Модуль "Я - Гражданин России" в программе развития воспитания в МБОУ г. Мурманска гимназии № 7.
материал на тему

Ростокина Лариса Николаевна

Данный модуль расчитан на воспитание граданской позиции у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_grazhdanin_rossii.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

города Мурманска гимназия № 7

                                                                                                     Автор:

Ростокина Л.Н.                                                                                                                              

                                                                                    учитель истории и обществознания

Утверждено

на педагогическом совете

№ _____от  __.08.2011г.

2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена для реализации одного из направлений  воспитательной системы гимназии «Базовая культура личности», цель которого – формирование у гимназистов гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине, чувство собственного достоинства, культуры межнационального общения, правовой культуры.

Задачи:

  1. Формирование уважения к истории Отечества, к культурному наследию народов России, к их традициям и обычаям.
  2. Воспитание любви к малой родине, к своим родным местам.
  3. Воспитание готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства.
  4. Формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.
  5. Формирование у гимназистов понимания требований правовых норм и необходимости руководствоваться ими в повседневной жизни.
  6. Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо  

     Отечества.

        

Раздел I. Моя малая Родина.

Часть 1. Край, в котором я живу.

Освоение городского пространства.

Уникальность города. Микрорайон гимназии. Городские районы. Градообразующие предприятия. Памятники культуры. Городская сфера услуг. Возможности реализации и развития интересов и способностей.

Знакомство с историей края.

Дореволюционная история края. 

История края с древнейших времен до конца 18 века. Край в 19 веке.

Город в советское время. 

Великий Октябрь на Мурмане. Первые социалистические преобразования.

Мурман в годы гражданской войны.

 Мурманская область  в годы Великой Отечественной войны.

Люди и дело.

Город сегодня. Конверсия и городские предприятия. Новое в общественной жизни города. Международные связи Мурманска.

Город – единый целостный организм. Система городских органов власти и управления: городская Дума, Администрация города и ее отделы, судебная власть  и органы правопорядка. Деятельность налоговой инспекции, фонда обязательного медицинского страхования, пенсионного фонда, фонда социального развития города.

Реализация профессиональных интересов обучающихся. 

Изучение профессиональных интересов и способностей гимназистов. Потребности города в трудовых ресурсах. Возможности трудоустройства в городе. Пути повышения образования в городе. Городская служба занятости населения.

Часть 2. Земля Мурманская.

  1. Памятники природы __Мурманской_области.

2._Кольский_ край в истории России.

Кольский край в далеком прошлом. Заселение и освоение края.  Проникновение новгородцев на Крайний Север. Смуты и бунты на территории края. Нападение англичан на Мурман. Влияние реформы об отмене крепостного права на развитие Кольского края.  Зарождение и развитие народных промыслов. Революция 1917 года и установление советской власти на Мурмане.

Кольский край в советское время 

Гражданская война на территории края. Годы нэпа. Процессы коллективизации и индустриализации на Мурмане. Мурманская область накануне и  в годы Великой Отечественной войны. Мурманская область в 1945 – 1985 гг.

Развитие Мурманской области на современном этапе.

Великие _ЛЮДИ______. 

Ушаков Иван Федорович (1921 - 2002), историк-краевед, доктор исторических наук, профессор Мурманского государственного педагогического института. Заложил основы современного исторического краеведения в Заполярье. Награжден орденом Дружбы. Почетный гражданин Мурманска.

Маслов Виталий Семенович (1935 - 2001), начальник радиостанции на первом в мире атомном ледоколе «Ленин». Писатель. В 1986 г. в Мурманске по его инициативе прошел первый в СССР День славянской письменности и культуры. Почетный гражданин Мурманска.

Маслов Николай Антонович (1889 - 1965), доктор биологических наук, зав. лабораторией донных рыб Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии. Председатель секции северных морей Океанографической комиссии АН СССР, председатель Североатлантической секции Ихтиологической и Океанографической комиссий. Награжден орденами Ленина и Знак Почета.

Месяцев Иван Илларионович (1885 - 1940), в 1921 - 1929 гг. организатор и руководитель Плавморнина, в 1929 - 1933 гг. директор ГОИНа, профессор; в 1922 г. под его руководством было построено первое морское экспедиционное судно «Персей»; возглавлял ряд крупных экспедиций в северные моря СССР; на основе изучения биологии стайных рыб обосновал необходимость развития отечественного крупного тралового лова; его работы имели большое значение для разработки промысловой разведки рыб.

         

Раздел II. Моя Родина – Россия.

