Поликультурное воспитание и формирование гражданской идентичности в общеобразовательной школе
статья

Багавиева Гульгенэ Мунировна

В статье рассматриваются  особенности и проблемы поликультурного воспитания современного подрастающего поколения нашей страны, необходимость подготовки современного образования к работе в поликультурном образовательном пространстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поликультурное воспитание и формирование гражданской идентичности в общеобразовательной школе

На современном этапе развития общества наблюдается ускорение процесса глобализации, который затрагивает различные сферы жизнедеятельности человека — социальную, экономическую, политическую, культурную и другие. Позитивное протекание данного процесса невозможно без формирования поликультурного социума на основе взаимодействия и дальнейшего сближения представителей различных народов.

Современное образование ставит перед собой задачу — формирование гражданской идентичности, воспитание в личности нового поколения: умения уважительно относиться к культурным ценностям других народов и организовывать коммуникацию с людьми различных национальностей, вероисповеданий, социальных групп. Федеральный государственный образовательный стандарт разработан «с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации» и направлен на обеспечение «единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России» 

Формирование гражданской идентичности предполагает формирование следующих компонентов:

  •  когнитивный (познавательный) - знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символики, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;
  •  эмоционально - оценочный (коннотативный) - рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;
  •  ценностно - ориентировочный (аксиологический) - уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;
  •  поведенческий - участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным  и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Ценностные нормативные характеристики личности как идеального представителя гражданского общества, обеспечиваемые набором программ по формированию гражданской идентичности, этнической идентичности и общечеловеческой идентичности включает:

  •  осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю о своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире;
  •  гражданский патриотизм;
  •  установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры "малой Родины";
  •  готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие;
  •  осознание своей сопричастности к судьбам человечества;
  •  установка на владение универсальными способами познания мира.

В Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации говорится о том, что внедрение программ  поликультурного воспитания через учебные курсы в общеобразовательном учреждении является неотъемлемой частью системы образования и важным элементом стратегии культурного развития, поэтому не приходится сомневаться в значительной роли программ поликультурного воспитания в общеобразовательной школе.

Одной из таких программ является программа поликультурного воспитания под названием «Единство России», осуществление которой представляется возможным с помощью регионального компонента учебного плана. В основу программы заложено   формирование базовых компетентностей:

  •  социальная компетентность: способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, толерантность, способность ненасильственно разрешать конфликты, участвовать в развитии демократических основ жизнедеятельности;
  •  коммуникативная компетентность, относящаяся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни;
  •  информационная компетентность, связанная с возрастанием информатизации общества, владением информационными технологиями, массмедийными средствами и рекламой;
  •  образовательная компетентность, способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни» и др.

        Программа ориентирует также на  формирование, среди прочих, таких компетенций как умение работать в режиме сотрудничества и социального партнерства. Развитие индивидуальности, формирующейся в общении, в коллективе и через коллектив рассматривается как необходимый элемент воспитательной деятельности.

        Программа состоит из трех, связанных логически и тематически, частей. В каждой части выделены модули, предполагающие различные виды деятельности, которые направлены на работу как с обучающимися, так и с родителями. Первая часть ориентирована на формирование толерантности как необходимого качества личности будущего.

Первый модуль данной части содержит теоретические материалы на различные темы: «Этническая картина мира», «Межнациональные отношения — прошлое, настоящее, будущее», «Культурное наследие народов мира», «Мой дом — моя крепость», «Традиции моей семьи», «Психологические основы межэтнического взаимодействия», «Конфликты на почве национальной принадлежности», «Язык — история народа», «Гастрономические путешествия», «Великие люди — сокровище нации», «Сущность нации» и т. д. Формой работы в организации учебного процесса по второму модулю выступают практические занятия. Каждое практическое занятие соответствует темам первого модуля и закрепляет полученные знания. Особенностью второго модуля является использование средств и методов рефлексивно-деятельностного подхода, что позволяет участникам процесса проживать события, происходящие во время взаимодействия. Тем самым происходит вторичное осмысление полученной информации, перенесение ее в плоскость личностного восприятия до прочного усвоения. В основе построения программы заложена схема, разработанная Г.П. Щедровицким, «деятельность-коммуникация-мышление», поэтому формами взаимодействия выступают различные интерактивные уроки, практические занятия, фокус - группы, дискуссии, тренинги, организационно - деятельностные игры и т. д., позволяющие сформировать личностные, метапредметные и рефлексивные умения учащихся.

Поскольку традиционно главным институтом воспитания считается семья, и по длительности воздействия на личность ни один институт не может сравниться с семьей, нельзя не учитывать данный факт при реализации программы поликультурного воспитания, поэтому вторая часть предусматривает работу с родителями.

Третья часть программы предполагает совместную деятельность родителей и учащихся. Виды работы в данном случае могут быть самыми разнообразными. Например, фестивали, видео-мастерские, фотовыставки, ярмарки, театральные постановки и т. д.

По завершении учебного курса участники (родители и дети) создают собственные проекты, которые становятся результатом их деятельности в виде реального интеллектуального продукта.

В целях эффективной реализации программы планируется привлечение представителей национальных объединений к учебному процессу как носителей этнокультурных ценностей своего народа.

Таким образом, поликультурное воспитание является важнейшим элементом в современной системе образования, направленной на интеграцию представителей различных народов, сохранение и защиту этнокультурной самобытности, и способствует формированию форм толерантного взаимодействия в обществе.

Список литературы

  1. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации.
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования // 2010. — № 1897.
  3. Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» // 2012. — № 273. — Ст. 3.
  4. Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» // 2012. — № 273. — Ст. 12.
  5. Программа поликультурного воспитания «Единство России».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

физическое воспитание в формировании культурно-образовательного пространства общеобразовательной школы

Образование все более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. Система образования рассматривается как система условий для личностно...

Формирование гражданской идентичности через воспитание экологической культуры у детей

В презентации промежуточный отчет по самообразованию педагога дополнительного образования по теме. Экологическая культура является показателем образа жизни современного общества. Велико значение в эко...

Статья "Роль патриотического воспитания в формировании патриотического сознания учащихся общеобразовательной школы"

Большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения вносит внеклассная работа и очень важны для ребят концерты, на которые приходят ветераны, они являются примером героизма, мужества и о...

Формирование гражданской идентичности с использованием образовательного и воспитательного потенциала общеобразовательных гуманитарных дисциплин

Материалы внеклассной работы по предмету, представленные на конференции "Русский язык как фундаментальный фактор формирования гражданской идентичности"...

Социальная совместная работа семьи и школы как средство формирования гражданской идентичности у воспитанников пришкольного интерната

Л. А. Субракова, воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат им. М. И. Чебодаева».Социальная совместная работа семьи и школы как средство формирования гражданской идентичности у воспитанни...

Историко-краеведческое воспитание как средство формирования гражданской идентичности школьников.

Понимание  гражданской идентичности школьников через историко-краеведческое воспитание.Из опыта работы....