Сценарий тематической беседы «Отцы и дети»
методическая разработка на тему
Цели
1. Выявить причины конфликта между старшим и молодым поколениями.
2. Рассмотреть основную причину конфликта — отсутствие взаимопонимания.
3. Побудить учеников иметь более теплые взаимоотношения со старшими.
Предварительная подготовка
1. Для игры «Взаимодействие»:
1) банка джема;
2) ложка;
3) шкатулка;
4) ключ от шкатулки;
5) лента;
6) инструкции для участников игры.
2. Ватман.
Введение
Учитель предлагает ученикам сыграть в игру.
Игра «Взаимодействие»
Цель игры — научить школьников взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели.
Ход игры: ведущий прячет в разных местах класса ложку, шкатулку с закрытой в ней банкой джема и ключ от шкатулки. Все ученики разбиваются на 8 групп (не обязательно с равным количеством человек в каждой). После этого каждая группа получает свою инструкцию, в которой обозначены их полномочия. Участники игры не должны показывать свои инструкции другим группам.
Выбирается также один из учеников, который будет играть «жертву». Он заводит руки за спину, и ему связывают их. Все остальные школьники должны найти спрятанные предметы, не нарушая указаний своих инструкций, и накормить выбранного ученика джемом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_tematicheskoy_besedy.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий тематической беседы «Отцы и дети»
Цели
1. Выявить причины конфликта между старшим и молодым поколениями.
2. Рассмотреть основную причину конфликта — отсутствие взаимопонимания.
3. Побудить учеников иметь более теплые взаимоотношения со старшими.
Предварительная подготовка
1. Для игры «Взаимодействие»:
1) банка джема;
2) ложка;
3) шкатулка;
4) ключ от шкатулки;
5) лента;
6) инструкции для участников игры.
2. Ватман.
Введение
Учитель предлагает ученикам сыграть в игру.
Игра «Взаимодействие»
Цель игры — научить школьников взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели.
Ход игры: ведущий прячет в разных местах класса ложку, шкатулку с закрытой в ней банкой джема и ключ от шкатулки. Все ученики разбиваются на 8 групп (не обязательно с равным количеством человек в каждой). После этого каждая группа получает свою инструкцию, в которой обозначены их полномочия. Участники игры не должны показывать свои инструкции другим группам.
Выбирается также один из учеников, который будет играть «жертву». Он заводит руки за спину, и ему связывают их. Все остальные школьники должны найти спрятанные предметы, не нарушая указаний своих инструкций, и накормить выбранного ученика джемом.
Каждая группа может делать только определенные действия, оговоренные инструкцией, например:
Группа 1: вам нельзя двигаться, но можно говорить.
Группа 2: вам известно, где спрятана шкатулка (например, под учительским столом), но нельзя двигаться и разговаривать, разрешается только отвечать на вопросы словами: «да», «нет», «знаю», «не знаю».
Группа 3: вам известно, где спрятан ключ от шкатулки, но нельзя двигаться и разговаривать, разрешается только отвечать на вопросы словами: «да», «нет», «знаю», «не знаю».
Группа 4: вам известно, где спрятана ложка, но нельзя двигаться и разговаривать, разрешается только отвечать на вопросы словами: «да», «нет», «знаю», «не знаю».
Группа 5: вам можно говорить только «да», «нет», «знаю», «не знаю». Разрешается двигаться только в том случае, если вы точно знаете, где спрятаны шкатулка, ложка или ключ. Вы можете переносить эти предметы, но нельзя подносить их к «жертве».
Группа 6: вам можно говорить только «да», «нет», «знаю», «не знаю». Вы можете перемещаться по классу только в том случае, если в руках имеется ложка. При этом нельзя прикасаться ни к каким другим металлическим предметам.
Группа 7: вам можно говорить только «да», «нет», «знаю», «не знаю». Вы можете перемещаться по классу только в том случае, если в руках имеется ключ. При этом нельзя прикасаться ни к каким другим металлическим предметам.
Группа 8: вам можно говорить только «да», «нет», «знаю», «не знаю», двигаться разрешается, только если в руках находится шкатулка. При этом нельзя прикасаться и переносить металлические предметы.
Игра заканчивается только тогда, когда «жертва» будет накормлена джемом из ложки. После этого участники получают право снова нормально разговаривать друг с другом. Можно обсудить с учениками впечатления от игры, разобрать понравившиеся или неудачные моменты.
