Внеклассное мероприятие "Помните ушедших в битву за Москву"
методическая разработка на тему

Плотникова Галина Евгеньевна

Мероприятие проходит на базе музея. Посвящается 70-летию битвы под Москвой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

                   70 ЛЕТИЮ  БИТВЫ   ПОД   МОСКВОЙ  ПОСВЯЩАЕТСЯ

Внеклассное мероприятие для старшеклассников

ТЕМА:   .. ПОМНИТЕ УШЕДШИХ В БИТВУ ЗА МОСКВУ

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: школьный музей.

Подготовка  к  мероприятию:  учащиеся, члены совета музея и группы «Поиск»  готовят  рефераты  по теме,  отбирают необходимую информацию,  выполняют  презентацию для проведения конференции.

Оформление:  1. Презентация

                         2. Рефераты учащихся

3. Карта « Вторая мировая война»

                          4. Аудиозапись  песни: « Моя Москва».

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

1. Вступительное слово учителя:

     В летописях каждой из двенадцати с лишним тысяч войн, пережитым человечеством за его историю, есть такие города, крепости, безвестные до того селения, бои за которые стали поворотным моментом в развернувшихся событиях.

 Москва относится к числу таких городов. ( звучит отрывок из песни МОЯ МОСКВА)

1-й ВЕДУЩИЙ:  

В тревожные суровые месяцы сорок первого года слишком многое связывалось в людских сердцах с Москвой. Не только прошлое, но и все настоящее, все будущее. Все понимали, что сдать Москву  было для каждого равнозначно  по мере собственного сердца, без которого невозможно жить, любить, бороться.

   2-й ВЕДУЩИЙ : Наш народ был слишком ошеломлен начавшейся войной, неудачами. И казалось, что отступлению не будет конца.

  То, что наш народ умеет стоят насмерть, знали и раньше. И стояли насмерть. По телам, еще теплым, широкие гусеницы фашистских танков катились дальше на восток. Защитники Киева и Смоленска. Ельни и Вязьмы были мужественны и стойки, и все-таки отходили. Несмотря на грозные приказы удерживать такой-то город, такую-то высоту любой ценой. Наш народ платил три таких цены – и отходили до Москвы. Не только приказы Ставки, не только решения командования останавливали людей на подступах к столице. Это было в первую очередь веление человеческих сердец, потребовавших от них властно и громко: «Стой! Дальше идти нельзя».

   3-й ВЕДУЩИЙ:  На помощь уставшим, измотанным в непрерывных боях войскам страна послала уральцев, сибиряков и дальневосточников. Бок о бок с солдатами в штыковые атаки шли бойцы народного ополчения.

   Коммунисты и беспартийные, профессора – филологи и студенты тимирязевцы, рабочие московских заводов, учителя, комсомолки и седые ветераны гражданской войны.

    Наш народ, не только выстоял под Москвой - народ убедился, что можем побеждать. А это, наверное, важнее, чем удержать десять городов. Потому, что у победителей, как говорится, и раны заживают быстрее, а для того, чтобы побеждать  надо верить. И Москва учила этому. Без громких слов. Делом. Своим примером.

1. Выступление учащихся:

    1.1. План «Тайфун»

    1.2. Начало наступления на Москву

                         2. Из воспоминаний генерал – лейтенанта артиллерии И.Стрельтицкого о курсантах подольского училища.

 3. Подвиг Виктора Талалихина.

 4. Подвиг Николая  Гастелло

   

 Более 1300 фашистских самолетов было уничтожено во время налетов врага на Москву.

Несмотря на потери, гитлеровские войска продолжали наступление. Они овладели Калинином, Орлом, Вязьмой, Можайском, вплотную приблизились к Туле, вели бои в 80-100 км от столицы.  (учащиеся работают с картой)

Не высыхали слёзы у России

Но жил в глазах неистребимый блеск

И слышать было нам невыносимо,

Что гитлеровцам сдан уже Смоленск.

