Конспект внеклассного мероприятия" Курение или здоровье - всё в ваших руках!"
классный час (9 класс) на тему

Четвернина Августина Львовна

внеклассное мероприятие

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             

                                                                Подготовила и провела

                                                                              Четвернина Августина Львовна

                                                                      учитель химии и биологии.

Конспект внеклассного воспитательного мероприятия

Тема: «Курение или здоровье – всё в ваших руках!»

Цели:

  • познакомить учащихся с информацией относительно  вредного воздействия никотина и других наркотических веществ на человеческий организм;
  • развитие креативных способностей учащихся;
  •  формирование навыков сотрудничества между учителем и учащимися, между учащимися;
  •  формирование нравственного мировоззрения; выработать у учащихся негативное отношение к курению.
  • воспитывать желание вести здоровый образ жизни; уважения к жизненной позиции другого человека, чувство здорового соперничества, чувство коллективизма.

Основные понятия: никотин, зависимость от курения, табак, пассивное курение.

Участники: учащиеся 7–9-х классов.

Оборудование:рисунки учащихся, плакаты: “Курить – здоровью вредить!”, “Если хочешь долго жить – брось курить!”, “Береги здоровье смолоду!,”таблицы по теме,анкеты,презентация.

Подготовительный этап.

Прежде всего, необходимо заметить, что именно в этот промежуток времени в школе проходит неделя под лозунгом «МЫ за здоровый образ жизни», поэтому проведение этого мероприятия соответствует общешкольным целям и в целом является очень актуальным.

Краткий план воспитательного мероприятия

1.Вступительное слово учителя

2.Немного трагических случаев из жизни

3.Факты, подтверждающие вредное влияние наркотических веществ на живой организм

4.Доклад ученика на тему: « История табака»

5.Процесс курения под микроскопом

6.Анкетирование учащихся

7.Заключительное слово.

8.Подведение итогов мероприятия (совместно с учащимися).

Подробный план внеклассного воспитательного мероприятия

1.Вступительное слово учителя:

Ребята, посмотрите на оформление класса,прочитайте надписи на плакатах, послушайте стихотворение и скажите, о чем мы сегодня будем говорить с вами:

"Попробовал разок ты закурить.

Вошло в привычку, а назад дороги нет!

А многим людям невозможно с этим жить.

Курение наносит тяжкий вред!

А ведь здоровьем каждый дорожит.

Кому проблемы лишние нужны?

Ведь надо жить, любить, творить.

Зачем тебе курение, скажи?

Ты думаешь, что бросить так легко?

Ты заблуждаешься и очень глубоко!

А ведь здоровье никогда ты не вернешь,

Подумай, для чего же ты живешь?.."(слайд №2)

 (О вреде курения.) (слайд №3)

– Да, сегодня мы собрались для проведения мероприятия на тему: «Курение или здоровье-  всё в ваших руках!» Поговорим о проблеме курения, узнаем какой вред наносит курение на здоровье человека, какие болезни могут появиться, как отказаться от курения. А в конце вы уже сами выберите что для вас важнее - курение или здоровье. Нам сегодня предстоит трудный разговор о коварном враге человечества – табаке и других наркотических веществах.В жизни любого человека наступает такой период, когда хочется во всем разобраться самому. Несмотря на уверения взрослых, нужно на собственном опыте все проверить. Только одна затяжка, что будет? Интересно. Чем хуже я других, которые с важным видом достают из кармана пачку сигарет?(слайд №4)Чаще всего, испытав удовольствие от курения, человек становится его рабом на всю жизнь. Такие свойства у наркотических веществ. Разве кто задумывается о последствиях тех или иных нарушений здорового образа жизни, которые приводят к разрушению здоровья, расслаблению воли, уродству потомства, деградации личности и преступности?

2.Немного трагических случаев из жизни.

–Вот послушайте несколько трагических примеров из жизни.(слайд №5)

(Читает Ерохина А.) - Трое мужчин курили в сарае на соломе. Окурки бросали тут же. Вскоре один из них уснул, а двое других ушли по своим делам. Солома загорелась. Тушить было некому и нечем. Пламя уничтожило несколько домов, магазин, склад. Курильщик погиб в огне.

