"Эхо войны"
методическая разработка (7 класс) на тему

Букреева Татьяна Алексеевна

литературно-музыкальная композиция

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eho_voyny.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

                ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ

                              КОМПОЗИЦИЯ

          «Мы чувствуем эхо войны»

(для постановки в литературном салоне «Пока горит свеча»)

                                                 

                                                Автор - составитель: Букреева Т.А.

        Использованы материалы творческих работ

участников  литературно-творческой мастерской «СЮЖЕТ»

                            7 б класса ш/и № 49

                                                     

                                        СПб, 2015 год

Фонограмма:  группа «Любэ»:  «Отчего так  берёзы в России шумят…»,

                       слайды: «Пейзаж России  с берёзами»

Николаева Валерия:

«Берёзонька»

- Кудри распушила

  Русская красавица –

  Может ли берёзонька

  Кому-то не понравиться?

  Берёзка  улыбается,

  Дождями умывается.

  Она идол всех славян,

  Она гордость россиян.

    Но в 1941 году пришли в берёзовый край варвары, гордо называвшие себя арийцами, самой культурной нацией. Пришли завоевателями, уничтожающими красоту, культуру, жизни миллионов людей.

    В ответ на это  люди - и дети, и взрослые - встали  на защиту своей Родины, на защиту мира – во имя жизни на земле.

   

Прохоренко Фёдор:

«Мы выстояли»

Мы воевали на войне

За города, дома свои.

Под пулями и бомбами мы шли,

И были верными стране.

Фашист хотел страну стереть,

Но выстояли мы!

Пришлось нам многим умереть,

Но мы в Берлин  вошли!

Маркевич Антон:

    Но как долог был путь к этой победе, сколько пришлось пережить…

Особенно моему городу – Ленинграду, на долю которого выпало 900 дней и ночей блокады.

Одним посчастливилось выжить, другим…вечная память.

    Среди жителей блокадного Ленинграда были мои дедушка и бабушка.

Рассказ из семейного архива семьи Маркевич:

    Первую и самую тяжёлую блокадную зиму моя бабушка Ольга Викторовна провела в Ленинграде, ей было 12 лет.

    Она рассказывала, как помогала старшим ребятам дежурить на крышах во время  авиабомбёжек - нужно было успевать гасить зажигательные бомбы.

Ещё рассказывала, как падала зимой в голодные обмороки, возвращаясь из школы. И, если бы не забота прохожих, она бы умерла тогда.

    Люди же, сами истощённые голодом, понимая, что тратят свой жизненный потенциал, помогали друг другу.

    А моему дедушке Владимиру Петровичу к началу блокады было 15 лет. Он был учеником  ФЗУ, забрично-заводского училища, поэтому с начала блокады работал на заводе – изготавливал детали для миномётов.

    В конце войны он был награждён медалью «За оборону Ленинграда».

   На всю жизнь они сохранили память о том страшном военном блокадном времени.

    Прошло много лет, и однажды мне захотелось написать письмо моему сверстнику в блокадный Ленинград. Наверное, далёкое эхо войны не давало мне покоя; наверное, мне нужно было прочувствовать прошлое, чтобы больше ценить настоящее. А может – я устанавливал ниточку с бабушкой и дедушкой, которые ушли в вечность, но там, в блокадном Ленинграде они, мои ровесники, и они живы.

«Письмо в блокадный Ленинград»

 

- Дорогой сверстник, житель блокадного Ленинграда!

    Я пишу тебе из 2015 года. Как ты? Хотя, зачем я спрашиваю? Знаю, всё плохо – война, блокада!

     Возможно, ты сейчас, чуть живой от недоедания, стоишь у станка – работаешь на оборону Ленинграда. Или сеешь семена моркови на площади декабристов, надеясь собрать урожай, если к тому времени не умрёшь от голода или не погибнешь под бомбёжкой. А может, ты спасаешь свой дом – гасишь на крыше зажигательные бомбы. Или, со слезами обнимая холодеющие руки матери, сидишь в подвале, спасаясь от вражеского авиационного налёта. Быть может, еле передвигая ноги, идёшь за водой на Неву.

    И думаешь, думаешь о том, как хорошо было в той далёкой (всего год назад!), другой жизни!

    И мечтаешь о жизни, которая будет после освобождения от блокады. А что блокада будет снята, вы не сомневались, иначе город не выстоял бы.

    Мне повезло – я живу в мирном городе. Наш город, твой город, теперь называется Санкт-Петербург – ему вернули его историческое имя. Правда, в День Победы 9 мая и в День снятия блокады его все называют Ленинградом, городом-героем. И вас, жителей блокадного города, мы считаем героями, спасшими свой город.

    В нашей школе есть музей, в котором есть экспонаты – молчаливые свидетели, рассказывающие о подвигах жителей блокадного Ленинграда.  Для нас - это эхо войны, которое будит наши чувства, заставляет ценить нынешнюю мирную жизнь и уважать тех, кто этот мир нам обеспечил.

