внеклассное мероприятие "Музыкальное окружение А.С. Пушкина"
материал на тему

Алексеева Светлана Дмитриевна

Дидло,  балерина Истомина, Одоевский, Глинка, Гоголь, Виельгорский- это не полный список людей, входивших в окружение Пушкина, вдохновлявших его , почитавших его талант. Они жили во времена Пушкина, они сами вдохновлялись творчеством росийского гения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz._okr._pushkina.docx28.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дедовичская средняя школа № 1»

Внеклассное мероприятие

                                                                    Автор С.Д. Алексеева

                                                                учитель, воспитатель ГПД

Тема: « Музыкальное окружение Пушкина» (слайд 1)

Цели: расширить кругозор учащихся в отношении            А.С. Пушкина и людей,  его окружавших;

воспитывать чувство гордости за своих соотечественников,

 умение понимать и воспринимать классическую музыку.

Ведущий: Нам дорого все,  что связано с именем нашего великого земляка, поэта Александра Сергеевича Пушкина. Его жизнь, его творчество неотделимы от русской культуры. Среди друзей поэта мы встречаем выдающихся людей своего времени: героев Отечественной войны 1812 года и декабристов, тех, кто снискал себе славу писателей, поэтов, ученых и философов, живописцев и композиторов, актеров и критиков. Он был близко знаком с Рылеевым, Гоголем, Карлом и Александром Брюлловыми, Кипренским, Глинкой, Верстовским, Чаадаевым, Зинаидой Волконской, Владимиром Одоевским и Олениными. (слайд 2)

И естественно, что мы стремимся как можно больше узнать о людях, которые  его окружали. И сегодняшний разговор мы посвятим Пушкину, музыке и людям, тесно связанным с музыкой.

Творения Пушкина буквально пронизаны музыкой, точнее, музыка - та основа, на которой вытканы строки его произведений, будь то поэзия или проза .

Чтец 1: « …Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею…»  Отрывок из повести «Метель».

Чтец 2: «…Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегла небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло… все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным…» «Капитанская дочка»

Музыка пушкинского стиха сопутствует нам с самого рождения и до старости. В раннем детстве мы заучивали наизусть похожие на народные песни строки пушкинских сказок.

Чтец 1: (на фоне музыки Римского – Корсакова «Полет шмеля»

 …А царевич хоть и злится, Но жалеет он очей

Старой бабушки своей;

Он над ней жужжит, кружится –

Прямо на нос ей садится,

Нос ужалил богатырь:

На носу вскочил волдырь.

И опять пошла тревога:

«Помогите, ради бога!

Караул! лови, лови,

Да дави его, дави…

Вот ужо! пожди  немножко,

Погоди!..» А шмель в окошко,

 Да спокойно в свой удел через море полетел…»

А в юности, открыв роман «Евгений Онегин», мы никогда не забудем пушкинскую Татьяну и ее письмо к Онегину.

Чтец 2:  «Я к вам пишу ... »

Неудивительно, что почти все произведения великого поэта положены на музыку.· Дань его творчеству отдали Глинка, Мусоргский, Даргомыжский, Чайковский и другие русские композиторы (слайд 3).

Первое в истории театра обращение к творчеству Пушкина принадлежит балетмейстеру Большого театра в Москве Адаму Павловичу Глушковскому. В 1820 году была опубликована поэма «Руслан и Людмила», а в 1821 году Глушковский поставил у себя в театре балет «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника». Музыку к нему сочинил Ф.Е. Штольц. Так как Пушкин в то время находился в ссылке в Кишиневе, имя его на афише не указали. (слайд 4)

Спустя 2года учитель Глушковского , петербургский балетмейстер Шарль Дидло, обратился к другой пушкинской поэме - «Кавказский пленник» и перевел ее на язык балета. Музыку к спектаклю «Кавказский пленник, или Тень невесты» написал Катерино Альбертович Кавос (17751840) , композитор, дирижер, «директор музыки» императорских театров (слайд 5). Музыка Кавоса к балету «Кавказский пленник ... » была не самым лучшим его сочинением, но этот спектакль стал венцом творения Дидло и имел по тем временам огромный успех.

В роли Черкешенки в этом спектакле выступала любимица публики, лучшая танцовщица той поры – Авдотья Ильинична Истомина (1799 – 1848). (слайд 6).

Имена Дидло и Истоминой Пушкин не приминул упомянуть в своем романе в стихах «Евгений Онегин»:

Чтецы: « ... Там и Дидло венчался славой,

               Там, там под сению кулис

                Младые дни мои неслись .... »

Чтецы:  « ... Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет ... »

Современницей Пушкина была так же Анна Матвеевна Степанова (1816-1838) (слайд 6) - актриса и певица, появившаяся на сцене в год смерти Пушкина. А.М.Степанова в 1837 году пела партию китаянки Пеки в опере Обера «Бронзовый конь». Но судьба ее печальна: в 22 года она умела от чахотки, пережив поэта всего на 1 год.