 Сколько таких случаев? Не счесть. И все же число курильщиков растет. И растет число курильщиков несовершеннолетних.Очень часто ребята начинают курить в подражание взрослым. Поначалу это как игра. Но история знает множество случаев, когда подобная игра заканчивалась трагедией.

(Читает Гуськов В.)  - В одной деревне трое детей курили в сарае. Не заметили, как сено загорелось. От страха, что им придется отвечать за свою шалость, они спрятались и задохнулись в дыму. Сгорело несколько домов, но самое страшное: погибли дети.

3. Факты, подтверждающие вредное влияние наркотических веществ на человеческий организм

  • если перед клювом какой-нибудь маленькой пичуги поместить каплю никотина, то птица погибнет от вдыхания никотиновых испарений.
  •  Опыты показывают, что достаточно вспрыснуть под кожу лягушке только одну сотую часть грамма никотина, чтобы вызвать у нее моментальную остановку дыхания и сильные судороги.
  • Смертельной дозой для человека является всего несколько сотых грамма никотина.
  •  Наблюдения показывают, что продолжительное вдыхание табачного дыма молодым растущим организмом ведет к остановке роста. (слайд №6)

4.Доклад ученика на тему: « История табака»

– Как же вообще появилось курение, кто-нибудь знает? Давайте окунемся немного в историю:

(Читает Ерохина И.)  -  12 октября 1492 года Христофором Колумбом (слайд №7 )была открыта неведомая доселе земля, которой он дал название Сан – Сальвадор. В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения «петум». Они курили эти трубочки. И хотя в представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей могли лишь черти, многие матросы и сам адмирал втянулись в это занятие. Таким притягательным оказался табак.И растение начало свое победоносное шествие по странам и континентам.

(Читает Горохов М.)  - Табак – травянистое растение семейства пасленовых, родиной которого является Южная Америка (слайд №8). Сейчас им засеяны огромные площади на Земле. Он растет там, где тепло, влажно, и дождливо. С растений собирают листья, нарезают их, прогревают и высушивают.В мире насчитывается свыше 60 его видов, Дым, образующийся при курении табака, представляет собой сложную газообразную смесь многих ядовитых веществ. В 1 сигарете свыше 200 ядовитых веществ, которые вредные для организма человека

(Читает Ерохина И.) - После второго похода Колумба семена табака были завезены в Испанию. Затем попали в европейские страны и морскими и караванными путями были доставлены практически во все уголки земного шара.Быстрому распространению табака способствовало его удивительное свойство – привычная тяга к курению, с которой было очень трудно совладать человеку.Теперь мы знаем о наркотических свойствах никотина, а тогда табаку приписывали необыкновенные свойства.В Россию табак был завезен английскими купцами в 1558 году через Архангельск, а затем начал широко культивироваться на российской земле. Нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал во все страны. В Италии табак был объявлен «Забавой дьявола». Римские папы предлагали даже отлучать от церкви (слайд №9) курящих и нюхающих табак. В назидание потомству пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. А в Англии по указу Елизаветы (1585 год) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. В России курение появилось в начале 17 века в Смутное время. Его принесли поляки и литовцы. Царь Михаил Романов (слайд №10) сурово преследовал любителей дьявольского зелья. В 1634 г. был издан указ, по которому курильщики получали шестьдесят палочных ударов по подошвам, во второй – отрезанием ушей или носа. После опустошительного пожара в 1634 году, причиной которого стало курение, оно было запрещено под страхом смертельной казни. По Указу царя Алексея Михайловича в 1649 г .предусматривалось наказание тому, у кого был найден табак: бить кнутом до тех пор, пока не признается, откуда табак получил. Суровые меры предусматривались в отношении торгующих: резать носы и ссылать в дальние города. Ввоз в страну табака был запрещен. Усилия остановить оказались безрезультатны. Царь Петр I (слайд №11) был любителем курения. В 1697 году были сняты все запреты. Петр I предоставил англичанам монополию на торговлю табаком в России. Та стремительность, с какой этот губительный порок стал распространяться в народе, наводит на самые грустные мысли.

 – Благодаря рекламе, табакокурение считается модным и привлекательным. А что же говорит жизнь?