Государственные символы России. Герб. Гимн. Флаг.

        

Государственное устройство России. Административно-территориальное деление. Национально-государственное устройство. Органы государственной власти Российской Федерации. Местное самоуправление.

Прошлое и настоящее России.

Великие правители земли русской. Владимир Святой. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Александр Невский. Дмитрий Донской. Иван Грозный. Династия Романовых.

Воинская доблесть русского народа. Борьба русского народа с монголо-татарским нашествием. Разгром крестоносцев. Борьба России с нашествием польских и шведских феодалов в XYII веке. Отечественная война 1812 года. Участие России в первой мировой войне. Великая Отечественная война.

Выдающиеся российские полководцы: А.В. Суворов. Ф.Ф. Ушаков. М.И. Кутузов. Г.К. Жуков. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.

Бунты и смуты. Смутное время. Восстание под предводительством С.Т. Разина. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева. Восстание декабристов. Революция 1905-1907 гг. Революционные события 1917 года.

Россия в новейшее время. Экономические и политические преобразования в  России в начале 20 века. Первая Мировая война. Вторая мировая война, героизм русского народа, цена победы. Послевоенное восстановление.

Культурное наследие народов России. Достижения культуры Кольского края. 

Народные обычаи и праздники. Научное изучение края.

Вклад России в развитие мировой культуры. Великие русские ученые и изобретатели. Выдающиеся деятели литературы и искусства.

Раздел III. Мои права и обязанности.

        

Конституция Российской Федерации – основной закон жизни страны.

Правовая база жизнедеятельности гражданина – государственные, муниципальные, локальные законодательные акты.

Права человека и гражданина – экономические, политические, социальные, культурные. Нарушение и защита прав человека.

Правовая и политическая культура гражданина.

Российское гражданство.

Литература:

  1. Е.Н.Соколов Кольское Заполярье. Мурманское книжное издательство,2002г.
  2. В.Я.Шашков «Спецпереселенцы на Мурмане», Мурманский ГПИ 1993г.;
  3. М.И. Сухарев «Европейский Север России» (1946 – 1961годы), Мурманск, 1997 г.
  4. И.Ф. Ушаков, А.А. Киселёв «История родного края», Мурманское книжное издательство 1986г.

5. Л.Пантелеев, Э.Лявданский «Храни огонь родного очага».      Мурманск 1993г.        

  1. А.А. Киселёв «Война в Заполярье». Мурманск 1995г.
  2. И.Ф.Ушаков А.А.Киселев История родного края. Мурманское книжное издательство,1984г.
  3. В.Дранишников История родного края. Мурманск, 1997г.


Реализация воспитательной программы «Я – гражданин России»

на уроках и во внеурочной деятельности по предметам обществоведческого цикла (история, обществознание, география).

Класс

Решаемые задачи обучения и развития гимназистов

Содержание деятельности в соответствии с разделами программы и ее формы

Способ представления урочной и внеурочной деятельности

Ожидаемый результат

Способы оценки результата

5 -6

1.Воспитание любви к малой родине, к своим родным местам.

2.Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо школы и города.

     

Раздел программы «Моя малая Родина» ч.1,2. – экскурсии, устные журналы, конкурсы творческих работ, интеллектуальные игры.

Проведение открытых уроков и внеурочных мероприятий,  представление проектов уроков, методических разработок и сценариев внеурочных мероприятий по заявленной теме.

участие в школьном методическом дне

«Опыт реализации школьных воспитательных программ при изучении учебных предметов школьного курса»

Дети знают особенности города и его природы, свободно ориентируются в городском пространстве; имеют представление об истории города;

имеют представление о природе Кольского края;

активно участвуют в работах по благоустройству школьной и городской территории.

Проведение конкурса творческих работ; анкетирование учащихся; наблюдения за деятельностью школьников.

7-8

1. Формирование уважения к истории Отечества, к культурному наследию народов России, к их традициям и обычаям.

2. Формирование уважения к ценностям демократического общества и понимания необходимости действовать в соответствии с ними.

3. Формирование у школьников понимания требований правовых норм и необходимости действовать в соответствии с ними.

Разделы программы «Прошлое и настоящее России», «Государственные символы России», «Мои права и обязанности» - в соответствующих темах на уроках истории и обществознания; во внеурочной деятельности – ведение «Календаря знаменательных дат», проведение деловых игр, предметных олимпиад, интеллектуальных игр.

Проведение открытых уроков и внеурочных мероприятий,  представление проектов уроков, методических разработок и сценариев внеурочных мероприятий по заявленной теме.

