Программа занятий «Мы – поколение будущего!» 5 – 8 кл.
классный час (5 класс) на тему

Захарова Марина Николаевна

Взаимоотношения в коллективе - залог успешности ученика. (средняя школа)

Модуль «Я – личность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zanyatiy_5-8_kl._my-pokolenie_budushchego.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа занятий «Мы – поколение будущего!»

5 – 8 кл.

Модуль «Я – личность».

                                Занятие № 1.  « Знакомство».

  1. Разминка «Имя – цвет» (10 мин).

Ведущий просит всех участников встать в круг для знакомства. Каждый участник называет свое имя и говорит какой-нибудь цвет или его оттенок, чтобы сделать переход хода, можно передавать мяч по цепочке. Игру-знакомство можно усложнить, если каждый участник будет называть имена и цвета предыдущих участников по принципу игры «Снежный ком». По желанию на второй круг с мячом можно называть имя и свое качество личности.

  1. Игра «Поменяйтесь местами» (5 мин).

В круг ставятся стулья — по числу играющих. Все садятся на них. Ведущий называет какой-нибудь признак, общий для всех ребят, сидящих в кругу, подходящий только к некоторым из них или к одному человеку. Ведущий предлагает поменяться местами детям, у кого или кто:

  • есть старший брат, младшая сестренка, любит рисовать, любит мороженное,
  • есть кошка, дедушка и бабушка живут с ними вместе, любит качаться на качели, иногда злится, любит смеяться, любит каникулы и т.п.

В конце игры делается вывод о том, что все люди чем-то похожи, но есть и отличия в интересах, привычках, увлечениях. Ведущий говорит о том, что у каждого есть свои ценности, что-то очень важное.

  1. Игра «Встаньте, сколько я скажу» (5 мин).

По команде ведущего: «Встаньте, четверо (трое, пятеро и т.д.)» – должно встать столько участников, сколько указал ведущий. При выполнении упражнения каждый участник должен, не договариваясь ни с кем, самостоятельно принять решение (угадать!), вставать ли ему сейчас или оставаться сидеть. В итоге нужно выполнить это упражнение правильно.

  1. Упражнение «Мой мир» (35 мин).

1 вариант (5-6 кл.):

Ведущий: «Закрой глаза, прислушайся к себе. Всмотрись в свой мир. На что он тебе кажется похожим? Как бы ты изобразили свой мир на бумаге, используя для этого только линии и формы? Подумай о цвете в своем мире.  На что похож твой мир? Не надо изображать ничего реального, а только подумай, какие формы тебе лучше использовать, какие линии больше подходят для твоего мира? А какие цвета: темные или светлые? Сколько места займет твое  изображение на бумаге? Где на картинке ты расположишь себя? Возьми краски, а может быть карандаши  и нарисуй свой мир с помощью кругов, квадратов, овалов, прямых и кривых линий…»

После того, как дети нарисуют свой мир, начитается анализ детских рисунков. Ведущий может спросить у учащегося:

- Расскажи о своей картинке. Где находишься ты?

- Что означают эти формы и линии?

- Когда ты рисовал, что ты чувствовал?

- Стань тем треугольником (фигура) и опиши себя.

- Что тебе было приятно рисовать, а что нет? Почему?

2 вариант (7-8 кл.):

Участникам предлагается в течение 10-15 минут создать (например, на стуле) свой «Мир», используя то, что есть у них в собственных сумках и карманах (из заранее подготовленных материалов можно предложить лишь бумагу, фломастеры). Предметы должны быть выбраны и расположены так, чтобы каким-то образом отразить черты характера, качества личности данного Создателя Мира. Ведущий: «сейчас вы создаете образ себя, показываете с помощью предметов то, какой вы человек, чем увлекаетесь, каким вы хотите, чтобы вас видели другие». После истечения 10 минут в группе проводится «экскурсия» - то есть, все участники, по очереди презентуют свои «миры», психолог по ходу дополнительно расспрашивает повествующего («А что означает этот предмет для тебя?», «А где в своём мире находишься ты сам? Как ты чувствуешь себя здесь?», «А может ли другой попасть в твой мир? В каком случае? Кто может попасть в твой мир, а кто точно не может?»). Участники группы также могут задавать интересующие их вопросы, по завершению – нужно спросить участников, что им понравилось больше – делать мир? рассказывать и отвечать на вопросы? Смотреть миры других и задавать вопросы им?

  1. Ритуал завершения (5 мин.)

Дети сидят в кругу, ведущий говорит о том, что это занятие заканчивается и у каждого из присутствующих есть возможность поделиться с другими своими впечатлениями от занятия. Ученики отвечают на вопросы: «Что понравилось? Что запомнилось? Что было трудным?».

                                Занятие № 2. «Какой Я?».

  1. Разминка «Человек – Человек» (5 мин.)

По команде ведущего пары поочерёдно соприкасаются разными частями тела: спина к спине, голова к голове, ухо к уху, нос к носу, плечо к плечу, ладонь к ладони. По команде человек к человеку пары меняются партнёрами.

  1. Упражнение «Три слова обо мне» (10 мин).

По кругу каждый участник называет любые три слова, которые могут что-то рассказать о том, что ему важно и ценно в жизни. Ведущий поддерживает говорящего, уважительно и безоценочно расспрашивая о том, почему выбрано то или иное слово, чем это ценно для участника.

 или (на выбор ведущего) 

Упражнение «Моя визитная карточка» (15 мин).