5.Рассмотрим процесс курения под микроскопом

Вначале приведу всего лишь несколько, может, общеизвестных данных для сведения. Табачный дым содержит до тысячи вредных компонентов(слайд №12). Кроме страшного никотина, в табачном дыму содержатся окись углерода, формальдегид, тяжёлые металлы – ртуть, кадмий, кобальт, свинец, мышьяк, никель, каждый из которых является просто-напросто потенциальным убийцей. Я уже не говорю о том, что в табаке содержится радиоактивный элемент полоний. Так что правы те, кто сигарету образно именует атомной бомбой замедленного действия (слайд №13)

«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации», - сказал Оноре де Бальзак.

Давайте рассмотрим страшные последствия, которые несет с собой употребление табака(слайд №14)

  1. Температура воздуха, поступающего в рот в процессе курения, обычно на 40 градусов ниже температуры дыма. Такие перепады температуры отражаются на состоянии зубной эмали. Со временем на ней появляются микроскопические трещинки, « входные ворота» для микроорганизмов. В результате у курящих быстрее рушатся зубы.
  2. Нарушение зубной эмали способствует отложению на поверхности табачного дегтя, вследствие чего зубы приобретают желтоватый цвет, а полость рта начинает издавать специфический запах.
  3. Тепло табачного дыма и находящиеся в нем химические вещества раздражают слюнные железы. Наступает усиленное выделение слюны.
  4. Часть слюны в процессе жевания человек проглатывает. Ядовитые вещества дыма, переходя в слюну, действуют на выработку рефлекса. Курящий убеждает себя, что без табака он не может нормально работать, жить, и вскоре становиться рабом своей страсти.
  5. Слизистые оболочки гортани и трахеи также подвергаются действию табачного дыма. Составные части табачного дыма раздражают слизистые оболочки легких, постоянное курение поэтому сопровождается бронхитом. Значительно сокращается сопротивляемость легких к различным инфекционным заболеваниям.
  6. В результате поступления дыма в кровь, вместо того чтобы обогатиться кислородом, она насыщается угарным газом. Нарушается течение одного из самых важных процессов – дыхания, без которого невозможна жизнь.

- Ребята, к нам сегодня пришло просить, кричать о помощи посмотрите кто это? (Легкое больное.) 

Послушаем его (Читает Афонина Ю.)  - Табак завез Колумб давно,

                                                                       И я совсем отравлено. 

                                                                       Я погибаю от него. 

                                                                       Совсем им одурманено.

– Ребята, что с ним произошло? (Заболело от курения раком.)(слайд №15)

Сообщение– Рак-это страшная болезнь. Она развивается в легких у курильщиков и пожирает их изнутри. Человек быстро худеет и умирает. Раком легких курильщики болеют в 15 раз чаще, чем некурящие.

– А это кто? (Больной мозг(слайд №16)

Послушаем его (Читает Назаров Р.)  - Когда же школьник курит сигарету

                                                                    И годы жизни отдает за это,

                                                                    Пойми, он тонет, он горит… Беда!

                                                                    Сейчас решается его судьба.

                                                                    Не будь же равнодушным человеком,

                                                                    Спеши спасать! Он может стать калекой!

– Что же с ним такое? (Заболел.) Как может заболеть мозг, если человек курит?

Сообщение –Инсульт – возникает тогда, когда кровеносный сосуд, доставляющий в головной мозг кислород, закупоривается тромбом или другими частицами. Тромбоз церебральных сосудов — самая частая причина инсульта. Тромбоз означает формирование тромба из крови и нарушение кровоснабжения головного мозга. Также из-за курения ослабевает внимание, память, повышается утомляемость, происходит кровоизлияние в мозг и человек умирает.

– Сердце тоже пришло к нам  просить, умолять о помощи, оно погибает. Что же с ним произошло?

Сообщение - Одна затяжка действует сразу на все сосуды, а значит и на сердце. Сердечно-сосудистые заболевания играют ведущую роль в заболеваемости и смертности населения. Это значит, что риск заболеть и умереть от болезни сердца и сосудов (гипертония, стенокардия, инфаркт миокарда, инсульт) выше, если человек курит. Если прощупать пульс курящего человека, то можно заметить, что при первой затяжке происходит его замедление, а затем сердце начинает биться в учащенном ритме.

