«Математика и литература – два крыла одной культуры»
методическая разработка (5, 6 класс) на тему

Деева Ирина Викторовна

Сценарий секции  на научно - практической конференции  «Математика и литература – два крыла одной культуры» для учащихся 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx17.68 КБ
Файл matematika_v_literature.docx18.21 КБ
Файл matematiki_i_literatory.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

План работы секции: «Математика и литература – два крыла одной культуры»

для учащихся 5-6 классов на НПК «День интеллекта, творчества и знаний»,

2014-2015 уч.год

Руководитель: Деева И.В.

«В математике есть своя красота,

как в живописи и поэзии».

                                  Н. Е. Жуковский

План работы:

  1. Вступление «Связь математики и литературы»

             Считается, что человеческий мозг обладает функциональной асимметрией: левое полушарие настроено на процедуру рационального, поэтапного аналитического мышления, правое более приспособлено для восприятия целостных образов, мгновенной обработки информации.                                                                                    Человек воспринимает, познаёт и воссоздаёт мир двумя противоположными способами  — рациональным и эмоциональным, «мыслью и сердцем».              

           Неравнозначность левого и правого полушарий приводит к условному делению большинства людей на «физиков» и «лириков». Таким образом, сама природа, давая человеку призвание, заботится о том, чтобы развитие культуры было обеспечено приходом как ученых, так и художников. Науку и искусство можно назвать двумя крыльями культуры, две грани одного и того же процесса - творчества.

           Литература и математика - что может объединять эти далекие друг от друга области знаний? Литература ищет гармонию между человеческой душой и природой. Математика же создала методы математического описания знаков природы. Это замечательное свойство делает математику универсальным инструментом для всех естественных наук.

           Математика известна с древних времён. Все архитектурные и художественные шедевры создавались с использованием математики.

Знания математики требовались не только при строительстве, но и при создании литературно – художественных произведений. Недаром  А. С. Пушкин говорил: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии». Грамотное использование математических фактов делает художественное произведение достоверным и реальным. Эти слова подтверждение того, что многие поэты и писатели любили математику.

2.Математики и литераторы.  (Зомерфельд В.-6б)

3.Математика в литературе.  (Волосатова К.-6б))

   

4. Викторина «Литературная математика» (презентация)

5.Заключение.

      Знания по математике нужны не только математикам, но и писателям и поэтам. В художественных произведениях можно заметить «руку математика. Авторы, используя в своих произведениях математические данные, не просто дают готовые знания и выдают математические секреты, а предлагают читателю подумать и дают «пищу» для размышления. А разве книга не должна давать читателю пищу для ума? Любая книга откроет свои тайны тому человеку, кто умеет смотреть и видеть, тому, кто умеет удивляться и воспринимать новое, тому, кто умеет сам добывать знания и отвечать на интересующие его вопросы.      

       Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение науке многие математики представляют себе неотрывным от служения литературе. Поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. А это должен и математик Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что математика - вечно живое дерево науки. С древнейших времен известно, что математика учит правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать. Кто занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и художнику, и писателю.



Предварительный просмотр:

Математика в литературе.

Знания по математике нужны не только математикам, но и писателям и поэтам. В художественных произведениях можно заметить «руку математика». На страницах книг содержится много загадок, а иногда автор дает и отгадку. Авторы, используя в своих произведениях математические данные, не просто дают готовые знания и выдают математические секреты, а предлагают читателю подумать и дают «пищу» для размышления. А разве книга не должна давать читателю пищу для ума? Любая книга откроет свои тайны тому человеку, кто умеет смотреть и видеть, тому, кто умеет удивляться и воспринимать новое, тому, кто умеет сам добывать знания и отвечать на интересующие его вопросы. Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение науке многие математики представляют себе неотрывным от служения литературе. Поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. А это должен и математик Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир.

Я предлагаю вам решить несколько задач, авторами которых являются известные писатели;

Г.Х.Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик».

Было когда-то на свете 25 оловянных солдатиков, которых сделали из оловянной ложки массой 123 г. 24 солдатика были одинаковыми, то есть не отличались друг от друга, а 25-й оказался одноногим. Немного не хватило олова. Какова его масса?

