физическое воспитание в формировании культурно-образовательного пространства общеобразовательной школы
статья на тему

Курбатова Светлана Сергеевна

Образование все более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. Система образования рассматривается как система условий для личностного становления, культурного саморазвития. Образовательное учреждение как институциональная форма организации системы образования сохраняет эту сущностную характеристику. Это означает, что сегодня клавным направлением построения и развития любого образовательного учреждения является создание условий для культурного развития обучаемого, создание культурной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физической воспитание в формировании культурно-образовательного пространства общеобразовательной школы

Курбатова С.С., учитель физической культуры, МОУ «Боградская СОШ»

Образование всё более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. Система образования рассматривается как система условий для личностного становления, культурного саморазвития. Образовательное учреждение как институциональная форма организации системы образования сохраняет эту сущностную характеристику. Это означает, что сегодня главным направлением построения и развития любого образовательного учреждения является создание условий для культурного развития обучаемого, создание культурной среды.

В культурно-образовательном пространстве условно выделяют учебно-развивающую среду, внеклассную досугово-развивающую среду.

Важная задача образовательного учреждения – это формирование не только знаний, умений и навыков, но и подготовка учащихся к жизни в обществе. Решение этого постулата мы видим в расширении культурно-образовательного пространства для всех субъектов образовательной деятельности.

Определив для себя (физкультурно-спортивного актива школы) главную стратегическую цель – поставить физкультурно-оздоровительную работу на более высокий уровень и ряд задач по вовлечению учащихся школы к регулярным занятиям физической культурой и спортом, активизации борьбы с вредными привычками и привлечение учащихся к проектной деятельности, был разработан план мероприятий, которые впоследствии стали традиционными в школе.

Любимыми в школе стали следующие крупные мероприятия:

  • «Малые зимние Олимпийские игры», при организации и проведении которых соблюдаются все традиции и порядок проведения настоящих Олимпийских игр. В них принимают участие учащиеся всей школы с 1 по 11 классы. Разработаны специальные конкурсы и эстафеты с санками, лыжами и другим зимним традиционным и не традиционным инвентарем;
  • «Веселые старты» для каждой параллели классов;
  • соревнования по различным видам  спорта;
  • беседы, конкурсы плакатов, классные часы, о вреде алкоголизма, табакокурения и наркомании, здоровом образе жизни, личной и общественной гигиене и т.д.;
  • праздник песни и строя, посвященный 23 февраля;
  • «Попрыгушки – веселушки», игры и развлечения для учащихся

начальной школы;

  • дни здоровья, проводимы отдельно для начальной школы, среднего и старшего звена;
  • военно-спортивная игра «Зарница»;
  • «Мама, папа, я – спортивная семья»;
  • конкурс «Лучший спортсмен года» (по результатам тестирования физической подготовленности и участию в соревновательной деятельности) и ряд других интересных мероприятий.

Сельская школа – центр единого культурно-образовательного пространства на селе, так как к организации и проведению всех мероприятий привлекаются различные организации и сельские учреждения.

Школа, как культурно-образовательное пространство на селе, позволяет обеспечить единство и целостность воспитания духовно-нравственной личности.

Одной из важнейших задач современной школы является не только развитие интеллектуальных способностей учащихся, формирование у них навыков самостоятельной жизни за порогом школы, но и социализация выпускников. Социализация, т.е. способность активно и осознанно выстраивать свою жизнь и включаться в систему общественных связей, невозможна без усвоения духовно-нравственного опыта предыдущих поколений, т. е. без воспитания.

«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка».[1]

Обучая детей физической культуре, важно не только научить их правильно бегать, прыгать, ходить, дышать, дать определенные знания в этой области. Важно приобщить обучающихся к общечеловеческим ценностям (память, мир, культура, патриотизм, дружба, труд и т.д.), способствовать развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

В основу воспитательного процесса ставлю технологию коллективного творчества, использую личностно-ориентированный подход.

Советом физкультурников школы было принято решение о создании исследовательского проекта, посвященного спортсменам, людям, внесшим большой вклад в развитие физической культуры и спорта в Боградском районе, учителям, тренерам, воспитавшим не одно поколение спортсменов и прославившим район на уровне области, края, страны, международных спортивных аренах.

В ходе поисковой работы удалось собрать уникальнейший материал, который позволяет раскрыть ранее не исследованную страницу нашего района. Рабочее название этого проекта «Спортивные достижения спортсменов земляков как образец воспитания личности учащихся». Его конечным результатом должно стать издание книги, подарочные экземпляры которой будут вручаться спонсорам и партнерам на торжественных мероприятиях. Собранный материал планируется передать в дар  в школьный и районный музеи.

Начата работа по сбору и оформлению стендов, посвященных физкультурно-оздоровительной работе в школе, истории спортивных достижений учащихся школы и прославленных спортсменов Боградского района, пропаганде здорового образа жизни.

Много проделано работы, еще больше предстоит сделать. Ребята с большим энтузиазмом берутся за любое, порученное дело, несмотря на его трудности и постоянную нехватку времени.

 Каждый новый день нашей жизни предъявляет к нам новые требования. Мы хотим, чтобы эти дни стали нашими лучшими днями. Мы хотим заниматься тем, чем нам интересно и полезно. А наша страна дает нам большие возможности расти, учиться, выбирать дороги по душе.

Без физической культуры нет всестороннего развития личности. Как одну из важнейших задач рассматривает наша страна воспитание крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил человека.

Наша задача направить эту работу в нужное русло, создать благоприятные условия творческой деятельности в культурно-образовательном пространстве для учащихся и молодежи. Ведь совсем не обязательно быть чемпионом – это может не каждый, но быть полезным и нужным обществу – это может любой. И это долг каждого настоящего человека.

                       

Литература

1. 1. Хрестоматия по педагогике, сост. Кандидат пед. наук, доцент С.Н.Полянский,

   пособие для учащихся педучилищ, Изд.2, испр. и доп., М. «Просвещение», 1972, стр.    

   74. ( «Книга для родителей», А.С.Макаренко,  Соч., т. IV, стр.20 )      

                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль патриотического воспитания в формировании патриотического сознания учащихся общеобразовательной школы"

Большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения вносит внеклассная работа и очень важны для ребят концерты, на которые приходят ветераны, они являются примером героизма, мужества и о...

Инновационная деятельность психолога по организации адаптивного пространства общеобразовательной школы

Инновационная деятельность психолога по организации адаптивного пространства общеобразовательной школы...

Роль физической культуры в формировании знаний обучающихся в общеобразовательной школе

Роль физической культуры в формировании знаний обучающихся в общеобразовательной школе...

Поликультурное воспитание и формирование гражданской идентичности в общеобразовательной школе

В статье рассматриваются  особенности и проблемы поликультурного воспитания современного подрастающего поколения нашей страны, необходимость подготовки современного образования к работе в поликул...

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА ( на примере ГКОУ ВО « Санаторная школа-интернат г.Вязники для детей, нуждающихся в длительном лечении»)

В данной статье рассматривается вопрос о физическом воспитании детей и формировании культуры здоровья в условиях школы – интерната. Регулярные занятия физическими упражнениями положительно влияю...

Формирование целостного образовательного пространства в школе на основе интеграции основного и дополнительного образования

Обеспечить познавательную активность детей, развить творчество в процессе обучения в школе являются помогают интегрированные уроки. Это эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении к...