Литературно-музыкальная композиция "Дорогами войны" , посвященная 70-летию Победы.
методическая разработка (10 класс) на тему

Елена Владимировна Слепова

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Победы, для учащихся старших классов, ветеранов-тружеников тыла, родителей. Композиция состоит из песен военных лет, стихов поэтов-фронтовиков, слайдов и кадров документальных фильмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorogami_voyny.docx21.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Дорогами войны»

(Сценарий праздника, посвященного Дню Победы)

Слепова Елена Владимировна

МОУ «СОШ № 59» г.Саратов

Оформление: маскировочная сетка, ружья, сложенные конусом, солдатская каска с красной гвоздикой внутри.

Импровизированная танцплощадка. Громкоговоритель на стене.

Ночь с 21 на 22 июня 1941 года.

Звучит мелодия «Рио-Рита». На танцплощадке нарядно одетые молодые люди( три пары) танцуют, смеются. На лицах-выражение радости, в глазах0счастливый блеск.

Мелодия внезапно обрывается, сменяясь нарастающим воем авиабомб, разрывов снарядов.

Девушки в ужасе закрывают головы руками. Юноши пытаются заслонить их от ударов. Все разбегаются.

За сценой голос диктора радио:

- 22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны гитлеровская Германия вероломно нарушила границы Союза Советских Социалистических Республик.

Небольшая группа людей слушает сообщение, стоя у репродуктора.

Юноша:Война!

Девушка: 22 июня, ровно в 4 часа,

Киев бомбили,

Нам объявили,

Что началась война…

Звучит песня В.Лебедева-Кумача «Священная война».

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой,

С фашистской силой темною

С проклятою ордой!

На сцене- проводы новобранцев: девушки, еще в белых платьях, плачут, обнимая молодых солдат, уходящих на фронт.

Солдаты строятся, проходят по сцене.

Звучит песня М.Блантера на стихи М.Исаковского «До свиданья, города и хаты».

(На экран проецируются слайды с городами и селами,полями и природой, мирной жизнью)

Девушка: Ах война, что ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли- за солдатом солдат..

До свидания, мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад!

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите…

Но все-таки постарайтесь вернуться назад!

Б.Окуджава.

Девушка: Мирная жизнь сменилась военными буднями. 4 года войны. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.

Слышатся звуки боя: выстрелы, вой мин, разрывы снарядов, рев моторов.

На сцене солдаты: стреляют из винтовок, имитация рукопашной схватки.

Звучит песня А.Новикова «Дороги».

(На экране слайды или фрагмент документальной съемки:проходит строй солдат, изможденных, в пыльных сапогах, с перевязанными головами, руками).

Юноша: Враг шел на восток. Наши войска несли тяжелые потери…

Солдат: Был отступленья путь солдатский горек,

Как горек хлеба поданный кусок…

Людские души обжигало горе,

Плыл не в заре, а в зареве восток…

В.Жуков

Солдат: Сентябрь 41-го. Враг подошел к столице. Сыны России ценой великих жертв, ценой тысяч жизней отстояли Москву, отбросили врага от любимого города.

Звучит песня В.Баснера на стихи М.Матусовского:

Дымилась роща под горою,

И вместе с ней горел закат…

Нас оставалось только трое

Из восемнадцати ребят.

Как много их, друзей хороших,

Лежать осталось в темноте

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте…

Солдат: Ракет зеленые огни.

По бледным лицам полоснули.

Пониже голову пригни

И, как шальной, не лезь под пули.

Приказ: «Вперед!»

Команда: «Встать!»

Опять товарища бужу я.

А кто-то звал родную мать,

А кто-то вспоминал чужую.

Когда, нарушив забытье,

Орудия заголосили,

Никто не крикнул: «За Россию!..»

А шли и гибли за нее.

Н.Старшинов

Солдат: Нет, не до седин,

Не до с лавы

Я век свой хотел бы продлить,

Мне б только до той вон канавы

Полмига, полшага прожить;

Прижиматься к земле и в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только

Вот эту гранату,

Злорадно поставив на взвод,

Всадить ее,

Врезать, как надо,

В четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нем пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву!

Прожить бы мне эти полмига,

А там я-сто лет проживу!

А.Шубин

Девушка: В таком напряжении сил, на священной подмосковной земле, «где декабрьский снег замешан был землей, золой и свежей кровью», начиналась победа, которая привела нашу армию в мае 1945 года в Берлин. Но до победы было еще много дней…много смертей…

Звучит песня М.Блантера «В лесу прифронтовом». На ее фоне импровизация: солдаты сидят у костра, у одного у них гармонь.

Юноша: На войне люди не только воевали, на войне они продолжали жить, они вспоминали дом, мать, любимую, писали письма…А в далеком поселке солдата ждала любимая девушка.

Солдат: Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди;

Жди, когда, когда снега метут,

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера…

К.Симонов

Звучит песня Н.Богословского на стихи В.Агатова «Темная ночь». На ее фоне

Девушка-солдат:

Я ушла из детства

В грязную теплушку,

В эшелон пехоты,

В санитарный взвод.