Сделать вывод: мы все живем в обществе и не можем избежать взаимодействия. Чтобы наша жизнь была более успешной, необходимо уметь сотрудничать и понимать друг друга.
Первый вопрос для дискуссии. Есть ли в вашем окружении (в школе или дома, может быть, среди друзей) человек, с которым вам труднее всего общаться?
Среди ответов, возможно, будут родители, учителя, в общем — старшее поколение. Тогда учитель объявляет, что сегодня на классном часе они будут обсуждать причины несовместимости «отцов и детей».
Основная часть
Второй вопрос для дискуссии. Чем чаще всего бывают недовольны представители старшего поколения в отношении молодежи?
Пусть школьники выскажутся. Возможно, этот вопрос является наболевшим в отношениях с родителями и учителями и является частой причиной возникновения конфликтов. Преподаватель записывает ответы учеников в столбик на ватмане, а после рядом будет приписывать причины возникновения тех или иных претензий.
Все реплики можно разделить на 4 группы.
1. Поведение. Громкое, непристойное поведение на улице. В общественных местах молодые люди шумят, толкаются, громко смеются и т. п.
Причины: молодые люди импульсивны, им надо выплескивать молодую энергию, все это выливается в шумное веселье, безудержное буйство. Бунтарский дух переходного возраста также приводит их к вольностям и хулиганству.
2. Речь. Молодежь не следит за своими словами, позволяет себе пошлости, неприличные выражения, непочтительное обращение к старшим.
Основной причиной является пример окружающих взрослых, речь которых тоже далека от чистоты в выражениях. Кроме того, своим нахальством старшеклассники пытаются быстро решить возникшие трудности.
3. Одежда. Молодые люди одеваются крикливо, вызывающе, непристойно, слишком яркая косметика, много бижутерии и т. д.
Причина: молодежь стремится своим внешним видом обратить на себя внимание, чтобы их заметили. Кроме того, молодые люди таким способом показывают свою «продвинутость», желание следить за модой. Иногда на стиле одежде сказывается пропаганда средствами массовой информации, особенно рекламой, распущенности как образа жизни.
4. Музыка. Непонятное громыхание, не похожее на музыку, слов не слышно, песни без смысла.
5. Отношение к старшим. Молодежь часто проявляет неуважение к старшим, непочтение к их возрасту, отпускает насмешки, допускает обзывания, резкие реплики в ответ на замечание и т. д.
Причина — в отношении к ним старшего поколения, которое не доверяет молодежи, считает, что у них не должно быть собственного мнения. В ответ молодежь стремится делать все наперекор, лишь бы не так, как у взрослых.
Третий вопрос для дискуссии. Почему у старшего поколения возникает недовольство молодежью?
Причины могут быть различны. Они указаны в таблице.
Вывод: старшее поколение имеет причины быть недовольным молодежью. Но и молодежь, в свою очередь, имеет много претензий к старшему поколению. Они по- разному воспринимают окружающий мир. Не всегда обе стороны правы. Но и те и другие делают очень мало, чтобы наладить взаимоотношения друг с другом. Отсутствие коммуникации между поколениями является основой существующего непонимания и неправильного отношения друг к другу.
Обсуждение в группах. Нужно разделить класс на две группы и дать им вопросы для обсуждения внутри своей группы.
Вопросы для первой группы:
1. Каковы сильные стороны старшего поколения?
2. Каковы слабые стороны молодого поколения?
Вопросы для второй группы:
1. Каковы сильные стороны молодого поколения?
2. Каковы слабые стороны старшего поколения?
Обсуждение должно длиться не больше 5-7 мин.
Результаты дискуссии следует записать на листе бумаги и затем обсудить всем классом, как сильные стороны старшего поколения могут дополнять слабости молодого, и наоборот.
