Литературно-музыкальная композиция "По дорогам войны"
методическая разработка (11 класс) на тему

Попова Оксана Владимировна

Аннотация:   Сценарий литературно-музыкальной композиции   подготовлен для ветеранов Великой Отечественной войны, родителей и учащихся  5-11 классов.  Он помогает представить зрителю армейские будни наших земляков, поведение солдат во время краткой передышки между боями в годы войны,.  В данном сценарии показано горе, и скорбь матерей, потерявших своих детей и мужей в лихую годину войны.

В  сценарии  использованы литературные и музыкальные произведения советских авторов, посвященные Великой Отечественной войне.

Цель: повышение уровня патриотического воспитания, сохранение исторического наследия через взаимоотношение поколений.

Задачи:

·         воспитание активной гражданственной позиции воспитанников;

·         развитие патриотизма,  чувства гордости у детей;

Оформление:  В глубине  авансцены – землянка, костер, походный котелок,  ружья, сложенные конусом, солдатская каска На переднем плане авансцены – выпускники школ,  за ними беженцы с чемоданами Также в оформлении  использованы  письма с фронта, листовки, газеты, боевые листки периода войны, военная форма.

ТСО: аудио-видеоаппаратура, аудио-видео-записи, виниловые пластинки с песнями военных лет, документальные  записи  хроник Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_smotr.docx22.62 КБ
Файл po_dorogam_voyny.pptx1.89 МБ
Файл golos_pamyati.docx284.15 КБ
PDF icon informatsionnoe_pismo_finalistam_gp.pdf394.9 КБ
Файл annotatsiya.docx16.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Девушка:

 Потомки! Вы слышите звуки набата?

То памяти нашей голос живой

Сквозь время рвется. Год сорок пятый!

Рождался в суровых боях под Москвой!

Лютая стужа, сугробы по пояс

И молчаливая поступь солдат,

Отлитая в пули сыновья совесть,

И в сердце присяга: "Ни шагу назад!"

Ряды ополчения у стен Мавзолея,

Военный парад и последний приказ!

Смотрите, потомки! Сейчас в наше время

Вновь оживет о героях рассказ!

Юноша ведущий:

Мирно страна проснулась в

В этот июньский день.

Только что развернулась

В скверах ее сирень.

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова…

Звучит фонограмма 5 - объявление Ю. Левитана о начале войны. На сцену в это время выходят 10-12 человек, подняв головы, слушают объявление.

По окончании объявления на сцене остаются только юноши. Один из них командует:

-Товарищи добровольцы! Равняйсь! Смирно! Направо,  шагом марш!

Уходят со сцены под звуки песни «Священная война»

1-й ЧТЕЦ: - Сорок первый! Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времён

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно

Кумачовые звёзды

На полотнах знамён унося.

Сидят солдаты у костра:

Мы в тот день чуть не погибли: пошли в прорыв через минное поле.

Разместили нас в землянке, я хотел написать репортаж. А получились стихи. Показал их Кости  Листову- композитору. Он как раз искал текст. И песню эту стали петь на фронтах.

А в 42 ее запретили. Строчки : «..до тебя мне дойти нелегко, а до смерти 4 шага..» кому-то на верху показались упадническими. Грамм пластинки стали изымать. Запретили по радио…А недавно я получил письмо от танкиста,пишет : «Вы для них перепишите,что до смерти 4 тысячи английских миль. А нам оставьте , как есть. Мы- то  знаем сколько шагов до нее….до смерти»

«Вьется в тесной печурке огонь»- песня

2-й ЧТЕЦ: Сорок второй!

На Ленинград

Обхватом с трёх сторон

Шёл Гитлер силой 40 дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновение

Он сердца ленинградского биение.

И, видя это, разъярённый враг,

Предполагавший город взять с набега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шёл за ними следом.

Сценка: «Блокадный Ленинград»

Шурик:

Смотри, что я нарисовал!

Мама: (крутит рисунок)

Ничего не пойму, сынок. Что это за черные каракули, а посередине белый кругляш в крапинку?

Шурик: (объясняет на рисунке)

Черное-это война. А белое-это булка!.. Я просто больше ни о чем другом думать  не могу

3-й ЧТЕЦ: Сорок третий!

В сырой степи под перекопом,

Где мы ломали рубежи,

Где были длинные окопы.

Рвы, загражденья, блиндажи.

Там, на пустынных перекрёстках,

Чтоб их запомнила страна,

На звёздах, на фанерных досках

Мы написали имена.