Как в прошлом веке, над столицей снова

Захватчиков занесены мечи,

Москва жила тревожно и сурово,

Негромко говорили москвичи.

И шли на запад тёмные составы,

И надо лбами обросла страна,

Зубрили юноши военные уставы,

Хотя не по уставам шла война.

Вставали в строй всё новые солдаты

И присягали: «Твой, Россия, сын!»

Учило сердце так бросать гранаты,

Чтоб их разрывы услыхал Берлин.

Потери, и лишения, и беды—

Всё вытерпеть повелевала жизнь.

Ну а к чему нам жизнь-то без победы?!

Мы именем Отчизны поклялись.

Военкоматские не запирались двери,

От репродукторов не отходил народ,

И никогда мы не теряли веры,

Что будет май и сорок пятый год!

5. Работы по защите Москвы

. Слово учителя:  В исключительно тяжёлые для столицы дни проводилась напряжённая работа по защите Москвы.

Выступление учащихся о подготовке к обороне Москвы.

5.1 Из воспоминаний Жукова Г. К.

И все пройдет

О многом позабудешь

Но вот об этом всем – никогда

Баррикады

Суровые люди

Осажденные города…

(В это время на экран проецируются репродукции показывающие оборонительные сооружения, укрепления, осажденная Москва)

Для многих метро стало родным домом.

7. Осадное положение Москвы

Слово учителя: Решением Государственного комитета обороны с 20 октября в Москве и ее пригородах было введено осадное положение. Оборона столицы была возложена на командующего Западным фронтом генерала армии Г.К.Жукова.

Выступления учащихся о Г.К.Жукове.

8. Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года.

На экран проецируется картина К.Ф.Юона «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года.

Хотя враг находился совсем близко, в Москве 6 ноября, как обычно, состоялось торжественное заседание, посвященное 24 годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Необычно было только место его проведения – зал станции метро «Маяковская».

    Слово учащимся:7 ноября состоялся парад на Красной площади. Для всей страны парад стал неожиданным, потрясающе радостным событием.

Это был парад хотя и традиционный, но необыкновенный. Парад не только военный, но и политический, парад-вызов, парад презрения к врагу, парад-пощечина: вот вам! Вы кричите о взятии Москвы, а мы проводим свой обычный праздничный парад!

В дни, когда враг находился в нескольких десятках километров от города, проведение парада было очень рискованным. Ведь если бы немцы узнали о нем, они могли обеспечить десятикратное превосходство наземных и воздушных сил, пронзить, как ударом кинжала, нашу оборону на узком участке и ворваться прямо на Красную площадь.

Разумеется, это предположение гипотетическое, однако же и не слишком. Немцы ведь не раз прошибали нашу оборону своими клиньями за короткое время и на большую глубину.

Но на этот раз они удара не подготовили. Их разведка не узнала о готовящемся сюрпризе. Когда начался парад, только в эту минуту была включена радиостанция и пошла трансляция на весь мир. Ее, конечно, услышали и в Берлине, и в «Волчьем логове», но все это было так неожиданно, так невероятно, что не знали, что же предпринять. Все боялись доложить Гитлеру о происходящем. Он сам, совершенно случайно включив радиоприемник, услышал музыку марша и твердую поступь солдатских сапог. Фюрер сначала принял это за трансляцию о каком-то немецком торжестве, но, услышав русскую речь, команды на русском языке, понял, что происходит. Фюрер кинулся к телефону — приказал немедленно поднять в воздух всю .авиацию группы армий «Центр» и разбомбить парад.

Но наши авиаторы хорошо подготовились — ни один самолет не прорезался к Москве. В сводке «Информбюро» на следующий день сообщалось:

«В день традиционного праздника Великой Октябрьской социалистической революции немецкое командование решило нанести по Москве мощный бомбовый удар и сорвать демонстрацию на Красной площади. Летчики 6-го истребительного корпуса и зенитчики ПВО Москвы отразили налет вражеских самолетов, сбив при этом 34 немецких самолета. Ни одна бомба не упала на город, парад советских войск прошел нормально».

