Внеклассное мероприятие по математике "Счастливый случай"
план-конспект на тему

Внеклассное мероприятие по математике "Счастливый случай"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2010_-_schastlivyy_sluchay_-_matematika.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Счастливый случай

 (математика)

Учитель – ведущий, учитель на конкурс «Темная лошадка», жюри, 2 команды, составленные из учащихся 5-11 классов (по 1 представителю в каждой команде)

Оборудование: запись музыки из телеигры «Счастливый случай», актовый зал (украшен), костюмы.

Игра может быть проведена на математическом вечере для 6 — 11-х классов.

Ведущий. В игре принимают участие две команды (по одному ученику из 6, 7, 8, 9, 10 и 11-х классов). Перед началом каждого гейма звучит мелодия из телеигры «Счастливый случай». Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Продолжительность гейма — 2 минуты.

Первый гейм «Дальше,  ... дальше,  ... дальше...»

Вопросы первой команде

  1. Как называется результат сложения? (Сумма.)
  2. Четырехугольник у которого две стороны параллельны, а две другие — нет. (Трапеция.)
  1. 7 • 8 = ... (56.)
  2. Что больше: sin 30° или sin 40°? (sin 40°)
  3. Назовите самую большую хорду в круге. (Диаметр.)
  4. Найдите арифметический квадратный корень из 144. (12.)
  5. Как называется треугольник, у которого две стороны равны? (Равнобедренный.)
  6. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг.)

9.        Может ли в треугольнике быть два тупых угла? (Нет.)
10.Чему равно три в четвертой степени? (81.)

11. Когда впервые была доказана теорема Пифагора? (Примерно 2500 лет тому назад.)

12. Как называется прибор для измерения углов? (Транспортир.)

13. Что является графиком уравнения х + у = 5? (Прямая.)

14. Назовите наименьшее двухзначное число. (10.)

15. Чему равна сумма углов треугольника? (180°.)

16. Сколько корней имеет квадратное уравнение? (2; 1; 0.)

Вопросы второй команде

  1. Как называется результат вычитания? (Разность.)
  2. Как называется параллелограмм, у которого все стороны равны, а углы прямые? (Квадрат.)
  3. 63 : 7 *= ... (9.)
  4. Что больше: cos 40° или cos 30°? (cos З0°.)
  1. Как называется отрезок, который соединяет середины двух сторон треугольника? (Средняя линия.)
  2. Найдите арифметический квадратный корень из 169. (13.)
  3. Как называется треугольник, у которого все стороны равны? (Равносторонний.)
  4. Может ли в треугольнике быть два прямых угла? (Нет.)
  5. Сколько концов у 3,5 палок? (8)
  1. Как называется прибор для измерения отрезков? (Линейка.)
  2. Кто был автором первого учебника геометрии? (Евклид.)
  3. Что является графиком функции у = х2? (Парабола.)
  4. Чему равна сумма смежных углов? (180˚)
  5. Найдите модуль числа - 6. (6.)
  6. Как называется «верхняя» часть дроби? (Числитель.)
  7. Назовите число, "разделяющее" положительные и отрицательные числа. (0.)
  8. Как называется дробь, в которой числитель меньше знаменателя? (Правильная.)
  9. Чему равна площадь прямоугольника со сторонами а и в? (ав.)
  10. Назовите древнегреческого математика, философа, спортсмена. (Пифагор.)

Второй гейм «Ты - мне, я - тебе»

Учащиеся самостоятельно готовят по три вопроса, которые учитель проверяет заранее.

Третий  гейм  «Темная  лошадка»

(Представление «темной лошадки».)

Ведущий. Она учитель. Закончила нашу школу. Общительна. Умеет кататься на лыжах, решать логарифмические уравнения, любит разгадывать кроссворды. Всегда поможет в трудную минуту (второй учитель математики).