Ведущий предлагает учащимся изготовить из листа бумаги свою визитную карточку. Она может быть любых размеров и содержать ту информацию, по которой можно что-то узнать о человеке, создавшем визитку. Оформление карточки также может многое рассказать о её владельце. Далее следует презентация школьниками своих визиток, обсуждение того, каким образом люди представляют себя обществу, какие мысли и чувства это вызывает у окружающих.

  1. Упражнение «4 квадрата» (20 мин).

Ведущий: «Возьмите лист бумаги и разделите его на 4 части (можно раздать заранее подготовленные листы, разделенные на 4 части). В углу каждого квадрата поставьте цифры 1,2, 3,4. Теперь в квадрате 1 напишите 5 ваши качеств, которые вам нравятся и которые вы считаете положительными. Можно назвать качество одним словом, например, «находчивый» или «надежный» или «умею по-настоящему дружить» (учащиеся выполняют задание). Теперь: заполните квадрат 3 напишите в нем 5 ваших качеств, которые вам не нравятся, т.е. вы считаете их негативными (учащиеся выполняют задание).  Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы записали в квадрате 3 и, переформулируйте их  так, чтобы они стали выглядеть как положительные. Для этого вы можете представить, как эти качества назвал бы человек, который вас очень любит и которому в вас нравится все, этим человеком  может быть ваш друг. Запишите эти переделанные качества в квадрате 2  (учащиеся выполняют задание). Теперь представьте, что вас кто-то не любит, и поэтому даже ваши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1, переформулируйте их в негативные (с точки зрения вашего врага) и запишите в квадрате 4 (учащиеся выполняют задание). Закройте ладонью квадраты 1 и 2 и посмотрите на квадраты 3 и 4. С таким человеком не хочется общаться! А теперь закройте ладонью квадраты 3 и 4 и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный человек получился! Посмотрите на свой лист вцелом, на самом деле вы описали одни и те же качества, только с двух точек зрения: от врага и от друга».

По окончании упражнения ведущий спрашивает: «Какое впечатление произвело на вас это упражнение? Что было труднее переформулировать, а что легче?» Психолог делает вывод.

Вывод: «Получается, что это мы сами выбираем, как к себе относится. Мы можем относиться к себе как враги, и тогда мы не будем любить себя, и невольно будем вести себя в соответствии со своим самоотношением. А можем относиться к себе с уважением и любовью. Человек, который умеет относится к себе хорошо, становится уверенным в себе и не старается изображать из себя кого-то, на кого вовсе не похож. Такой человек по-настоящему доброжелательно относится к другим, потому что умеет видеть в каждом ценные качества. На самом деле,  нет плохих и хороших качеств. Есть ситуации в которых какое-то качество мешает, а есть ситуации, в которых то же качество помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы сможем сказать: «Я использую свое качество, а не качество использует меня».

  1. Игра «Торг» (15 мин).

Оборудование. Таблички из плотной бумаги размером примерно 7 х 15см (по 10 штук на каждого игрока); английские булавки; бумага формата А4; ручки, маркеры — для каждого участника; копировальная бумага — один лист для каждого участника игры.
Ход игры:

Участники садятся в круг.

Ведущий: «Ребята, сегодня мы с вами собрались поиграть в психологическую  игру , которая называется « Торг ». Это интересная игра, и, конечно, вы можете просто развлечься с ее помощью... Но если вы отнесетесь серьезно к тому, что здесь будет происходить, то сможете узнать про самого себя много нового, увидеть себя со стороны и даже попытаться измениться или, по крайней мере, начать работать над собой...  А сейчас каждый возьмите по листу бумаги и ручке. У вас будет 10 минут на следующее задание: написать 10 качеств, характеризующих вас как человека, как личность. Это могут быть любые качества, но обратите внимание — это должны быть качества внутренние, они не должны описывать внешность (например, «симпатичный»), не должны отражать социальное положение или какие-то успехи (например, «богатый», «отличник). Постарайтесь написать такие 10 качеств, среди которых были бы и положительные, и отрицательные с вашей точки зрения, чтобы, глядя на свой список, вы могли сказать: «Да, это я, я — такой». Всем понятно? Приступайте и постарайтесь работать самостоятельно, серьезно, не бойтесь честно взглянуть на себя.

Ребята приступают к работе.  Психолог  в это время подходит и смотрит на то, что получается. Его роль на этом этапе — отследить, не написал ли подросток внешнее качество, все ли ему понятно, и помочь подростку дать более четкое название.

Ведущий: «Теперь взгляните еще раз на те 10 качеств, которые написали, еще раз удостоверьтесь, что это ваши качества, что вы достаточно объективно подошли к описанию себя. И когда будете в этом уверены, перепишите, пожалуйста, каждое из 10 ваших качеств на отдельную табличку. После этого прикрепите все ваши таблички булавками себе на одежду. После этого мы приступим ко второму этапу игры. Итак, каждый из вас описал себя, 10 качеств каждого из вас могут видеть другие ребята. Наверняка что-то вам нравится в себе, а от чего-то вам хотелось бы избавиться. Представьте, что сегодня у вас появилась уникальная возможность — поменяться качествами.  Посмотрите на своих знакомых ребят, у каждого из них есть 10 качеств, написанные на табличках. Каких из этих качеств у вас нет, но вам бы очень хотелось их иметь? Возможно, этому человеку по каким-то причинам «надоело» это его качество. А вы хотите избавиться от чего-то из своего «набора». Тогда попробуйте заключить сделку! Поменяйтесь! Итак, у вас есть сейчас 15 минут на совершение обмена. Качества можно менять только одно на одно — просто поменяйтесь табличками! Думайте, что вам нужно, ищите эти качества у других людей, «сбывайте» свои!