участие в школьном методическом дне

«Опыт реализации школьных воспитательных программ при изучении учебных предметов школьного курса»

Учащиеся знают историю своей малой Родины и Отечества, относятся к ней с уважением; у учащихся сформированы первые навыки активной гражданской позиции.

Школьники не допускают нарушений дисциплины, правонарушений и преступлений.

Успеваемость школьников по предметам;

организация интеллектуального марафона; анкетирование детей, наблюдение за деятельностью школьников.

9-11

1.Воспитание готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства.

2. Формирование активной гражданской позиции.

Раздел 3 программы – в соответствующих темах на уроках обществознания и географии и во внеурочной  деятельности – дискуссии, интеллект-аукционы, деловые и ролевые игры.

Проведение открытых уроков и внеурочных мероприятий,  представление проектов уроков, методических разработок и сценариев внеурочных мероприятий по заявленной теме.

участие в школьном методическом дне

«Опыт реализации школьных воспитательных программ при изучении учебных предметов школьного курса»

Соответствие

 Образу выпускника.

Использование методик

«Выбор жизненных ценностей», «Анкета старшеклассника», «Анкета выпускника»

Реализация воспитательной программы «Я – гражданин России»

на уроках и во внеурочной деятельности  по предметам естественного цикла.

Класс

Решаемые задачи обучения и развития учащихся

Содержание деятельности в соответствии с разделами программы

Способ представления

урочной и внеурочной деятельности

Ожидаемый результат

Способы оценки результата

6 класс

Формирование уважения и любви к своей малой Родине

Раздел программы «Моя малая Родина» (освоение городского пространства – памятники природы) в теме предмета «Природные сообщества».

Проведение открытых уроков и внеурочных мероприятий,  представление проектов уроков, методических разработок и сценариев внеурочных мероприятий по заявленной теме.

организация  конференции, посвященной Дню космонавтики,

участие в школьном методическом дне

«Опыт реализации школьных воспитательных программ при изучении учебных предметов школьного курса»

Знание учащимися особенностей природы родного края; осознание себя частью природы; приобретение навыков экологически оправданного поведения в природе;

Проведение срезовых, проверочных работ;

наблюдение за учащимися в ходе экскурсий;

выявление степени активности учащихся при проведении  внеурочных мероприятий;

анкетирование учащихся.

7-9 класс

Формирование уважения к истории Отечества, его культуре и науке.

Раздел программы «Моя родина – Россия» (научное наследие России) в темах предметов «Периодический закон», «Строение вещества», «Основные законы физики и химии».

Проявление интереса к изучению основ наук и к научным исследованиям;

определение сферы профессиональных интересов.

10-11 класс

Привлечение  учащихся к активной деятельности на благо города

Раздел программы «Город, в котором я живу» в темах «Основы ядерной физики», «Теория строения органических веществ»

Наличие чувства гордости за свой город, желание приумножить его славу, осуществление деятельности  на благо города.

Реализация программы «Я – гражданин России»

на уроках  иностранного языка.

Класс

Решаемые задачи обучения и  развития учащихся.

Раздел программы

Способ представления урочной и внеурочной деятельности

Ожидаемый результат

для ученика

Способы оценки результата

3-4 ,

7-9

Формирование уважения к истории Отечества, к культурному наследию народов России, к их традициям и обычаям

Культурное наследие народов России.

Вклад России в развитие мировой культуры.

Методические разработки;

внеклассные мероприятия;

разработки сценариев.

Имеет представления о культурном наследии народов России, уважает их традиции и обычаи.

- Олимпиады;

- проектные работы;

- выставка проектных работ  детей.

8-9

Воспитание  любви к малой Родине, к своим родным местам.

Город, в котором я живу.

Знает историю города, гордится им, вносит посильный вклад в его развитие.

11 .

Воспитание готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства

Права и обязанности человека и гражданина

Следует в своей жизни конституционным правам и обязанностям гражданина

10

Формирование уважения к ценностям демократического общества и понимания необходимости действовать в соответствии с ними.

Формирование понимания требований правовых норм и необходимости руководствоваться ими в повседневной жизни.

Правовая и политическая культура гражданина.

Защита прав человека.

Строит взаимоотношения с людьми на основе осознания ценности своей личности и личности другого человека

7.

Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо Отечества

Решение экологических и социальных проблем.

Осознает себя частью природы; обладает навыками экологически оправданного поведения.