Вопросы командам

  1. Как записать число 100 пятью тройками? (33 3 + 3 : 3 = 100.)
  1. Как разместить 45 кроликов в 9 клетках так, чтобы в каждой их было разное количество? (1+2 + 3 + 4 + 5 + 6+7+8 + 9.)
  2. Что выражает равенство а + в = в + а? (Переместительный закон сложения.)
  1. Врач прописал больному три укола, через каждые полчаса. Первый укол сделали в 8 часов. В какое время сделают последний укол? (В 9часов.)
  2. Представьте число 2 в виде суммы четырех различных дробей, числители которых 1, а знаменатели - натуральные числа

[  +    +    + ]

Четвертый гейм «Заморочки  из  бочки»

Ведущий. По два вопроса каждой команде из находящихся в «бочке».

Вопросы командам

  1. Может ли быть справедливым неравенство х > 10х? (Да, если х< 0.)  
  2.  Как из трех спичек сделать четыре? (IV.)
  3. Два угла в треугольнике равны 100°, 40°. Определите вид треугольника. (Равнобедренный.)
  1. 50 разделите на половину. (100.)

Пятый гейм «Гонка за лидером»

Ведущий. Вопросы первой команде (лидеру)

  1. Старинная русская мера длины. (Аршин.)
  2. Как называется первая координата точки? (Абсцисса.)
  3. Одна сотая часть числа. (1%)
  4. Формула пути. (S = Vt.)
  5. 41 -это простое число? (Да.)
  6. Как называются прямые, которые не пересекаются? (Парал лельными или скрещивающимися.)
  7. Полторы рыбы стоят полтора рубля. Сколько рублей стоят пять рыб? (5 рублей.)

Ведущий. Вопросы второй команде

  1. Старинная мера веса. (Пуд.)
  2. Как называется вторая координата точки? (Ордината.)
  3. Одна сотая метра. (1 см.)        
  4. Формула периметра квадрата. (4а.)
  5. 63 - это составное число? (Да.)
  6. Какие прямые пересекаются под прямым углом? (перпендикулярные)

 

Дополнительные вопросы:

Вопросы для первой команды

  1. Хорда, проходящая через центр окружности. (Диаметр)
  2. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны. (Медиана)
  3. Математическое предложение, требующее доказательства. (Теорема)
  4. График квадратичной функции. (Парабола)
  5. Угол, смежный с углом при данной вершине. (Внешний угол)
  6. Прямоугольник с равными сторонами. (Квадрат)
  7. Направленный отрезок. (Вектор)
  8. Отношение противолежащего катета к гипотенузе. (Синус)
  1. Угол, меньший прямого. (Острый)
  2. Угол, равный 180°. (Развернутый)
  3. Прибор для измерения углов. (Транспортир)
  4. Чему равен радиус окружности, если ее диаметр равен 6 см? (З см)
  5. Какую часть суток составляют 6 часов? ()
  6. Чему равен корень уравнения х2 = — 4? (Не существует)
  7. Прибор для построения окружности. (Циркуль)
  8. Треугольник, у которого все стороны равны. (Равносторонний)

        

Вопросы для второй команды

  1. График обратной пропорциональности. (Гипербола)
  2. Параллелограмм с равными сторонами. (Ромб)
  3. Отрезок, соединяющий любые 2 точки окружности. (Хорда)
  4. Угол, больший прямого. (Тупой)
  5. Математическое предложение, принимаемое на веру без доказательства. (Аксиома)
  1. Сумма сторон треугольника. (Периметр)
  2. Самая большая хорда в круге. (Диаметр)
  3. Отношение прилежащего катета к гипотенузе. (Косинус)
  1. Величина прямого угла. (90°)
  2. Чему равен диаметр окружности, если радиус ее 8 см? (16см)
  3. Какую часть суток составляют 8 часов? ()
  4. Чему равен корень уравнения  = — 1? (Не существует)
  5. Треугольник, в котором есть два равных угла. (Равнобедренный)
  6. Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром. (Радиус).
  7. Простейшее математическое понятие. (Точка)
  8. Часть прямой, ограниченная с одной стороны. (Луч)
  9. Чертежный инструмент для построения прямой.  (Линейка)

