Статья по теме: "Применение элементов здоровьесберегающей технологии при проведении уроков биологии, экологии и внеклассных мероприятиях"
статья по биологии по теме

 

Обучающиеся  проводят в школе значительную часть дня, заниматься сохранением их здоровья должны педагоги, используя различные элементы здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon valeologiya._statya.doc47.5 КБ
Microsoft Office document icon valeologiya._statya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ БИОЛОГИИ, ЭКОЛОГИИ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.

                                                                          Сократ

Валеолог П. Фосснем писал: «Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе».

Здоровье – это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие компоненты, или составляющие части:

1. Высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям. Основа этого – нормальная работа всех органов и систем организма (физиологический компонент).

2. Уверенность в себе, основанная на умении управлять своими чувствами и мыслями (психологический компонент).

3. Стремление управлять собственным здоровьем и строить своё поведение без ущерба для благополучия других людей (нравственный компонент) [1,с.5].

По определению Всемирной организации здравоохранения  здоровье - это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» [2,с.28].

Еще А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля». Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

Преподавание биологии и экологии позволяет использовать элементы здоровьесберегающей технологии на уроках при  выполнении различных заданий. Например, при изучении курса «Экология человека. Культура здоровья» в 8 классе обучающиеся выполняют лабораторные и практические работы, которые помогают им выработать  собственную программу сохранения и укрепления здоровья. Большое внимание основам здорового образа жизни уделяется  на уроках биологии  не только при изучении курса «Человек» в 8 классе, но и при изучении зоологии, так как в 7 классе рассматриваются вопросы  профилактики паразитарных и  инфекционных заболеваний. Учителя биологии и экологии на уроках и во внеурочное время регулярно знакомят обучающихся с публикациями  в рубрике «Медицинский вестник»  местной газеты «Новое время».

Обучающиеся 11 «В» класса  провели среди обучающихся 5-11 классов МАОУ «СОШ №12 с УИОП» анкетирование, включающее опрос по трём направлениям:

I. Какое у тебя здоровье?  Как ты о нем заботишься?

II. Какое настроение чаще всего бывает у тебя в школе? Выбери из каждой пары состояний (подчеркни) то, которое у тебя бывает чаще.        

1.Весело — грустно                        6. Радуюсь — огорчаюсь  

2.Интересно — не интересно             7. Легко — трудно

3.Стараюсь — не стараюсь            8. Я победитель — Я проигравший

4. Волнуюсь — не волнуюсь              9. Чувствую подавленность —

5.Устаю — не устаю        испытываю душевный подъем

III. Как ты заботишься о здоровье своих родных и близких?

Выбери (отметь) ответы, которые больше соответствуют твоему поведению.

А.  Стараюсь не огорчать.                

Б. Даю советы, как вести себя.

В. Помогаю по дому.        

Г. Никак не забочусь.

Д. Привлекаю к совместным оздоровительным занятиям.

Е. Пожалуй, иногда наношу вред их здоровью [1,с.7].

В результате анализа полученных данных было выявлено следующее:

  1. большинство обучающихся 5-11-х классов за последние полгода ничем не болели;
  2. наиболее часто  обучающиеся 5-11-х классов  болели ОРЗ или ОРВИ, ангиной или отсутствовали в школе из-за переломов;
  3. большинство обучающихся 5-11-х классов считают, что они хорошо заботятся о своём организме;
  4. обучающиеся 5-11-х классов  заботятся о здоровье своих родных и близких, стараясь их не огорчать, оказывая помощь по дому и привлекая к совместным оздоровительным мероприятиям;
  5. чаще всего для обучающихся 5-11-х классов характерны следующие состояния: им весело, интересно, они стараются, не волнуются, не устают, радуются, в школе им легко,  они в основном испытывают душевный подъём и чувствуют себя победителями.

Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и при проведении внеклассных мероприятий через развитие престижа  здорового образа жизни,  воспитание активной жизненной позиции, снижение  умственной утомляемости.  Элементы здоровьясбережения - это: оптимальная плотность урока,  рациональное чередование  различных видов учебной деятельности,  использование эмоциональной разрядки и  физкультурной паузы, релаксационные упражнения, положительные эмоции, соблюдение  правильной рабочей позы.