Поэтические  отклики Пушкина на искусство К. Дидло, А. И. Истоминой, А. А. Лихутиной, Е. И. Колосовой свидетельствуют о его большом интересе к искусству балета, понимании им глубины особенностей русского  танца, в котором виртуозная техника сочетается с одухотворённостью, глубиной чувств. Только при жизни поэта на сюжеты произведений Пушкина  поставлено три балета. Среди них, кроме уже названных,  и"Чёрная шаль, или Наказанная неверность" на собственную музыку (1831,  балетмейстер Глушковский).

Во времена Пушкина в богатых дворянских домах,  кроме больших балов, принято было еженедельно устраивать вечера для более узкого круга друзей и знакомых. На этих вечерах велись беседы о литературе, музицировали. Завсегдатаями их бывали литераторы, композиторы. Поэты читали стихи, писатели - отрывки из новых произведений. Композиторы знакомили публику со своими музыкальными сочинениями. Иногда они приводили певцов, которые исполняли арии из новых опер и романсы.

Михаил Иванович Глинка вспоминал, что в 1834 году, по возвращении из-за границы, он «постоянно посещал вечера В.А.Жуковского. Он жил в Зимнем дворце, и у него еженедельно собиралось избранное общество, состоящее из поэтов, литераторов и вообще людей, доступных к изящному... А.С.Пушкин, князь Вяземский, Гоголь, Плетнев были постоянными посетителями. Гоголь при мне читал свою «Женитьбу». Князь Одоевский и Виельгорский  бывали также нередко. Иногда вместо чтения пели, играли на фортепиано ... »

В знаменитом, прозванном «академией», петербургском салоне князя Владимира Федоровича Одоевского (1803 - 1869 ), писателя, философа, педагога и музыканта, сходились Пушкин и Жуковский, Вяземский и Гоголь ... композиторы Глинка, Даргомыжский и Серов. Писатели ценили в хозяине дома тонкий вкус и доброжелательность, музыканты - дар отличного пианиста и критика. (слайд 7)

Одоевский считается одним из основоположников русского классического музыковедения. Его перу принадлежит прекрасная статья о лучшей опере Алексея Николаевича Верстовского (1799 - 1862) «Аскольдова могила» (1835), этом значительном произведении русского национального оперного искусства. Вместе с Пушкиным и Гоголем Одоевский высоко оценил оперу Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), поставленную на сцене в1836году. А в преддверии премьеры другой оперы великого композитора - «Руслан и Людмила» он писал в ноябре 1842 года в «Санкт-петербургских новостях»: «В Европе не много таких музыкальных талантов, как Глинка; в русском искусстве не много таких сюжетов, как «Руслан и Людмила» Пушкина ... »

В 1845 году, незадолго до своей смерти, Вильгельм Кюхельбекер писал Одоевскому из сибирской ссылки: « ... тебе и Грибоедов, и Пушкин, и я завещали всё наше лучшее; ты перед потомством и отечеством представитель нашего времени, нашего бескорыстного стремления к художественной красоте и к истине безусловной ... » Один из сильнейших русских прозаиков, В.Ф.Одоевский своими литературными успехами был немало обязан творческому общению с Пушкиным, его советам.

В конце 1820-х годов А.С.Пушкин особенно часто посещал салон (слайд 8) Олениных в Приютине (слайд9), их загородный дом под Петербургом. Там тоже бывали писатели, ученые, художники и музыканты. Хозяин дома первый директор Публичной библиотеки в Петербурге, президент Академии Художеств - Алексей Николаевич - сделал рисунок для фронтисписа первого издания поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». В 1828 - 1829 годах поэт был сильно увлечен дочерью А.Н.Оленина Анной Алексеевной (слайд 10), которой посвятил несколько стихотворений:

Чтец 1:   «Ты и Вы»,

Пустое  вы сердечным ты

Она, обмолвясь, заменила

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.

Пред ней задумчиво стою,

Свести очей с нее нет силы;

И говорю ей: как  вы милы!

И мыслю: как тебя люблю!

Чтец  2:   «Ее глаза»

Она мила – скажу меж нами –

Придворных витязей гроза,

И можно с южными звездами

Сравнить, особенно стихами,

Ее черкесские глаза,

Она владеет ими смело,

Они горят огня живей;

Но, сам признайся, то ли дело

Глаза Олениной моей!

Какой задумчивый в них гений,

И сколько детской простоты,

 И сколько томных выражений,

И сколько неги и мечты!..

Потупит их с улыбкой Леля –

В них скромных граций торжество;

Поднимет – ангел Рафаэля

Так созерцает божество.