Ребята начинают хаотично ходить по комнате, рассматривая таблички друг друга и совершая обмены. На этом этапе задача ведущего — стимулировать сделки, чтоб их было совершено как можно больше.

Ведущий: «Ребята, вы сейчас совершили много разных сделок. Остановитесь и обратите внимание, что за человек получился из вас! Вам нравится эта картина? Точно ли вам хочется быть именно таким? Представьте сейчас этого человека в ваших повседневных делах — вот он такой общается с мамой, делает доклад на уроке, гуляет с друзьями... Нравится ли вам то, что получилось? Или вы бездумно разбазарили все, что у вас было? Отдали все, что просили другие? Подумайте об этом. Может, что-то вам захочется вернуть из своих качеств? Может, получившаяся картина не совсем вас удовлетворяет?  У вас есть еще какое-то время на обмены — сделайте себя таким, каким хотите быть! А может, вы сами не понимаете, чего хотите? Тогда не торопитесь меняться — задумайтесь об этом еще раз.

Ребята продолжают совершать обмены. Ведущий на этом этапе наблюдает за ребятами, отслеживая, кто из них серьезно подошел к делу, а кто продолжает просто веселиться.
Ведущий:  «Сейчас каждый из вас совершил определенное количество сделок. Что-то было легко, кого-то пришлось убеждать. Сейчас посмотрите на качества, которые у вас есть, найдите среди них то, которое ну никак не удается никому «продать», и подумайте над его рекламной кампанией. Что такого хорошего есть в этом, казалось бы, отрицательном качестве? Кому оно может пригодиться? Например, вы можете сказать, что лень помогает человеку не заниматься всякой ерундой, тратя свои силы попусту, и предложить ее человеку, про которого знаете, что он очень активный, постоянно во всем участвует и устает от этого. Подумайте, как вы будете рекламировать свои «плохие» качества. Да и чтобы выменять у человека его «хорошее» качество, не помешает подумать, чем оно может мешать ему в его жизни... Устраивайте публичные аукционы, шумные рекламные кампании! Проявите творчество, выдумку, посмотрите на каждое качество с разных углов зрения. Будьте активны — только тогда вы сможете получить все, что захотите!».

  1. Ритуал завершения (5 мин).

Дети сидят в кругу, ведущий говорит о том, что это занятие заканчивается и у каждого из присутствующих есть возможность поделиться с другими своими впечатлениями от занятия. Ученики отвечают на вопросы: «Что понравилось? Что запомнилось? Что было трудным?»

                                Занятие № 3. «Кто Я?».

  1. Разминка «Скотч по кругу» (10 мин).

Ведущий: «Предлагаю простое задание, в котором каждый сможет продемонстрировать свою сообразительность. У меня в руках скотч, сейчас мы будем передавать его по кругу каждый раз новым способом. Следите сами, чтобы способы передачи не повторялись». Всего 3 круга. После этого ведущий «подводит» участников к теме занятия: «Сейчас мы совершенно по-разному передали друг другу простой неодушевленный предмет – скотч, - более 20ти вариантов передачи. Вы показали свою креативность, сообразительность. Теперь – вам предстоит выполнить похожую задачу, но сложнее – вам нужно будет думать не о скотче, а о человеке, о самом себе».

  1. Упражнение «Кто Я?» (20 мин).

Ведущий предлагает подумать о себе и ответить на вопрос: «Кто Я?». Ведущий раздает листы и учащиеся отвечают на вопрос для 10 предложений или слов о себе. Учащиеся читают о себе.  Далее ведущий в кругу проводит  (если возраст учащихся 11 – 12 лет, то обсуждение упростить) обсуждение:

Вопросы:

- Сколько времени ты потратил, чтобы подумать о себе?

- Ты отвечал, что приходило в голову или долго думал над ответом?

- Можно ли сказать, что большая часть ответов  - это твои роли, которые ты играешь среди других?

 - Сколько масок ты применял в своей жизни?
- Все ли роли для тебя важны, может, от каких-то ролей в твоей жизни ты бы хотел отказаться?
- Существуют ли «желанные» роли, которых не хватает в твоем списке?
- Что бы ты хотели добавить в этот список?
- Какие чувства у тебя возникают, когда ты читаешь этот список?

В конце обсуждения подводится итог упражнению, ведущий говорит о том, что важно быть собой, не бояться быть естественным, говорит о том, что сегодня была возможность получше узнать себя, свои качества, умения, способности, увлечения.

  1. Упражнение «Я среди других» (25 мин).

         Ведущий предлагает нарисовать картинку о себе и для этого условно поделить лист пополам, 1 часть подписать:  «Я – настоящий», 2 часть – «Я среди других». Рисовать можно себя в символическом виде, рисунки рисовать одним цветом. Далее ведущий собирает все рисунки, по очереди показывает  рисунки группе и задает вопросы по рисунку. Учащиеся коллективно отвечают, а ведущий делает выводы относительно того, как автор рисунка себя предъявляет другим, как себя чувствует среди других.

Вопросы к рисункам:

- Какой здесь человек? Каким он хочет казаться (рис 1)?

- Как ему среди других? Комфортно или нет (рис 2)?

По окончании коллективного анализа группы, рисунок отдают тому, кому считают, что он принадлежит. Отдавая рисунок, ведущий может сказать: «Смотри, у тебя уже все есть для  того, чтобы чего-то достигнуть (или ты такой незаметный, что тебя не видят другие), думай, что можно изменить в себе, группа тебе как бы дала обратную связь» и т.п. Каждый участник может рассказать группе о своих чувствах  или ничего не комментировать.

  1. Ритуал завершения (5 мин).

Дети сидят в кругу, ведущий говорит о том, что это занятие заканчивается и у каждого из присутствующих есть возможность поделиться с другими своими впечатлениями от занятия. Ученики отвечают на вопросы: «Что понравилось? Что запомнилось? Что было трудным?»

Модуль «Мой выбор».

                                        Занятие № 1. «Я выбираю».

  1. Разминка «Дотронься до цвета» (10 мин).

Поле игры ограничено кругом из стульев. Ведущий называет любой цвет, который участникам необходимо найти на одежде друг друга и дотронуться указательным пальцем. Выбывает из игры и садится на стул тот участник, который последним дотронулся до цвета. Условия: искать цвет на себе нельзя, на выбывших (кто уже сидит на стуле и не участвует) также можно искать цвета. Игра длится до последнего игрока.

  1. Упражнение «Ассоциации» (10 мин).

Участники сидят в кругу и по очереди каждый произносит вслух первую пришедшую в голову ассоциацию к слову «Выбор». После этого ведущий обобщает полученную таким образом информацию (систематизируя и обозначая то, как в группе понимают «выбор»).
Затем ведущий предлагает участникам в ходе занятия разобраться в том, как и что они выбирают, что им помогает, а что мешает при осуществлении выбора и т.д.

  1. Упражнение «Парные слова» (15 мин). 

Каждый участник, не глядя, вытягивает бумажную полоску с написанными на ней парами слов (существительные, не связанные др.с др. по смыслу, либо антонимы). Задача участника в том, чтобы из двух слов выбрать одно, которое каким-то образом может отразить его черты характера, личностные особенности и т.п. Ведущий внимательно сопровождает процесс выбора, задает уточняющие вопросы, типа «А как ты понимаешь, что это тебе ближе, а другое не о тебе?», «Для чего данный предмет (явление)? Что он означает?», «А в своей жизни ты делаешь что-то похожее?» и т.д.

  1. Упражнение «Ситуации: как сказать «нет»?» (20 мин).

Участники разбиваются на группы от 5 до 8 человек, каждой группе предлагается заранее подготовленная ситуация со смысловым подтекстом необходимости выбора. Участникам подгруппы необходимо разыграть по ролям ситуацию. Затем все участники обсуждают дилеммы.

Примеры ситуаций:

а) друзья-одноклассники предлагают прогулять последний урок. Выбор: согласиться-отказаться.

б) одноклассники предлагают не общаться с одним из ребят из-за каких-то его особенностей (подавление аутсайдера). Выбор: относиться к другому также, как большинство или нет.

в) часть ребят хочет  пойти на футбольный матч всем классом, часть –не хочет. Уговорить.

6. Завершение (5 мин).

                                Занятие 2. «Мои возможности».

  1. Разминка (5-10 мин).

Упражнение «А что ты делаешь?».

Участники стоят в кругу. Ведущий без слов показывает какое-либо действие (как будто бы, например, копает картофель), сосед справа задает ему вопрос: «А что ты делаешь?». Тот, кто изображал действие, должен ответить на вопрос иначе, чем есть на самом деле (то есть не «копаю картофель», а например, «читаю книгу»). После чего, следующий участник должен изображать, что он «читает книгу», но на вопрос «А что ты делаешь?» придумывать иное действие. Таким образом, упражнение выполняется по цепочке от участника к участнику.

  1. Упражнение «Продолжи фразу» (5 мин).

Участники сидят в кругу – по очереди каждому необходимо продолжить фразы «Я хорошо умею…», «Я не умею…». При этом ведущий поощряет участников к высказыванию более широкого круга как «возможностей», так и «невозможностей».

  1. Упражнение «Я - Камень» (30мин).

На стол перед участниками ведущий выкладывает заранее подготовленные камни (разного размера, фактуры, цвета, формы), - каждому предлагается выбрать себе камень – тот, который чем-то привлечет, понравится, затем все участники садятся на свои места. Ведущий: «Рассмотрите внимательно ваш камень. Какого он цвета, однотонный или сочетает в себе несколько оттенков? Какова его форма? Сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представлять себе то, что я буду говорить. Сядьте поудобнее. Сделайте глубокий вдох и выдох… Ощутите ваш камень в руке, его вес, шероховатость или гладкость поверхности… округлый он или имеет острые углы? почувствуйте, холодный он или согрелся от ваших рук… Представьте себе место, где мог бы лежать ваш камень. Может быть, это место где-то  в горах, может, где-то глубоко на дне океана, может, это пляж на берегу теплого моря, или дорога в пустыне. Почувствуйте себя вашим камнем. Оглянитесь  вокруг: что рядом с вами? Есть ли рядом какие-то животные, есть ли растения? Другие камни? Что вы чувствуете: покой, воодушевление, печаль, тревогу, радость, что-то еще?.. Вы часть породы, большой скалы или единственный такой камень в округе? Как вы попали сюда? Что будет с вами дальше? Еще раз оглянитесь вокруг, запомните то, что вас окружает. Сделайте глубокий вдох… выдох… Медленно возвращайтесь, открывайте глаза». Ведущий спрашивает участников, удалось ли им представить то, что он говорил, что помогало, а что мешало. Ведущий: «Теперь я попрошу вас на этих листочках в течение 5-7 минут написать короткий рассказ о вашем камне, о том, что вам удалось сейчас представить. Рассказ должен быть написан от первого лица, то есть, как если бы камень мог говорить, и начинаться словами «Я - камень…». Отразите в рассказе то место, где лежит камень, что его окружает». После этого ведущий просит по желанию прочитать рассказ, а затем ответить на вопросы, типа: чем камень похож на тебя в твоей жизни? Ты как на дне океана? Вокруг тебя много др. «камней»? Или ты один? А кто окружает тебя? И т.п.