 Мы помним…

 Прохоренко Фёдор:

-   Однажды мы посетили выставку блокадных вещей в библиотеке имени Юрия Инге.

 Люди не пережили блокадное время, а вещи – живут!

И это так горько и обидно.

«Блокадные вещи»- (дети читают по ролям)

- Библиотечный стол собрал ребят,
Но нет сегодня на нём книг.
Всё, что на нём,
Перенесёт на миг
Детей в блокадный Ленинград.

- Молочник:
Семьёю чай по воскресеньям
     любили пить, наверное, с вареньем.
А кто-то - обожал и с молочком...
Но кто расскажет нам о том?
Воскресный чай в июне 41-ого остыл,
Семью блокадный город поглотил.

-
Железные щипцы для рафинада.
Но это никому уже не надо -
В небытии тепло и сила рук,
И сахара расколотого звук.
Вы в памяти храните свято
Образ того, кому служили вы когда-то.

-
Вот рюмочка, стакан, бокал.
Скажите, кто из вас пивал?
И до войны какою жизнь была?
Молчат. Они ведь из стекла.
Смогли хозяев пережить,
Но некому из них попить.

- Глаза закрою
- юный силуэт.
Неуловимый, чувственный портрет:
Смешался аромат и пудры, и духов.
Так хороша - мечта всех женихов:
Парчовый кляч, кокетливый жакет…
Глаза открою - и виденья нет.
Собрание вещей хозяйку ждёт:
« Ну что ж хозяйка не идёт!»

Вот потемневший
ученический пенал.
Ты до войны кому принадлежал?
Тот мальчик жив? Иль девочка жива?
"В морщинах лица их и голова седа:
Блокаду трудно было пережить...
Да и потом несладко было жить…"

Чернильница.
Макали пёрышко в тебя когда-то -
Письмо писала мать солдата.
Она, дыханьем руки согревая,
Кусок последний хлеба доедая,
На фронт сыночку слала свой привет.
Не опоздало ли письмо?
Успел ли к ней ответ?

А здесь
фонарь железный под свечу,
как будто говорит:
 "Я больше не свечу!"
Закончилась его работа,
Но им светил когда-то кто-то.
Сейчас все там, где Млечный путь,
И светят нам оттуда:
" Не забудь!"

Ты наша боль, военная блокада.
Ты память горькая героя – Ленинграда

Алексеева Анастасия:

В блокадное время многие ленинградцы носили на груди жетон, маленький жестяной значок – ласточку с письмом в клюве. Этот знак стал ответом на заявления фашистов о том, что теперь в город даже птица не пролетит. Таким образом, жители осажденного Ленинграда показывали, что ждут хороших вестей с фронта, что не теряют связи со своей страной. «Блокадная ласточка» – символ надежды на лучшее, на скорую встречу с родными и близкими.

                  «Блокадная ласточка»

                    Я вхожу незримо  

                    В блокадный Ленинград:

                    Холодом окутаны

                    Исакий, Летний сад…

                      На улицах пустынных

                      Не люди – тени их -

                      В душе хранят картины

                      О временах иных:

                       Не пустота, не голод,

                       Не этот жуткий ад –

                      ЖИВЫЕ рядом мама,

                       Бабушка и брат;

                       Радостно сверкают

                       Златые купола …

                       Как бурно и неистово

                       Жизнь тогда цвела!

                      Теперь в петле блокадной,

                      Ждёте вы вестей.

                      Ласточка, родная,

                      Лети с письмом скорей:

                      «Потерпите! Ждите

                        Блокадного  конца –

                        Будет цепь разорвана

                        Смертельного кольца!»

                        Милые, родные,

                        Горько нам за вас.

                        Вам поклон за город,

                        Что спасли для нас!

Прохоренко Фёдор:

- А защитникам часто было только 18, прямо со школьной скамьи.

«Мы Родину не сдали»

- Мы шли на фронт,

Когда нам было 18,

Надеялись - вернёмся,

И верили в себя.

Но война сурова,

И война кровава –

И выстелен был смертью

Наш к победе путь.

Хотя мы погибали,

Духом мы не пали,

И Родину не сдали -

Вот в чём победы  суть!

Берова Анастасия:

- Моему прадедушке, Эрглису Владимиру Рудольфовичу,  было 20.

 

Он был одним из тех, кто участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Родился прадедушка в Пскове. Там же учился в школе. Проявил незаурядные способности по всем дисциплинам, и окончил школу с золотым аттестатом в 1937 году.

    Учился в Ленинградском университете, в апреле 1941 года был призван в армию.

    А в июне началась война. Часть, в которой служил Владимир Эрглис, отступила к Ленинграду.

    Как сапёр-разведчик, он взрывал землю для рвов Пискарёвского кладбища, в которых хоронили ленинградцев.

    Как все, оказавшиеся в блокадном кольце, страдал от голода, болел цингой.

    Владимир Рудольфович участвовал в прорыве блокады в районе пятой ГЭС Шлиссельбургской крепости.

