Межпланетное путешествие
методическая разработка на тему

Степаненко Светлана Александровна

Цели: - дать детям первичное представление о космосе;

-       рассказать о звёздах, планетах солнечной системы;

-       развивать познавательный интерес у детей, расширять кругозор;

-       развивать внимание, память, мышление, воображение, речь;

-       способствовать воспитанию дружбы и товарищества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhplanetnoe_puteshestvie.docx89.84 КБ

Предварительный просмотр:

Инсарская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image2.jpeg

Цели: - дать детям первичное представление о космосе;

  • рассказать о звёздах, планетах солнечной системы;
  • развивать познавательный интерес у детей, расширять кругозор;
  • развивать внимание, память, мышление, воображение, речь;
  • способствовать воспитанию дружбы и товарищества.

Оборудование: карта путешествия, схема солнечной системы,

географический атлас, книга « Космос в картинках», фотографии космонавтов, плакат для прикрепления планет, звёзды. Вырезанные из картона с загадками и пословицами, листья для аппликации, кисточки, клей. Детали для конструирования ракет, геометрические фигуры, вырезанные из картона.


Ход мероприятия.

Воспитатель:. 12 апреля в нашей стране отмечается День Космонавтики. Ребята, кто из вас знает, в честь какого события ознаменовали этот праздник?

( ответы детей)

Воспитатель: 12 апреля 1961 года, т.е. 45 лет назад, человек впервые полетел в космос. Кто был первым космонавтом?

Дети: Гагарин.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на портрет человека, который на ракете «Восток» первым в мире вышел в открытое пространство. Первый полёт длился всего 108 минут. Гагарин за это время облетел вокруг земного шара. До этого в космосе бывали только растения и животные: мыши, лягушки, собаки, обезьяна. Это были пробные полёты. Но люди всегда мечтали узнать о космосе как можно больше, ведь мир звёзд огромный и загадочный.

  1. ученик: Начало загадки для малыша

В воротах за поворотом.

Калитку он трогает, и не дыша,

В щёлочку смотрит: « А что там?»

  1. ученик: Растёшь ты, загадка в простор голубой

К небесным взмывает высотам.

На солнце сверкает, мерцает звездой,

И ты повторяешь : « А что там»?

3 ученик: Точь-в-точь как тебе, но ещё в старину

Хотелось узнать звездочётам. Смотрели на Солнце они , на Луну И тихо шептали: « А что там»?

4   ученик: К неведомым звёздам настанет черёд

Умчаться с Земли звездочётам.

Но к цели пробившись, закончив полёт Вновь взгляд устремят космонавты вперёд И спросят упрямо : « А что там»?


Воспитатель: Ребята, предлагаю вам ненадолго стать космонавтами и отправиться в межпланетное путешествие. Мы побываем на разных планетах. ( Читаем по карте). Но сначала нам нужно определить маршрут. Посмотрите, каждая планета обозначена буквой. Составьте из этих букв слово и соедините их стрелочками. Так мы определим маршрут. ( Составляем слово : ЗВЕЗДА).

Воспитатель: Теперь нам нужно выбрать транспортное средство. Как вы думаете, на чём мы отправимся в межпланетное путешествие?

Дети: На ракете.

Воспитатель: Верно, на ракете. Существуют разные виды космических кораблей. ( Рисунок из атласа.)

Ребята, вам нужно сконструировать из деталей космический корабль.

Задание : « Конструктор»

Раздаю ребята детали треугольной формы - танграм. Они собирают из деталей ракету.

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image3.jpeg

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image4.jpeg

Воспитатель: Итак, для полёта всё готово: ракеты построены, маршрут определён. И мы отправляемся на планету Звездочётов. Как вы думаете, кто такие звездочёты?        

 ( Ответы детей)

Воспитатель: Загадочный мир звёзд и планет с давних времён притягивал к себе внимание людей. Издавна звездочёты пытались сосчитать, сколько всего звёзд на небе. Теперь звездочётов называют астрономами, и им на помощь пришёл телескоп. Телескоп - это прибор, при помощи которого астрономы наблюдают за звёздами и планетами. Астрономы подсчитали, что звёзд на небе почти 200 миллионов. Представьте себе небо, усыпанное звёздами.

Какими мы видим звёзды?

( Ответы детей)

Воспитатель: Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко от земли. На самом деле , звёзды - огромные газовые шары. Солнце - это тоже звезда, самая близкая к Земле, поэтому мы ощущаем его тепло и энергию.

Все звёзды разные: старые и молодые, великаны и карлики. Звёзды-великаны в сотни и тысячи раз больше Солнца, им отпущено сто миллионов лет жизни. После того как звезда остывает и гаснет, т.е. как бы умирает. Звёзды поменьше живут несколько миллиардов лет. И цвет у звёзд разный. Горячие звёзды белого и голубоватого цвета. Если звёзда попрохладнее, как например, Солнце, то жёлтого или оранжевого цвета. Холодные звёзды красного цвета, но так как звёзды очень далеки от земли, нам они кажутся одинаковыми, хотя на самом деле все они разные. Ребята, а наш корабль приземлился на планете Звездочётов.