Дальние разрывы

Слушал и не слушал

Ко всему привыкший

Сорок первый год.

Я пришла из школы

 В блиндажи сырые.

От «Прекрасной Дамы»-

В «мать» и «перемать».

Потому что имя

Ближе, чем «Россия»,

Не смогла сыскать.

Ю.Друнина

Девушка: Самая страшная веха той войны-блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни, тысячи погибших…

Еще 8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлисссельбург, отрезав Ленинград от страны. Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса-легендарная «Дорога жизни».

На экране кадры  блокадного Ленинграда из документального фильма..На этом фоне

Юноша:Страшный путь!

На тридцатой, последней версте

Ничего не сулит хорошего?!

Под моими ногами

Устало хрустеть

Ледяное ломкое крошево.

Страшный путь!

Ты в блокаду меня ведешь.

Только небо с тобой,

Над тобой высоко.

И нет на тебе никаких одежд:

Гол как сокол.

Страшный путь!

Ты на пятой своей версте

Потерял для меня конец.

И ветер устал над тобой свистеть,

И устал грохотать свинец…

Почему не проходит  над Ладогой мост?!

Нам подошвы невмочь ото льда оторвать.

Сумасшедшие мысли буравят мозг.

Почему на льду не растет трава?!

Самый страшный путь из моих путей!

На двадцатой версте как я мог идти!

Шли навстречу из городов сотни детей…

Замерзали в пути…

Одинокие дети на взорванном льду-

Эту теплую смерть

Распознать не могли они сами

И смотрели на падающую звезду

Непонимающими глазами.

Мне в атаках не надобно слова «вперед».

Под каким бы нам ни бывать огнем-

У меня в зрачках

Черный Ладожский лед,

Ленинградские дети лежат на нем.

А.Межиров

Девушка: О ленинградской блокаде рассказала в своей книге «Дневные звезды» Ольга Берггольц.

Шла к отцу и слез не отирала:

Трудно было руку приподнять.

Ледяная корка застывала

На лице отекшем у меня.

Тяжело идти среди сугробов:

Спотыкаешься, едва бредешь.

Встретишь гроб-

Не разминуться с гробом:

Стиснешь зубы и –перешагнешь.

Друг мой, друг, и я, как ты,

Встречала сотни их, ползущих по снегам.

Я, как ты, через гробы шагала…Память вечная таким шагам.

Память вечная, немая слава,

Легкий, легкий, озаренный путь…

Тот, кто мог тогда перешагнуть

Через гроб,-на жизнь имеют право…

О.Берггольц

Солдат: Испытало нас время свинцом и огнем,

Стали нервы железу под стать.

Победим. И вернемся. И радость вернем.

И сумеем за все наверстать.

Неспроста к нам приходят неясные сны

Про счастливый и солнечный край.

После долгих напастей недружной весны

Ждет и нас ослепительный май.

А.Сурков,1942г.

Юноша: Поразительное пророчество поэта: нас ждал «ослепительный май»- победный май 1945 года. Но к этому дню народ шел трудной дорогой нечеловеческих усилий, испытаний, горя и слез.

Девушка: Встал солдат,но

Не шагнуть солдату…

Мать-старушка в деревенской хате

Долго будет слезы лить,

В тяжком горе рвать виски седые,

Ждать и за околицу ходить…

Мертвые остались молодыми,

Сколько б мы ни продолжали жить.

Юноша: Забыть нельзя разорванное небо,

Друзей своих могильные холмы,

И каравай простреленного хлеба

В хозяйственных ладонях старшины…

Забыть нельзя! Ужели мы забудем?

Уж слишком много испытали бед.

И неспроста в огне военных буден

Мы поседели в восемнадцать лет.

А.Мамонтов

Солдат: Пусть живые запомнят

И пусть поколения знают

Эту взятую с боем

Суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат…

С.Гудзенко

Девушка: И все-таки долгожданный день пришел. 9 мая 1945 года-День Победы, день всенародного ликования , радости, но радости со слезами на глазах: 20 миллионов жизней стоила нам эта победа.

Звучит песня Д.Тухманова «День Победы».

На сцене солдаты, девушки.В руках у всех букеты цветов.

Солдат мелом на стене пишет :»Мы победили!» «Домой!»

Девушка: Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

С.Щипачев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дорогами войны", посвященный 70-летию Победы

Классный час "Дорогами войны", посвященный 70-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне. Прилагается презентация....

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

Методическая разработка классного часа «Надо помнить об этой войне», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких....

Индивидуальный проект по технологии культурно-просветительской деятельности на тему: «Классный час «Женское лицо войны», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

Индивидуальный  проект по технологии культурно-просветительской деятельности на тему:  «Классный час «Женское лицо войны», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественн...

Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне...

методическая разработка открытого мероприятия "Дорогами войны", посвященного 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне

Методическая разработка подготовлена для проведения  открытого мероприятия  в 9-ом классе.  Открытый урок проведен  в форме интеллектуальной игры "Дорогами войны", посвящ...