Статья по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физики".
статья по физике по теме

Данная статья об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках физизики, которые позволяют педагогу повысить интерес обучающихся к предмету и уровень освоения учебной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физики

О.А. Самоделкина учитель физики

МБОУ СОШ №59

«Все без здоровья – ничто»

                                 ( Сократ)

« Физика – самый идеальный полигон

для тренировки ума»

                               ( Эйнштейн)

Обучение в школе давно и непрерывно связано с воспитанием, а главными задачами в области воспитания на современном этапе является пропаганда здорового образа жизни среди учащихся.

По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85%. Состояние школьной тревожности отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счет чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей.

Только за период обучения в младших классах возрастает в 16-18раз число детей больных вегето-сосудистой дистонией, в 11-12 раз – близорукостью, в 5 раз – эндокринными заболеваниями и нарушением обмена веществ, в 4 раза – болезнями желудочно-кишечного тракта, в 2 раза – мочеполовой системы.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы способствует становлению и развитию психически, соматически, физически нравственно здоровой личности.

На целесообразность внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы нас наталкивают приоритетные цели и задачи, которые ставит перед нами не только государство, но и сама жизнь.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ).

По современным представлениям, в понятие ЗОЖ входят следующие:

  • отказ от вредных привычек, пристрастий (курение, употребление алкоголя, наркотических веществ);
  • оптимальный двигательный режим;
  • рациональное питание;
  • закаливание;
  • личная гигиена;
  • положительные эмоции.

Основной целью школы должно стать создание здоровьесберегающих условий для обучения, воспитания и развития здорового человека.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

• благоприятный эмоциональный настрой;

• соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

• построение урока с учетом работоспособности учащихся;

• строгая дозировка учебной нагрузки;

• проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Сегодня каждый, в том числе и ребенок, должен понимать, что его здоровье и жизнь зависит от него самого, поэтому на уроках физики нужно воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья, стремления его хранить и укреплять.

Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, поведения на улицах и дорогах. Учителю физики в этой работе может помочь система специально подобранных задач. Получая числовой расчет в тих задачах, следует обсудить ответ с учениками, проанализировать полученный результат.

Примеры задач на уроках физики в 7-9 классах.

  • В начале участка шоссе стоит дорожный знак “30 км/ч”. Нарушил ли правила движения водитель автомобиля, равномерно прошедшего участок дороги длиной 1,8 км за 4 мин? (Не нарушил, т.к. скорость автомобиля была 27 км/ч).
  • Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т.к. скорость машины 10 м/с).
  • Для чего у машин - бензовозов сзади всегда висит кусок металлической цепи, касающейся земли?
  • Назовите основные преимущества (и недостатки) современного электромобиля по сравнению с автомобилем.
  • Поезд, движущийся после начала торможения с ускорением 0.40м/с2, через 25с остановился. Найти скорость в момент начала торможения и тормозной путь. (10м/с),(0.13км.)
  • Тормозной путь поезда перед остановкой на станции равен 1000м. Определить тормозное ускорение и тормозное время, если в начале торможения скорость поезда была 72км/ч. Какова была скорость поезда у светофора, находящегося в средней точке тормозного пути. (0.20м\с2, 1.7мин, 14м/с).
  • Велосипедист движется со скоростью 8.0 м/с. Какой путь пройдет он после того, как перестанет вращать педали? Коэффициент трения 0.050. (=65м).
  • Через сколько времени остановиться автомобиль массой 1000 кг, движущийся со скоростью 72 км/ч, если выключить двигатель? Средняя сила сопротивления движению 0.20 кН. (100 с).

Следует помнить, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Значит ребенку должно быть интересно на уроке. В этом помогают нестандартные уроки физики:

  • Уроки – путешествия;
  • Уроки – КВН;
  • Урок - игра;
  • Урок – конференция («Наука и нравственность»);
  • Урок – семинар («Тепловые двигатели и охран окружающей среды», «Шум и здоровье человека»);
  • Уроки – «судебный процесс» над явлением (инерцией, трением, электричеством, радиацией и т.д.);
  • Интеллектуальный марафон.