Вопросы  блиц-турнира

  1. Наука, занимающаяся изучением свойств чисел и их буквенными законами. (Алгебра)
  2. Французский математик, который ввел понятие «координатная прямая»? (Рене Декарт)
  3. Натуральные числа, им противоположные и число нуль называются... (Целыми)
  4. Величина, равная самому числу для неотрицательных чисел и противоположному числу, если число отрицательное. (Модуль)
  5. Графиком линейной функции является... (прямая)
  6. Соотношение между переменными называется... (функция)
  7. Число, определяющее положение точки на координатной прямой, называется... (координатой)
  8. Многоугольник с наименьшим числом сторон... (треугольник)
  9. Хорда, проходящая через центр окружности... (диаметр)

10.        Число, показывающее сколько равных долей взято при делении... (числитель дроби)

Задания на знание фамилий известных математиков

1.         Этот человек родился в Тверской губернии. Его сын на могильном камне написал, что «...отец наукам изучался дивным и неудобновероятным способом...».

В1700 г. Петром I он был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Он автор первого русского учебника по математике и навигации для школы. М. В. Ломоносов хранил этот учебник до конца своих дней и назвал его «вратами учености».

В знак признания достоинств этого математика Петр I пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой, с какой магнит притягивает к себе железо.

Назовите фамилию этого математика. (Магницкий)

При этом сразу можно говорить не все об этом человеке.

2.         Этот математик древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: «Отойди, не трогай моих чертежей!»

Он являлся основателем гидростатики, создателем мощных катапульт, гигантских кранов.

Его именем впоследствии были названы спираль, закон, винт.

Как звали этого математика? (Архимед)        

3.         У этого крупнейшего математика XIX в. рано проявились математические дарования. Рассказывают, что он в трехлетнем возрасте заметил ошибку в расчетах отца. В семь лет он пошел в школу и решил предложенную учителем задачу за несколько секунд.

Этого математика называли «королем» математики. О ком шла речь? (Карл Гаусс)

4.        Однажды французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию войск, написанные очень сложной тайнописью. Вызванные для их прочтения математик сумел найти ключ к шифру. С тех пор французы знали планы испанцев, с успехом упреждая их действия. Инквизиция же обвинила математика в том, что он прибегнул к помощи дьявола, и приговорила его к сожжению на костре. Но «дешифровщик» не был выдан инквизиции.

В своем городе он был лучшим адвокатом, а позднее стал королевским Советником. Но главным делом его жизни была математика. Он мог несколько ночей не спать, решая очередную математическую задачу.

Кто из математиков был на волосок от пламени на костре? (Виет)

5.  Этот человек впервые применил двоеточие для обозначения действия деления. Он же является и автором обозначения числа  = 3,1415926… О ком идет речь? (Джонс)

6. Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания его трудов. На это он гордо ответил «в математике нет царской дороги».

В истории Западного мира его книга после Библии, вероятно, издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась. Кто этот математик? (Евклид)

7. Этот ученый любил делать пометки на полях читаемой книги. Однажды на полях одной из них он написал теорему и приписал: «Нашел удивительное доказательство этой теоремы, но недостаток места не позволяет мне его привести». В бумагах этого ученого доказательства теоремы не нашли и до последних лет эту теорему считали «вызовом прогрессивному человечеству».

8. Данная теорема была доказана лишь в 1994 г. Как фамилия этого математика? (Ферма) Кто, несмотря на свою молодость, успел сделать много открытий в математике, но, к сожалению, был убит на дуэли в 20 лет? (Галуа)

9. Греческий ученый, родоначальник греческой философии и науки. Был знаком с вавилонской астрономией. Платон, знаменитый греческий философ, живший в IV в. до н. э., рассказывал, что этот ученый, наблюдая звезды, упал в колодец, стоящая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: «Хочет знать, что делается в небе, а что у него под ногами — не видит ...»

