Опыт работы по организации проектной деятельности обучающихся по теме «Моя родословная: семейный архив»
статья на тему

Чергинец Юлия Геннадьевна

В статье описан опыт работы по организации проектной деятельности обучающихся при изучении родословия

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОУ-СОШ №85 ПО ТЕМЕ

«МОЯ РОДОСЛОВНАЯ: СЕМЕЙНЫЙ АРХИВ»

Чергинец Юлия Геннадьевна, учитель истории и обществознания МБОУ-СОШ №85, г.Екатеринбург

Гордиться славою своих предков не только можно,

но и должно, не уважать оных есть постыдное малодушие.

А.С. Пушкин

В соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования одним из главных предметных результатов при изучении истории является формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества [7].

Одним из способов достижения данного результата является, на наш взгляд, работа над родословием. Под термином «родословие» мы понимаем  документально подтверждённую совокупность сведений о предках, связанных родственными узами, их именах, времени жизни, внешних физических данных, социальном и имущественном положении, а также сведений о местах их проживания, основных событиях того времени и данные их биографий [4,с. 16].

Изучение родословной имеет длинную историю. Потомки аристократов гордятся принадлежностью к древним родам, могут много рассказать о своих предках. Но и любой из нас может сказать, что происходит из древнего рода, и будет прав, так как любая семья ведёт свою историю из необозримой глубины веков. Сегодня генеалогией может заниматься каждый. Но, к сожалению, в учебных заведениях генеалогии не учат, хотя всем ясно, «что духовно-нравственное возрождение России во многом зависит от того, как в современных семьях восстанавливается прерванная в XX веке духовная память о предках, как возрождается традиция помнить и продолжать историю семей и чтить родство своё»[5,с. 4].

Поэтому важна работа над родословием в рамках самообразования для взрослых и для детей через урочную и внеурочную деятельность, через индивидуальное руководство поисковой работой учащихся.

В течение трёх лет в нашей школе проводится работа по реализации проекта «Моя родословная: семейный архив».

При реализации школьного проекта активно применяются элементы современных педагогических технологий: личностно-ориентированного и развивающего обучения, технологии сотрудничества и развития критического мышления, проектные и информационно-коммуникационные технологии.

На уроках истории  в 5-6 классах через создание мини-проектов происходит знакомство учащихся с ключевыми понятиями: род, поколение, предки, традиция, реликвия и др. Ребята создают индивидуальные проекты по определённому плану с соблюдением всех этапов по темам: «История моего имени», «Откуда произошла моя фамилия?»,  «История моей улицы, моего дома». При изучении первых русских летописей в шестом классе учащиеся пытаются написать летопись своей семьи. Причём в роли семейного «летописца» выступают не только дети, но и их родители. Очень интересна для учащихся работа над проектом «Когда они были такими, как я». Цель проекта: отразить преемственность поколений в своей семье. Работая над проектами, ребята используют школьные фотографии родителей, их рисунки, поделки, грамоты, школьные дневники,  старые игрушки и т.д. Презентация проектов проходит в форме выставки на одном из родительских собраний.

В 7-8 классах темы проектов усложняются. Работа над проектами предполагает овладение и конкретизацию знаний по родословию. Продолжается работа по созданию семейного архива. Учащийся учится ставить исследовательские цели, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, рассматривать известные факты с помощью выдвинутых гипотез. Ребята постигают историю своего рода, работая над проектами: «Мы родом из прошлого», «Родословное древо», «Раритеты и семейные реликвии».

История семьи в старших классах изучается совместно с историей Отечества. Узловые темы истории Отечества с середины XIX века изучаются в такой последовательности: собирается материал по родословной по этому периоду, на уроке он анализируется, выявляются закономерности, формируется проблема, выдвигаются гипотезы. Ученики, как правило, самостоятельно определяют цели и задачи данной работы. Сформулировать их в общих чертах можно следующим образом:

- изучив историю своих предков, составить генеалогическое древо своей семьи;

- выявить влияние исторических и политических процессов, происходивших в нашей стране и за ее пределами на отдельно взятую семью;

- установить взаимосвязь между развитием общества и семьи как социального института.