Таблица. Различия между старшим и молодым поколениями
Старшее поколение | Молодое поколение |
Склонны к поддержанию традиций и с трудом принимают все новое | Обычно выступают против отживших свой век традиций, стремятся к новизне |
Считают молодежь некомпетентной в решении жизненных вопросов, поскольку та не имеет житейского опыта | Не принимают утверждение о собственной неопытности, считают, что они имеют право выносить свое суждение по любым вопросам, и стараются во всем его выказывать |
Имеют потребность в спокойной, мирной жизни, комфорте, стабильности, уважении, внимании | Имеют потребность в признании, возможности проявить себя, свободе действий, приобретении нового опыта, отсутствии ограничений |
Склонны идеализировать прошлое, постоянно сравнивают его с настоящим, очень осторожны в принятии решений | Хорошо себя чувствуют в настоящем, легко обучаются, быстро ориентируются в современных ситуациях |
Не доверяют молодежи, считают ее ни на что не способной, не готовой к самостоятельным действиям | Воспринимают недоверие со стороны старшего поколения как враждебность, вредительство, встают в позицию противления и начинают вести себя соответственно |
Не понимают потребностей молодежи, тенденций современной жизни, мотивов поведения и т. д. | Не желают замечать потребностей старшего поколения, не принимают во внимание их чувства, не понимают причин их недовольства |
Озлоблены из-за одиночества, обижены из-за отсутствия внимания и заботы со стороны молодежи | Сухо относятся к старшему поколению, не проявляют интереса ни к ним, ни к их жизни, не принимают их ценностей, равнодушны к тому, что им дорого |
Не идут на сотрудничество с молодежью, не считают важными их дела | Неохотно общаются со старшим поколением, не интересуются их делами |
Вопросы для размышления и обсуждения: Может ли опыт старшего поколения пригодиться в современной жизни? Всегда ли «старое» является непригодным к применению в настоящем? Достаточно ли для принятия важных решений в жизни одного энтузиазма и напористости? Всегда ли следует отвергать мудрые советы старших?
Вывод: основная причина существования конфликта «отцов и детей» не в том, что «они» всегда не правы, а «мы» правы. Причина заключается в отсутствии понимания противоположной стороны. Молодежь должна общаться со старшим поколением на более понятном для них языке, чтобы те правильно их понимали и шли на сотрудничество.
Четвертый вопрос для дискуссии. Как можно расположить к себе старшее поколение?
Предлагается рассмотреть несколько конкретных областей применения.
1. Проявлять уважение. Это значит относиться к ним с почтением, которого они заслуживают по возрасту и положению, прислушиваться к их мнению, не грубить, говорить вежливо, внимательно выслушивать все, что они говорят, уступать место.
2. Проявлять внимание. Означает искренне интересоваться их делами, быть внимательными к их чувствам, справляться о самочувствии, возможно, им нужны помощь и участие.
3. Не отказывать в общении. Постараться найти время для простого разговора, посетить больного, просто прийти попить чаю.
4. Помогать. Можно предложить свою помощь в бытовых делах.
5. Спрашивать помощи. Советоваться по различным вопросам, предложить сделать что-нибудь совместно.
Вывод по всей теме. Если школьники изменят свое отношение к старшему поколению, это принесет душевное спокойствие, мир в семью. Надо постараться понять старшее поколение и принять его таким, какое оно есть, со всеми достоинствами и недостатками, не забывая, что и у молодых есть свои как сильные, так и слабые стороны.
Заключение
Молодежь и старшее поколение очень отличаются друг от друга по своему мировоззрению и отношению к жизни. Но это не повод начинать конфликтовать. Обладая различиями, можно отлично дополнять друг друга, если обе стороны настроены на сотрудничество. Для этого надо уметь понимать потребности других и стараться восполнять их, используя свои возможности и сильные стороны.
Чтобы разные поколения лучше понимали друг друга, им необходимо взаимодействовать в повседневной жизни. Молодежь, в частности, должна быть более внимательной к старшему поколению и вести себя по отношению к ним более уважительно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа на тему: "Отцы и дети". 9 класс.
Предлагаемый сценарий - это час общения, посвященный взаимоотношениям детей и родителей. Ведущий - классный руководитель, используя разнообразные методы (беседа, дилемма, воспитывающие, проблемные си...
Сценарий тематической беседы "Удивительное рядом"
«Чтобы удивиться, достаточно одной минуты; чтобы сделать удивительную вещь, нужны многие годы» К. Гельвеций ...
Сценарий тематической беседы в рамках акции ЗОЖ
laquo;Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе» - Л.Н.Толстой...
сценарий Выпускного вечера "Отцы и дети" (литературное родительское собрание)
Данный сценарий представляет один из традиционных для нашей школы "Плесково" выступлений учителей на выпускных вечерах. Особенностью таких "спектаклей" -капусников является, ...
Урок «Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
Урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Тема урока "Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей"...
Сценарий классного часа "Отцы и дети. Век 21"
Классный час "Отцы и дети. Век 21" предназначен для подростков 12 - 14 лет. Дает возможность современным детям не просто выявить и осознать проблему отношений разных поколений, но и пре...
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...