Реализация воспитательной программы «Я - гражданин России»

на уроках и во внеурочной деятельности по предметам математического цикла.

Класс

Решаемые задачи обучения и развития учащихся

Раздел программы, на основе которого строится деятельность

Способ представления внеурочной деятельности

Ожидаемый результат для учащихся

Способы оценки результата

5-11

1. Формирование уважения к истории Отечества, к культурному наследию народов России.

2. Воспитание любви к малой Родине, к своим родным местам.

3. Включение учащихся в активную созидательную деятельность на Благо Отечества.

«Город сегодня» (решение экономических задач).

«Вклад России в развитие мировой культуры (российские ученые-математики).

1. Устный журнал.

2. Математические Олимпиады.

3. Участие в научных конференциях.

4. Конкурс стенных газет.

1. Ученики имеют представление о значении города в российской и мировой науке.

2. Учащиеся являются активными участниками школьных и городских математических Олимпиад и научных конференций.

3. Ученики проявляют интерес к научной жизни города.

1.Результаты Олимпиад, смотров, конкурсов, конференций.

2. Выявление уровня заинтересованности детей.

Реализация программы «Я – гражданин России»

на уроках русского языка и литературы.

Класс

Решаемые задачи обучения и воспитания

Раздел программы,

 на основе которого строится деятельность .

Способы представления урочной и внеурочной деятельности

Ожидаемый результат для ученика

Способы оценки результата

5-11

1. Формирование уважения к истории Отечества, культурному наследию народов России, к их традициям и обычаям.

2. Воспитание любви к малой Родине, к своим родным местам.

3. Воспитание готовности к защите Родины, ее чести и достоинства.

4. Формирование уважения к ценностям демократического общества и понимания необходимости следовать им в своей жизни.

5. Формирование у школьников понимания требований правовых норм и необходимости следовать им в повседневной жизни.

6. Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо Отечества.

Программа по литературе соответствует всем разделам воспитательной программы.

1. Открытые уроки.

2. Создание творческих программ по предмету.

3. Разработка сценариев лингвистических  мероприятий.

4. Проведение литературных игр.

5. Проведение литературных гостиных.

6. Участие в школьном методическом дне «Опыт реализации воспитательных программ при изучении предметов школьного курса».

1. Повышение уровня знаний учащихся  по истории и культуре России и ее народов, в том числе, и своего родного края…

2. Сформирована готовность к активной созидательной деятельности на пользу Отечества.

3.Школьник действует в соответствии с конституционными нормами.

1. Тестирование учащихся.

2.Написание сочинений и изложений с элементами сочинения.

3. Проведение диспутов и «круглых столов».

4. Проведение предметных олимпиад и конкурсов чтецов.

5.Организация и проведение экскурсий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития воспитания школьников в системе образования МОУ

Программа «Воспитание» направлена на развитие и совершенствование системы воспитательной работы в школе. Это долгосрочный  управленческий документ, отражающий достижения и проблемы школьного колл...

Программа развития воспитательной системы МБОУ г.Астрахани "СОШ №14"

В методической разработке рассматривается программа развития воспитательной системы МБОУ г.Астрахани «СОШ №14», разработанная на 2011 – 2016 годы.Разделы программы:1. Теоретико-методологические ...

Программа развития воспитания на 2008-2014 учебный год

Основная идея, которой руководствуется педагогический коллектив центра – идея творчества. Педагоги центра уделяют большое внимание воспитанию воспитанников, совершенствованию и обновлению внеклассной ...

Программа развития воспитания "Надежда" для коррекционной школы-интерната VIII вида

Программа развития воспитательной системы определяет общую стратегию воспитательной деятельности школы, в ней отражены цели и задачи, приоритетные направления работы, принципы, условия для реализации ...

Программа развития воспитательной компоненты МБОУ Угловская СОШ

Настоящая «Программа мероприятий по развитию воспитательной компоненты в  МБОУ Угловская  СОШ» (далее – Программа мероприятий) разработана во исполнение П. 4 перечня поручений  Президен...

Программа развития воспитания на 2015-2020 гг.

Программа разработана для реализации в МБОУ ДО "ДДТ "Новое поколение". Цель программы:воспитание высоких нравственных ценностей обучающихся, развитие их интеллектуальныхспособностей, повыш...

основная образовательная программа основного общего образования на 2018-2019 учебный год программой развития воспитательной компоненты МБОУ «Средняя школа №19»

основная образовательная программа основного общего образования на 2018-2019 учебный год программой развития воспитательной компоненты МБОУ «Средняя школа №19»...