В то морозное утро Сталин, выйдя на балкон Мавзолея, где ветер был сильнее, чем внизу, сказал:

— А здорово поддувает…

И потом немного позже, радуясь непогоде, которая затрудняла нападение вражеской авиации, Сталин усмехнулся, когда снег пошел еще гуще, и сказал тем, кто стоял с ним рядом:

— Везет большевикам, Бог им помогает…

Парад принимал С.М. Буденный, командовал парадом генерал-лейтенант П.А. Артемьев. Вопреки традиции сегодня произнес речь не тот, кто принимал парад, а Сталин. Именно в этот день он сказал запомнившиеся всем слова:

«Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!..»

На парад вышли курсанты военных училищ, полки дивизии особого назначения имени Дзержинского, Московский флотский экипаж.

А отдельные армейские батальоны были незаметно для противника введены в Москву только для участия в параде.

/ Фрагмент записи парада. Моральное значение парада/.

Вся Родина стала заслоном,

 Нам биться с врагом до конца, -

 Ведь пояс твоей обороны

 Идет через наши сердца!

 Идет через море людское,

 Идет через все города…

 И все это, братья, такое,

 Что враг не возьмет никогда!

 МОСКВА! До последних патронов,

 До дольки последней свинца

 Мы в битвах! Твоя оборона

 Идет через наши сердца!

9. Подвиг 28 панфиловцев.

/запись воспоминаний генерал – лейтенанта./

Из камня высекут – и на века

Останется с гранатою в руках

Танк все сминает на своем пути.

Но встал боец – и танку не пройти.

10.Кавалерия бойцов Доваторцев 

 Слово учителя:  Героически действовали бойцы кавалерийской группы генерал – майора Л.М.Доватора – наши земляки ставропольчане.

 Выстепление учащихся о рейдах кавалеристов – гвардейцев генерала Доватора. 6.   Деятельность партизан и подпольщиков.

Слово учителя: Активными помощниками воинов Красной Армии оборонявших Москву, были партизаны и подпольщики.

На территории Московской области борьбу с оккупантами вели свыше 40 партизанских отрядов и 337 диверсионных групп.

 

Выступление учащихся о Подвиге Зои Космодемьянской

/учащиеся 10 класса/

Ты лежишь на снегу

О, как много за нас отдала ты,

 чтобы гордо откинуться чистым

                                                     прекрасным лицом!

Стань же ты нашей любимицей,

Символом правды и силы,

Чтоб была наша верность, как гибель

                           твоя высока.

Мимо твоей занесенной снегами могилы

                           на запад, на запад! –

                             идут,

                                               присягая,

                                                            войска.

Выдержки из выступления мамы Зои Космодемьянской.

11. Контрнаступление  по всему фронту

Слово учителя: 5 декабря 1941 года гитлеровское руководство предприняло последнюю попытку наступления на Москву, но враг был остановлен. В момент, когда наступательные возможности противника иссякли, но он еще не успел перейти к обороне, войска Калининского фронта /И.С.Конев/, Западного фронта /Г.К.Жуков/ и Юго-Западного фронта /С.К.Тимошенко/ перешли в контрнаступление по всему фронту – от Калинина до Ельца.

Выступление учащихся о И.С.Коневе.

12. Отступление немецкой армии

…то же заснеженное поле, та же злая поземка, та же дорога на запад.

/Проецируется репродукция отступление немецкой армии/

Только вместо красивых киверов – уродливые каски, вместо щеголеватых мундиров -холодные серо-зеленые шинели, вместо кремневых ружей – винтовки и автоматы.

Одни уже брели по этой дороге сто тридцать лет назад, 1812 г. Теперь настал черед новых захватчиков. И они, забыв о хвастливых замыслах, бегут, бросая раненных, оставляя груды разбитой техники.

13. Выступление учащихся о Бородинском поле.

Бородино, Тверда земля твоя!

Одно твое торжественное имя

Выводит павших из небытия

И чудодейно властвует живыми.