При проведении медицинских осмотров детей в школах выясняется, что наиболее  частые отклонения в состоянии здоровья обучающихся связаны с искривлениями позвоночника, нервными расстройствами и нарушениями зрения.

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровье- сберегающих технологий является важным направлением деятельности муниципального образовательного учреждения. Работа эта многоплановая и осуществляется в нескольких направлениях: через обучение детей, работу с семьёй, работу с педагогическим коллективом. 

В МАОУ «СОШ №12 с УИОП»   традиционно  проводится неделя, посвящённая здоровому образу жизни.  В 2013 году она была посвящена теме «Влияние природы на здоровье людей».  Знания о здоровье человека  и влиянии окружающей среды важны для каждого.  Проведенные мероприятия были направлены на формирование престижа здоровья,  идеала физически и духовно здорового человека, изучение взаимодействия общества и природы.

Так как обучающиеся  проводят в школе значительную часть дня, заниматься сохранением их здоровья должны педагоги, используя различные элементы здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе.

«Десять десятых нашего счастья зависит от здоровья», - писал А. Шопенгауэр. Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье, так как учитель должен подавать пример, соблюдая здоровый образ жизни.

Литература

1.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: Укрепление организма / Худ. О.Р. Гофман. – СПб.: Акцидент, 1998. – 112 с.

2.Мансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда.- М.: «5 за знания»; СПб.: ООО «Виктория плюс», 2006. – 112с.

3. Предметные недели  в школе: биология, экология, здоровый образ жизни /Составители: Балабанова В.В., Максимцева Т.А. – Волгоград: «Учитель», 2001. – 152 с.



Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ БИОЛОГИИ, ЭКОЛОГИИ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.

                                                                          Сократ

Валеолог П. Фосснем писал: «Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе».

Здоровье – это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие компоненты, или составляющие части:

1. Высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям. Основа этого – нормальная работа всех органов и систем организма (физиологический компонент).

2. Уверенность в себе, основанная на умении управлять своими чувствами и мыслями (психологический компонент).

3. Стремление управлять собственным здоровьем и строить своё поведение без ущерба для благополучия других людей (нравственный компонент) [1,с.5].

По определению Всемирной организации здравоохранения  здоровье - это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» [2,с.28].

Еще А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля». Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

Преподавание биологии и экологии позволяет использовать элементы здоровьесберегающей технологии на уроках при  выполнении различных заданий. Например, при изучении курса «Экология человека. Культура здоровья» в 8 классе обучающиеся выполняют лабораторные и практические работы, которые помогают им выработать  собственную программу сохранения и укрепления здоровья. Большое внимание основам здорового образа жизни уделяется  на уроках биологии  не только при изучении курса «Человек» в 8 классе, но и при изучении зоологии, так как в 7 классе рассматриваются вопросы  профилактики паразитарных и  инфекционных заболеваний. Учителя биологии и экологии на уроках и во внеурочное время регулярно знакомят обучающихся с публикациями  в рубрике «Медицинский вестник»  местной газеты «Новое время».

Обучающиеся 11 «В» класса  провели среди обучающихся 5-11 классов МАОУ «СОШ №12 с УИОП» анкетирование, включающее опрос по трём направлениям:

I. Какое у тебя здоровье?  Как ты о нем заботишься?

II. Какое настроение чаще всего бывает у тебя в школе? Выбери из каждой пары состояний (подчеркни) то, которое у тебя бывает чаще.        

1.Весело — грустно                        6. Радуюсь — огорчаюсь  

2.Интересно — не интересно             7. Легко — трудно

3.Стараюсь — не стараюсь            8. Я победитель — Я проигравший

4. Волнуюсь — не волнуюсь              9. Чувствую подавленность —

5.Устаю — не устаю        испытываю душевный подъем

III. Как ты заботишься о здоровье своих родных и близких?

Выбери (отметь) ответы, которые больше соответствуют твоему поведению.

А.  Стараюсь не огорчать.                

Б. Даю советы, как вести себя.

В. Помогаю по дому.        

Г. Никак не забочусь.

Д. Привлекаю к совместным оздоровительным занятиям.

Е. Пожалуй, иногда наношу вред их здоровью [1,с.7].