– Что еще может страдать от курения? (Слух, зрение.внешний вид, почки, печень, гортань, сосуды,полость рта, зубы, желудок, нервные клетки, кровь и т.д.)

– От курения страдает весь наш организм.

- Ребята, в последнее время часто в СМИ говорят о курительной смеси «Спайс» и её последствиях (слайд №17). Курительные смеси появились сравнительно недавно, около 10 лет назад, и сразу же обрели огромную известность и популярность по всему миру преимущественно среди молодёжи, и людей разных возрастных категорий, которые любят покурить, что то посильнее обычной табачной сигареты. Большую популярность спайсу принесло еще и то, что они были совершенно легальны, а стоили дешевле других «легких» наркотиков, к тому же, тогда еще наркотиками их не считали, производители позиционировали спайс как благовония. Скандально известная «безопасная травка» сегодня запрещена на территории России, США и ряда стран Евросоюза. Роспотребнадзор, например, приравнял ее к наркотикам.Как же так получилось, что курительная смесь, которая поначалу свободно продавалась в магазине, вдруг стала очень опасной и, как оказалось, способна вызывать самую настоящую зависимость?В соответствии с описанием на упаковке, в состав курительной смеси Спайс входит композиция из нескольких растений, среди которых есть обладающие психоактивным действием. В частности, это Шалфей Предсказателей, Голубой Лотос, Гавайская Роза.

Уже позже, когда были проведены исследования, в порошке был обнаружен целый ряд  синтетических аналогов веществ, которые содержатся в конопле. Оказывается, производитель дополнительно наносил на травяную смесь синтетические психоактивные вещества, запрещенные на территории большинства развитых стран мира.

Но почему же они не были выявлены сразу? Почему же наркотик Спайс свободно продавался под видом «безобидного кайфа»?

Во-первых, синтетические вещества, которые были введены в состав курительной смеси, имели новую химическую формулу. О них попросту не знали. И для того, чтобы их запретить, нужно было разработать новые документы и обновить официальные списки запрещенных средств.

Во-вторых, в качестве «прикрытия» выступали относительно безопасные психоактивные вещества, которые содержались в смеси трав. Никому и в голову не приходило искать в Спайсе что-то еще. Но и «безопасные» растения в составе смесей, как оказалось впоследствии, совсем небезопасны.

В-третьих, в составе смеси присутствуют балластные компоненты, которые затрудняют выявление наркотиков. Например, в качестве такого балласта использовался витамин E.

Признаки употребления Спайса частично напоминают таковые при курении анаши:

  1. Возникают зрительные и слуховые галлюцинации. При закрытых глазах пациент видит различные яркие образы, слышит звуки и речь.
  2. Нарушение сознания и мышления. Человек в состоянии наркотического опьянения после употребления Спайса теряет связь с реальностью, перестает ощущать собственное тело. Нередки случаи полной потери сознания.
  3. Неосознанные действия. Например, пациент может ходить кругами или по определенной траектории, натыкается на разные предметы.
  4. Амнезия. После того, как состояние опьянения проходит, человек не может вспомнить, что он делал, и что в это время происходило вокруг.
  5. Красные глаза – также признак человека, употребляющего спайс.

– Ребята, а кто слышал и что вы знаете о таком выражении как  «пассивное курение»?

(Читает Сизова Д.)  - Пассивное курение — это вдыхание человеком воздуха в закрытом помещении (в меньшей степени на улице), в котором содержится табачный дым. Лишь четвёртая часть никотина поступает непосредственно в лёгкие курильщика. Остальное попадает с дымом в окружающую среду. Вред от пассивного курения наступает незамедлительно. Нетрудно заметить, что если в накуренную комнату входит некурящий человек, то он сразу начинает кашлять или у него появляются головные боли – это естественная реакция организма. Существует интересный факт, если некурящий человек находится в закрытом помещении не менее 8 часов и при этом вдыхает табачный дым, являясь пассивным курильщиком, то это приравнивается к тому, если бы он лично выкурил 5 сигарет в сутки. А ведь на его месте очень часто оказываются ни в чем не повинные дети! Они курят вместе с Вами (слайд №18).