  1. Завершение, подведение итогов занятия (10 мин).

                                        Занятие № 3. «Мои интересы».

  1. Разминка «Имя-движение» (5 мин).

Участникам предлагается по очереди: назвать свое имя и воспроизвести какое-либо движение. Остальные участники повторяют данное движение.

  1. Пантомима (10 мин).

Вариант 1. «Увлечения» (5-6 кл). Участники по очереди называют свои увлечения – то, чем им нравится заниматься, что доставляет удовольствие, - ведущий быстро записывает  варианты на небольшие листочки, сворачивая их. Затем, листочки складываются в коробку и перемешиваются. После этого участники должны по очереди вынимать 1 листочек, и без слов – с помощью жестов и мимики – пытаться объяснить группе, что за увлечение ему попалось. Тот, кто угадал – тянет и показывает очередное увлечение.

Вариант 2. «Профессии» (7-8кл). Аналогично упр. «увлечения». Участникам по кругу необходимо назвать либо те профессии, что им импонируют (2-3), либо ту, что они хотят выбрать как дело своей жизни. Ведущий записывает на листочках. Затем участники играют в пантомиму «Профессии». В случае затруднений тому, кто показывает, можно задавать наводящие вопросы (а с чем связана эта профессия – с людьми, животными, техникой, творчеством? И т.п.)

Примерные вопросы к участникам: Что больше понравилось – показывать или угадывать? Насколько узнаваемы и отличаются друг от друга разные увлечения (профессии)? Легко ли было со стороны увидеть и угадать ваше увлечение (профессию), когда его показывал кто-то другой? Все люди одинаково воспринимают, понимают какую-то профессию (её особенности, характерные особенности поведения профессионала)?

  1. Определение типа мышления  (автор методики Г.В. Резапкина) (20 мин).

Участникам предлагается пройти короткий тест.

Инструкция. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке рядом с номером поставьте плюс, если нет – минус.

1        5        9        13        17        21        25        29        П-Д

2        6        10        14        18        22        26        30        А-С

3        7        11        15        19        23        27        31        С-Л

4        8        12        16        20        24        28        32        Н-О

1.        Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2.        Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.

3.        Я люблю читать книги.

4.        Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5.        Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

6.        Я люблю играть в шахматы.

7.        Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

8.        Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.

9.        Мне нравится все делать своими руками.

10.        В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.

11.        Я придаю большое значение сказанному слову.

12.        Знакомые мелодии часто вызывают у меня  воспоминания.

13.        При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

14.        Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

15.        Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.

16.        Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.

17.        Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.

18.        Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

19.        Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.

20.        Знакомый запах  вызывает в моей памяти прошлые события.

21.        Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

22.        Я понимаю красоту математических формул.

23.        Мне легко говорить перед любой аудиторией.

24.        Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

25.        Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

26.        Мне интересно было бы расшифровать тайные знаки.

27.        Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

28.        Я понимаю красоту природы и искусства.

29.        Мне нравится работа, требующая физической активности.

30.        Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

31.        Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

32.        Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.

Обработка результатов. Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строчек и запишите это число в клетках с буквами П-Д, А-С, С-Л, Н-О. Чем выше балл, тем ярче выражен тип мышления (0-2 балла – слабая выраженность, 3-5 – средняя, 6-8 – высокая).

Предметно-действенное мышление (П-Д) свойственно людям, которые усваивают информацию через движения. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Это мышление развито у спортсменов, танцоров, артистов.

Абстрактно-символическим мышлением (А-С) обладают многие ученые, которым легко усваивать информацию в виде знаков, кодов и формул, которые нельзя потрогать или представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с хорошим речевым развитием. Благодаря развитому словесно-логическому мышлению руководители, политики, ученые, переводчики, преподаватели, писатели, журналисты формулируют свои мысли и доносят их до людей.

Наглядно-образным мышлением (Н-О) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать  развитым наглядно-образным мышлением.

Мышление, сочетающее выраженные признаки нескольких типов, называется синтетическим.

Итоги тестирования обсуждаются вместе с детьми (на сколько соответствуют результаты собственным представлениям и т.п.).

  1. Беседа «Влияние интереса на результат» (10 мин).

Как вы понимаете, что что-то вам интересно (какое-то дело, занятие или какая-то профессия), а что-то неинтересно? По каким ощущениям вы это определяете? Если вам интересно какое-то дело, как это влияет на результат? Когда вы делаете то, к чему вы относитесь нейтрально – каков результат? А когда нужно делать то, что вам не нравится? Как поступить в случае, если необходимо сделать что-то, что не нравится (где и в чем найти поддержку и тп)?

  1. Завершение (10 мин).

Модуль «Мои взаимоотношения».

                                Занятие № 1. «Я тебя понимаю».

  1. Разминка «Коллективный счёт» (5 мин).

Участники стоят в кругу, опустив голову и не глядя друг на друга. Необходимо называть по порядку числа натурального ряда, стараясь как можно быстрее добраться до больших чисел (конечное число определяется количеством участников). При этом должны выполняться три условия: участникам неизвестно, кто начинает счет и кто называет следующее число; один участник не может называть два числа подряд; если следующее по порядку число назовут одновременно несколько участников, счет начинается сначала, с единицы. Запрещается каким-либо способом договариваться между собой. После ряда неудачных попыток ведущий может спросить детей, как они считают, что мешает им выполнить задание, что они могли бы изменить в своей стратегии? После выполнения задания стоит спросить детей, что помогло им справиться с его выполнением, как люди могут понимать друг друга без слов, что в обычной жизни помогает хорошо выполнять совместную работу.