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. На уроках физики практически вся учебная деятельность связана с мысленными или (если позволяет оснащение кабинета) реальными экспериментами, умением и желанием объяснить привычные явления на основе законов физики.

Очень важно, чтобы на уроках физики ученики постоянно решали всевозможные «проблемные ситуации», чтобы могли посмотреть на такой, казалось бы, очевидный и привычный факт совсем по – другому, как физик и удивиться!  В «арсенале» учителя физики предостаточно таких примеров, когда привычное мнение, веками сложившееся в быту, является неправильным! Учащиеся, как правило, прежде чем отказаться от привычного, но неправильного стереотипа, начинают объяснять учителю, в чем он заблуждается, и только потом уж переходят на его точку зрения. Это всегда очень оживляет уроки, приобщает еще равнодушных учеников к физике.

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается физика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Хорошие результаты во всех классах дает проговаривание правил, законов, отдельных терминов.

Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал.

В этом помогают следующие упражнения:

  • Острый глаз. Определите без измерений: длину отрезка, объём воды в стакане…
  • Название приборов. Нужно расположить названия предложенных городов так, чтобы из начальных букв составить название физического прибора. Затем объяснить, как он устроен и для чего применяется. Например, Киев, Уфа, Звенигород, Рига, Новосибирск, Архангельск, Ереван. Ответ: мензурка – прибор для определения объёма жидкости.
  • Уберите лишнее слово. Например, Масса, объём, плотность, скорость, газ, давление.

Динамометр, весы, часы линейка, жидкость, барометр.

Кг, м, с, Па, см, Н.

  • Шаги – термины. Ученик, шагая по кабинету, при каждом шаге называет физическое понятие или прибор, явление и т. п. из изученной темы. Выигрывает тот, кто пройдёт дальше.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”. Примеры задач:

  • Определение мускульной силы кисти руки человека.
  • Определение предельной чувствительности слухового аппарата человека.
  • Определение параметров здорового человека.

Итак, практика показывает, что внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках приводит не только к сохранению физического и психического здоровья учащихся, но и к боле эффективному проведению уроков.

Литература:

  1. Короткевич М. Школа как фактор сохранения здоровья учащихся / М. Короткевич, А. Короткевич //Учитель. - 2003.
  2. Макаров М. Чтобы школьники росли здоровыми / М. Макаров //Воспитание школьников. - 2005.
  3. Тверская Н. В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика / Н. В. Тверская //Образование в современной школе. - 2005.
  4. А.П. Рымкевич «Сборник задач по физике». М. - «Просвещение», 2004 г.
  5. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова «Сборник задач по физике». М. – «Просвещение», 2007г.
  6. Е.А. Демченко «Нестандартные уроки физики 7-11 кл». Волгоград - «Учитель-АСТ», 2002 г.
  7. «Сборник программ курсов по выбору». ЦПКРО – Киров, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Применение интерактивных лабораторных работ на уроках физики"

В статье поднимается и исследуется проблема проведения виртуальных лабораторных работ при изучении физики....

Статья о значимости применения здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка.

План.1. Концепция здоровьесберегающего образования.2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.3. Культура здорового образа жизни личности.4. Оп...

Статья по теме: "Применение элементов здоровьесберегающей технологии при проведении уроков биологии, экологии и внеклассных мероприятиях"

Обучающиеся  проводят в школе значительную часть дня, заниматься сохранением их здоровья должны педагоги, используя различные элементы здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном...

Доклад на тему :"Применение информационно- коммуникационных технологий на уроках физики."

В этом докладе рассказывается о большом значении компьютера в жизни каждого человека , конкретно как информационно-коммуникационные технологии используются на уроках физики....

Выступление на тему: «Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья здорового образа жизни»

В Российской Федерации провозглашен приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики в области образования.  На практике этот принцип может быть воплощен только у...

Статья на тему: "Применение современных информационных технологий на уроках математики"

Информационные технологии являются одним из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, её индивидуал...

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках физики"

Статья о применении здоровьесберегающих технологий на уроках физики с конспектами некоторых уроков....