Метапредметный подход этнокультурном музыкальном образовании
методическая разработка на тему

Акмайкина Людмила Николаевна

метапредметный подход

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Метапредметный подход в этнокультурном музыкальном образовании

Активные  социокультурные перемены на современном этапе развития во многом определяются стабилизирующей миссией этнокультуры и возрождением этнического самосознания многонациональной России. Именно этнокультура лежит в основе межкультурного взаимодействия и общения, обеспечивая народам нашей страны право не только на сохранение и развитие своей национальной самобытности, но и органичное вхождение в мировое культурное сообщество.  

Это было отражено в ряде нормативных документов и программ: «Рекомендации по сохранению фольклора» (1989 г.),  Федеральной целевой программе «Культура России» (2006-2011 гг., и 2012-2016 гг.), Национальной доктрине образования Российской Федерации (2000-2025 гг.), «Концепции модернизации российского образования» (2011-2015 гг.), и др.

       Одной из особенностей современного периода этнокультурного развития России стало возрождение региональных культурных традиций. Как показывают исследования, возрастает интерес людей к своему национальному наследию: родному языку, народным обычаям, отечественной истории и искусству. И поскольку система образования России характеризуется поликультурностью, остро встает вопрос о духовно-нравственном воспитании свободной, активной, толерантной личности в процессе этнокультурного образования.

       Этнокультурное образование погружает учащегося в систему родной культуры, чтобы затем органично влиться в многонациональное российское и мировое культурное пространство. Это, в свою очередь, ставит актуальную педагогическую задачу внедрения в образовательных учреждениях междисциплинарной интеграции.

Большая роль в этнокультурном образовании школьников  принадлежит музыке, которая позволяет познакомиться не только с разнообразием национальных мелодий, многоголосия,   условиями проживания народа, разными видами деятельности, но и с лучшими образцами общечеловеческой культуры. Необходимость этнокультуры в содержании школьного курса определяется ещё и в связи с обострением межэтнических отношений в силу изменившихся политических и социальных условий в стране. Современное музыкальное образование в полной мере должно отвечать потребностям общества в формировании межэтнического взаимопонимания, уважения к другим культурам,  развивать гуманное отношение к другим людям, различным мирам, системам, окружающей среде и обществу.

Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет  сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного  мировоззрения, следовательно, данный подход является средством достижения метапредметных результатов: 
      - наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности;
      - ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности;
      - овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
     - применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
     - готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
     - планирование собственных учебных действий, умение их корректировать;
    - участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, распределение функций и ролей;
     - умение воспринимать окружающий мир во всём его разнообразии.

В нашей школе  метапредметная связь этнокультурного музыкального образования реализуется через урочную и  внеурочную форму работы. Например, когда на уроках музыки  рассматриваем культуру разных народов, их быт, месторасположение – прослеживается история. На уроках  музыки мы не только слушаем, поем, играем, но и когда речь заходит о ритме, размере, метре – прослеживается связь с математикой. При изучении названий интервалов, музыкальных терминов прослеживается связь с иностранными языками. Виды музыкальной деятельности на уроках музыки направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании, что позволяет использовать метапредметный подход.

Внеурочная форма работы включает индивидуальные, групповые и массовые занятия.

На индивидуальных занятиях реализуется сольное пение на мокшанском и русском языках. Наши ученики становятся  призерами районных и республиканских песенных конкурсов.

Групповые занятия включают ансамблевое многоголосное пение. Дети знакомятся с особенностями исполнения национальной песни, дикцией, звукообразованием.  Освоение национального музыкального материала формирует музыкальную культуру школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с обрядовой музыкой в современных условиях жизни.

Массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры Республики Мордовия, участие в научно-практических конференциях, чтениях, участие в исследовательских экспедициях. Кроме этого, массовые занятия предусматривают работу с хором. В нашей школе второй год организован хор учащихся младших и старших классов, который прекрасно себя показал на районном фестивале «Земля Инсарская, земля талантов».

Основным показателем эффективности работы являются личные достижения учащихся нашей школы. Для меня более важными являются личностные изменения учащихся во время метапредметных занятий, мотивация повышения интереса к предмету и устойчивые знания. Об этом говорят результаты ребят. Это призовые места занимаемые школьниками на муниципальном уровне в конкурсах различного направления, таких как:

– Живи народная душа!
– Я люблю тебя, Россия!
– Земля Инсарская, земля талантов!
– Шумбрат, Мордовия!

Таким образом, метапредметный подход в музыкальном этнокультурном образовании позволяет выйти на иные методы и формы учебной деятельности, в том числе на новые подходы к изучению содержания этнокультурного компонента, позволяющие обеспечить такое развитие образовательной системы, которое бы соответствовало динамично меняющимся потребностям общества и всех участников процесса образования. Именно метапредметный  подход способствует реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, а этнокультурный компонент способствует приобщению детей к родной культуре.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального слуха и его роль в музыкальном образовании детей

Целью настоящей работы является  рассмотрение вопроса о том, какую роль в воспитании юных музыкантов играет музыкальный слух. В исследовании представлена подробная классификация видов и фор...

"Использование музыкальной концепции К. Орфа в музыкальном образовании"

В работе описываются основные формы музыкально-игровой деятельности, опирающиеся на педагогическую концепцию немецкого педагога и композитора К. Орфа....

Технология проектной деятельности при изучении предметов музыкально-исторического цикла в дополнительном музыкальном образовании

Наряду с современными педагогическими технологиями, совершенствующими образовательный процесс в системе дополнительного музыкального образования детей, большая роль принадлежит технологии проектного о...

Электронные музыкальные инструменты как средство современного музыкального образования в детских школах искусств (методические рекомендации)

Данная работа представляет клавишный синтезатор, как средство современного музыкального образования в детских школах искусств и предназначена для преподавателей и учеников,  осваивающих эле...

Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"

"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...

Метапредметность и метапредметный подход в образовании в условиях ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет метапредметность как один из способов формирования теоретического и практического мышлений, коммуникативных, личностных, познавательных ...