Летний театральный школьный лагерь "Юный актер"
рабочая программа (7 класс) на тему

Коровина Галина Андреевна

Театральный лагерь "Юный актер" направлен на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, нераскрытых творческих способностей. Направлена на преодоление скованности, умение держаться на сцене, перевоплощаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letniy_teatralnyy_lager_yunyy_akter.docx41.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куединская средняя общеобразовательная школа №2 – Базовая школа»

Программа

летнего театрального лагеря  «Юный актер»

Программу составила:

Руководитель летнего лагеря

«Юный актер»

Коровина Галина Андреевна

2014г

Пояснительная записка

«….. театр — единственный учитель нравственности, поведения, возвышенных идеалов, который никогда не наскучит ученику. … театр — ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению для детей, и без него не совершенна самая прекрасная школа».

 

М. Твен

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, нераскрытых творческих способностей. Направлена на преодоление моральной и физической скованности, зажатости, эмоционального раскрепощения ребенка,   умение держаться на сцене, перевоплощаться, основана на психологических особенностях развития учащихся 6, 8 классов.

В программу включены средства и методы театрально-игровой деятельности  в процессе театрального воплощения.

 Важнейшим в детском творческом театре является процесс работы в группе (труппе), процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются эстетические качества. Таким образом, тренинги, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу

Цель: Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя различные импровизации (игровые, песенные, танцевальные).  Привить ребенку необходимые актерские навыки, умение чувствовать и проживать заданный образ.

Задачи:

1. Знакомство детей с  театром и его символикой;

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества (тренинги,  этюды, спектакль)

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа;

4.Развитие речи учащихся через специальные упражнения, выразительное чтение скороговорок, стихотворений;

5. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами.

6. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками.

      7. Учить действовать на сценической площадке естественно.

 

Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить монолог, диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Знакомство с элементарными понятиями театрального искусства (особенности театрального искусства; основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с распространенной театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Продукт деятельности: два мини-спектакля.

Распорядок дня

Время

Мероприятия

9.15

Актерская разминка

9.30

Построение на линейку

9.45

Отработка на участке. (дежурство в столовой)

11.20 – 11.30

Подвижные игры на свежем воздухе

11.30 – 12.55

Актерская мастерская

13.00

Обед

13.15

Общелагерные мероприятия

План работы

        

Дата

Мероприятия

Цель мероприятий

02.06

1.Открытие лагеря.

2.Знакомство с символикой театра.

3.Тренинг по развитию артикуляции (певучее произношение гласных)

3. План работы лагеря.

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр» и его символикой.

03.06

1.Виртуальная экскурсия в Пермский драматический  и Чайковский театр.

2. Просмотр видеоклипа с игрой актеров Большого театра (прием умолчания, деталь)

3.Тренинг на совершенствование двигательных способностей (плавное, резкое; движения  животных)

4.Распределение обязанностей( сценарист, режиссер-постановщик, гример, костюмер, звукооператор, ответственный за световое оформление, декоратор)   и ролей.

Развивать внимание, память, воображение, общение;

Научить правильно двигаться в соответствии с ролью.

04.06.

1.Построение монолога на определенную тему.

2.Тренинг на развитие дикции (чтение четверостиший)

3.Тренинг на внимание «Слушаем тишину»

4.Мизансцена «Дострой картину»

Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи. Учить детей импровизировать

05.06

1.Постоение диалога на свободную тему.

2. Тренинг на произношение скороговорок.

3.Репетиция по сказке «Лесная аптека»

Обсуждение сценария, актерская проба. Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света. Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики.

06.06

1.Составление диалога между сказочными героями со сменой высоты и силы голоса.

2.Тренинг на дыхание (произнести длинную фразу или четверостишие на одном дыхании).

3.Репетиция по сказке «Лесная аптека»

Уметь составлять диалог, изображать сказочных героев. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; Учить пользоваться интонациями

09.06

1. Действия с воображаемыми предметами

2.Тренинг на постановку голоса (произнести фразу с разными интонациями)

3.Репетиция по сказке

Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз. Развивать внимание, согласованность действий. Закреплять понятия «Если бы» и «предлагаемые обстоятельства». Снятие видеофильма.