  1. Парный блок «Взаимодействие» (20 мин).

1. Сиамские близнецы. Ведущий: «Встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.» Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой.

2. Противостояние. 1) Все участники встают лицом  друг к другу, на расстоянии полусогнутых в локтях рук. Ноги у каждого в паре вместе. Ладони одного прижаты к ладоням другого. Задача не разнимая ладоней, воздействовать на партнёра так, чтобы он потерял равновесие, оторвал хотя бы одну ногу от пола. Выполняется в три захода.

3. Отдых. Участники встают спина к спине. Задача полностью расслабить, опираясь на спину партнёра.

4. Зеркало. Один в паре делает любые движения, другой словно зеркало отражает, пытается синхронно повторять за партнёром. Затем участники меняются ролями. В третьем заходе каждый одновременно находится в обеих ролях, зеркала и человека, который в него смотрится.

Обсуждение: Что понравилось? Что вызвало сложности, неприятные ощущения? Кто действовал более активно? Кто чаще поддавался? Что хотелось бы изменить? Похоже ли ваше взаимодействие на то, как вы обычно ведёте себя в жизни? Что вы делаете чаще, проявляете инициативу или ждёте активных действий от другого.

3.   Упражнение-конфликт «Официант, в моем супе муха!» (20 мин).

     Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах. Ведущий даёт каждому из участников по одному из ниже приведенных сценариев, чтобы ознакомиться, объясняет, что упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения. Два исполнителя выходят в круг и встают так, чтобы все могли их видеть и слышать. После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы.

РОЛЬ А

Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.

РОЛЬ Б

Вы - управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.

Анализ:

1. Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?

2. Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?

3. Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?

4. Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно?

Далее ведущий предлагает другие конфликтные ситуации, которые разыгрывают уже другие пары:

1. Ты договорилась идти на дискотеку с друзьями, а мама не пускает.

2. Друг взял книгу почитать обещал вернуть через неделю, прошёл месяц, а книгу друг так и не вернул. После напоминания, друг снова забыл её принести. Ты злишься, книга тебе очень нужна.

3. Ты купил в магазине торт, дома обнаружил, что срок годности истёк, приходишь в магазин с чеком, но тебе отказываются вернуть деньги.  

4. Упражнение «Рисование по инструкции» (15 мин).

Разбейтесь на пары и сядьте спиной друг к другу. Один получает лист с изображением, его задача – инструктировать второго так, чтобы тот не видя карточки, смог бы воспроизвести изображение. 1. Говорить нельзя. 2. Можно задавать уточняющие вопросы. Какие условия необходимы, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково понимался говорящим и слушающим?

Как вы думаете, какие факторы влияют на эффективность общения, как сделать так, чтобы вас понимали? чтобы общаться с вами было приятно?

(искренний интерес к партнёру, умение внимательно слушать, при необходимости задавать вопросы, умение воспринимать не только слова, но и мимику, жесты, а через них и настроение, чувства человека.

или (на выбор ведущего) 

Упражнение «Стеклянная дверь» (10 минут).

Инструкция детям: «Разбейтесь на пары. Представьте себе, что вы садитесь в вагон метро. Один из вас успел зайти внутрь, а другой нет. Вы оказались разделёнными стеклянной дверью. Вы друг друга не слышите, но отлично видите. То, кто остался на перроне , хочет сообщить о месте и времени следующей встречи. На это у вас 20 секунд, потом поезд уйдёт. Двери закрываются. Через 20 секунд. Поезд уехал» В конце ведущий проясняет, правильно ли партнёры друг друга поняли. Какие были трудности? Что помогало понимать друг друга?

  1. Ритуал завершения (5 мин).

Дети сидят в кругу, ведущий говорит о том, что это занятие заканчивается и у каждого из присутствующих есть возможность поделиться с другими своими впечатлениями от занятия. Ученики отвечают на вопросы: «Что понравилось? Что запомнилось? Что было трудным?»

                                               Занятие № 2. «Наши отношения».

  1. Разминка «Путаница» (10 мин).

Участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа справа, а правой рукой – за правую руку человека, стоящего напротив. После этого им дается задание распутаться, не отпуская руки; разрешается только проворачивать кисти относительно друг друга. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких кругах, организовав между ними соревнование на скорость.

Обсуждение. Какие эмоции возникали у участников на разных этапах работы (получение задания и начальный этап работы; момент, когда способ решения стал понятен, и осталось его только воплотить; завершение упражнения)? Кто выдвинул идеи, позволившие приблизиться к решению проблемы? Сразу ли эти идеи были услышаны другими участниками и начали воплощаться? Если нет, то, благодаря каким действиям это, в конце концов, удалось?

  1. Упражнение «Звёздные войны» (40 мин).

Инструкция детям: «Представьте, что этот большой лист – космос. Что есть в космосе? Правильно! Планеты, звёзды, кометы.  Сейчас каждый из вас может найти себе место в этом космосе и нарисовать своё небесное тело. Оно может быть не похоже на настоящее и выглядеть так, как вам хочется. Затем рядом со своим небесным телом нарисуйте, пожалуйста, две маленькие бомбочки и два маленьких сердечка каждый. Когда все будут готовы, я объясню, что мы будем делать дальше. Начинайте».

