Урок толерантности
классный час (5 класс) на тему

воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tolerannost.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Урок толерантности

Тема: «Урок толерантности»

Цель: дать понятие толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей.

Задача: воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

Оформление доски: плакат «День толерантности»

План

  1. Вводная беседа
  2. Основная часть. Определение понятий «толерантность», «толерантный человек» Анализ высказываний и ситуаций.
  3. Итоги.

        Ход урока

     Вводная беседа (выявление опыта у детей)

    Представьте себе, что ваш друг или подруга получили плохую оценку и очень расстроились.

Уч-ль: Как вы поступите в такой ситуации?

Уч-ся: Будем успокаивать.

Уч-ль: Другими словами вы будете сочувствовать своему другу. А почему? Уч-ся: Друзья

Уч-ль: Вспомните, пожалуйста, ситуации из своей жизни, в которых бы вы сочувствовали бы кому-либо.

Уч-ся: пытаются вспомнить и привести примеры.

Уч-ль: Молодцы, ребята! Тема нашего урока  «Урок толерантности или учимся сочувствовать». Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать, значит – сопереживать, стремиться помочь.

Основная часть

  1. Введение понятия толерантности

  Уч-ль: У слова «сочувствие» есть очень близкое по значению слово -  «толерантность». Понятие «толерантность» более широкое. Оно означает «способность, умение терпеть, мириться с чужими мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

 Итак, сочувствие=толерантность.

А как вы понимаете «умение терпеть, мириться с чужими мнением»?

Уч-ся: Выслушивать других людей.

 Уч-ль: Правильно. Другими словами, это значит, уметь слушать других людей, понимать и признавать, что у  каждого человека есть право на собственное мнение.

    В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

    Этимология термина «толерантность» (от лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу tolero — «нести, держать», а также «переносить, сохранять, кормить, оставаться». Исходное значение tolero — «нести, держать» в руках какую-нибудь вещь. Следовательно, все то, что мы держим в руках или несем по жизни, требует от нас усилий и умения «выносить», страдать, терпеть. Все это — наша «выносливость» по отношению к неблагоприятному внешнему воздействию, терпеливость.

    Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

 Упражнение «Приветствия».

Задача: познакомиться с приветствиями в разных культурах и сломать стереотипные формы поведения.

Участники получают карточки с приветствиями из разных стран:

  • сложить руки (как в "молитве") на уровне груди и поклониться (Япония);
  • потереться носами (Новая Зеландия);
  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
  • показать язык (Тибет);
  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
  • обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция).

Участники приветствуют друг друга способом, указанным на их карточках.

Обсуждение упражнения: какую роль играют приветствия в нашей жизни? попробуйте догадаться, из каких стран пришли ваши приветствия? было ли трудно здороваться каким-то способом? показались ли какие-то из приветствий смешными?

Все люди вокруг нас разные, у них разные привычки, взгляды на жизнь, обычаи, и важно научиться не только высказывать собственное мнение, но и принимать мнение другого. Ведь один из принципов толерантности – это принятие другого человека таким, какой он есть. Нужно научиться признавать многообразие людей разных национальностей, их мнений, религий, убеждений, традиций.

Упражнение « А я считаю …».

Упражнение «Разный старт».

Задача: познакомить участников с чувствами, которые испытывает человек, попавший в чуждую ему культуру; обсудить возможные реакции человека на такую ситуацию.

Оборудование: журналы для коллажа, ножницы, клей, бумага.

Вам потребуется придумать составить коллаж фотографий из старых журналов. Разделите группу на четыре подгруппы. Раздайте материалы. Рассадите группы в разных частях класса. Подойдите к первой команде и тихо скажите задание – сделать коллаж о весне. Также тихо попросите вторую группу изобразить осень, третью - лето. Подойдите к четвертой группе и скажите: "Од авдарку мо парстахи кам". Не отвечайте ни на какие вопросы представителей последней группы. Охотно помогайте остальным участникам.