 Сценка: « Бабий Яр»

Меня зовут Лиза Мабер. Мы с мамой и папой жили в Киеве. Но началась война, и папа ушел защищать свою землю, а мы с мамой остались в городе. Было очень тяжело в дни войны.

Однажды я вышла с утра на улицу и увидела на двери подъезда объявление. В нем говорилось, что мы, евреи, – очень благородная нация и поэтому нас вывезут из города! Я быстрее побежала к маме, рассказать ей новость! Мы поверили, что всё еще может быть хорошо, что мы будем жить и после войны увидим папу. Тогда, впервые за долгие месяцы, я увидела, как моя мама улыбается! Вечером к нам зашел дворник дядя Вася и сказал, что завтра в 8 часов утра нам надо явиться к Бабьему Яру с вещами. Мама написала папе письмо, рассказала о том, что нас вывезут, что, как только мы узнаем, где будем теперь жить, – сразу напишем ему!

Всю ночь мы собирали вещи. В 7 утра вышли из дома. Сколько же людей было на улице! Все шли как на демонстрацию, почему-то никто не боялся, так же как и мы с мамой. По мере приближения к Бабьему Яру людей становилось всё больше. И тут мы заметили, что по краям дороги стояли немцы с собаками – плотным рядом, так, чтобы идти можно было лишь в одном направлении, только вперед. Если человек шел неуверенно или спотыкался, то его грубо направляли. Музыка играла так громко, что я не слышала, что мне говорила мама. А в небе кружил самолет…

Вдруг я потеряла маму из вида. А люди в толпе стали что-то кричать, пытались бежать обратно, плакали. И тут я увидела, что случилось: у людей стали отбирать вещи, раздевать и таких вот, голых и безоружных, отводили к оврагу, на противоположном краю которого находились пулеметчики. Выстрелы, выстрелы, выстрелы… Мама! Ее повели к оврагу! Я ничего не видела из-за нахлынувших слёз! Я просто повернулась и побежала прочь. Но меня схватили и бросили в ту же яму, что и маму. Фашисты смеялись, когда видели, как я пыталась выбраться из груды тел, которые снова падали и падали на меня…

Мой папа погиб, защищая Родину. Маму расстреляли фашисты. Я выжила. Меня спасла русская женщина Надежда Яковлевна Жигалова. Она вытащила меня из расстрельной ямы ночью, когда я уже почти умерла от отчаяния. Она привела меня в свою семью и прятала до конца войны, несмотря на угрозу расстрела. Моя новая мама Надежда Яковлевна вырастила меня со своими детьми.

4-й ЧТЕЦ: Сорок четвертый!

Ещё война, но мы упрямо верим,

Что будет день, мы выпьем боль до дна.

Широкий мир нам вновь откроет двери,

С рассветом новым встанет тишина.

 

Сценка : « Песня родом из Каменска»

Было это осенью 1941 года, в Каменске-Шахтинском Ростовской области, где в ту пору располагались штаб и политуправление Южного фронта. Первыми песню исполнили участники армейского ансамбля. Выступали с нею в концертах и сами авторы песни. А в 1942 году Табачников вместе с фронтовым театром «Веселый десант», родившимся на Южном фронте, приехал в Москву, показал песню Клавдии Шульженко. Она включила «Давай закурим» в свою новую программу, посвященную городам-героям, премьера которой состоялась 21 февраля 1944 года в Театре сатиры.

Теплый ветер дует, развезло дороги,
И на Южном фронте оттепель опять.
Тает снег в Ростове, тает в Таганроге,
Эти дни когда-нибудь мы будём вспоминать.

Припев:
Об огнях-пожарищах,
О друзьях-товарищах
Где-нибудь, когда-нибудь
Мы будем говорить.
Вспомню я пехоту
И родную роту,
И тебя — за то, что ты дал мне закурить.
Давай закурим, товарищ, по одной,
Давай закурим, товарищ мой!

К тому времени войска наши успешно разгромили гитлеровцев под Сталинградом и Ростовом, появились другие, новые направления боевых действий. И певица видоизменила текст песни, стала петь ее с иными словами, где уже не упоминались ни Южный фронт, ни Таганрог, ни Ростов, про которые пелось в изначальном ее варианте. 

5-й ЧТЕЦ: Сорок пятый!

Ещё стояла тьма немая,

В тумане плакала трава.

Девятый день большого мая

Уже вступал в свои права.

По всей стране от края и до края

Нет города такого, нет села,

Куда бы ни пришла Победа в мае

Великого девятого числа.

