Программа факультатива "Экология родного края"
рабочая программа (9 класс) на тему

Программа факультатива "Экология родного края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_rodnogo_kraya.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

 «ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ»

Пояснительная записка

Нормативно-документальной основой программы являются

Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

Государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки Россииот 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

- Учебный план и календарный учебный план ГБОУ «Специальная  школа-интернат с.Дмитряшевка» на 2015-2016 уч. год;

Цели и задачи обучения

  1. освоение знаний о биоразнообразии, видовом составе и  жизненных формах растений и животных Липецкой области и села Дмитряшевки;
  2. знакомство с редкими видами растений и животных Липецкого края;
  3. овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы, работать с определительными карточками, с определителями, лабораторным оборудованием;
  4. развитие интереса к изучению природы родного края, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  5. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения;
  6. применение полученных знаний и умений для решения экологических задач в повседневной жизни, выявления влияния загрязнения окружающей среды на здоровье человека
  7. овладение учениями нахождения предполагаемых путей решения экологических проблем края;

Программа факультативного курса «Экология родного края» рассчитана на учащихся 9 класса и направлена на приобретение ими углубленных экологических знаний о Липецкой области. 

Главная цель курса:

изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников и животных в типичных природных сообществах Липецкого  края; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения знаний; воспитание любви к своему краю, формирование экологической культуры личности.

Основными задачами курса являются:

ознакомление учащихся с актуальными проблемами сохранения биоразнообразия в мире, России, Липецкой области , ролью ученых-естествоиспытателей в исследовании и сохранении биоразнообразия края;

 освоение учащимися знаний об основных жизненных формах, видах растений, грибов, лишайников и животных , а также о необходимых мерах их охраны; о мерах их использования хозяйственно-ценных видов в крае;

изучение учащимися экологических проблем Липецкого края;

 выявление учащимися источников загрязнения биосферы родного края и определение влияния этих загрязнений на здоровье человека;

 овладение учащимися умениями работать с определительными карточками, с определителями, лабораторным оборудованием;

формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы родного края.

Практическая направленность факультативного курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работах.

Программа факультативного курса «Экология родного края» предусматривает 35 учебных часа (1 час в неделю) и включает 6 разделов.

                                         Содержание программы

1 Введение (4 часа)

Экология – наука о закономерностях существования живого мира на Земле.  Методы экологических исследований. Проблема сохранения биоразнообразия. История изучения природы Липецкой области.

Экскурсия. Биоразнообразие природы родного края.

2 Растительность Липецкой области  (9 часов)

Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников. Древесные растения . Отличительные особенности строения деревьев и кустарников. Голосеменные растения . Разновидность и экологические группы голосеменных растений. Лиственные растения и кустарники. Видовой состав лиственных деревьев и кустарников . Травянистые растения . Биоразнообразие, значение и охрана грибов и лишайников Липецкой области и села Дмитряшевка.

Практические работы. Определение видов и экологических групп голосеменных растений. Определение лиственных деревьев и кустарников. Определение основных представителей травянистой растительности . Определение видов грибов и типов лишайников.

3 Животный мир Липецкой области и Хлевенского района (6 часов)

Общая характеристика животного мира . Беспозвоночные . Рыбы . Земноводные и пресмыкающиеся . Птицы . Млекопитающие.

Практические работы. Изучение многообразия беспозвоночных по коллекциям. Описание видового состава рыб местного водоема. Описание видового состава земноводных и пресмыкающихся. Составление списка птиц местной фауны. Описание видового состава млекопитающих местной фауны.

Экскурсия. Знакомство с птицами села.

4 Экологические проблемы Липецкого края (9 часов)

Реки  и источники их загрязнения. Исследования состояния водной среды реки Дон. Источники загрязнения атмосферы в Липецкой области. Методы мониторинга атмосферного воздуха. Лишайники – индикаторы чистоты воздуха. Основные загрязнители почвы . Экологическое состояние почв в нашей местности. Источник химического загрязнения окружающей среды . Опасность химического загрязнения для природной среды и здоровья человека.

Лабораторные работы. Определение качества воды в реке Дон. Определение состава почв, по образцам, взятым на пришкольном участке, на территории стихийного выброса мусора. Определение угрозы загрязнения окружающей среды в районе свалки на территории села.

Практические работы. Анализ запыленности воздуха по твердым фракциям снега.

Определение загрязненности воздуха по состоянию лишайников.

