Сценарий "Золотые россыпи России"
план-конспект на тему

Дружкова Наталья Ивановна

 

 Закрепление знаний детей о народных промыслах России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Золотые россыпи России

Цель: воспитание личности, владеющей художественным вкусом и творческой фантазией.

Задачи: -создать условия для закрепления изученных промыслов

              - пробудить интерес к русскому народному декоративному прикладному искусству

              - прививать уважение к русскому народу, искусству

              - воспитывать гордость за русский народ, воспитывать ответственность за выполнение своей роли на мероприятии.

Оборудование: 4 домика , раскрашенные по мотивам  Дымково, Гжели, Хохломы и Семеново; выставка работ детей; красочно  оформленная сцена: речка вдоль нее растут цветы, березки;

Ход мероприятия:

Воспитатель:

Мы начинаем наш праздник, посвященный русскому народному декоративно-прикладному искусству « Золотые россыпи России»

На сцену выходят девочки и исполняют частушки:

  1. Мы сегодня собрались,

С вами в этом зале,

Чтоб умения свои

Мы вам показали.

  1. Год работали, старались,

Мы науки изучали,

Чтоб в искусстве разбирались

И промыслы узнали.

  1. И матрешки в ряд стоят,

      И доски расписные

      И на солнышке блестят

      Узоры золотые.

Воспитатель:

В течение года мы с вами совершали путешествия в мир красоты , добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Сегодня мы вспомним все виды декоративно-прикладного искусства, с которыми мы познакомились. На нашем празднике мы покажем , чему мы научились за год .

ВЫХОД КОРОБЕЙНИКА НА СЦЕНУ:

Здравствуй, хозяюшка!

Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

У меня полным полна коробушка

В коробейниках хожу.

Подходи , душа-зазнобушка,

Все товары разложу!

Воспитатель/ заглядывая в короб/:

Здесь и хохлома, и гжель, и дымковская барышня, и матрешки.

 Коробейник:

Видите, сколько у меня в коробе  товара. Хочу пригласить вас на ярмарку – помочь мне товар продать. Согласны?

/Дети соглашаются./

 Коробейник:

Да, вот сомневаюсь я :сможете ли вы мне помочь, знаете ли вы как называются мои товары?

Воспитатель:

Конечно, знают.

Коробейник:

А, вот мы сейчас и проверим.

Звучит тихо народная музыка. Выходит чтец.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом.

А село большое «Дымково» назвали.

Коробейник  и воспитатель подходят к дымковскому домику. Из него выходит мастерица:

Здравствуйте, гости дорогие!

Мастерица берет из короба дымковскую игрушку.

Лепит мастер здесь из глины

Вечера зимою длинные,

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы узор,

А отвести не в силах взор!

Мастерица разговаривает с ребятами:

 - Как называются эти игрушки?

/барыня, петушок…/

- Молодцы, а веселые это игрушки или грустные?

/веселые/

- Так и хочется заплясать.

 Дети исполняют народный танец .

 Коробейник:

Из Дымково мы с вами отправимся в другую деревню.

/подходит к Гжельскому домику/

 На сцену с двух сторон выходят девочки в гжельских  костюмах  с бело-синими цветами в руках и исполняют песню:

  1. Что случилось? Бело вокруг

Лишь голубые цветы встали в круг

Синий цвет и белизна…

Это Гжель к нам пришла.

  1. Белое поле, цветок голубой,

Как хорошо мне рядом с тобой.

Синяя речка, березка бела…

Ой, до чего же ты , Русь, хороша!

Воспитатель:

-Куда же мы с вами попали? Как называется эта деревня?

Правильно , и живут здесь мастера гжельской росписи.

Стихотворение «Гжель»

В тихом Подмосковье

Речка Гжелка бежит

Вдоль той речушки

 Деревенька стоит.

Резные оконца,

На крыше-конек,

Из чистого колодца ,

Водицы глоток.

Заросли ивы

Вдоль речки бегут.

Умельцы в той деревеньке живут.

Расписную посуду

Они мастерят.

Синем по белому

Чудо творят.

 Выходит мастерица гжельской посуды.

Гжельская мастерица:

Здравствуйте, гости дорогие!

Полюбуйтесь на гжельскую посуду! Наши мастера любят расписывать свои изделия диковинными цветами- в бело-синем цвете. И на каждой вещи мы видим цветок  и называется он – гжельская роза.

Воспитатель:

Красива и нежна гжель, как ясное синее небо и белая лебедушка. А сейчас- гжельские частушки!

  1. Ставьте ушки на макушки

Слушайте внимательно.

Мы про Гжель споем частушки

Очень занимательно.

  1. Ох, по полю я гуляла,

И нашла я три цветка

Белый, синий, голубой

И любуюсь красотой.

  1. Юбку белую надела,

Синю ленту заплела,

Вот какая стала я _

Полюбуйтесь на меня.

  1.  Мыла гжельскую посуду,

Разлетелись брызги всюду.

Брызги вытру- не беда

Ох, посуда хороша!

  1. Голубые облака,

Белая водица,

Мастерицы будем мы-

Будете гордиться!

Воспитатель:  Вы и пели, и плясали,

                       И , наверное, устали.

                       Всем нам отдохнуть пора

                       А вот к  отдыху – игра!

                       Что ж , ты, молодец,  не весел?

                       Буйну голову повесил?

                       Есть возможность сноровку да ловкость  свою показать.

                       Вот тебе, милая, колокольчик

                      / вручает одной девочке/

Ты ходи, ходи вокруг молодца похаживай, да потихоньку в колокольчик позванивай. А тебе, добрый молодец, уж не обессудь, мы завяжем глаза ясные. Должен ты поймать девицу за руку. Как поймаешь – пеняй на себя. Быть подарочку  у красной девицы.

