Показатели, условия и пути развития творческой активности подростков в процессе организации социально-культурных событий в среде школы
статья (6, 7, 8, 9 класс)

Михайлова Екатерина Валерьевна

Показатели, условия и пути развития творческой активности подростков в процессе организации социально-культурных событий в среде школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Показатели, условия и пути развития творческой активности подростков в процессе организации социально-культурных событий в среде школы

   

       Творческая активность представляется одним из ключевых качеств личности, но  она не является неизменным наследственным свойством. При благоприятных условиях среды творческая активность личности развивается.                                                                                                        

       Источником творческой активности личности является ценностно-мотивационный блок. Потребность в творчестве -  это показатель высокого уровня развития личности. Стремясь удовлетворить свои творческие потребности, человек в практической деятельности на основе внутренней готовности к ней реализует определённые цели. Внутренняя готовность к творческой деятельности проявляется также в особенностях и уровне развития высших психических процессов, связанных с мышлением. Внешняя готовность выражается в самостоятельной реализации собственных возможностей в деятельности; в активном применении знаний, умений, навыков по созданию новых и совершенствованию существующих идеальных и реальных материальных продуктов.        

        Развитие творческой активности школьников определяется рядом условий: педагогической поддержкой, предполагающей выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в процессе творческой деятельности; вариативностью содержания системы обучения и воспитания, обеспечивающей индивидуальный характер развития учащихся; организацией групповой работы учащихся, способствующей формированию опыта управления собственной продуктивной деятельностью.                                                  

        Подростковый возраст сензитивен  для развития творческой активности. Значимую часть времени подростки  проводят в стенах школы на уроках или участвуя во внеурочной досуговой деятельности. Это могут быть занятия в различных объединениях дополнительного образования, участие в работе школьного органа самоуправления, а также  разовые социально-культурные события школьной жизни. Эффективными педагогическими средствами развития творческой активности подростков являются привлечение их к участию в подготовке, проведении школьных праздников, выставок, конкурсов, тематических конференций, различных социальных проектов, соревнований.  

      К показателям  творческой активности учащихся можно отнести:

  • потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;
  • преобразующие отношения к изучаемым предметам,  объектам;
  • готовность к преобразующей деятельности;
  • эвристический потенциал;
  • саму преобразующую деятельность.

      В основе детского творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами:

  • индивидуальной заинтересованностью;
  • cоциальной значимостью деятельности.

         Система творческого воспитания должна строиться на свободе творчества учащихся, которая имеет глубокий педагогический смысл, т.к. расширяет умственный кругозор участников творческой деятельности, усиливает   продуктивность фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность, волю к   действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки, зачастую весьма сложные. Чем опытнее становятся ученики, тем сложнее их творческие замыслы, тем больше они предъявляют требований к себе в отношении техники выполнения и результата деятельности по сравнению с намерениями. Педагогу следует обращать внимание на формирование творческого  климата среди учащихся, на сам творческий процесс, наличие у учащихся интересов и склонностей к определенному виду творчества.  Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку, только нужно   вовремя их раскрыть и помочь развить. Если постоянно включать детей в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и других качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

       Только тогда можно ожидать хороших результатов, когда процесс творчества учащихся имеет серьёзную организацию.

       Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить от педагога. От учителя требуются огромные усилия, такт, чтобы стимулировать активность и поддержать инициативу учащегося, не допускать разочарования в своих силах, отказа от творчества по "неумению".

    Участие в творческой деятельности имеет  прямым и главным результатом изменение самого субъекта.                                                                                                                                                                

    Рассматривая социально-культурные события как средство развития творческой активности, необходимо наличие  специфических условий.

Существует комплекс условий, которые необходимы для организации социально-культурных  событий в пространстве образовательного учреждения,  в свою очередь благоприятно влияющих на развитие творческой активности учащихся.