10.06

1. Тренинг по произношению скороговорок и артикуляции.

 2. Репетиция по сказке «Зеленая аптека»

Развивать смелость, вживаться в роль. Умение верить в любую воображаемую ситуацию.

11.06

1.Тренинг по сценическому движению (учитывая пробелы выступления)

2.Репетиция по сказке

Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях

16.06

1.Игра в рифмы

2.Тренинг по ритмопластике «Самолеты и бабочки»

3.Представление ведущих к 23 февраля.

4.Генеральная репетиция  по  сказке

Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз.

17.06

1.Этюд «Жадный пес»

2.Представление ведущих к 8 Марта

3. «Месим тесто»

 4.Выступление со сказкой «Зеленая аптека»

Уметь вживаться в роль,

18.06

1.Этюд «поссорился с другом – подружись»

2.Представление ведущих к 9 Мая.

3. Тренинг по сценическому перевоплощению «Сильный и слабый», «Хороший и плохой» «Свежий и старый»

Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света.

19.06

1.Тренинг по артикуляции

2. Тренинг на развитие дикции (скороговорки, четверостишия)

Обретение чувства свободы, непосредственности, смелости

20.06

Закрытие лагеря. Общее мероприятие

Основные методы и технологии

Основным методом развития творческих способностей является импровизация.

Педагог-режиссер — личность, способная к активной самокоррекции: в процессе сотворчества с детьми, он не только слышит, понимает, принимает идеи ребенка, но действительно изменяется, растет нравственно, интеллектуально, творчески вместе с коллективом.

Занятия сценической грамотой начинаются с воспитания умения организованно, с учетом присутствия партнеров распределяться на сценической площадке.         Эти занятия развивают общие и специальные художественные способности.

Слово на сцене должно звучать отчетливо, ясно доносить мысль, быть эмоционально насыщенным – это диктует соответствующую работу над словом: занятия техникой и логикой речи, практическое овладение словесным действием.

        Каждый день обязательны упражнения на развитие артикуляции, дикции, дыхания, выразительности речи.

Приложение 1

Скороговорки

«Лигурия»

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа
лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии,
но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали,
а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал,
как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто,
да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал
да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду
что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент,
лигурийский регулировщик
акклиматизировался в неконституционном Константинополе,
где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке,
который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку,
купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи,
а то придет бомбардир из Бранденбурга – бомбами забомбардирует за то,
что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл;
но на самом деле турка не был в деле,
да и Клара к крале в то время кралась к ларю,
пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет,
а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары
два этих вора дрова воровали;
но грех – не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом
во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было,
и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей;
зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова,
три дрова – не вместились все дрова,
и два дровосека, два дровокола–дроворуба
для расчувствовавшейся Варвары
выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор,
где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла;
цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь;
молодец против овец, а против молодца сам овца,
которой носит Сеня сено в сани,
потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках:
санки скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб,
а Сашка только шапкой шишки сшиб,
затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел;
Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку,
да притом у Соньки–вертушки во рту еще и три ватрушки –
аккурат в медовик, но ей не до медовика –
Сонька и с ватрушками во рту
пономаря перепономарит, – перевыпономарит:
жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится:
была у Фрола – Фролу на Лавра наврала,
пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет,
что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей,
что у ужа – ужата, а у ежа – ежата,
а у него высокопоставленный гость унес трость,
и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика
чечевицы без червоточины,
и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом
из сыворотки из–под простокваши,
о всем о том около кола колокола звоном раззванивали,
да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк
из–под бронетранспортера констатировал:
как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать,
так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить;
но попытка – не пытка».
 

Используются диктором балтийского канала Еленой Соломиной. 

 Эти скороговорки считаются одними из самых сложных скороговорок. У них даже название есть – «Лигурия».

Приложение 2

Терминологический словарь

Миз̀ансце́на (фр. mise en scène — размещение на сцене) — расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля (съёмок).

