«Нравственные ценности как основа воспитания в семье»
методическая разработка на тему

ОБЩЕШКОЛЬНАЯ  КОНФЕРЕНЦИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennost.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩЕШКОЛЬНАЯ  КОНФЕРЕНЦИЯ

«Нравственные ценности как основа воспитания в семье»

Время и место проведения: 16 декабря 2010 г., актовый зал                       Участники конференции: учащиеся 8-11 классов, классные руководители, родители обучающихся.

План проведения.

Директор:

Как посмотришь на нашу молодежь,
то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена!
Как не думает ни о чем кроме удовольствий,
растлевающих и нравственность, и здоровье,
приготовляющих самую печальную будущность.
Мне кажется, что всему этому причина -
неправильное воспитание, дающее молодым людям
неправильный взгляд на себя и на жизнь.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:                                                                                   1. Разрушены нравственные представления о браке и семье                                       (супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства).                                                                        2. Повреждены устои семьи (фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений; традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей,педагогов).                                                                                                   3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства (культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства; продолжает снижаться рождаемость).          4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания                                             (утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного "крестоношения", жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми; утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует ко греху; большая часть родителей стремится "откупиться" от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки).                                              5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства (духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала; у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством).                                                                                                             6. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии (массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти "свободной любви", половой распущенности, всевозможных извращений).

Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности Западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи: культ наслаждений и блуда, искусственная беззаботность, психология Диснейленда с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий - все это ожесточенно атакует неокрепшие души.                                                             Очевидно, что приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что, несомненно, подрывает корни благосостояния и стабильности российского общества.

Для России с ее многовековой православной культурой все это противоестественно и гибельно.

Выход из сложившейся кризисной ситуации есть: школа должна содействовать укреплению семьи посредством восстановления в  сознании детей традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства; через возрождение отечественной культурно-исторической и религиозной традиций  посредством введения курса «Основы православной культуры»; активизация участия родителей в общешкольных и классных мероприятиях способна вовлечь большую долю родительской общественности в совместную деятельность школы и семьи.

Директор:

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви:
- святитель Игнатий Брянчанинов, обращаясь к матери маленькой девочки: "Знай, что паче всех твоих наставлений словами, жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери";
- священник Александр Ельчанинов: "Для воспитания детей - самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью".                                                                                                                        Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: "Мать праведная - ограда каменная", "Отец сына не на худо учит" и много других примеров...

Слово предоставляется папе ученика 2А класса Жигулину Юрию Алексеевичу «Влияние семьи на формирование характера ребенка».

Директор:                                                                                                                      Семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребёнка. Хорошая семья представляет собой коллектив, где все члены спаяны отношениями любви, взаимопомощи, ответственности друг за друга. В семье дети учатся разделять радости других людей, что представляет собой одну из величайших ценностей жизни. Немаловажное значение в нравственном воспитании ребёнка имеет атмосфера семьи. Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, - это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности. Детей радует общие лыжные прогулки, прогулки по лесу, походы за ягодами, на рыбную ловлю.

Слово предоставляется учителю начальных классов, обладателю почетного знака «Слава матери» Родионовой Маргарите Ивановне. Она поделится традициями своей многодетной семьи.

Директор:

О воспитании детей за всю историю развития человечества написаны сотни трактатов, выдвинуты тысячи идей. Но если мысленно сравнить основные известные педагогические теории в самом общем плане, можно увидеть, что сущность их сводится к тому, чтобы дать рекомендации воспитателям, как и какими средствами воспитать у детей нравственные идеалы и устои определенного общества.

Советы классного руководителя Исаевой Т.К. родителям в духовно-нравственном воспитании детей.

Директор:

Наша школа обучает 340 детей, причем 21 % направляются учиться к нам из других микрорайонов города в 1 класс, 5 %  пятиклассников, 60 % учащихся 10 класса. В настоящее время каждый десятый ученик школы воспитывается в многодетной семье. Читая социальный паспорт, видно, что    1 ребенок состоит на учете в ПДН ОВД по г. Ельцу, двое – в КДН и ЗП, на внутришкольный учет поставлено 9 подростков. Это дети, которые в основном воспитываются в неполных семьях, а порою и неблагополучных. Стало страшной тенденцией среди семей наших учащихся – воспитание обучающихся только папой (местопребывание отдельных мам долгое время может оставаться неизведанным, отдельные долгое время находились в колониях, тюрьмах). Такое ущербное (в основном для девочек) семейное окружение накладывает отпечаток на нравственные ориентиры детей.

