Конспект урока по информатике " Час кода в России"
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) на тему

Чибисов Алексей Александрович

 

    Тема урока: «Кодирование информации»( учитель информатики  Чибисов А.А.).

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации.

Задачи урока:

образовательная: сформировать у учащихся представления о том, как можно кодировать информацию и зачем это делать; познакомить со способами кодировании.

развивающая: развить умения анализировать, обобщать знания, выделять главное; развить творческую активность учащихся;

воспитательная: воспитать интерес к уроку, ответственность за свой выбор, понимание основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах, аккуратность, воспитание информационной культуры учащихся.

Тип урока: изучение и закрепление новой темы.

Оборудование:  компьютер, программы Microsoft Office PowerPoint, карточки.

Формы проведения урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по информатике по теме: «Кодирование информации».  

   

Цель урока

 

 Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации.

 План урока  

  1. Организационный момент. 

Сообщение темы, целей и задач урока.

 

  1. Актуализация знаний.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с Вами повторим материал, изученный на прошлом уроке.

 

  1. Что такое информация?

/Информация – это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.

  1. Какие действия человек совершает с информацией?

/Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./

  1. Как человек хранит информацию?

/Хранение информации в уме – собственная (внутренняя информация) – оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества./

  1. Какие современные носители информации вам известны?

/Магнитные и лазерные диски, флеш-карты – обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)/

  1. Изучение новой темы.

История кодирования информации начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира.

Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака.

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника – человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок – кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок – сообщает учащимся о долгожданной перемене. Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование. Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование.

Код-это система условных знаков для представления информации.

Кодирование- формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Декодирование – это процесс восстановления содержания закодированной информации.

 

        Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.

                Существует три основных способа кодирования информации:

  1. Графический – с помощью рисунков или значков;
  2. Числовой – с помощью чисел;
  3. Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и текст.

 

Людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: Азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука. В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги. Шифрование — это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату.

Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом.

Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Это сделано для того, чтобы сократить длину всего сообщения. Но из-за переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому для разделения приходится использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, т.к. в нем используются три знака: точка, тире, пропуск.

 

  • Двоичное кодирование – это перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления. Вся информация, поступающая в компьютер (винчестер) кодируется числами 1 и 0, это может быть картинка, буквы, числа, так поступающую информацию видит компьютер.

 

4.Закрепление новой темы.

Ребята, сейчас мы с вами выполним практические задания для закрепления. Послушайте условия выполнения работы:

  • Вы разделитесь на две команды.
  • Придумайте и запишите название команды.
  • Выберите капитана команды.

 

У вас на столах лежат карточки, которые помогут вам выполнить предложенные задания.

 

На выполнение задания дается определённое время, если выполняется раньше – команда получает 1 балл. Напоминаю: соблюдать тишину и ТБ в компьютерном классе!

 

Задание №1 «Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе»

(закодированное слово в столбик)

Команда 1                                                        Команда 2

__   __          м               __   .__   .   ц                . __  __ .   п            __               т

__   __   __   о                .     .            и                . __ .         р             .                 е

__   .             н                .     .   __   . ф                . .              и             __   .   __   к

. .                  и                .   __   .       р                __ .           н             .     .     .     с

__                 т                .   __          а                        __             т             __              т

__   __   __   о                                            __ . .         е              

. __ .             р                                           . __ .         р              

 

Задание №2 «Декодирование слов по номерам букв (конкурс капитанов)»

Команда 1                                                        Команда 2

23     13     6     2        ХЛЕБ                                9     15     1     12                ЗНАК

9     3     21     12        ЗВУК                                14     29     26     30                МЫШЬ

2     21     12     3     1        БУКВА                        25     10     19     13     16        ЧИСЛО

 

Задание №3 «Заменить буквы её порядковым номером в алфавите: А1, Б2, В3, …, Я33»

Команда 1                                                        Команда 2

Алфавит                                                 Тетрадь

1   13   22   1   3   10   20                                20   6   20   18   1   5   30

Блокнот                                                 Циркуль

2 13 16 12 15 16 20                                          24 10 18 12 21 13 30  

 

Задание №4 «Закодировать текст используя код Цезаря (на 1 букву вперёд)»

Команда 1                                                        Команда 2

Компьютер                                                Клавиатура

лпнрэяуёс                                                   лмбгйбуфсб

Таблица                                                График

убвмйчб                                                дсбхйл

 )

Подведение итогов – команда победитель.

5. Итог урока

Наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать (ответы учеников)

- повторили материал пройденный на прошлом уроке;

- изучили новый материал – кодирование информации;

- закрепили новый материал на практике.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по информатике в 5 классе и презентация "Информация. Информатика. Компьютер.Техника безопасности и организация рабочего места".

Цель данного урока:1.познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;2. дать представление о понятии "информация",её видах,  о предмете "Информатика"....

Урок по информатике "Час кода"

Цели урока: создание условий, формирующих представление об изучении и развитии информатики и программирования в России, профессий, связанных с информатикой. Задачи урока:  обучающие- знать место и...

Конспект урока по информатике «Час Кода»

урок посвящен наиболее востребованной профессии - программист, рассказывает о положительных особенностях и наглядно показывает, каких успехов достигли представители данной профессии...

План-конспект урока по информатике в 8 классе Урок 8. Работа с таблицами. Редактор формул.

План-конспект урока по информатике в 8 классеУрок 8. Работа с таблицами. Редактор формул....

8 класс конспект урока на тему Час кода - 2015 год

В рамках акции проводимой в России создан конспект урока для 8 класс на тему Час кода - 2015 год...

Конспект урока на тему "Час кода", 2015

Тематический урок информатики...

Конспект урока по информатике по теме "Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе"

Цели урока:научить правильно и безопасно организовывать своё рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия информации в живой и неживой природе, информатике;воспитание информацио...