Ребята, вот вы сейчас вместе управляете космическим кораблём, вы как бы одна команда. Как вас ещё можно назвать?

Дети: Экипаж.

Воспитатель: А каким должен быть экипаж?

( Ответы детей)

Воспитатель: Верно, экипаж должен быть сильным, смелым и дружным. Ведь находясь в космосе, космонавты выдерживают огромные физические нагрузки. Там действует невесомость ,и космонавты передвигаются в своём корабле как бы плавая в воздухе. Здесь всё находится в невесомости.

Поэтому и еду космонавты берут в тюбиках, как зубную пасту. Очень тяжело приходится в таких условиях, ведь космонавты иногда по полгода находятся в космосе. Поэтому космонавты много тренируются, постоянно занимаются спортом, ведь только сильный и дружный экипаж сможет жить в таких условиях. Ребята, давайте проверим, дружный ли у вас экипаж и легко ли вам будет преодолевать все трудности. Вот звёзды, на которых написаны пословицы о дружбе. Я их разделю: вам раздам звёзды , на которых написано начало пословицы, а вы должны найти звезду с окончанием пословицы. Как настоящие звездочёты будите искать свою звезду.

Задание: « Найди свою звезду».

  1. Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.
  2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  3. Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
  4. Верный друг лучше сотни слуг.
  5. Друга ищи, а найдёшь - береги.
  6. Человек без друзей, что дерево без корней.

Воспитатель: А наша ракета устремляется к планете Загадочная. Здесь нас ждут загадки о космосе.

1. В безбрежном океане Плывёт корабль между огнями.

( Месяц, звезды)

2. По голубому блюду Золотое яблочко катится.

( Небо и солнце)

3. Лежит ковёр болыной-болыной, А не ступишь на него ногой.

( Небо)

4. Белые цветочки вечером расцветают, А утром увядают.

( Звёзды)

5. Всю ночь за облаками Светил фонарь с рогами.

( Месяц)

б.Сколько не езди, не ходи, Конца тут не найти.

( Земной шар)

7.Вокруг родной матушки Девять детишек кругами ходят.

( Планеты)

( Самые активные получают звёздочки.)

Воспитатель: А наша ракета держит путь на планету Солнечная Семейка. Здесь мы узнаем о Солнечной системе. У звезды под названием Солнце есть большая и дружная семейка - это девять планет. Сила притяжения Солнца так велика, что подчиняет себе все планеты, заставляет из двигаться или как говорят обращаться вокруг себя. Вокруг Солнца обращаются девять планет. Они расположены в таком порядке от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Все они вращаются вокруг Солнца по своим орбитам. Наша планета делает полный круг вокруг Солнца за 365 дней, т.е. за год. Земля вращается за 30 км/сек. А ещё планеты вращаются вокруг своей оси. Земля делает это вращение за 24 часа, т.е. за сутки. Наша планета единственная из девяти планет, на которой возможна жизнь, и вы сейчас сами поймёте почему.

Ученик: Меркурий ближайшая к Солнцу планета

               Жара нестерпима!

                Изжарит котлету!

Повёрнута к Солнцу одной стороной,

С другой- страшный холод и мёртвый покой.

Воспитатель: Ребята, что вы узнали их стихотворения об этой планете?

( Ответы детей)

Воспитатель: Меркурий вращается вокруг Солнца очень быстро: год на этой планете длится 88 земных суток. Днём температура здесь +400 градусов, ночью -180 градусов.

Следующая планета - Венера.

Ученик: Полгода длится день её, и ночи не короче.

И среди прочих шуток здесь год короче суток.

Она чудовищной жарой встречает смельчаков.

И сыплет серной кислотой из плотных облаков.

Воспитатель: Ребята, что вы узнали из стихотворения о планете Венера?

( Ответы детей)

Воспитатель: на этой планете сутки длиннее года. Сутки равны 243 земным суткам. Здесь полгода день, полгода ночь. Это самая яркая планета. Её называют Утренней звездой. Днём её температура +100 градусов, а ночью -23 градуса.

Следующая планета — Марс.

Ученик: Пустыня красного песка, колючий вихрь издалека.

Мы убеждаемся с тоской, что нет там жизни никакой.

Фантасты много лет писали , нас марсианами пугали.

Теперь ответ наукой дан, увы, здесь нету марсиан.

Воспитатель: Марс называют красной планетой из-за цвета его пустынь.

А ещё здесь самые высокие горы. Сутки на Марсе равны земным, год длиться 687 земных дней. Температура днём +28 градусов, а ночью -120 градусов.

Следующая планета - Юпитер.

Ученик: Дальше и дальше летим мы от Солнца,

Юпитер нас встретит светом в оконце.

Юпитер - царь планет!

В тельняшке облаков вращаться не спешит.

Уж нрав его таков!

Воспитатель: Что вы думаете об этой планете?

(Ответы детей)

Воспитатель: Юпитер - самая большая планета Солнечной системы ( в 120 раз больше Земли). Один год здесь равен 12 земным годам. Сутки короче- 10 часов, 5 часов - день, 5 часов - ночь. Температура около -140 градусов.

Далее идёт Сатурн - вторая планета - гигант в Солнечной системе. Он обращается вокруг Солнца за 29 лет.

Самые далёкие планеты: Уран, Нептун, Плутон.

Ученик: Здесь холодные миры, света нет и нет жары,

Вечные - зима и ночь - захотелось сразу прочь.

        

Воспитатель: Что вы узнали об этих планетах?

( Ответы детей)

Воспитатель: температура на этих планетах -170, -220 градусов постоянно. Г од на планете Уран равен 84 земным годам, на планете Нептун - 165 годам, а на планете Плутон — 248 земным годам.

( Ещё раз вместе повторяем названия планет.)

Убираю схему Солнечной системы, ребята на плакат прикрепляют вырезанные из картона « планеты» в том порядке, в котором они расположены от Солнца.

Воспитатель: А наша ракета устремляется к планете Сказочная.

Ребята, к нам на борт поступила шифрограмма, надо её расшифровать и тогда мы прочитаем послание.

Задание: « Шифрограмма».

Найдите среди букв затерявшиеся слова.

п

р

м

О Б

А С

В Н

и

М А Н И Е Д

А Ш Т У Ф.

А

Б

с

О д

К п

О С

А

Д К А И Т П

О К А 3 Л В

У.

И

Р

м

ж т

Н Е

в о

3

МОЖНАИКЛГРВ.

О

П

р

У X

Э П

и д

Е

м И Я п В ь

Е Р С К Т Е

н.

с

Т

ф.

ю я к с

:пасАЙТЕСЬ

Т Ш Е Ж У

с.

Ответ: Внимание, посадка невозможна, эпидемия, спасайтесь

Воспитатель: К сожалению , мы не можем приземлиться на Сказочной планете. Летим дальше. Нас встречает планета Весёлых человечков.

На этой планете живут необычные человечки. Они состоят только из геометрических фигур.

Ребята, какие геометрические фигуры вы знает?

( Ответы детей)

Задание: « Геометрические человечки».

Воспитатель: А теперь составьте из геометрических фигур человечков.

Раздаю детям в конвертах ( каждому) геометрические фигуры, они составляют человечков, рисуют им лица. За самые удачные работы получают звёздочки.

Воспитатель: А теперь летим на планету Развлечений.

Ребята, мы уже сказали, что звёзд на небе почти 200 миллионов. И хотя много лет космические корабли летают в космос, а астрономы и космонавты наблюдают и изучают звёзды и планеты, много ещё в мире звёзд остаётся неизвестного и

загадочного. Пройдёт много-много лет и люди, наверное, научатся летать к любым, даже самым далёким звёздам. Представьте себе, что мы, путешествуя, добрались до самых далёких звёзд. Они ещё не открыты и не изучены, и не имеют названий. У вас есть возможность открыть новые звёзды и дать им названия, можете назвать их даже своими именами.

Дети подписывают «звёзды» полученные за задания, наклеивают их на голубой лист ватмана на заранее обозначенные точками места.

Воспитатель: Если соединить звёзды линией, то получаются разные фигуры — созвездия (показываю рисунок из атласа).

Все созвездия имеют названия ( читаем).

Давайте соединим наши звёзды линией и посмотрим, что у нас получится.

( Дети выполняют, получается звезда)

Воспитатель: Ребята , у нас получилась звезда. Давайте назовём наше созвездие Звездой Дружбы. Эта звезда указывала нам сегодня путь в космическом пространстве, помогала вам преодолеть все трудности на планетах, она укажет нам путь домой. Так и в жизни : по отдельности вы просто маленькие звёздочки, а вместе, когда рядом верные друзья, можно преодолеть все трудности. А наше межпланетное путешествие закончилось. Наш космический корабль благополучно приземлился на планете Земля. Я благодарю экипаж за хорошо выполненную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

«Межпланетное путешествие»

Цели:·        дать первичное представление о космосе.Задачи:·        развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление,...

Внеклассное мероприятие "Межпланетное путешествие"

Внеклассное мероприятие "Межпланетное путешествие"...

Урок по астрономии в 11 классе «Космические скорости. Межпланетные перелеты"

Цели урока:·            продолжить формирование знаний учащихся о движении тел под действием силы притяжения;·...

Открытый урок по астрофизике в 9 классе по теме"Межпланетные миссии"

Открытый урок по астрофизике в 9 классе по теме "Межпланетные миссии"...

Космические скорости. Межпланетные перелеты.

План конспект урока по астрономии в 11 классе...