РИТМОПЛА́СТИКА, ритмопластики, жен. (от слов ритм и пластика) (спец.). Система физических упражнений, имеющих целью всестороннее гармоническое развитие тела.

Артикуля́ция (от лат. articulo — «расчленяю») — в фонетике, совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи.

Ди́кция (лат. dictio — произношение) — ясное, отчётливое произношение; один из важных элементов культуры речи. Особенно большое значение имеет для оратора, лектора, певца, актёра, комментатора и всем, кому важен голос. Чаще всего люди с нарушением дикции не выговаривают "р". Если у человека дефект дикции нужно обратиться к врачу.

Диало́г (греч. Διάλογος («разговор двоих») — первоначальное значение — разговор, беседа) в обыденном смысле — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя и более людьми; — в философском и научных смыслах — специфическая форма и организация общениякоммуникации. Традиционно противопоставляется монологу.

Монолог (от др.-греч. μόνος — один и λόγος — речь) — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе, не менее 5 минут.

Инсценировать  - приспособлять (приспособить)литературное произведение для постановки его в театре или кино; также осуществлять (осуществить) такую постановку перен. притворно изображать (изобразить) что-либо с намерением внушить  представление о подлинности изображённого 

Этю́д (фр. étude):Этюд — в театральной педагогике — упражнение для совершенствования актерской техники.  Этюд — в эмоционально-смысловом обучении — ролевая игра.

Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.

Приложение 3

ЛЕСНАЯ АПТЕКА

Автор Елена Кузьмина

Действующие лица:

Ведущий

Черепаха

Заяц

Медведь

Лиса

Белка

Ёж

Филин

Волк

Ведущий

Вьётся тропка в тёмной чаще.

Под листвою шелестящей

Скрыт от взора человека

Домик с вывеской "АПТЕКА"

В домике одна без страха

Проживает Черепаха.

Заболеет зверь иль птица,

Он сюда скорей лечиться.

Выбегает, озираясь, заяц.

Черепаха (помешивая лекарство в чашечке)

Здравствуй, зайчик длинноухий!

Что ты хочешь от старухи?

Ведущий

Бедный зайчик чуть не плачет!

Заяц

Ой, скорей лекарство дай!

Сердце прямо так и скачет:

Слышал я собачий лай!

Черепаха

Дам лекарство! Как не дать!

Это, зайчик мой, пустяк!

Но оно, тыдолжен знать,

Не спасает от собак!

Выпей, брат, из этой склянки

2-3 капли валерьянки!

(Капает в стаканчик лекарство)

Ведущий

Зайчик выпил, ободрился

И спокойно удалился!

Идёт медведица с палкой

Медведица

Что со мною? Ай-ай-ай!

Черепаха, отворяй!

Вся горю я, как в огне,

Помоги скорее мне!

Ведущий

Черепаха говорит...

Черепаха

Что ж, поможем, раз болит!

Вот настойка, вот и мёд -

Мигом твой недуг пройдёт!

Что ты хочешь - выбирай?

Медведица

Поскорее мёду дай!

Ведущий

Мёд медведица взяла,

Быстро съела и ушла.

Вскоре вновь стучатся в дверь...

Черепаха

Кто там - птица или зверь?

Входит лиса

Лиса

Пострадала я, бедняжка!

Пострадала очень тяжко!

Вся в ужасных синяках,Чуть держусь я на ногах!..

Черепаха

Сделаем компресс из лука,

Вот и минет ского мука!

Ведущий

В огород она пошла,

Луку с грядок принесла,

А лисицу голод гложет...

Лиса

Может мясо мне поможет?

Ведущий

Говорит она опять...

Черепаха

Мясо тоже можно дать,

Коль желаешь, я не прочь!

Рада всем тебе помочь.

Вместе с луком мясо тоже

К синякам твоим приложим.

Ведущий

Но лиса, всё мясо съев,

И на лук не посмотрев,

Вдруг куда-то быстро скрылась...

Черепаха удивилась!

Входят белка с ёжиком

Ведущий

Белка беленьким платочком

Подвязала обе щёчки.

Белка

Твёрдый жёлудь мне попался,

Хрустнул зуб и зашатался!