Ребята работают над  проектами по темам: «Как встретили XX век мои предки», «Октябрьская революция в судьбах моих родственников», «Кем мы гордимся в нашей семье», «Мои предки-герои ВОВ».  История семьи проецируется на историю страны. Темы раскулачивания, депортации, репрессий, оккупации, коммунальных квартир, перестройки начинают звучать по-новому. Информация параграфов учебника истории становится личностно-значимой. Факты из истории предков становятся составной частью картины исторического процесса.  

По окончании работы над проектом  очень важно обсудить с учащимися итоги работы и провести самооценку учащихся.  В процессе самооценки участники проектов могут определить:

- степень самостоятельности при работе над проектом;

- степень личной заинтересованности;

- степень удовлетворённости своей деятельностью;

- степень удовлетворённости результатами проекта;

Для проведения самооценки нами была составлена авторская критериально-оценочная карта, которая используется в процессе проектной деятельности.

Анализ содержания деятельности по реализации школьного проекта «Моя родословная: семейный архив»  позволяет сделать вывод о том, что в процессе проектной деятельности у учащихся возрастает мотивация к изучению истории Отечества, успешно осваиваются приёмы поисково-исследовательской работы, укрепляется взаимопонимание в семье. Работа над  родословной превращает каждое занятие в урок двух историй - своей семьи и своей страны; она помогает ученикам не бесстрастно и отстранённо смотреть на историю, а чувствовать свою причастность к ней через историю своих близких. Наконец, она даёт возможность испытать ни с чем несравнимый восторг от сделанного в истории своей семьи открытия.

Список литературы


1. Бибикова, Е.В. Занимательная генеалогия для детей все возрастов / Е.В. Бибикова. – М.: Самиздат, 2006. – 20 с.
2. Бирюкова, Л.В. Генеалогия для начинающих: методическое пособие / Л.В. Бирюкова. – М.: Литавера, 2006. – 48 с.
3. Гузенко, С.В. Твоя родословная: методическое пособие для школьников / С.В. Гузенко. – Тюмень : Слово, 2007. – 28 с.
4. Калистратова, Э.А. Азбука родоведа : методическое пособие / Э.А. Калистратова. – Екатеринбург : Учебная книга, 2006. – 80 с.
5. Калистратова, Э.А. Изучаем корни своего рода: учебно-справочное пособие / Э.А. Калистратова. – Екатеринбург: Форум-книга, 2007. – 128 с.
6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М. 2004.

7. ФГОС основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://prikrmk.sfedor.ru/fgos/1530-stoosnobr.html



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт работы по организации проектной деятельности по теме «Моя родословная: семейный архив»

Данная работа была представлена на I Всероссийском заочном профессиональном педагогическом Интернет-конкурсе «Творческая педагогическая мастерская» в номинации «Инновации и эксперименты», где заняла ...

Мастер – класс по теме: Организация проектной деятельности обучающихся в рамках общественных дисциплин

Опыт организации проектной деятельности. Выступление по теме: Организация проектной деятельности обучающихся в рамках общественных дисциплин с представлением созданного  информационного сайта "СС...

Организация проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя ОБЖ).

Реализация проектной деятельности учащихся на уроках ОБЖ....

Выступление на педагогическом совете по теме. "Организация проектной деятельности обучающихся с умственной отсталостью во внеурочное время. Проект " Клумба на подоконнике"

Выступление на педагогическом совете по теме. "Организация проектной деятельности обучающихся с умственной отсталостью во внеурочное время. Проект " Клумба на подоконнике"...

Метод учебного проекта в образовательном процессе традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя английского языка)

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок английского языка в современных условиях. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. И как...

МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИЗО)

Метод учебного проекта в робразовательном процессе: традиции и новаци в организации проектной деятельности обучащихся...