Геометрия Гулливера.

Автор «Путешествия Гулливера» Джонатан Свифт с большой осмотрительностью избежал опасности запутаться в геометрических отношениях.

В стране лилипутов футу соответствовал дюйм, а в стране великанов, наоборот, дюйму – фут.

У лилипутов все люди, все вещи, все произведения природы в 12 раз меньше нормальных, у великанов – во столько же раз больше.

Приходилось решать вопросы:

1. Во сколько раз Гулливер съедал за обедом больше, чем лилипут?

2. Во сколько раз Гулливеру требовалось больше сукна на костюм, нежели лилипуту?

3. Сколько весило яблоко в стране великанов?

Автор «Путешествия» справился с этими задачами .

Раз лилипут ростом меньше Гулливера в 12 раз, то объём его тела меньше в 12 * 12* 12, т. е. в 1728 раз. Следовательно, для насыщения тела Гулливера нужно в 1728 раз больше пищи, чем для лилипута. Правильно рассчитал Свифт и количество материала на костюм Гулливеру.

Поверхность его тела больше, чем у лилипута, в 12 * 12 = 144 раза; во столько же раз нужно ему больше материала.

Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

Мимо бревно суковатое плыло.

Сидя и стоя, и лежа пластом

Зайцев десяток спасалось не нем.

 Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой

Во время наводнения дед Мазай снял с острова зайцев.         Еще несколько зайцев дед Мазай снял с пней. И этих зайцев Мазай взял с собою. Всего дед Мазай спас 43 зайца. Сколько зайцев спас дедушка с острова?. Интересно, что это число записывалось тем же цифрами, но в обратном порядке, что и число зайцев, спасенных с острова. Оба числа были двузначными, и первое было больше второго.

.

        

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию. Он много лет преподавал начала математики в основанной им же знаменитой Яснополянской школе, написал оригинальную «Арифметику» и «Руководства для учителя». Своим гостям Л.Н.Толстой нередко предлагал интересные задачи.

«Косцы должны выкосить два луга. Начав косить с утра большой луг, они после полудня разделились: одна половина осталась на первом лугу и к вечеру его докосила, а другая перешла косить на второй луг площадью вдвое меньше первого. Сколько косцов, если известно, что в течение следующего дня оставшуюся часть работы выполнил один косец?».

 Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что математика - вечно живое дерево науки. С древнейших времен известно, что математика учит правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать. Кто занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и художнику, и писателю.



Предварительный просмотр:

Математики и литераторы. 

Многие выдающиеся писатели и поэты были почитателями математики, с большим интересом изучали её, популяризировали, использовали в своих произведениях. Для многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией. К теме математики в поэзии обращались очень многие поэты в разное время. По этому поводу Ковалевская писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".

Думы нездешней полна,

 Чуть загрустив отчего-то,

Молча стоит у окна,

В мыслях- расчеты,расчеты…

 Да, математике надо

Мир постигать наш – и вот

 Страсть отстраненного взгляда

В прорву пространства ведёт.

Пусть ей взгрустнется немножко,

Жалобы не услыхать

Строгая, смотрит в окошко,

Сущее хочет познать.

В. Михановский

Это стихотворение посвящено С.В.Ковалевской.

Если ты в жизни, хотя на мгновенье

Истину в сердце своём ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Чтобы в решеньи своём неизменном

Рок ни назначил тебе впереди -

Память об этом мгновеньи священном

Вечно храни, как святыню, в груди

Тучи сберутся громадой нестройной,

Небо покроется чёрною мглой,

С ясной решимостью, и с верной спокойной

Бурю ты встреть и померься с грозой.

Это стихотворение принадлежит выдающемуся учёному-математику Софье Васильевне Ковалевской. В ней одновременно жили математик и поэт. Они одновременно родились, росли, учились, писали научные труды и стихи.