С музыкантом и композитором, бывшим одновременно и государственным деятелем, Михаилом Юрьевичем Виельгорским (слайд 11) Пушкин был не только близко знаком, но и находился в тесной дружбе. Не случайно после смерти поэта по просьбе Н.Н. Пушкиной М.Ю. Виельгорский был назначен одним из опекунов малолетних детей поэта. Дом Виельгорских, сначала в Москве, а затем в Петербурге, был крупнейшим центром музыкальной жизни, где устраивались концерты симфонической и камерной музыки и выступали многие великие музыканты: Лист, Берлиоз, Шуман (слайд 12) и другие. М.Ю. Виельгорский  вместе с Пушкиным присутствовали на первом исполнении оперы Глинки «Иван Сусанин». Сам Виельгорский написал музыку на стихи Пушкина «Старый муж, грозный муж», «Ворон к ворону летит», «Черная шаль», «Кто при звездах, кто при луне». Хозяйкой дома была дочь Виельгорского Софья Михайловна (слайд 13), которой в год смерти Пушкина исполнилось 17 лет. Ее уму и красоте впоследствии поклонялись Гоголь и Лермонтов.

В Московском салоне блестящей Зинаиды Волконской (слайд 14), этой всесторонне одаренной женщины - певицы, поэтессы, композитора, собирался в 20 - 30 годах XIX века весь цвет московского общества. В 1827 году Александр Сергеевич преподнес ей экземпляр поэмы «Цыганы», сопроводив его посланием:

Чтец 1:  «Царица муз и красоты,

Рукою нежной держишь ты

Волшебный скипетр вдохновенный,

И над задумчивым челом,

Двойным увенчанным венком,

И вьется и пылает гений».

В 20-х годах века славился своими концертами дом Луниных в Москве на Никитском (ныне Суворовском) бульваре. Хозяйкой музыкального салона была Екатерина Петровна Риччи, урожденная Лунина. Ее муж Миньято Риччи (слайд 15) был камерным певцом и поэтом. Он перевел на итальянский язык стихотворения Пушкина «Демон» и «Пророк».

Особые слова следует сказать о творчестве Михаила Ивановича Глинки (1804 - 1857).  (слайд 16) «Талант Глинки отличается необычайной гибкостью и разнообразием ... Его оркестр - один из самых новых, самых живых оркестров в наше время, » - писал современник Глинки французский композитор Гектор Берлиоз. Творчество Глинки очень тесно переплетается с творчеством Пушкина. Опера «Руслан и Людмила» и романсы на стихи Пушкина. (Звучит запись).

«Такой мягкости и плавности, такой души в звуках, совершенного отсутствия клавишей я ни у кого ... не встречала! У Глинки клавиши пели от прикосновения его маленькой ручки, и издаваемые ими звуки непрерывно лились один за другим, как будто их связывала симпатия», - писала А.П. Керн, которой был посвящен романс Глинки, написанный на известные стихи поэта.

Очень общительный и обаятельный человек, Пушкин  (слайд 17) притягивал к себе людей самых разных возрастов и занимаемого положения. Мы назвали очень немногих современников поэта, с кем так или иначе соприкасался он в силу своей любви к музыке и музыкальности своих произведений. Эстетический идеал, во многом определивший высочайший уровень русской культуры первой половины XIX столетия, Пушкин принадлежит не только своей эпохе, он живет во времени. Воздействие его творчества и личности на многонациональную культуру нашей страны продолжается и сегодня.

Литература

  1. А.С. Пушкин Сочинения в трех томах, М., «Художественная литература», 1986 г.
  2. Отблески (журнал), вып.5/ сост.Е.А. Дорошаева- О – 80 М,: Мол. Гвардия, 1986

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое внеклассное мероприятие " Бал А.С, Пушкина- Я встретил Вас......."

Открытое внеклассное мероприятие " Бал А.С, Пушкуна-Я встретил Вас....."  захватил нас сразу,как только возникла идея......окунуться в атмосферу музыки,поэзии.,воспоминаний современников............

Презентация к мероприятию "Музыкальное окружений А.С. Пушкина"

Портреты людей, входивших в окружение Пушкина  и имевших непосредственное отношение к музыке: композиторы, балетмейстеры, апртисты и др....

Разработка внеклассного мероприятия «Музыка в сказках Пушкина»

Разработка внеклассного мероприятия «Музыка в сказках Пушкина»...

Кавказское окружение А.С. Пушкина

Работа представляет собой рассказ о людях, окружавших поэта во время путешествия по Кавказу....

Мир А.С. Пушкина. Личность, мировоззрение, окружение

Презентация к урокам литературы по биографии А.С.Пушкина...

Разработка внеклассного мероприятия "Мир А.С. Пушкина" (Праздник по творчеству Пушкина)

Мероприятие проводится среди параллели 5-ых или 6-ых классов, каждый класс выдвигает от себя команду на участие в конкурсах.Цели и задачи:Приобщать учащихся к творчеству А.С. Пушкина, учить понимать е...

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Мир Александра Сергеевича Пушкина»

РАЗРАБОТКА  ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ  на тему:  «Мир Александра Сергеевича Пушкина»...