В результате анализа полученных данных было выявлено следующее:

  1. большинство обучающихся 5-11-х классов за последние полгода ничем не болели;
  2. наиболее часто  обучающиеся 5-11-х классов  болели ОРЗ или ОРВИ, ангиной или отсутствовали в школе из-за переломов;
  3. большинство обучающихся 5-11-х классов считают, что они хорошо заботятся о своём организме;
  4. обучающиеся 5-11-х классов  заботятся о здоровье своих родных и близких, стараясь их не огорчать, оказывая помощь по дому и привлекая к совместным оздоровительным мероприятиям;
  5. чаще всего для обучающихся 5-11-х классов характерны следующие состояния: им весело, интересно, они стараются, не волнуются, не устают, радуются, в школе им легко,  они в основном испытывают душевный подъём и чувствуют себя победителями.

Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и при проведении внеклассных мероприятий через развитие престижа  здорового образа жизни,  воспитание активной жизненной позиции, снижение  умственной утомляемости.  Элементы здоровьясбережения - это: оптимальная плотность урока,  рациональное чередование  различных видов учебной деятельности,  использование эмоциональной разрядки и  физкультурной паузы, релаксационные упражнения, положительные эмоции, соблюдение  правильной рабочей позы.

При проведении медицинских осмотров детей в школах выясняется, что наиболее  частые отклонения в состоянии здоровья обучающихся связаны с искривлениями позвоночника, нервными расстройствами и нарушениями зрения.

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровье- сберегающих технологий является важным направлением деятельности муниципального образовательного учреждения. Работа эта многоплановая и осуществляется в нескольких направлениях: через обучение детей, работу с семьёй, работу с педагогическим коллективом. 

В МАОУ «СОШ №12 с УИОП»   традиционно  проводится неделя, посвящённая здоровому образу жизни.  В 2013 году она была посвящена теме «Влияние природы на здоровье людей».  Знания о здоровье человека  и влиянии окружающей среды важны для каждого.  Проведенные мероприятия были направлены на формирование престижа здоровья,  идеала физически и духовно здорового человека, изучение взаимодействия общества и природы.

Так как обучающиеся  проводят в школе значительную часть дня, заниматься сохранением их здоровья должны педагоги, используя различные элементы здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе.

«Десять десятых нашего счастья зависит от здоровья», - писал А. Шопенгауэр. Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье, так как учитель должен подавать пример, соблюдая здоровый образ жизни.

Литература

1.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: Укрепление организма / Худ. О.Р. Гофман. – СПб.: Акцидент, 1998. – 112 с.

2.Мансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда.- М.: «5 за знания»; СПб.: ООО «Виктория плюс», 2006. – 112с.

3. Предметные недели  в школе: биология, экология, здоровый образ жизни /Составители: Балабанова В.В., Максимцева Т.А. – Волгоград: «Учитель», 2001. – 152 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о практическом применении элементов здоровьесберегающих технологий при выполнении домашних заданий и отдыхе в группе продленного дня V класса VII вида коррекции.

Статья о практическом применении элементов здоровьесберегающих технологий при выполнении домашних заданий и отдыхе в группе продленного дня V класса VII вида коррекции....

Статья На тему "Использование здоровьесберегающих технологий при проведении внеклассных занятий с воспитанниками с ОВЗ".

Данная тема актуальна тем, что в настоящее время очевидна необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий  в учебно-воспитательный процесс с детьми со сложной структурой дефекта, т.к. данн...

Использование средств информационно-коммуникационных технологий при проведении уроков биологии

Использование средств информационно-коммуникационных технологий при проведении  уроков биологии....

Открытый урок по теме:"Применение игровых и здоровьесберегающих технологий на уроке специального фортепиано в подготовительном классе"

Конспект открытого урока  с учащейся подготовительного класса, с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий....

Статья "Музыка как составляющий элемент здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе"

Музыка как составляющий элемент здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальных классах....

Статья по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физики".

Данная статья об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках физизики, которые позволяют педагогу повысить интерес обучающихся к предмету и уровень освоения учебной программы....

Статья " Развитие компетенций учащихся в процессе проектной деятельности на уроках русского языка, литературы, внеклассных мероприятиях"

Данная статья раскрываеет  поэтапность проектной деятельности на уроках литературы, русского языка, во внеклассной работе.  Акцентируется внимание на развитии учебных универсальных действий ...