Через какое-то время подойдите к каждой подгруппе. Посмотрите на работу первых трех групп. Дайте несколько советов. Похвалите работу участников. Подойдите к 4-й группе. Искренне возмутитесь, что они еще ничего не сделали или сделали неправильно. Поругайте участников.

Когда первые три группы закончили работу, похвалите их. В течение всего занятия члены групп не имеют права общаться друг с другом.

Обсуждение.

Начните обсуждение с чувств участников четвертой группы, позвольте им выразить свои все чувства. Что они чувствовали, когда получили непонятное задание? когда их ругали и игнорировали? Как развивались события, как менялись их ощущения в связи с этим? Как чувствовали себя члены остальных групп? Хотелось ли им возмутиться против несправедливости, или, наоборот, было приятно, когда их хвалили, а другую группу ругали? Почему никто не нарушил запрет на общение между группами и не помог членам четвертой группы (в этом вопросе присутствует элемент провокации)? Можно ли было нарушить запрет? Если кто-то все же решился помочь 4й группе, спросите, что его заставило так поступить? Как себя чувствуют люди, приехавшие к нам из другой страны и не понимающие правил нашей культуры и слов нашего языка? Как ведут себя члены общества по отношению к ним? Можно ли что-то изменить в нашем обществе, чтобы сделать жизнь этих людей легче? Кто является "четвертой группой" в реальном мире (напомните о людях, происходящих из деревни и приехавших в город, о беженцах, о людях из других республик, приехавших в наш город на работу (гастарбайтерах) и т.д.)?

Какими качествами должен обладать толерантный человек?

Толерантный человек способен понять и простить людей, он с уважением относиться к чужим привычкам, чувствам, культуре, обычаям, традициям других людей. Сегодня начало нового учебного года. А скажите в чём может проявляться толерантность в учебное время по отношению со сверстниками. (учителями)? Какие школьные предметы по вашему мнению наиболее ярко учат быть толерантными? Почему?

 Посмотрите на определение толерантности:  

  • Готовность мириться с чужим мнением;
  • Уважение человеческого достоинства;
  • Принятие другого таким какой он есть;
  • Способность поставить себя на место другого;
  • Уважение права быть другим;
  • Терпимость к чужим мнениям, поведению;
  • Отказ от причинения вреда и насилия.

Давайте обсудим их. Какими нам предлагают быть эти правила?

Посмотрите , пожалуйста на доску и выберите те черты, которые по вашему мнению подходят толерантному человеку:

  1. терпение
  2. чувство юмора
  3. расположенность к другим
  4. доверие
  5. умение владеть собой
  6. доброжелательность умение не осуждать других
  7. умение слущать
  8. любознательность способность к сопереживанию

 Должны ли мы развивать в себе эти качества?

Творческое задание: дерево толерантности.

Описание: http://player.myshared.ru/472780/data/images/img9.jpg

Итоги

Я надеюсь, наше занятие для вас было интересным и полезным, и вы будете стараться воспитывать в себе все те качества, которые сейчас перечислили, то есть будете толерантными к окружающим вас людям и событиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентазия к уроку "Толерантность"

Презентация содержит ключевые аспекты урока: высказывания о толерантности, критерии  и формула толерантности....

Уроки толерантности

Сегодня все большее распространение в детской, особенно под­ростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгои...

Урок толерантности

На уроке толерантности в интерактивной, игровой форме ребята обсуждают вопросы:;1.Что такое толерантность?2 Можно ли научиться толерантности?3 Как преодолеть интолерантность в общении?4 Как созд...

Урок толерантности

Данный материал направлен на воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать....

Классный час "Урок толерантности"

Данная разработка поможет классным руководителям 5-6-х классов провести интересный и содержательный классный час по воспитанию терпимости друг к другу и непохожим на нас людям....

Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»

Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием  «толерантность», с  основными чертами толерантной и интолерантной ...