Группе детей предлагается один ватман (если группа большая – 2 склеенных ватмана или кусок обоев около 1,5 метров). На листе ватмана каждый ребёнок рисует своё небесное тело (звезду, планету, комету). Все участники рисуют одновременно. У каждого есть две бомбочки и два сердечка (каждый рисует их рядом со своим небесным телом). Далее, когда все нарисовали свои планеты и бомбочки-сердечки рядом, каждый по очереди выходит в круг и выбирает четырёх человек, которым на «небесное тело» он отправляет свои бомбочки (и высказывает человеку, что ему в нём не нравится) и  сердечки (высказывает человеку то, что ему в нём нравится).

Слова могут быть примерно такие: «Даша (имя адресата), я посылаю тебе бомбочку за то, что ты …(или «Даша, мне не нравится, что ты …(когда ты…)». «Даша, мне нравится, что ты … (мне нравится в тебе…, когда ты…)». Человек, к которому обращены высказывания, тот, кто получает в данный момент бомбочку или сердечко, отвечать не может! Может только уточнить: «Что конкретно тебе не нравится?» или «Я тебя не понимаю, объясни, что тебе нравится/не нравится). Если ведущий видит, что дети не понимают друг друга, важно уточнять и прояснять самому: «Ты называешь Васю дураком. Скажи, что именно тебе не нравится в его поведении», «Ты говоришь, что Катя хорошая. Скажи, что именно тебе в ней нравится».

 Так ведущий поощряет детей к аргументированным посланиям, прямым и ясным обращениям (вместо «Ты-дурак. Ты меня бесишь» предлагать детям фразы «Мне не нравится, что ты…» или «Меня очень злит (учитывая подростковый сленг можно предлагать слово «бесит»), что ты…», «Мне обидно, когда ты…», «Мне неприятно, когда ты…»).

Ведущий уточняет, что именно не нравится, и чтобы вместо этого хотелось от другого человека («Мне не нравится, что ты много разговариваешь, я хочу, чтобы мне тоже оставалось время высказаться», «Мне не нравится, что ты ругаешься матом, я не хочу слышать мат, когда я в школе», «Мне не нравится, что ты всё делаешь по-своему, я хочу, чтобы ты учитывал моё мнение», Мне не нравится, что ты всегда молчишь, я хочу, чтобы ты больше рассказывал о себе», Мне не нравится, что ты берёшь мои вещи без спроса, я хочу, чтобы ты спрашивал у меня разрешения», «Мне не нравится, что ты меня постоянно уговариваешь, я хочу сам решать, как мне поступать»).

В конце важно, чтобы каждый ребёнок сказал, как он себя чувствует, что было приятно, а что неприятно. Лучше начать с ребенка, которому досталось больше всего бомбочек. Если необходимо, попросить других детей пояснить, как бы они хотели, чтобы он себя вёл. Спросить ребёнка, хотел бы он сам что-то в себе менять и как он это может сделать, кто ему может в этом помочь.

После получения обратной связи от каждого, можно предложить детям раздать ещё по одному сердечку. Как правило, сердечки отдаются ранее отвергаемым членам группы, т.к. после выражения злости, неприязни дети больше готовы выражать симпатию, сочувствие, давать поддержку более слабым. Также можно объяснить этот механизм самим детям. Например, так: «У каждого из нас возникают разные чувства – приятные (радость, интерес, симпатия и другие – дети сами могут называть или добавлять) и неприятные (злость, обида, грусть и другие). Эти чувства приходят и уходят, но иногда они накапливаются, как будто мы складываем их в кастрюльку. Так получается, что на дне кастрюльки лежат приятные чувства, в том числе и любовь, а остальные ложатся сверху. Когда в кастрюльке накапливается много злости, обиды, то любви и другим приятным чувствам очень сложно выбраться наружу. Тогда мы чувствуем раздражение, усталость, иногда даже можем начать болеть. Поэтому важно иногда разбираться  со своими чувствами по отношению к происходящему и к другим людям, и учиться в корректной, уважительной форме говорить другим, особенно важным для вас людям, что вам нравится, что не нравится, и чего бы вы от них хотели».

___________________________________

Упражнение «Звездные войны» достаточно сложно провести неподготовленному человеку. Мы приводим его, так как оно дает возможность детям взглянуть на себя со стороны, задуматься о том, как их видят окружающие. Для этой же цели могут быть использованы следующие упражнения.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» 20 минут.

Учащиеся на листах А4 рисуют солнце, в центре которого пишут свое имя. Затем в левом верхнем углу листа пишут «Я думаю, что я…». Затем на каждом луче как бы продолжают предложение, пишут все качества, характеристики, особенности, которые они могли бы применить  к себе - свои достоинства, все хорошее, что они о себе знают, за что себя уважают, и всё плохое, что они о себе знают, свои недостатки, что им в себе не нравится. Когда задание выполнено, дети переворачивают лист, рисуют такое же солнце, но в левом верхнем углу теперь пишут «Другие думают, что я…». Далее листы передаются по кругу, каждый участник пишет на лучах характеристики другого, пока лист не вернётся к своему обладателю.

или (на выбор ведущего) 

Упражнение «Лист на спине» 20 минут (одно на выбор!)

На спину каждого учащегося прикрепляется лист А4. Каждому выдаётся фломастер. Детям сообщается, что сейчас в течение 10 минут они будут хаотично передвигаться по кабинету, подходить друг к другу и писать на спине других участников, что они о них думают. Оговаривается важное правило, что перед началом упражнения каждый отмечает на своём листе либо два знака + и -, либо какой-то один знак, в зависимости от того, что он хочет о себе узнать от других – и приятное, и неприятное, или же что-то одно.