6.Анкетирование

Теперь ответьте, пожалуйста, на небольшую анкету, которую я вам сейчас раздам. Она анонимная, поэтому я надеюсь, что вы будете предельно честными и откровенными. Вам необходимо лишь подчеркнуть необходимое.

                                             Анкета

  1. Ваш пол                
  • Женский
  • Мужской
  1. Пробовали ли вы когда – нибудь курить?
  • Да
  • Нет
  1. Какова была причина этому?
  • Любопытство
  • Подражание взрослым
  • Подражание героям фильмов
  • Это модно
  • Привлечь к себе внимание
  • Быть как все
  • Другое (укажите)
  1. Курят ли в вашей семье родители?
  • Да
  • Нет
  • Только отец
  • Только брат или сестра
  1. Знаете ли вы, что курение вредно?
  • Да
  • Нет
  1. Курите ли вы в настоящее время?
  • Да
  • Нет
  • Иногда
  1. Хотите ли вы бросить курить?
  • Да
  • Нет
  1. Курение – привычка или болезнь?
  • Болезнь
  • Привычка

(учитель собирает анкеты)

7.Заключительное слово учителя

Учитель: Я верю, что вы относитесь к своей жизни серьезно. Может быть, кто-то уже думает о будущей специальности. И, конечно, как любой современный человек, вы уделяете внимание спорту, стараетесь хорошо выглядеть – аккуратно и модно. Вы сейчас находитесь на очень важном жизненном рубеже. Недалек тот день, когда вы вступите во взрослую жизнь. И встретить ее должно во всеоружии, хорошо подготовленными и физически и морально. Так не позволяйте курению портить вам жизнь.  Позаботьтесь и о себе, и о других. Откладывать на потом (как обычно говорят курильщики:«Захочу, хоть завтра брошу», - и обычно не бросают) никак нельзя. Ведь вред несет каждая выкуренная сигарета, вдумайтесь, каждая (слайд №19). Учитывая, что во многих наших городах радиационный фон не такой, каким бы хотелось его иметь, а табак совместно с радионуклеидами  несет не только болезни, а неизлечимые болезни и смерть, очень опасные мутации и наследственные патологии в организме. Уже сейчас рождаются дети с физическими и умственными нарушениями.

К чему же мы придем, если курить начинают с ранних лет? Курить или не курить? На этот вопрос каждый отвечает самостоятельно. Давайте уже сейчас задумаемся, ведь жить здоровым, бодрым и веселым гораздо лучше, чем больным и трясущимся с сигаретойи стоит ли тратить свое здоровье в юности, чтобы потом лечиться от разных страшных болезней, или умирать рано, так и не увидев много интересного в жизни. Выбирайте здоровый образ жизни! Будьте счастливы не только в молодости!(слайд №20,21)

        

8.Подведение итогов мероприятия (совместно с учащимися)(слайд №22)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия по здоровье-сберегающим технологиям проведённого в 9 «б» классе – «Планета здоровья». Здоровое питание(закрепление)

Тема занятия: Здоровое питание.(ЗАКРЕПЛЕНИЕ) Цель: • Формировать отношение к правильному питанию, как основной части здорового образа жизни. Задачи: • углублять знания детей о рациональном питании...

Конспект внеклассного мероприятия "Береги здоровье смолоду"

Внеклассное мероприятие "Береги здоровье смолоду" расчитано на 7-8 классы....

Родительское собрание "Здоровье детей в ваших руках"

Цель пособия: познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. Формирование у роди...

Конспект внеклассного занятия "Будьте здоровы!"

Классный час о здоровом образе жизни для обучающихся 7 класса...

Сценарий внеклассного мероприятия «Курение или здоровье – все в ваших руках!»

Сценарий внеклассного мероприятия «Курение или здоровье – все в ваших руках!». Цель: сформировать негативное отношение подростков к курению и снизить риск  приобщения ...

конспект внеклассного мероприятия "Город здоровья"

Данный конспект предоставлен для проведения мероприятия, посвященного здоровому образу жизни...

Конспект внеклассного мероприятия «В здоровом теле - здоровый дух!»

Цель - пропаганда здорового образа жизни. Актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения....