялся карнавалом при создании своих произведений?

Обучающиеся:

Карнавал находит свое отражение практически во всех видах искусств, наиболее ярко его черты проявляются в литературе, театре, живописи. Образы, связанные с обычаем проведения карнавала присутствуют в поэзии и прозе М. Ю. Лермонтова, А.Блока, А.Ахматовой, Н.Гумилева, М. Булгакова, других поэтов и писателей, а также в творчестве таких художников как П. Брейгиль, А. Ватто,  Д. Энсор, А.Бенуа, К.Сомов и др.

Преподаватель: 

Спасибо за активную работу, за ваши содержательные ответы. Скажите, пожалуйста, было ли вам сегодня интересно работать? Есть ли то, о чем вы не знали раньше, а узнали сегодня. На этом завершим нашу сегодняшнюю встречу. Готовьте ваши предложения – какие темы вас интересуют для обсуждения на классных часах. (Cлайд № 32.)  До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по теме «Евангельские сюжеты в мировой художественной культуре»

«Евангельские сюжеты в мировой художественной культуре» «Христианство – это то дерево,на котором р...

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Статья "Элементы технологии "Педагогика сотрудничества" на учебных занятиях по дисциплине "Мировая художественная культура" "

Статья "Элементы технологии "Педагогика сотрудничества" на учебных занятиях по дисциплине "Мировая художественная культура" "...

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе пограмме Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты. Можно использовать как раздаточный материал при отсут

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты...

План-конспект общешкольного внеклассного занятия по профильному труду «Мы лучше всех»

Цель: актуализация знаний по профильному труду (швейное дело, столярное дело, домоводство). Задачи:способствовать систематизации знаний по направлениям профильного обучения;развивать логичес...