Так, например, одним из условий является не спонтанная организация, а наличие программно-методического обеспечения по  подготовке  и проведению социально-культурных событий, которое способствует  более качественному, детально продуманному  действию. Подбор организаторов и участников события  должен проходить с учетом интересов аудитории.  Использование социально-культурных технологий в воспитательном процессе образовательного учреждения имеет важное значение для формирования  личности школьников. Социально-культурные технологии должны носить событийный характер, отвечать возрастным особенностям участников и учитывать потребности учащихся в самореализации и оптимизации отношений со сверстниками.

      Весомое значение в организации и проведении социально-культурных событий имеет  кадровое обеспечение. Привить учащимся любовь к творчеству, помочь раскрыть творческий потенциал каждого может только творческий педагог в процессе совместной творческой деятельности.              

     Организатор в образовательном учреждении должен:

  • осуществлять социально-культурную деятельность на основе изучения запросов, интересов, а так же  с учетом возраста учащихся и имеющихся у них навыков творческой деятельности;
  • квалифицированно проектировать различные виды социально-культурной деятельности, исходя из наличия собственных и привлекаемых творческих и материально-технических ресурсов;
  • использовать в своей работе различные социально-культурные технологии: рекреационные, зрелищные, игровые, информационные, просветительские, коммуникативные, творческой и социальной деятельности;
  • обладать навыками коммуникативной культуры и коммуникативного творчества;
  • знать особенности организации педагогической работы в социально-культурной сфере;
  • знать социально-психологические особенности детей и подростков;
  • использовать в своей деятельности выразительные средства воздействия на аудиторию;
  • использовать технические средства;
  • привлекать к взаимодействию социально-культурное партнерство субъектов воспитательного процесса, расширяющее педагогическое пространство жизнедеятельности школьников  с целью комплексного влияния на их ценностно-мотивационную сферу;
  • осуществлять прогностическую, проектную и экспертную деятельность в профессиональной сфере на основе  принципов системного анализа, определять тенденции развития. (Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учител.-М.: Просвещение, 2010.-223 с.- (серия Стандарты второго поколения).                                                              

     Основным условием организации социально-культурной деятельности подростков является обеспечение их активности. В связи с этим задача педагога – способствовать развитию  собственной активности подростков, создавая тем самым условия  для проявления творческого потенциала личности.

( Культура семьи и современное психолого-педагогическое образование/ Науч.ред.Б.А.Титов.-СПб.: Специальная литература, 2005.-136 с., стр.99)

     Педагог должен  способствовать интеллектуальному и нравственному развитию школьников, раскрытию их творческих способностей путем привлечения учащихся к участию в настоящих делах, в созидательной продуктивной деятельности. При  этом организатору необходимо учитывать  индивидуальные возможности каждого  учащегося, создавать условия для испытания детьми ситуации успеха, всячески стимулировать  их творческую инициативу, руководствуясь основными принципами педагогики сотрудничества и  креативной педагогики.

       Другим условием развития творческой активности учащихся средствами социально-культурных событий в образовательном учрежде-нии можно считать наличие  собственных ценностно-мотивационных установок, как важной побудительной силы. В мотивах проявляется субъективное отношение личности  к деятельности, в основе которой лежит  сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель.

       Мотивация  учащихся к  добровольному участию в системе социально-культурных событий – это учет интереса, любознательности, потребности в новой информации, готовность к ее переработке, инициативный, целеустремленный поиск,  готовность к действию и сам процесс творческой деятельности.  Проблематика и содержание социально-культурной деятельности ориентированы на интересы и потенциальные возможности учащихся, включают широкий спектр форм социально-культурных событий, в которых учащиеся так же могут выбирать различные  виды и сферы практической  деятельности, что является неотъемлемым условием  для самоопределения  личности.  Педагоги должны всячески поддерживать и поощрять  включение учащихся в активную творческую  деятельность.