«…Мне кажется, что поэт должен только видеть то, что не видят другие, видеть глубже других. Что до меня касается,то я всю жизнь не могла решить: к чему у меня больше склонности, к математике или литературе?...но тем не менее я ни от одной их них не могу отказаться совершенно»

Софья Васильевна Ковалевская (1850 – 1891 г.) известный российский математик, педагог, редактор Ученица Вейерштрасса Доктор математических наук Преподаватель Стокгольмского университета Редактор известного математического журнала «Математические ведомости» Важнейшая научная работа - полное решение задачи о вращении тяжелого твердого тела вокруг неподвижной точки. Драма «Борьба за счастье» ( в соавторстве с А.Ш.Леффлер) Роман «Нигилистка» Роман «Сёстры Раевские» Множество стихов ( к сожалению не опубликованных)

Омар Хайям (1048 – 1123 г.)– математик, астроном, философ и поэт, классик персидской и таджикской литературы. Его работы: « Теория геометрического решения уравнений третей степени», «Трудности арифметики»,  «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы»,  «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида» ,«Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле».

Поэзия Омара Хайяма – рубаи

* * *

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало ешь,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Меня философом враги мои зовут,

Однако, - видит бог, - ошибочен их суд  

Ничтожней много я: ведь мне ничто не ясно

. Не ясно даже то, зачеми кто я тут.

 * * *

Цель творца и вершина творения – мы.

Мудрость, разум, источник прозрения – мы.

Этот круг мироздания перстню подобен,

 В нём граненый алмаз, без сомнения , мы.

"Проверить алгеброй гармонию" было дано далеко не всем жителям Парнаса. Среди немногих - Михаил Юрьевич Лермонтов. Для него математика была не только наукой, которую "проходят" в военных учебных заведениях. Поэт много занимался ею для себя, хотя доподлинно трудно сказать, в какой степени ему удалось "проверить алгеброй гармонию". Сохранившиеся воспоминания современников Лермонтова, достаточно малочисленные и редко правдивые, донесли до нашего времени факты, которые подтверждают, что юный поэт владел математикой значительно лучше большинства своих знакомых. Не случайно среди немногих книг, бывших его постоянными спутниками, был и учебник математики.

Чарльз Л.. Доджсон (1832 – 1898 г.) – математик и логик. Профессор математики Оксфордского университета Автор множества публикаций и научных работ. Псевдоним - Льюис Кэрролл. Под этим псевдонимом была написана сказка «Приключения Алисы в Стране Чудес»

МБОУ «Гимназия №20»

Сообщение на тему:

 «Математики и литераторы»

Подготовила

ученица 6б класса

Зомерфельд Виктория

2014-2015 уч.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку литературы "Дедушка Крылов и его басни"

Урок-концерт направлен на обобщение басенного мастерства И.А. Крылова. В ходе урока дети инсценируют басни, рассматривают мораль в изучаемых баснях. Презентация является сопровождением урока и использ...

Урок математики по теме: «Уравнение с одной переменной». Разделы: Преподавание математики.

Формирование целостной системы ведущих знаний и способов действий по теме: «Уравнения с одной переменной». Практиче...

Урок литературы «ЭПИТЕТ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЕЛИКИХ МАСТЕРОВ СЛОВА»

Урок  «Эпитет как одно  из средств выразительности в творчестве великих  мастеров слова» способствует формированию языковой личности, предполагает углубленное изучение литературы как ис...

Математика и литература - две ветви человеческой культуры (1.12.2015)

Презентация внеклассного мероприятия к Неделе математики...

Математика и литература - два крыла одной культуры (презентация для 6 класса)

Презентация для учащихся 6 класса в рамках метапредметной недели...

Интегрированный урок английского языка и литературы "У нас одна душа, одни и те же муки...Дж. Байрон и М.Ю. Лермонтов"

Урок рассчитан на учащихся 9 класса. Построение урока и его материал показывают роль Байрона в развитии литературного направления "романтизм" и какое влияние оказало его творчество на поэзию М. Лермон...

Интегрированный урок "Математика и литература - две ветви человеческой культуры"

Интегрированный урок математики и литературы «Математика и литература – две ветви человеческой культуры» ЦЕЛИ УРОКА:Развитие познавательного интереса к обучению.Применение интег...