С того памятного дня Бородина, когда 26 августа 1812 года на этих полях русская армия под командованием М.И.Кутузова одержала победу над войсками Наполеона. 129 лет они были полями мирного труда. Но осенью 1941 года Бородино увидело своих новых героев.

-Да, война была не то, что раньше, 1941 – не 1812-й. но неизменным остались мужество, верность наследникам тех гренадеров, которые удивили своей стойкостью Европу – вспоминает о минувшей войне дважды герой Советского Союза генерал армии Лелюшенко.

В годы Великой Отечественной войны через Бородинское поле проходила Можайская линия обороны. Рядом с памятником Кутузову находится могила гвардии сержантов: Аханова,  Кадцина, Соснина, отдавших жизнь за победу. Рядом с памятниками доблестным солдатам и офицерам Кутузова находятся братские могилы советских воинов, погибших в битве под Москвой в 1941 г.

Бородинский музей, в котором фашистские варвары устроили скотобойню был сожжен ими при отступлении, как сожгли они окрестные деревни Татариново, Горки, Бородино.

Жители, вернувшиеся на перепелища, жили сначала в землянках, а затем отстроили дома.

Благодаря дальновидности советского командования, армия впервые была обращена в бегство и отброшена от Москвы.

Контрнаступление переросло в общее наступление на фронте в две тысячи км. и продолжалось до 20 апреля 1942 г.

14.Поражение немецких войск под Москвой

 Запись сообщения Совинформбюро от 7 декабря 1941 года о поражении немецких войск на подступах к Москве, о всемирно историческом значении победы под Москвой.

15. Вечный огонь у Кремлевской стены

 На фоне записи боя Кремлевских курантов.

В Москве у Кремлевской стены есть могила неизвестного солдата. Горит вечный огонь. На каменной плите слова « Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».

В декабре 1966 года в 25 годовщину Московской битвы, у Кремлевской стены были захоронены останки неизвестного солдата павшего в боях за Москву в 1941 году и погребенного в братской могиле на 41км. Ленинградского шоссе.

Торжественное открытие мемориала состоялось 8 мая 1967 года. Факел, зажженный от  Вечного огня на Марсовом поле в Ленинграде, был доставлен в Москву. От него вспыхнул Вечный огонь на могиле неизвестного солдата. Рядом замурованы капсулы с землей городов-героев.

Спи крепко, наш воин! Ты прожил немного,

Шагал ты вперед по военным дорогам.

Но то, что ты сделал, защитник Отчизны,

Хватило б, наверное, на тысячу жизней!

На фоне продолжения песни «Моя Москва»

       заключительное слово учителя:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по истории "Битва под Москвой"

Методическая разработка классного часа для 9 класса (в зависимости от аудитории легко адаптировать), посвящённая битве под Москвой....

разработка внеклассного мероприятия к 70 Битвы под Москвой

Литературно-музыкальная композиция для 8-10 классов...

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..."

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..." было подготовлено совместно с учениками для учащихся начальной школы. На мероприятии присутствов...

Литературно - музыкальная композиция "Помните ушедших в битву за Москву".

Данная разработка может помочь в организации и проведении классного часа, общешкольного внеклассного мероприятия. В нашем учебном заведении  композиция  "Помните ушедших в битву за Москву"...

Внеклассное мероприятие, посвященное битве под Москвой 1941г.

Классный час о Великой отечественной войне, внеклассное мероприятие, посвященное битве под Москвой в 1941 году, 5-6 класс....

Помните ушедших в битву за Москву!

Презентация для проведения Урока Мужества в старших классах. Рассказ о войнах-сибиряках участвовавших в боях за столицу  зимой 1941-42 годов. В презентации используется местный краеведческий мате...

Внеклассное мероприятие «Новокузнечане – герои битвы под Москвой»

Внеклассное мероприятие "Новокузнечане - герои битвы под Москвой" способствует воспитанию патриотических чувств учащихся, расширяет знания о Великой Отечественной войне, воспитывает уважение к пожилым...