          Иногда у подростков мотивом участия в социально-культурной деятельности  может служить желание быть в компании сверстников, друзей, значимых лиц. Важным средством развития подростков является общение, их коммуникативная деятельность. С помощью общения формируются коммуникативные  свойства личности и характера, организаторские способности, необходимые в любой деятельности. В общении  с непосредственным окружением  происходит усвоение образцов поведения, приобретается опыт  реализации учащимися различных видов деятельности, в том числе творческой.

( Культура семьи и современное психолого-педагогическое образование/ Науч.ред.Б.А.Титов.-СПб.: Специальная литература, 2005.-136 с., стр.100)

      Следовательно, ценностно-мотивационный блок потребностей может являться  источником творческой активности личности и определять степень направленности на  творческую деятельность.

      Как условие  развития творческой активности подростков можно так же рассматривать взаимодействие учащихся с педагогическим сообществом школы, выраженное в виде сотрудничества.

         В процессе образовательной деятельности положение педагога  и учащегося  далеко не равнозначно. Педагог связан с учащимися целой системой формальных и неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом, перед родителями учеников, перед каждым учеником в отдельности. Педагог должен видеть личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства учащихся, право на свободу выбора. Этим он признает их равенство, их право на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они не состояли.  (Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.-169с., с.12)

       В любом взаимодействии, как правило, одна сторона активнее другой с точки зрения «обмена» информацией, энергией, деятельностью. В данном аспекте педагоги и школьники находятся в неравном положении. На их отношения существенно сказываются различия социального статуса и жизненного опыта. Этим обусловлена руководящая роль педагогов  (в скрытой или открытой форме) в процессе взаимодействия. Однако направляющая позиция одних не предопределяет пассивность других. Часто именно школьники существенно влияют на деятельность взрослых. Информация, полученная от учащихся, является главной при определении перспектив, выборе содержания и форм организации социально-культурной деятельности.  (Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001.- 256 с. , с.38)  

    Сотрудничество нельзя рассматривать только как совместную деятельность педагога и учащегося, или как  хорошо отлаженное взаимо-действие, это также наличие положительных эмоций от взаимного общения.  Сотрудничество является одним из необходимых условий для личностного самоопределения подростков. Оно способствует открытию перед школьниками перспективы их роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач учебно-воспитательного процесса -   помочь осознать свои возможности и поверить в себя.

      Важными задачами педагогической деятельности можно считать  ориентацию  на успех учащихся, создание специальных ситуаций, способствующих переживанию эмоционального подъема, осознанию каждым своих возможностей  и уверенности в себе.

       Успех в деятельности – это источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания дальнейшей деятельности.

С социально-психологической точки зрения – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. Может меняться тот круг людей, мнением которых дорожит личность, но суть успеха не меняется.

      С психологической точки зрения успех, по мнению А.С. Белкина,  это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.  (Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.-169с., с.28 )

        С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом . (Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.-169с.,31)

 Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет учащихся поступательно вверх, поднимаясь с каждым по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

         Педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности могут быть подготовлены специально или спонтанно произошедшие, но  воспитательный дар педагога проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать. Успех ребенка может быть результатом продуманной, подготовленной тактики педагогов, семьи.

При возникновении у детей неудовлетворения собой в ходе и результате совершения определенной деятельности в задачи взрослых  входит  разъяснение детям, что данную ситуацию нельзя рассматривать в отрыве от ситуации успеха, а только лишь промежуточный этап.

       По мнению К.Д.Ушинского только успех поддерживает интерес ученика к образовательной деятельности. Первой заповедью воспитания  К. Д. Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

      Вера учителя в возможности  ученика, настойчивость, терпение, умение вовремя прийти на помощь преумножают успехи каждого из них на пути познания и развития. (Сибирцова Г.Н.Настольная книга зам.директора школы по воспитательной работе. Изд.5-е, доп. и перераб.-Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 416с. (серия Сердце отдаю детям), с.122)  

      Но не только образовательное учреждение должно направлять все усилия на развитие творчества учащихся. Значимой в развитии личности ребенка является семейная среда. Родительская поддержка, создание благоприятных условий способствуют развитию творческих способностей, воспитанию самостоятельности и  инициативности. Исследования детско-родительских отношений подтверждают тот факт, что различия в отношении и оценке одной и той же ситуации родителя и ребенка могут привести к нестабильности эмоциональной  сферы и понижению самооценки у  детей.