5 Проблема охраны окружающей среды Липецкого края  (3 часа)

Экологическое состояние  края. Редкие виды растений и животных.   Особо охраняемые природные территории. Заповедники «Галичья гора», «Воронежский биосферный»

Практическая работа. Определение по атласам положение охраняемых территорий области

6 Экология и человек (2 часа)

Взаимосвязь человека и природной среды. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Итоговое занятие (1 ч)

Экскурсия (1 ч)

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение

4

3

1

2

Растительность

9

5

4

3

Животный мир

6

1

5

4

Экологические проблемы

9

4

5

5

Проблема охраны окружающей

среды Липецкого края

3

2

1

6

Экология и человек

4

2

2

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

             Дата

факти

чески

                        по плану

1.Введение

1

Экология – наука о закономерностях существования живого мира на Земле. Методы экологических исследований

1

2

Проблема сохранения биоразнообразия

1

3

История изучения природы Липецкого края

1

4

Пр.р. Биоразнообразие Липецкой области

1

2.Растительность

5

Жизненные формы и экологические группы растений, грибов и лишайников

6

Древесные растения Липецкой области. Отличительные особенности строения деревьев и кустарников

7

Голосеменные растения

8

Пр.р. Разновидность и экологические группы голосеменных растений села Дмитряшевка и области

9

Лиственные растения и кустарники области и села

10

Пр.р. Видовой состав лиственных деревьев и кустарников области и села

11

Травянистые растения

12

Пр.р. Разновидность травянистой растительности Липецкой области и села

13

Пр.р. Биоразнообразие, значение и охрана грибов и лишайников

3.Животный мир

14

Общая характеристика животного мира Липецкого края

15

Пр.р. Беспозвоночные области и села

16

Пр.р. Рыбы водоемов Липецкой области

17

Пр.р. Земноводные и пресмыкающиеся области и села

18

Пр.р. Птицы родного края

19

Пр.р. Млекопитающие области и села

4.Экологические проблемы

20

Реки и источники их загрязнения

21

Пр.р. Исследования состояния водной среды реки Дон

22

Источники загрязнения атмосферы в Липецкой области

23

Пр.р. Методы мониторинга атмосферного воздуха

24

Пр.р. Лишайники – индикаторы чистого воздуха

25

Основные загрязнители почвы

26

Пр.р. Экологическое состояние почв в нашей местности

27

Пр.р. Источник загрязнения окружающей среды села Дмитряшевка

28

Опасность химического загрязнения для природной среды и здоровья человека

5.Проблема охраны окружающей среды Липецкого края

29

Экологическое состояние Липецкого края

30

Редкие виды растений и животных

31

Пр.р. Особо охраняемые территории Липецкой области

6.Экология и человек

32

Взаимосвязь человека и природной среды

33

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека

34

Итоговое занятие

35

Экскурсия

 Ожидаемый результат:

учащиеся должны знать:

  1. биоразнообразие Липецкого края
  2. жизненные формы растений и животных своей местности и области
  3. видовой состав растительного и животного мира своего села и области
  4. методы экологических исследований
  5. экологические проблемы своей местности и области
  6. влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека
  7. редкие виды растений и животных Липецкого края
  8. значение растений и животных и меры их защиты

уметь:

  1. самостоятельно выполнять практические и лабораторные работы, осуществлять проектную деятельность, проводить исследования, опыты и наблюдения
  2. работать с определительными карточками, с определителями, лабораторным оборудованием
  3. анализировать и делать выводы из полученной информации
  4. находить предполагаемые пути решения экологических проблем
  5. творчески подходить к решению задачи

Литература для учащихся

     1. Энциклопедия «Википедия»

     2. Красная книга Липецкой области

     3. Экология и география Липецкого края

 Литература для учителя

     1. Энциклопедия «Википедия»

     2. Красная книга Липецкой области

     3. Экология и география Липецкого края


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Ономастика родного края"

Аңлатма язуы. Кешеләрнең  фикерләү  һәм  үзара  аңлашу-аралашу  чарасы булган телнең иң мөһим һәм төп лингвистик берәмлеге булып сүз санала. Сүзгә ,сүзлек хәзинәсен...

Программа кружка "Родной край"

Программа содержит пояснительную записку, учебный план, календарно-тематическое планирование, список литературы....

Дополнительная образовательная программа" Литература родного края"

Дополнительная образовательная программа «Литература родного края"рассчитана на учащихся 13-15 лет увлекающихся литературным творчеством и литературным краеведением. Срок реализации программы 2 года. ...

Образовательная программа "Изучаем родной край" для начальной школы

Тематическая образовательная программа «История родного края» предназначена для занятий краеведением с учащимися начальной школы. Разработана для учебных групп "Активисты школьного музея". Прграмма ра...

Образовательная программа "Знатоки родного края"

Изучение краеведения дает возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно на территории скла, кожууна, ре...

Рабочая программа "История родного края", 5 класс

Рабочая программа дополнительного образования "История родного края". План краеведческой работы  с учащимися 5 класса.Краеведческая работа предполагает изучение особенностей истории Саратов...

Авторская программа "Музыка родного края" по музыке для 4-го класса общеобразовательных школ г. Казани

Авторская программа "Музыка родного края" для учащихся 4-го класса общеобразовательных школ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного пр...