Слово предоставляется инспектору ПДН ОВД по г. Ельцу Цурикову Сергею Александровичу «Основы права и нравственности современных семей».

Директор:

При подготовке к общешкольной конференции проводилось анкетирование учащихся младших классов по теме «Семья глазами ребенка». В своих ответах юные школьники отмечали, что для них семья. 59 % опрошенных считают, что семья – это родные, 16 % ассоциируют семью с дружбой, встречаются и единичные ответы: радость, лучик солнца, цветок, родной край. Большинство респондентов проживают в полных семьях, однако 4 % воспитываются тетей, у половины детей есть брат или сестра, пятая часть семей совместно проживает с бабушками или дедушками.

63 % младших школьников с радостью спешат домой, а у 11 из 67 опрошенных нет желания возвращаться домой из школы. Около 60 % детей отметили, что их родители, законные представители разговаривают с ними о детских делах, причем разговор ведут чаще ласково, чем строго. При этом не всем детям комфортно  в семьях: 49 % страшно пребывать дома, спокойствие семейного очага ощущают лишь 40 % опрошенных. Мало уделяют внимания родители своим чадам в семейном кругу, только 39 % взрослых играют с ними, читают совместно книги, гуляют. В основном эту функцию выполняют мамы (34 %), двое деток огорчены, что в семье их досуг организовать некому. Основными видами совместной деятельности являются: игра (30 %), прогулки на улице (22 %), чтение книг (12 %). Имеются и иные ответы, как сон, просмотр телевизора, рыбалка, выполнение уроков. Совместное времяпрепровождение в выходные дни наличествует постоянно в семьях                 42 % опрошенных, у 39 % детей изредка родители вместе с малышами проводят время в субботу и воскресенье. Оказать помощь ребенку, к примеру, в случае, если он сломал игрушку, могут в большинстве семей.  Родители не балуют своих чад подарками, детские желания купить куклу, шоколадку  или что-то другое, исполняются не ежеминутно, покупки совершаются разумно. Добрые отношения между взрослыми и детьми сохраняются перед сном, 76 % детей вечером перед сном целуют мамы и папы, желая им спокойной ночи.  Опрошенные младшие школьники желают создавать и сохранять добрые отношения в семьях. На вопрос «Что такое добро?», они ответили: это помощь (25 %), это дружба (25 %), это любовь (16 %), 3 из 57 считают, что добро, когда мама и папа не ругаются.

Итоги анкетирования младших школьников для нас, педагогов, раскрыли многообразный неоднородный мир семей учеников.

Слово предоставляется настоятелю Вознесенского собора, члену общественной палаты Липецкой области, директору православной гимназии в честь святителя Тихона Задонского Василию Романову.

Директор:

Завершая конференцию, мне хотелось обратиться к Вам со словами.

В обществе, идеалом которого является успех, процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, ее увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня. Эту любовь Ваши дети изобразили на своих рисунках в панораме «Моя семья – моя радость, моя семья – моя крепость».

В России 42 миллиона семей. У каждого из нас слово «семья» наполнено своим, особенным смыслом. Пусть Ваша «крепость», «тихая гавань», «святая святых», как порой мы величаем свою семью, остается с Вами навсегда. Спасибо за внимание и участие в конференции.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных ценностей на основе исторического наследия

обобщающий урок истории в 5 классе "Наследие Древнего Востока" с использованием интерактивной доски, выполнением теста в программе  Power Point...

«Формирование духовно- нравственных ценностей на основе этнопедагогики»

laquo;Формирование духовно- нравственных ценностей на основе этнопедагогики»   Социально- политические изменения в российском обществе связаны с переходом от культуры общественных отн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Духовно-нравственные ценности и основы православной культуры" в 7 классах (ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Духовно-нравственные ценности и основы православной культуры России», имеющая духовно-нравственную направленность, составлена на основе ...

классный час "«Семейные ценности на основе воспитания царской семьи».

классный час "«Семейные ценности на основе воспитания царской  семьи». 7 класс...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

В условиях активной модернизации современного образовательного пространства в России особое место занимает воспитание обучающейся молодежи, которая должно иметь высокий уровень нравственности, порядоч...