/под музыку проходит игра, коробейник вручает приз победившему/

 Коробейник:

Есть еще село на пути, придется и туда зайти.

/подходит к третьему домику и стучит/

Выходят мастерицы матрешек:

Здравствуйте, гости дорогие! Вы уже знакомы со многими матрешками, сделанными руками народных умельцев. А я вам расскажу о матрешках…

Эй, вы , милые сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы:

Попеть, потанцевать,

Себя людям показать.

 

Звучит песня матрешек.

Воспитатель:

Около ста лет назад из Японии  В Россию привезли игрушку- «кокаси»- полые, вкладывающиеся одна в другую деревянные фигурки в ярких национальных костюмах. Игрушка показалась занятной. Через несколько лет на русских ярмарках среди традиционных дымковских  игрушек  можно было увидеть новые игрушки – матрешки. Родина русских матрешек- село Семеново Нижегородской области и город Загорск.

А сейчас игра – « Собери матрешек» /музыка/

Воспитатель и коробейник вручает призы выигравшему

 Воспитатель:

А вы знаете, как на русских праздниках-ярмарках добывали подарки? С бою! Скинет добрый молодец сапоги  ,поплюет на ладони и полезет на высокий столб. А наверху –

петух. Залез – получай петуха.

Коробейник:

А у нас нет петуха!

Воспитатель:

Как нет? А это что? Попробуем так. Кладем на пол ленту. К конце ставим петуха. Кто пройдет по канату-ленте с завязанными глазами, не оступившись, тот получает приз.

/игра под музыку, коробейник вручает призы/

Коробейник:

Давайте заглянем еще в один дом, да и отправимся на ярмарку

/подходит к домику, выходит мастерица/

Хохломская мастерица:

Проходите ,гости дорогие!

Много гостей – хозяину радость! Много лет тому назад возник хохломской промысел. Расписывали золотой краской деревянные доски , покрывали льняным маслом и прогревали в печи. Масляная пленка превращалась в золотистый лак. Отвозили доски в большое село- Хохлома - продавать. По названию этого села и посуду стали называть Хохломской.

Воспитатель:

Ну до чего веселая роспись «хохлома»!

Коробейник:

Хочу, чтоб музыка звучала

А ну беритесь все за дело!

Воспитатель:

Коробейник, в твоем коробе ложки найдутся?

Коробейник:

И ложки, и бубенцы

Да я еще друзей-коробейников кликну. Выходите , ложкари.

/Выходят ложкари, игра на ложках/

 Воспитатель – коробейнику:

Давай, коробейник, еще с ребятами поиграем.

1 игра « Краски промысла»

/Пока дети рисуют , проходит еще одна игра/

2 игра « Чей элемент»

Воспитатель:

Выходите, мастерицы ,нам помогать.

Воспитатель и коробейник показывают элементы  промысла, ребята называют чей это элемент, а мастерица делает вывод: ее элемент или нет. Затем мастерицы оценивают палитры. Мастерицы уходят.

Воспитатель:

И запомните, дети, не то дорого, что красного золота, а то , что доброго мастерства.

Коробейник:

Ну , я убедился , что вы знаете народные промыслы. А теперь на ярмарку поспешим. Ой, да что же , короб то пустой. Где же я все потерял?

Воспитатель:

Не печалься , коробейник, мы твоему горю поможем. Ребята не только промыслы знают, но и сами умеют по-разному расписывать. Ну что , выручим коробейника?

Выход мастериц / под музыку/

Дымковская мастерица:

А, ну, мастерицы Дымково, покажите свое мастерство

.

Гжельская мастерица:

Полюбуйтесь на гжельскую посуду.

Мастерица матрешек:

А вот и веселые матрешки

.

Хохломская мастерица:

А какие доски расписывают мои мастерицы.

 Дети:

 Ой, вы, гости дорогие,

У нас игрушки расписные

Писали их , старались,

Подарить вам собирались.

Коробейник:

Спасибо, ребятушки,

Выручили вы меня

Успеем еще мы на ярмарку.

А вам, дети, за ваши сердца добрые , да за руки золотые – сюрприз!

Коробейник уходит  со сцены, меняет содержимое короба и возвращается. Все участники на сцене. Коробейник вручат подарки.

 Воспитатель:

Вот и подошло к концу наше путешествие по селам- центрам народных промыслов.

Я думаю ,что теперь вы сможете  отличить росписи Дымково, Гжели, Хохломы, знаете , как расписывают матрешек.

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Мы с вами еще не раз будем возвращаться к теме русского народного декоративно-прикладного творчества и совсем скоро мы отправимся в деревню Жостово и узнаем , чем знаменито оно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Кристаллы. Россыпь самоцветная познанья и души...""

Презентация о кристаллах, как общее представление о красоте камней, их происхождении, структуре, образовании...

Педагогические россыпи.

В работе приводятся высказывания великих педагогов о педагогической деятельности ....

Золотая россыпь народной мудрости

Внеклассное мероприятие по ознакомлению детей с устным народным творчеством....

Фольклорный праздник "Слов русских золотые россыпи..."

Завершение изучения темы "Фольклор" в 5 классе...

Педагогические россыпи

В работе приводятся высказывания великих педагогов....

Программа учебно-исследовательского курса "Зауральские россыпи"

Курс надпредметный, гуманитарный. предполагает работу по краеведению с одарёнными детьми....

Сценарий выпускного вечера "Звёздная россыпь дорог взрослой жизни!"

Сценарий выпускного вечера "Звёздная россыпь дорог взрослой жизни!"...