     Затем их часть была направлена на переформирование, и он продолжил свой боевой путь в составе 25-ого танкового корпуса   Первого Украинского фронта. С тяжёлыми боями продвигались освободители к логову фашизма – Берлину.

О некоторых событиях он пишет в письмах к родным.

«Письмо моего прадедушки с фронта»:

    « …В самом начале операции меня постигло большое (для меня, во всяком случае) несчастье.

     Уже в глубоком тылу, когда казалось, что основная немецкая оборона уже прорвана и сильного сопротивления  не будет, налетела немецкая авиация. Жаркий был день. Зенитки огрызались, как бешеные, но нашей авиации не было, и немцы бомбили весь день: по 18 – 30 самолётов сразу.

    Наша машина была подбита, а потом сожжена. В огне погибли все мои бумаги – дневники, письма, клочки воспоминаний – всё сгорело. Сгорела и ленинградская медаль вместе с удостоверением.

    Сам я три дня ходил совершенно глухой – бомба разорвалась в трёх метрах, спасла только щель. Остался в чём был: маскхалат, пилотка, автомат, наган в кармане. Даже шинели нет. Одеться же не во что – склады наши тянутся где-то сзади, а вражеское не наденешь – свои же ухлопают. Всё-таки, взял фрицевское одеяло – хоть по ночам укрываться. А ночи здесь холодные – горки и туманы. Днём же солнце шпарит, как лошадь.

    Потерю писем и записок переживаю очень тяжело. Потерявший дом, родной город, родителей и товарищей, сейчас потерял последнее – воспоминания. Многого уже, особенно мелочей, не восстановишь. Чувствую себя чем-то вроде новорождённого младенца – надо всё начинать снова…  

                                                                             Гольцовка »

Прадедушка закончил войну в Праге.

 Награждён орденом Красной звезды как разведчик-сапёр и медалями.

Букреева Т.А.

     Нет, не забыть нам  никогда ужасов войны, не забыть потерь и не предать забвению память о солдатах, спасших мир от фашизма. К сожалению, часто  приходили с фронтов в семьи извещения с пометкой «Пропал без вести».

 Это стихотворение – в память о  солдатах, пропавших без вести и как благодарность поисковым отрядам, которые возвращают имена

солдатам в безвестных могилах.

Вам свечей не зажгли погребальных,
Не прочли и молитв отпевальных -
Вы горели в огне,
Умирали в петле -
Где ваш прах, никому не известно.

    Вы вернулись в туман мироздания,
    Образ ваш сохранит лишь сознание.
    Поклониться прийти -
   Нам могил не найти:
   Вы исчезли, пропали безвестно.

Долго матери ваши молились,
Им ночами живыми вы снились.
Ждали чуда они -
Вот вернётесь вдруг вы -
От страданий в груди было тесно.

   След отыщет отряд поисковый,
   Приподняв с вас земные покровы:
    И фамилии есть,
    И салют в вашу честь -

    И судьба ваша стала известна!

Вам не всем суждено нам открыться,
Но за всех будем тихо молиться.

Алексеева Анастасия: 

-    Эхо войны рядом. Мы не всегда это осознаём, но оно рядом.

И пусть оно всегда остаётся только эхом... Потому что мы знаем, что такое фашизм.

 

Берова Анастасия:

-    Поэтому 9 мая, проявляя свою гражданскую позицию и движимые чувством безмерной благодарности и уважения к людям, отстоявшим мир на земле -  к живым и павшим – мы придём на митинги к мемориалам.

Маркевич Антон:

- Мы придём, чтобы возложить цветы в честь 70-летия Великой Победы  и прочитать стихи в честь победителей над фашизмом.

                                                                                                       

Николаева Валерия: (качает ребёнка, поёт колыбельную песню)

«Колыбельная»

- Уже поздняя ночь,

 Появилась луна…

 Ночи бледная дочь –

 Ярко светит она.

 Потом солнце придёт

 Разбудить малыша:

 Молочка он попьёт,

 Кашку съест не спеша.

 И пойдём мы в лесок

 Вдоль по роще  гулять,

 Подрастай, мой сынок,

 Будем жить-поживать.

 Пусть берёзы шумят

 Над твоей головой,

 А разрывы гранат

 Не нарушат покой.

Фонограмма: ВИА «Сябры»: «Вы шумите, шумите, надо мною берёзы…»

Берова Анастасия:

«Жить в России  - счастье»

- Как хороша природа

 Деревья и цветы –

 В любое время года

 Нас радуют они.

 Моя страна прекрасна,

 В погоду и ненастье.

 Моя страна – свободна,

 И жить в России -  счастье!

Фонограмма: «Гимн России», рок-версия, гр. «Любэ»

                                     (слайды: «Россия»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах

Подробный конспект урока.(размещается только в папке с конкурсным материалом) Организационная информацияТема урока Русско - турецкие войны конца XVIII века.Кубань в русско-турецких войнахПре...

Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.

В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...