Так болит, нет сил терпеть,

Можешь зуб мой посмотреть?

Ведущий

Бедный ёжик заявил...

Ёж

Я вот лапку занозил!

И, теперь на костыле,

Ковыляю по Земле.

Ведущий

Черепаха им сказала...

Черепаха

Ну, кого лечить сначала?

Первым делом для зубов

Отрубей дам и грибов,

А потом уж, не спеша,

Лапку вылечу ежа...

Ведущий

Вдруг в окно влетает птица,

В кресло старое садится...

Филин

Узнаёшь? Я - твой сосед!

Очень нужен твой совет!

Черепаха

Здравствуй, филин, друг ушастый!

Расскажи мне, что с тобой?

Филин

Днём и ночью кашель частый

Нарушает мой покой.

Ведущий

Черепаха в тот же миг,

Взяв одну из толстых книг,

В ней находит предсказанье...

Черепаха

Нужно делать полосканье,

Пить ромашковый настой.

Будет вновь здоров больной.

Филин

Вот спасибо за совет!

Ведущий

Прохрипел старик в ответ.

Черепаха

Ух, сегодня я устала!

Поработала немало!

Очень хочется мне спать,

Лягу я теперь в кровать!

Громкий стук в дверь

Ведущий

Волку отворяй, старуха!

У меня распухло брюхо!

 Черепаха (подаёт лекарство)

Пей - настока горицвета!

Волк

Нет, мне не подходит это!

 Черепаха

Вот, возьми напиток мятный!

Волк

Нет, он тоже неприятный!

Лишь когда тебя я съем,

Буду вновь здоров совсем!

(Плаче, трёт глаза кулаком)

Прилетает филин

Филин

Что ты делаешь, злодей?

Здесь у запертых дверей?

Волк

Эту дверь хочу разбить,

Черепахой закусить!

Филин кружит над домиком, машет крыльями

Филин

Птицы, звери, выходите!

Черепаху защитите!

Выходите все, кто смел!

Ведущий

Лес тревожно загудел...

Смотрит филин - там и тут

Зверик домику бегут!

Белка

Все её мы защитим!

Ёж

На тебя мы налетим!

Лиса

Будем грызть тебя зубами!

Медведь

Будем рвать тебя когтями!

Ведущий

Волк от страха задрожал

И, немедля, убежал!

Снова тётя Черепаха

В домике живёт без страха

И встречает всех приветом,

Помогает всем советом!

Использованные ресурсы

1.Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.

2.Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.

3.Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.

4.Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. «Лигурия»  Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.

5.Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.

6.Интернет сайты:  www solnet. ru; www festival. ru; www kulichiki. ru;  http://www.tuz-volgograd.ru;  volgogradinform.ru›kultura/2252.html; http://www.molod-theatre.ru/.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летней деятельности школьного лесничества

Острота современных экологических проблем требует участия в их решении широких масс населения, в первую очередь - молодежи. Одной из наиболее важных проблем природосбережения в Сургутском районе являе...

Рабочая программа театральной студии "Актер"

Приобщение студентов к театральной культуре, знакомство с различными видами театров, народным творчеством и традициями народов, научить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стор...

Открытое занятие Студия театрального искусства «Импровизация» «Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»

Открытое занятие Студия театрального искусства «Импровизация»«Внимание, восприятие – как вспомогательные      средства актера для развития творческих способностей»...

Краткосрочная программа социально – педагогической направленности «В поисках цветка счастья». Работа летнего оздоровительного школьного лагеря.

«Научить человека быть счастливым нельзя,но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»А.С. Макаренко...

Презентация на тему: "Театральная гостиная "Актер одного театра, или за кулисами русской души"

В Год театра одним из основных направлений развития воспитания является приобщение детей к культурному наследию своего края, воспитание чувства гордости и патриотизма за национальное достояние. Обраще...

Открытое занятие театральной студии «Общеразвивающие упражнения для мышечно-двигательного аппарата актера»

Общеразвивающие упражнения  по сценическому движению  входят в  курс занятий с 3-го по 5 год обучения  дополнительной  программы  театральной студии, что бы обеспечить ра...