(Иванова А.В. Ситуационный подход в психологии взаимодействия семьи и школы//Психология обучения.-2008.-№7.- С.108-11 )  

     В вопросе развития творческой активности ряд исследователей считают, что среда, благоприятная для их развития, должна подкреплять креативное поведение  детей, предоставлять позитивные образцы творческого поведения для подражания.

    Э.Ландау отмечает, что для детей подросткового возраста важно, чтобы ожидания родителей на успех ребенка не были завышенными или отсутствовали полностью. Подросток должен иметь возможность открывать для себя разнообразные области творчества, а не концентрировать свое внимание только на том, с чем связаны ожидания родителей. Если ребенок чем-то особенно интересуется, проявляет склонности, способности в этой сфере, то его развитие становится общей задачей семьи.    (Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка/ Пер. с нем. А.П.Голубева; Науч.ред.рус.текста Н.М.Назарова.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.-144с.  , с.101)

        Положительное отношение родителей к самостоятельному выбору вида творчества, поддержка детских интересов, всевозможная помощь, создание ситуации успеха, поощрения, вера в творческие возможности своих детей, стремление к взаимопониманию, совместное участие в школьных социально-культурных событиях положительно влияют на развитие творческой активности  подростков.

       В подготовке  и проведении социально-культурных событий важное значение  имеют существующие материально-технические ресурсы, использование которых необходимо для повышения результативности  школьной социально-культурной деятельности. Это может быть связано с тематическим оформлением пространства,  созданием декораций,  костюмов, использованием всевозможных наглядных материалов;  видео- аудио- и компьютерной техники  для получения большего эффекта при передаче информации, других видов технического оснащения  для достижения  лучшей выразительности при проведении социально-культурных событий.    

      От материально-технического обеспечения зависит не только простота проектирования и реализации социально-культурных событий, удобство в деятельности педагогов и учащихся, но и устойчивость результатов воспитания и образования. Плохая материально-техническая база может свести на нет весь процесс организации социально-культурной деятельности.

       Материально-техническая база  образовательного учреждения  должна обеспечивать возможность реализации индивидуальных  планов учащихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности; включения обучающихся в творческую деятельность, в исследовательские проекты, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудова-ния; электронного оборудования, современных инструментов  и т.п.

       Для осуществления творческой деятельности учащихся необходимо не только наличие расходного материала, также необходим доступ к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования материалов по организации и подготовке школьных социально-культурных событий.

      Организованная социально-культурная среда школы для досуга и общения учащихся,  для групповых просмотров  кино- и видеоматериалов, для организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиа сопровождением,  для выпуска школьных печатных изданий привлекает школьников к участию  не только в учебной, но и во внеурочной деятельности.    

      Школа не всегда может предоставить учащимся богатый выбор социально-культурной деятельности из-за ограничения  как материально-технических, так и кадровых ресурсов.  Постоянное расширение социально-культурных связей, привлечение партнеров к осуществлению совместной образовательно-воспитательной деятельности, направленной на развитие личности учащихся, позволяет расширить информационное поле образовательного учреждения, использовать культурное пространство  своих партнеров (музеи, выставки, театры, дома творчества  и т.п.) для более результативного воздействия на школьников. Специалисты социально-куль-турной деятельности различных организационных структур взаимодействия, обладающие специфичными профессиональными знаниями,  в творческом союзе с педагогическим сообществом школы   могут добиться  существенных результатов в воспитании всесторонне развитого, интересующегося, инициативного, творчески активного подрастающего поколения.