Сценка: «Регулировщица»

Эта песня родилась прямо в День Победы.

9 мая 1945 года на оживленном берлинском перекрестке движением управляла молодая регулировщица. Вдруг раздался цокот копыт, и на улице появилась конница. Все просто замерли : среди развалин и покореженной техники гордо вышагивали донские скакуны.

Точным взмахам флажка она остановила танки и пехоту, грузовики. Улыбнулась кавалеристу и задорно сказала : « Эй, конница, давай, не задерживай!»

Звучит песня «Едут по Берлину наша казаки» = танец

Сценка: «Корреспондент»»

Эту песню я впервые услышал в редакции « Комсомольской правды». Тогда приехали Марк Бернес и Ян Френкель, руководство военное. И как только она зазвучала, все как-то сразу притихли, а я смотрю на генералов, а они слушают, но, кажется, что видят они не редакцию нашу. А своих боевых друзей..И как только песня закончилась.  К Бернесу подошел сам маршал Конев и говорит : «Спасибо, спасибо большое! Как жаль. Что нам отказано в праве плакать» А я смотрю, а у него самого слезы на глазах!!

Звучит песня « Журавли»

Девочки и журавли

Говорят, что в третьем тысячелетье 
Изменилось всё на огромной планете: 
Изменились законы, изменились понятья, 
Увлеченья, пристрастия, виды занятий… 
Что другая растёт молодёжь и что ей 
Никакого нет дела до дедовских дней, 
Будто ей наплевать на историю в целом, 
Что ей память чужда, в ней душа оскудела. 
Что стоят равнодушно у красной стены 
Внуки, правнуки светлых героев войны… 
Только это не правда, а жуткая ложь: 
Помнит нынешняя молодёжь… 
Помнит и никогда не забудет, 
Потому что без памяти жизни не будет!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуально-познавательный творческий проект «По дорогам войны!» МБОУ лицей № 5 г.Каменск- Шахтинского Ростовской области 2015 год.

Слайд 2

Выбор проблемы. Ростовская область имеет богатое историческое прошлое, традиции, которые должны стать основополагающими в организации патриотической работы с подрастающим поколением. Боевые и трудовые достижения наших земляков станут теми нравственными идеалами, которые создадут реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию . Важно воспитать молодое поколение , почитающее славные традиции прошлого и укрепляющее их своим трудом и творчеством .

Слайд 3

Основной целью проекта является -сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа - приобщение к традициям и богатейшей культуре страны и родного края.

Слайд 4

Задачи : создание условий для развития социально-активной личности, обладающей чувством гордости и ответственности за судьбу Отечества и свое будущее ; - обучать детей основам поисковой деятельности, коммуникативным качествам; -воспитание духовно-нравственных принципов, формирование патриотических чувств.

Слайд 5

Разработка плана действий. - определить «точки самостоятельности»: подборка стихов, монтаж звука, посещение ЭКСКУРСИИ «Каменск и каменчане в годы ВОв » и т.д .); - определить «точки сотрудничества» (круг задач, для решения которых целесообразно привлечь родителей , работников библиотеки и музея)

Слайд 6

Сбор информации . Экскурсия в городской краеведческий музей. Посещение библиотеки им.Островского. Конкурс стихов. Интернет – ресурсы. Посещение в театре им.Горького спектакля « Судьба человека»

Слайд 7

Встречи с ведущим специалистом городского краеведческого музея Самарченко Т.И. Обращение к СМИ. Исследование первоисточников Акция «Красная гвоздика» Акция «Спасибо деду за ПОБЕДУ»

Слайд 8

Реализация проекта 2014-2015 1 4 3 3 5

Слайд 9

Результаты проекта : 1 место в муниципальном конкурсе художественной самодеятельности 2015 год

Слайд 10

Результаты работы: Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории родного края, страны. Работа способствовала воспитанию чувства гордости за свою малую родину. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения. Педагоги и родители пополнили и закрепили знания по истории, краеведению . Работа в этом направлении способствовала активному сотрудничеству с городским краеведческим музеем, установлению партнёрских отношений, сплочению коллектива учащихся, родителей и педагогов.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Аннотация:   Сценарий литературно-музыкальной композиции   подготовлен для ветеранов Великой Отечественной войны, родителей и учащихся  5-11 классов.  Он помогает представить зрителю армейские будни наших земляков, поведение солдат во время краткой передышки между боями в годы войны,.  В данном сценарии показано горе, и скорбь матерей, потерявших своих детей и мужей в лихую годину войны.