Древнегреческий ученый Прокл приписывает ему следующие открытия: того, что диаметр делит круг пополам, о равенстве вертикальных углов, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и др. Он сделал ряд открытий в области астрономии, установил время равноденствий и солнцестояний. Определил продолжительность года, предсказал, как говорит предание, одно солнечное затмение. Был причислен к группе «семи мудрецов, Кто этот ученый? (Фалес)

10 Этот математик на протяжении многих лет занимался тем, что пытался найти формулу, по которой бы можно было находить все простые числа. К сожалению, данной формулы найти не удалось, зато был изобретен способ составления таблицы простых чисел, который впоследствии был назван его именем. каком математике идет речь? (Эратосфен)

11. Благодаря этому ученому в нашу жизнь вошли знаки умножения « х.» и «٠». Как фамилия этого ученого? (Лейбниц)

Замечание. Какие из заданий предложить учащимся для игры, определяет учитель в зависимости от их возраста и знаний истории математики.

Задания на знание понятий

  1. Данное понятие впервые ввел в математику Лейбниц в 1694 г. Данное понятие у Лейбница имело геометрический смысл. В школы данное понятие было введено лишь в XX веке. О каком понятии идет речь? (Функция).
  2. Это понятие переводится на все языки, как "ломаное (раздробленное) число". Что это за понятие? (Дробь)        
  3. Этим словом можно назвать и окружность и прямую. Оно является одним из основных геометрических образов. Что это за слово? (Линия)        
  4. Из курса геометрии вам известно, что косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение катета, прилежащего к этому углу, к гипотенузе. А как называется отношение гипотенузы к катету, прилежащему к этому же углу? (Секанс)        
  5. 5 В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете у пифагорийцев. С ним связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной.

         Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, искусстве и является условием правильного, наглядного и красивого построения или изображения.

Современная запись определения этого понятия с помощью математических знаков была введена немецким математиком XVII в. Готфридом Вильгельмом Лейбницем.

В девятнадцатом предложении VII книги Евклид доказывает основное свойство этого математического понятия.

Его использовали для решения разных задач в древности и в средние века, легко и быстро с его помощью решаются задачи и в настоящее время.

О каком математическом понятии идет речь? (Пропорция)

Говорить ли все сразу об этом понятии— зависит от того, как учащиеся будут справляться с этим заданием.

Задания на знание единиц измерения некоторых величин

  1.  Как называли на Руси расстояние между кончиками пальцев мизинца и большого при их наибольшем удалении? (Пядь)
  2.  Данная единица длины появилась в 1001 г. в Англии благодаря королю Генриху I. Она равнялась расстоянию от кончика носа короля до конца среднего пальца его вытянутой руки. Как она называется? (Ярд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по информатике "Счастливый случай" с презентацией

Сценарий и презентация к уроку-игре в 10-11 классе "Счастливый случай", урок обобщения пройденного материала...

Внеклассное мероприятие - игра "Счастливый случай"

ФИЗИКО - МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА«СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»...

Внеклассное мероприятие по истории"Счастливый случай" 6-7 класс

«Счастливый  случай» (развлекательно – познавательная игра по истории России)6 -7 классы                          ...

Внеклассное мероприятие "Игра. Счастливый случай"

Командам поочерёдно задают вопросы примерно в том же темпе, как в известной телевикторине «Счастливый случай». ...

Внеклассное мероприятие – конкурс «Счастливый случай»

Внеклассное мероприятие – конкурс «Счастливый случай»  для 7 класса...

Внеклассное мероприятие КВН "Счастливый случай"

Материал предназначен для учащихся 8 классов, с целью повторения и обобщения курса "Человек". Проводится в форме КВН между классами. Включает 8 различных конкурсов....

Внеклассное мероприятие (игра) "Счастливый случай"

Разработана в формате телевизионной игры "Счастливый случай"Цель: 1.Обобщить и расширить знания о продовольственных товарах.          2. Развивать сообрази...