        Проанализировав теоретическую литературу, можно сделать следующий вывод:

     Социально-культурное событие в образовательном учреждении - это нравственно и духовно значимое  явление социально-культурной жизни школы, выраженное в определенной форме, мотивированной личными интересами и целями участников деятельности, которое дает возможность  самовыражению, способствует развитию  творческих способностей  и проявлению творческой активности учащихся.

        Необходимо согласиться с мнением В.А. Сухомлинского, который  в своих работах утверждает, что учебное заведение должно стать для учеников школой радости:  радости познания, радости творчества, радости общения. (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.: Рад. шк., 1988- 272с., с.23)

      Все эти условия в комплексе можно найти в сфере социально-культурной деятельности образовательного учреждения.

       К основным  задачам  школьных специалистов социально-культурной деятельности можно отнести внедрение в постоянную практику  современных образовательных  технологий, ориентированных  на творческую самореализацию личности учащихся, на развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе творческой деятельности, обладающей объективной и субъективной новизной.       

       Основными показателями проявления творческой активности школьников в социально-культурной среде образовательного учреждения можно назвать  творческую самостоятельность и инициативу творчества.

       Таким образом,   если в процессе организации социально-культурных событий соблюдаются следующие условия:

  • программно-методическое обеспечение по организации и проведению системы социально-культурных событий;
  • кадровое обеспечение с учетом  ориентации педагога на развитие творческого потенциала каждого ребенка в избранной им области деятельности, осуществляемой благодаря специальному отбору форм и методов работы; подбор педагогов, обладающих творческими способностями  и умением направлять усилия детей на нестандартные решения в избранном виде деятельности;
  • творческое взаимодействие учащихся 12-15 лет с педагогическим сообществом школы;
  • организация социально-культурных событий в  соответствии с возрастными  особенностями  учащихся;
  • мотивация школьников к добровольному  участию в событиях школьной жизни;
  • возможность личностного творческого самоопределения учащихся;
  • обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка, выражающееся в поддержке добровольного выбора ребенком вида деятельности, эмоциональной поддержки  его успехов;
  • наличие материально-технической базы;
  •  наличие системы социально-культурных связей на уровне образовательного учреждения, района, города

то  данные социально-культурные события, проводящиеся в образовательном учреждении, будут способствовать развитию творческой активности детей 12-15 лет.  Значит  можно считать, что теоретически выдвинутая гипотеза подтверждена.

        Остается попытаться  найти практическое подтверждение выдвинутой гипотезы уже с реальными детьми в современных условиях образовательного пространства школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся в процессе внеурочной деятельности как способ лучшего усвоения учебного материала

В своей педагогической деятельности я использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные пути воздействия на личность. На своих уроках я охотно использую игры, тестирование, экскурси...

Интегрированный урок как путь развития творческой активности учащихся

Интеграция, необходимая в современной школе , помогает преодолеть недостатки предметного обучения и способствует формированию у ребёнка целостной картины мира, развитию творческой активности учащихся....

Развитие творческой активности подростков

Развитие творческой активности подростков во внеурочное время.( презентация). Описание экспериментальной диагностики. Исследования на примере учащихся БГОУ школа №483 С-Пб. Выводы...

Развитие творческой активности подростков во внеурочное время

Авторы: Кучерова А.Г., Маркина Г.В., Скорына В.Г.Характеристика развития творческой личности. Диагностика на базе ГБОУ школа№ 483 С-Пб . Выводы по анализу полученных результатов...

Развитие творческой активности подростков во внеурочное время

Авторы Кучерова А.Г., Маркина Г.В., Скорына В.Г. Рассмотрены аспекты развития творчества  подростков. Проведена исследовательская работа, а также диагностика с использованием некоторых методов. П...

Представление опыта инновационной педагогической работы по теме: «Развитие творческой активности подростка в условиях сельской школы»

В настоящее время развитие общества характеризуется всё возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы.Особое значение имеет желание личности изучать и познавать новое.В с...