В  сценарии  использованы литературные и музыкальные произведения советских авторов, посвященные Великой Отечественной войне.

Цель: повышение уровня патриотического воспитания, сохранение исторического наследия через взаимоотношение поколений.

Задачи:

  • воспитание активной гражданственной позиции воспитанников;
  • развитие патриотизма,  чувства гордости у детей;

Оформление:  В глубине  авансцены – землянка, костер, походный котелок,  ружья, сложенные конусом, солдатская каска На переднем плане авансцены – выпускники школ,  за ними беженцы с чемоданами Также в оформлении  использованы  письма с фронта, листовки, газеты, боевые листки периода войны, военная форма.

ТСО: аудио-видеоаппаратура, аудио-видео-записи, виниловые пластинки с песнями военных лет, документальные  записи  хроник Великой Отечественной войны.

етодическая разработка представляет собой подробный сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной великому празднику - 9 Мая.

Является одним из средств создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о Великой Отечественной войне годов. Главная задача мероприятия: воспитание патриотизма, гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и поражения, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережному отношению к традициям своего народа;

В сценарий композиции включены стихи И. Тобольского, Ю. Друниной, и других поэтов.. В течение всей композиции используется музыка (песни военных и послевоенных лет, классические произведения). Все этапы композиции сопровождаются мультимедийной презентацией, иллюстративным материалом, представленным фотографиями военных лет и кадрами из документальных фильмов о Великой Отечественной войне, что усиливает эмоциональное восприятие материала.

Форма проведения внеклассного мероприятия: конкурс литературно-музыкальных композиций о Великой Отечественной войне. Проводится между командами внутри одного класса.

Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, становление сознания личности ученика.

Обучающие цели:

  • углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне нашего народа с фашистской Германией;
  • познакомить учащихся со стихами, песнями, музыкальными произведениями, посвящёнными Великой Отечественной войне;
  • обучить учащихся умению использовать современные технические средства (создание компьютерных презентаций в программе Microsoft PowerPoint, запись музыкальных произведений) для раскрытия исторического материала.

Развивающие цели:

  • развитие творческих способностей и творческого подхода к имеющимся историческим знаниям учащихся;
  • развитие умения публичного выступления, выразительного чтения стихов.

Воспитывающие цели:

  • воспитание патриотических чувств российских школьников;
  • формирование системы жизненных ценностей, основу которой должны составлять любовь к Родине и уважение к её истории;
  • обогащение духовного мира, формирование нравственных качеств учащихся;
  • воспитание чувства коллективизма, умения работать в команде.

Оборудование:

  • Для подготовки к конкурсу: компьютеры с выходом в Интернет и установленной программой Miсrosoft Office PowerPoint.
  • Для проведения конкурса: аудиомагнитофон; ноутбук, мультимедийный проектор и большой экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературно- музыкальная композиция "Детство, опалённое войной

Данная разработка знакомит учащихся 5- 7 классов с трагичной  судьбой молодого поколения военных лет, воспитывает уважение к героям Великой Отечественной Войны, развивает чувство патриотизма...

Сценарий литературно-музыкальный композиции «Строки, опаленные войной»

Цель:воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции на примере поэзии военных лет.Оборудование: Выставка книг со стихами о войне, фонограммы песен военных лет. Вступительное с...

Литературно – музыкальная композиция «Юность, опаленная войной»

Сценарий праздника для детей в возрасте от 10 до 16 лет.  Постановка посвящена девушкам и юношам ушедшим на фронт. В сценарии использованы стихи, песни военной тематики....

Литературно - музыкальная композиция "Вам, дорогие, ленинградки""

Методическая разработка посвящена всем женщинам , которые прошли тяжелое испытание - Великую отечественную войну....

Методическая разработка сценария открытого занятия педагога доп.образования Гончарука В.Е. в форме литературно-музыкальной композиции "Маме дорогой" (концерт-репетиция)

Данный материал может быть полезен для педагогов работающих в области театрально-музыкальной деятельности. Представленная методичесая разработка программы может  быть взята за основу для подготов...

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции «Горькая правда войны: цифры и факты»», посвященная 75-летию победы в Великой Отечественной войне

Аннотация       Одним из приоритетных направлений учебно- воспитательной работыДома художественного творчества детей, как учреждения дополнительногообразования, является ...

Литературно-музыкальная композиция "По дорогам Афгана"

15 февраля мы отмечаем знаменательную дату - вывод Ограниченного контингента советских войск с территории Демократической республики Афганистан. Афганская война продлилась почти 10 лет. Постепенно мы ...