После упражнения важно проводить обсуждение подобное тому, что описано в упражнении «Звёздные войны».

  1. Ритуал завершения (5 мин).

Дети сидят в кругу, ведущий говорит о том, что это занятие заканчивается и у каждого из присутствующих есть возможность поделиться с другими своими впечатлениями от занятия. Ученики отвечают на вопросы: «Что понравилось? Что запомнилось? Что было трудным?»

Занятие № 3. «Я среди Других».

  1. Разминка «Встаньте, сколько назову» (5 мин).

По команде ведущего: «Встаньте, четверо (трое, пятеро и т.д.)» – должно встать столько участников, сколько указал ведущий. При выполнении упражнения каждый участник должен, не договариваясь ни с кем, самостоятельно принять решение (угадать!), вставать ли ему сейчас или оставаться сидеть. В итоге нужно выполнить это упражнение правильно.

  1. «Чужие коленки» (5 мин).

Участники, сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая – на правом колене соседа слева. После этого им предлагается считать по кругу в направлении часовой стрелки таким образом, чтобы цифры произносились в том же порядке, как лежат руки на коленях: тот, кто начинает, произносит «один», сосед справа произносит «два» (т.к. его рука лежит по порядку следующей), сосед слева – «три», а

«четыре» — опять тот, кто начинал счет и т. д. Кто ошибся – выбывает из игры. Счет продолжается до тех пор, пока из игры не выбудет примерно половина участников.

  1. Упражнение «Интервью» (15 мин).

Участники делятся по парам. Ведущий предлагает подросткам разыграть интервью. Один из участников журналист, берёт интервью у известного человека. Журналист задаёт вопросы, внимательно слушает и запоминает, затем они меняются местами.

Примерные вопросы:

  1. Какое твоё любимое занятие?
  2. Какую музыку ты слушаешь?
  3. Какие учебные предметы тебе нравятся?
  4. Какие книги/журналы ты любишь читать?
  5. Какими положительными, а какими отрицательными качествами характера ты обладаешь?
  6. О чём ты мечтаешь?
  7. Какое настроение у тебя бывает чаще всего?
  8. Кем ты хочешь стать в будущем?

Затем участники возвращаются в круг и каждый рассказывает, что он узнал о своём друге. Затем ведущий проясняет, что чувствовали участники, когда про них говорили, что было приятно, а что нет. Что из того, что они рассказывали собеседник не запомнил? Из-за чего это могло произойти? Можно дать возможность каждому участнику в конце сказать фразу: «Самое важное, что я хочу  сказать о себе (или «хочу, чтобы вы знали») - это…».

или   (на выбор ведущего) 

Упражнение «Мы с тобой похожи» (10 мин).

    Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

  1. Упражнение Свободный микрофон (15 мин).

     Участники по очереди задают вопросы тому, кто первый хочет воспользоваться такой возможностью побыть «в центре внимания». Основное правило отвечать как можно полнее и откровеннее. Вопросы должны касаться особенностей характера, привычек, интересов, привязанностей и мнений по поводу тех или иных сложных жизненных проблем. Необходимо создать атмосферу, что каждый участник интересный человек, и у окружающих к нему много вопросов. Каждый участник должен воспользоваться своим правом подойти к свободному микрофону.

или (на выбор ведущего) 

Упражнение «Я подарок для человечества, потому что…» (20 мин).

Необходимо, что бы каждый участник 2 минуты говорил о себе, начиная каждое предложение с фразы: «Я подарок для человечества, потому что…». За самокритику добавляется штрафное время – 10 секунд. Задача сказать как можно больше хорошего про себя, свои качества, умения, способности. Далее обсуждение. Было ли трудно хвалить себя? Почему хвалить себя трудно? Почему хвалить себя важно? Что было приятного в упражнении?

Проводя данное упражнение, важно уметь объяснить детям его смысл, настроить на серьезное отношение к заданию.

  1. Упражнение «Похвали соседа» (10 минут).

Каждый по кругу должен сказать, что ему нравится в соседе справа, как будто он представляет этого человека всем собравшимся. Важно представить соседа с лучшей стороны, как если бы это был, например, кандидат в президенты, с которым надо познакомить будущих избирателей.

  1. Ритуал завершения (5 мин).

Дети сидят в кругу, ведущий говорит о том, что это занятие заканчивается и у каждого из присутствующих есть возможность поделиться с другими своими впечатлениями от занятия. Ученики отвечают на вопросы: «Что понравилось? Что запомнилось? Что было трудным?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)

система воспитательной работы в классе (5-11)...

Классный час "Здоровое молодое поколение - будущее России"

Классный час посвящен пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков....

Научная творческая работа «Здоровое поколение – будущее страны».

На сегодняшний день в нашей стране активно пропагандируется здоровый образ жизни, но организация и кадры, ответственные за это, не подобраны....

Программа занятий «Мы – поколение будущего!» 1 – 4 кл.

Взаимоотношения в коллективе - залог успешности ученика. (начальная школа)...

Программа занятий «Мы – поколение будущего» 9-11 классы.

Взаимоотношения в коллективе - залог успешности ученика. (старшая школа)Модуль «Я – личность»....

«Здоровье подрастающего поколения – будущее здоровье нации!»

   Бесценным богатством современного общества является здоровое поколение, способное в полной мере воплотить в жизнь все задачи, связанные с развитием нашей огромной страны, продвижен...

ПРОГРАММА воспитания и социализации «Поколение будущего»

Основная цель программы – содействовать развитию нравственной, интеллектуальной, активной личности, способной к самопознанию и саморазвитию.Воспитательные задачи:1.Формирование  гуманистиче...