Статья На тему "Использование здоровьесберегающих технологий при проведении внеклассных занятий с воспитанниками с ОВЗ".
материал по теме

Данная тема актуальна тем, что в настоящее время очевидна необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий  в учебно-воспитательный процесс с детьми со сложной структурой дефекта, т.к. данная патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту.
Так как среди воспитанников отмечаются множественные нарушения развития, соответственно возникает необходимость проведения комплексной коррекционной работы. Только комплексное воздействие на ребенка обеспечивает успешную динамику его общего развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе затрагивает формирование высших психических процессов, представлений об окружающем мире, основ личностной культуры. Коррекционная работа предполагает коррекцию личности ребенка в целом. Не случайно коррекционную педагогику называют еще лечебной.
Цель коррекционной работы  – коррекция имеющихся нарушений в сочетании с развитием сенсорных и психических функций.
У воспитанников моей группы  отмечается ряд особенностей лексики, проявляющиеся в ограничении словарного запаса, нарушения коммуникативной функции. Характерно недоразвитие познавательных интересов, не сформировано или частично сформировано  восприятие формы, цвета, количественных и временных представлений. Отличительной чертой является не критичность, невозможность к установлению причинно-следственных закономерностей. Им свойственна эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. Отмечаются  отсутствие длительных волевых усилий, отсутствие интереса к окружающему, неполные и порой искаженные представления об окружающей действительности , а также нарушения целостности  восприятия, сниженная активность, нелогичность, замедленный темп и слабая регулирующая роль мышления, замедленность и непрочность процесса запоминания, неточность воспроизведения материала, быстрота забывания, трудности распределения внимания, замедленная его переключаемость, недоразвитие эмоций, патологическое эмоциональное состояние, слабость собственных собственных побуждений и большая внушаемость.
Решению этой задачи помогагает использование здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленной на сохранение здоровья ребенка  на всех этапах учебно-воспитательного процесса и развития.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога с обучающимися при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения с целью наиболее эффективного достижения обучающимися государственного образовательного стандарта при одновременном сохранении и укреплении здоровья.
Следуя концепции здоровьесберегающего образования, использую следующие направления деятельности:
- здоровьесберегающее обучение (построение внеклассных занятий и мероприятий на здоровье сберегающей основе);
- активизация физической деятельности; (Прогулки,  подвижные игры и экскурсии на свежем воздухе, спортивных секции ( у нас теннис), утренняя физзарядка, физминутки на самоподготовке). 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

На тему "Использование здоровьесберегающих технологий при проведении внеклассных занятий с воспитанниками с ОВЗ.

Данная тема актуальна тем, что в настоящее время очевидна необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий  в учебно-воспитательный процесс с детьми со сложной структурой дефекта, т.к. данная патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту.

Так как среди воспитанников отмечаются множественные нарушения развития, соответственно возникает необходимость проведения комплексной коррекционной работы. Только комплексное воздействие на ребенка обеспечивает успешную динамику его общего развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе затрагивает формирование высших психических процессов, представлений об окружающем мире, основ личностной культуры. Коррекционная работа предполагает коррекцию личности ребенка в целом. Не случайно коррекционную педагогику называют еще лечебной.

Цель коррекционной работы  – коррекция имеющихся нарушений в сочетании с развитием сенсорных и психических функций.

У воспитанников моей группы  отмечается ряд особенностей лексики, проявляющиеся в ограничении словарного запаса, нарушения коммуникативной функции. Характерно недоразвитие познавательных интересов, не сформировано или частично сформировано  восприятие формы, цвета, количественных и временных представлений. Отличительной чертой является не критичность, невозможность к установлению причинно-следственных закономерностей. Им свойственна эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. Отмечаются  отсутствие длительных волевых усилий, отсутствие интереса к окружающему, неполные и порой искаженные представления об окружающей действительности , а также нарушения целостности  восприятия, сниженная активность, нелогичность, замедленный темп и слабая регулирующая роль мышления, замедленность и непрочность процесса запоминания, неточность воспроизведения материала, быстрота забывания, трудности распределения внимания, замедленная его переключаемость, недоразвитие эмоций, патологическое эмоциональное состояние, слабость собственных собственных побуждений и большая внушаемость.

Решению этой задачи помогагает использование здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленной на сохранение здоровья ребенка  на всех этапах учебно-воспитательного процесса и развития.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога с обучающимися при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения с целью наиболее эффективного достижения обучающимися государственного образовательного стандарта при одновременном сохранении и укреплении здоровья.

Следуя концепции здоровьесберегающего образования, использую следующие направления деятельности:

- здоровьесберегающее обучение (построение внеклассных занятий и мероприятий на здоровье сберегающей основе);

- активизация физической деятельности; (Прогулки,  подвижные игры и экскурсии на свежем воздухе, спортивных секции ( у нас теннис), утренняя физзарядка, физминутки на самоподготовке).

 По подробнее хочу остановится на физминутке.

Первые признаки утомления во время воспитательных мероприятий, самоподготовки в группе  служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность. Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. В то же время, многие психологи отмечают значимость активных форм деятельности на занятии как условия успешного обучения. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности.

Больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять  на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.

Использую следующие виды физминуток:

1. Оздоровительно- гигиенические. (Проветренный и чистый класс, соответсвующее освещение, сохранение у детей правильной осанки во время работы, соблюдение воспитанниками личной гигиены). Большое значение для снятия напряжения имеет зрительная гимнастика. Зрительную гимнастику  проводим регулярно 2-3 раза в день  по 3-5 минут, по мере необходимости. Для гимнастики  использую мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику  проводим по словесным указания: «День—ночь» На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз. Корригирующая гимнастика для глаз. Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения), с элементами духательной гимнастики

моргайте на каждый вдох и выдох, «Вижу палец!» и т.д)

Пальчиковая гимнастика (мы проводим перед письменными заданиями и по мере необходимости) тренирует мелкие мышцы кисти, стимулирует речь, повышает работоспособность. Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления, креативных способностей, расслабление и тренировка мышц глаз, синхронизация полушарий головного мозга. Любые креативные упражнения на мелкую моторику. Рисование различных предметов в воздухе, на парте, в тетради. Для развития фонематического слуха проводится ритмическая гимнастика: когда воспитатель прохлопывает какой-либо ритм, дети повторяют его.

 Для развития артикуляционного аппарата выполняются специальные упражнения для губ и языка, произносятся чистоговорки. Помогает отдохнуть и расслабиться дыхательная гимнастика. Все это позволяет как настроить детей на работу, так и отдохнуть.

2. Двигательно – речевые. В эту группу входят дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Делаем простые упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох. Упражнения “Задуй свечу”, “Надуй шарик”, подражания животным “ Звук вокруг” – дети показывают при помощи звуков: дождь, полет шмеля, летящий самолет, проезжавшую мимо машину и т д.

При помощи этих упражнений происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения.

3. Подражательные (имитация птиц, животных).

4. Физкультурно-спортивные. Общеразвивающие упражнения.

Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Подвижные игры. Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры “Съедобное – несъедобное”, упражнения на координацию движения.

5. Танцевально-ритмические. (Часто выполняем под счет, движения произвольные).

- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;

Особое внимание уделяю режимным моментам:

1.Ежедневно проветриваем спальни перед сном, группу, класс,  соблюдаем ежедневный график дежурства в группе, классе, интернате.

2. Осуществляю ежедневный индивидуальный контроль за проведением гигиенических процедур (умывание, водные процедуры, стирка мелких, личных вещей, посещение бани, контроль по уходу за ногтями, прической, внешним видом воспитанников и т.д.).

 3.Индивидуальный контроль за питанием воспитанников.

4. Проведение физзарядки.

- пропаганда здорового образа жизни.

Воспитанники принимают активное участие в общешкольных мероприятиях, организуются спортивные мероприятия. Провожу беседы, диспуты, круглые столы:  «Берегите воду – источник жизни», «Здоров будешь – все добудешь», «Здоровье в твоих руках», «Здоровое питание – отличное настроение», «В здоровом теле – здоровый дух»,«Советы от доктора Айболита», «Вредные привычки»,  сбалансированное 5-ти разовое питание, физминутки, ежедневные прогулки и экскурсии  на свежем воздухе , которые укрепляют опорно-двигательный аппарат и оздоравливают детей на свежем воздухе и множество воспитательных мероприятий данной тематики способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

И в заключении  хочу сказать, с данной группой 8 в класса я работаю 2 год и в процессе  развития рассматриваемой категории детей  к здоровьсбеоегающими технологиями   отмечаю: если в начале моей работы с ними у них не было системного подхода в соблюдении орг. моментов, режимных моментов, в соблюдении санитарно-гигиенических норм и правил, то на сегодняшний день у них выработана определенная система по соблюдению всех этих правил также отмечаю повышение работоспособности  и выносливости; развитие психических процессов; укрепление функции зрения; формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки, развитие общей и мелкой моторики, повышение речевой активности;

Здоровьесберегающие технологии формируют внимательное отношение детей к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий при проведении внеклассных занятий с воспитанниками с ОВЗ.

Слайд 2

Цель коррекционной работы – коррекция имеющихся нарушений в сочетании с развитием сенсорных и психических функций.

Слайд 3

Здоровьесберегающие технологии – это система мер , включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленной на сохранение здоровья ребенка на всех этапах учебно-воспитательного процесса и развития.

Слайд 4

Следуя концепции здоровьесберегающего образования, использую следующие направления деятельности: - здоровьесберегающее обучение (построение внеклассных занятий и мероприятий на здоровье сберегающей основе); - активизация физической деятельности; (Прогулки, подвижные игры, экскурсии на свежем воздухе, спортивных секции ( у нас теннис), утренняя физзарядка, физминутка на самоподготовке).

Слайд 5

Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.

Слайд 6

Использую следующие виды физминуток : 1. Оздоровительно- гигиенические. Зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, чистый и проветренный класс, соответствующее освещение и т.д 2. Двигательно – речевые . В эту группу входят дыхательная и артикуляционная гимнастика. 3. Подражательные (имитация птиц, животных). 4. Физкультурно-спортивные. Общеразвивающие упражнения. 5. Танцевально-ритмические. (Часто выполняем под счет, движения произвольные). Все это позволяет как настроить детей на работу, так и отдохнуть.

Слайд 7

- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;

Слайд 8

- пропаганда здорового образа жизни.

Слайд 9

Здоровьесберегающие технологии формируют внимательное отношение детей к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Применение элементов здоровьесберегающей технологии при проведении уроков биологии, экологии и внеклассных мероприятиях"

Обучающиеся  проводят в школе значительную часть дня, заниматься сохранением их здоровья должны педагоги, используя различные элементы здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном...

«Использование игровых технологий как современного средства воспитания при проведении внеклассных занятий с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.»

Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования требуют усиления связи между обучением, воспитанием и развитием детей.Большими резервами в решении поставленной задачи обла...

Здоровьесберегающие технологии при проведении занятий физической культуры по разделу ,,плаваниe"

Здоровьесберегающие технологии при проведении занятий физической культуры по разделу ,,плавание"1. Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике.2. Типы технологий:3.Определение понятия «здоровьесбер...

Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе»

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности...

Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе» статья по физкультуре

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности...