Праздник «Осенины – день последнего снопа». Разработка внеклассного мероприятия с использованием личностно-ориентированной технологии.
материал на тему

Рязанцева Галина Васильевна

Проведение праздника нацелено на формирование нравственных ценностей и обогащение духовного начала у детей с ограниченными возможностями здоровья через приобщение их к национальной культуре России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oseniny.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 115  г.о. Самара

Праздник «Осенины – день последнего снопа».

Разработала:

Рязанцева Галина

Васильевна,

воспитатель

Самара, 2013


Ход мероприятия.

Цель: формирование нравственных ценностей и обогащение духовного начала у детей с ограниченными возможностями здоровья через приобщение их к национальной культуре России.

Образовательные задачи:

-систематизировать знания детей по теме «Осень»;

-обогащать исторические знания (государственные, православные праздники и фольклор России);

-расширять знания детей в области православной культуры.

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление;

-продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;

-обогащать словарь детей и развивать их связную речь;

-продолжать развивать творческие способности детей;

-обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями.

Воспитательные задачи:

-воспитывать любовь к своей стране, интерес к её историческому прошлому, её культуре и традициям;

-воспитывать коллективизм, трудолюбие, самостоятельность, добросовестность и желание добиться намеченной цели;

-воспитывать жизнерадостность, доброжелательность, желание творить и создавать.

Оборудование.

1.Слайды.

2.Фонограммы:

  • тихая спокойная музыка;
  • вальс;
  • колокольный звон;
  • песня «Мне кажется порою, что солдаты…»;
  • Глинка «Славься».

3.Лукошко.

4.Дуги, украшенные осенними листочками.

5.Сноп, украшенный лентами и колокольчиками.

6.Поднос.

7.Рушник.

8.Каравай хлеба.

9.Икона Богородицы.

10.Три ковра: «Травяной», «Снежный», «Листовой».

11.Русские народные костюмы.

12.Костюмы для танцев «Журавли», «Осенний танец».

13. Оформление сцены.

14.Русская народная мелодия «На горе-то калина».

15.Русская народная песня «Как на день Покров».

16.Мелодия песни «Пшеница золотая».

17.Песни «Дороги России», «Ты, цвети, Россия», «Непогода», «Осень».

ОСЕНИНЫ  1блок.

Слайд 1.

На фоне осенней природы и спокойной музыки звучат слова ведущей.

  Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас праздник – ОСЕНИНЫ. Мы с вами отмечаем его в последние дни осени.

  Удивительное слово осень. От него веет грустью и печалью. Осень – самое красивое время года. Но есть две осени. Одна – радостная, пышно убранная, богатая урожаем, а другая – невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя. Многие поэты воспевали осень в своих стихах (музыка заканчивается).

  В золотой карете,

Что с конём игривым,

Поскакала осень

По полям и нивам.

Добрая волшебница

Всё переиначила

Ярко – жёлтым цветом

Землю разукрасила.

С неба сонный месяц

Чуду удивляется,

Всё кругом искрится,

Всё переливается.      (Капустин)

Ведущая.

Осень такое время года, которое не оставляет никого равнодушным. (Под мелодию вальса на сцену выходит осень. Ведущая её представляет).

В платье пёстро – серебристом

Осень к нам явилась в зал.

Как прекрасная царица,

Открывающая бал.

Ведущая.

   Тихо Осень стучит, осыпая цветы:

   Кап-кап-кап, чуть доносится из темноты.

Осень (продолжает)

   Ты поверь, я без дела сидеть не люблю,

   Я и Зиму кормлю, и Весну я кормлю.

   Золотою рекою теку в закрома,

   Караваем душистым вхожу я в дома.

   Гроздья спелой калины – серёжки мои,

   А ночные дожди – то мои соловьи.

   Бродят по лесу сказки осеннего дня,

   Разве было бы Вам хорошо без меня?

Осень (игриво)

Да разная я бываю – весёлая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодным ветром и заморозками. Я очень рада, что вы любите меня за щедрость, красоту, за редкие, но славные тёплые денёчки. Спасибо, что пришли на наши ОСЕНИНЫ. Низкий вам поклон.

     («Осенний танец» в исполнении Осени и девушек – подружек).

Ребёнок.

   Ещё и солнце радует, и синий воздух чист,

   Но падает и падает с деревьев мокрый лист.

   Ещё рябины алые всё ждут к себе девчат,

   Но гуси запоздалые «прости – прощай» кричат.

   (Звучат две песни в исполнении вокальной группы «Непогода» и песня «Осень»).

Ведущая.

   Осенью бывает праздник Урожая. Что дарит нам осень, вы должны отгадать. (Слайд 2 со словами, в которых пропущены буквы)

   -Б-ОК-             яблоко

   -Р-Ш-               груша

   В-Н-ГР--          виноград

   ОБ—П-ХА      облепиха

   -Я-ИН-             рябина

   М-Р-О-Ь          морковь

   К-П-С-А           капуста

(Выходит Осень с лукошком. В лукошке листочки – заморочки).

Осень.

   Богата я приметами, пословицами да поговорками. В народе говорят, что в осеннее ненастье шесть погод на дворе: сеет, веет, кружит, рвёт, сверху льёт, а снизу метёт.

  А знаете ли вы, ребята, приметы осени?

 (Если гром в сентябре, то жди тёплую осень.

 Много желудей на дубе, к лютой зиме.

 Паутина стелется по растениям – к теплу.

 Комары в ноябре – быть мягкой зиме.

 Дым стелется – значит быть непогоде.)  Молодцы, ребята, спасибо.

 А теперь вспомните пожалуйста пословицы об осени.

(В сентябре одна ягода горькая, да и то рябина.

 В ноябре зима с осенью борется.

 Ноябрь капризен, то плачет, то смеётся.

 Осенью и у кошек пиры.)  Хорошо, ребята.

Ведущая.

 -Осень, ловко справились ребята с твоим заданием?

 Осень  (таинственно):

-Ничего, у меня припрятаны заморочки на листочках. (У Осени бумажные листочки, на которых написаны вопросы).

  1.Какие овощи солят и маринуют?

  2.Без чего не сварить щей и борща?

  3.Они заменяют мясо.

  4.Какой народ изобрёл щи?

  5.Какие овощи жарят?

  6.Какой полководец был любителем русских щей?

  7.Назовите осенние ягоды?

  8.Назовите дерево, которое является символом России?

 Вы меня порадовали своими ответами.

Ведущая.

 Осень богата дарами. Мы тоже приготовили Вам, дорогие гости, подарки. (Вручение сувениров под музыку вальса).

ОСЕНИНЫ 2 блок.

Звучит русская народная мелодия «На горе-то калина». Осень, Ведущая и дети в русских народных костюмах стайкой выходят на сцену.

Ведущая.

В старину люди часто обращались к природе, просили её.

Осень.             Нива золотая, добрая, медовая

                         Принеси нам хлеба – стебелёк до неба.

                         Осень, осень, в гости просим.

Ребёнок.          С обильными хлебами, с высокими снопами,

                          С листопадом и дождём, с перелётным журавлём.

Ребёнок            Осень, осень на порог, осенинщикам – пирог!

                           За ваше терпение всем угощение!

  Звучит мелодия песни «Пшеница золотая».

Ведущая.          Давным-давно на Руси появился такой обычай: последний сноп с поля уносили с песнями, украшая его бусами, лентами, колокольчиками.

Ребёнок            Осень, осень, сноп последний вносим

                           Приходи с ливнем, хлебом обильным!

Ведущая.        Так люди начинали праздник Урожая.

Осень.              Хлеб – это символ труда многих людей. В каждом зёрнышке –

                          благодарность всем, кто принимал участие в выращивании

                          урожая. (Осень незаметно уходит).

Дети.               Хлебушко, расти, времечко, лети.

                         До новой весны, до нового лета.

                         До нового хлеба.

(Осень вносит на подносе и рушнике каравай хлеба с солью и передаёт ведущей. Ведущая с поклоном принимает).

Ведущая.        Самый главный подарок Осени – это хлебушек. Хлеб на Руси почитали всегда. «Хлеб всему голова», - так говорили в народе. (Ведущая ставит каравай перед иконой Богоматери. Затем обращается к залу).

Ребята, а какие осенние праздники, кроме праздника Урожая, вы знаете?

Дети.             День Учителя, День Знаний, День Пожилого Человека,

                       День Матери, День Единства…

Ведущая.       Замечательно, ребята! Вы эти праздники знаете, готовились к

                       ним. А ещё Осень дарит нам такие праздники, о которых

                       многие из вас знают мало. Давайте познакомимся с ними.

Осень.           Покровительницей урожая на Руси считается Богородица,

                       Дева Мария. 21 сентября мы празднуем её рождение. Это

                       праздник для всех верующих людей.

Ведущая.      Для нашего народа Богородица является, прежде всего,

                       заступницей, утешительницей и защитницей. Её чтят на Руси.

                       Она стала Матерью Спасителя Мира – Иисуса Христа.

Осень.           Богородица – это всеобщая мама. Как все дети обращаются к

                       маме за помощью, так все люди обращаются к Богородице,

                       когда трудно, просят её защитить от бед.

                                    Выходят мальчик и девочка.

Ребёнок 1.     Перед святою иконой много молилось людей

                       Клали земные поклоны, что – то шептали ей.

Ребёнок 2.    Просили её с надеждой: «Спаси, сохрани, научи».

                       И лик её кроткий и нежный любви озаряли лучи.

Ребёнок 1.    И тех, кто пред нею стояли и руки тянули с мольбой,

                       Она утешала в печалях, смягчала страданье и боль.

Ведущая.      Люди России любят Богородицу, верят в неё и относятся к ней с

                       глубоким почтением. А среди осенних праздников есть ещё

                       один – это 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы.

Осень.           На Покров земля может покрыться снегом. Ребята, а как вы

                       понимаете смысл пословицы: «На Покров до обеда Осень,

                       после обеда – зима».

Дети.             Погода на Покров изменчива. В один день и тепло, и холодно.

                       В один день с утра природа провожает осень, а после обеда

                       встречает зиму.

 (Звучит музыка. Выходит Осень и дети в русских народных

костюмах. У них три ковра).

                      Инсценировка песни «Как на день Покров».

Ведущая.      Как на день Покров ткали множество ковров

Дети.             Ой, люли, люли, люли ткали множество ковров.

Ведущая.      Первый травяной, лета жаркий зной.

Дети.             Ой, люли, люли, люли лета жаркий зной.

Ведущая.      А ковёр второй – из листвы сухой.

                       Третий ковёр – снег, и он не навек.

Дети.               Ой, люли, люли, люли и он не навек.

                         (Дети и Осень уходят).

Ведущая.         Ребята, я вам расскажу, почему мы празднуем 14 октября

                         «Покров Пресвятой Богородицы». В давние времена

                          произошло событие. В храме в присутствии людей, когда

                          на город напал враг, его жители молили Бога о помощи.

                          В воздухе  появилась Богородица. Она сняла с головы

                          покрывало и раскрыла его над народом. На жителей города

                          сошла благодать, то есть они поверили в свои силы и

                          одолели врагов. Богородица всегда помогала воинам.

Ребёнок.           Мать Пречистая собой нашу Русь хранит святой.

                          Защитит от всех врагов и раскинет свой покров.

Ведущая.         Люди верят, что чудные дела были сотворены Богородицей

                          в годы Великой Отечественной войны. Ленинград был

                          окружён фашистами. Люди гибли от холода и голода. Они

                          усердно молились Богу о помощи. Жители решили обойти

                          город с иконой Божьей Матери. Враг был побеждён.

                          Многие воины и даже маршал Жуков в боях не расставались

                          с иконой Богородицы.

Ребёнок.          Гори, гори свеча любви.

                          Гори, свеча, неопалимо.

                          О, Матерь Божья! Ты любима!

                          Нас в добрый путь благослови!

                                   Танец «Журавли».

Ведущая.        С давних пор первые дни ноября в нашем Отечестве

                         считались проводами осени и встречей зимы. Но, пожалуй

                         главный праздник ноября – это День народного единства.

                         Кто знает о каком событии идёт речь?

Ребёнок из зала.  Почти 400 лет назад, 4 ноября, произошло сражение. С

                         одной стороны – поляки, которые хотели посадить в

                         Москве своего царя, захватить русские земли. А с другой

                         стороны – народное ополчение, собранное Козьмой

                         Мининым и Дмитрием Пожарским.

                     Фонограмма «Славься» Глинка.

  1.  Такой удел твой, Русь святая,

 Величье кровью искупать;

 На грудах пепла вырастая,

 Не в первый раз тебе стоять.

  1.  В борьбе с чужими племенами

            Ты возмужала, развилась,

            И над мятежными волнами

            Скалой громадной поднялась.

  1.   Опять борьба! Растут могилы…

        Опять стоишь ты под грозой!

        Но чую я, как крепнут силы,

        И вижу я, как дети рвутся в бой.

  1.   За Русь! – гремит народный голос,                

  За Русь! – по ратям клик идёт,

  И дыбом поднимается мой волос, -

 За Русь! – душа и тело вопиёт…

Ребёнок со сцены.      

           Русские войска победили! Москву освободили от поляков.

           Народное ополчение сопровождала икона Казанской Божьей

           Матери – защитницы воинов. 4 ноября – праздник в честь этой

           победы – День Казанской Божьей матери и День народного единства.

Ребёнок.              Россия! Русь!

                             Куда я ни взгляну…

                             За все твои страдания и битвы

                             -Люблю твою, Россия, старину,

                             Твои леса, погосты и молитвы.

                             Люблю твои избушки и цветы

                             И небеса, горящие от зноя.

                             И шёпот ив у омутной воды.

                             Люблю навек, до вечного покоя…

                             Россия! Русь!

                             Храни тебя, храни!

(Звон колоколов звучит несколько секунд. Постепенно звук уменьшается. Выходит Осень. Ведущая обращается к Осени).

Ведущая.    

         Спасибо, Осень, за твои чудесные праздники, которые ты нам подарила. Нам тоже хочется для тебя сделать что-то хорошее. Прими ответный подарок.

(В исполнении сводного хора звучат песни «Дороги России», «Ты, цвети, Россия»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия с использованием межпредметных связей (английский язык и экология) “Travel and Ecology”

Цель:  обобщить знания, умения и навыки учащихся по темам: «Экология», «Путешествия», полученные на уроках английского языка.Задача:образовательная:  формирование навыков речевой деятельност...

Разработка внеклассного мероприятия с использованием компьютерных технологий во 2 классе по английскому языку «Праздник алфавита. THE ABC PARTY»

Внеклассное мероприятие "The ABC Party"разработано для проведения "праздника алфавита". Данное мероприятие является своеобразным подведением итогов изучения алфавита обучающимися 2...

Методическая разработка внеклассного мероприятия с использованием кейс-технологии "Человек в оккупации"

Мероприятие посвящено Великой Отечественной войне. Применение кейс-метода способствует формированию у учащихся собственной точки зрения о неоднозначности и противоречивости поведения человека в услови...

Доклад на тему: "Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены личностно-ориентированные  технологии обучения на уроках русского языка и литературы....

Разработка элементов урока с использованием личностно- ориентированных технологий обучения по одной из тем курсов «История» .

Традиционная педагогическая теория предлагает ученикам готовых эталонные модели поведения, познания, способы решения познавательных задач и т.п. Эти модели являются усредненным педагогическим опытом, ...

Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.

Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление методов, средств и форм обучения с учётом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой си...