обобщение педагогического опыта "Личностно -ориентированное обучение на занятиях вы детском объединении "Журналистика"
опыты и эксперименты на тему

Шайкина  Юлия Владимировна
Моя работа посвящена рассмотрению основных ключевых методических моментов лично-ориентированного обучения в системе дополнительного образования.посвящена рассмотрению ключевых методических момен-тов в личностно-ориентированном обучении. Автор показывает особенности ор-ганизации лекционного, семинарского занятия в данной педагогической системе. Он анализирует особенности применения личностно-ориентированного подхода при организации самостоятельной работы студентов на примере дисциплины «Культурология»С
татья посвящена рассмотрению ключевых методических момен-
тов в личностно
-
ориентированном обучении. Автор показывает особенности ор-
ганизации лекционного, семинарского занятия в данной педагогической системе.
Он анализирует особенности применения лич
ностно
-
ориентированного подхода
при организации самостоятельной работы студентов на примере дисциплины
«Культурология»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

дополнительного образования

Вольского муниципального района

«Центр дополнительного образования «Радуга»

г.Вольска Саратовской области

Обобщение педагогического опыта

по теме:

«Личностно ориентированное обучение учащихся на занятиях

в детском объединение «Журналистика»

Автор работы: педагог д\о

Шайкина Ю.В.

2016г.

Вольск

Содержание

        1. Вступление. Немного обо мне ……………………………………………..3

        2. Актуальность проблемы……………………………………………….........4

3. «Технология для ученика, а не ученик для технологии»………………...4

4.  Алгоритм создания ситуации успеха……………………………………...6

        5. Некоторые нетрадиционные методы, обеспечивающие

              создание на занятии  личностно ориентированной ситуации……………..8

6.  Отличительные особенности личностно ориентированного

    обучения……………………………………………………………………..12

Вывод……………………………………………………………………………15

Приложение…………………………………………………………………….16

             

1.        Вступление. Немного обо мне

        Я работаю в системе дополнительного образования не так давно с 2011г. Сначала в должности методиста, затем прошла переподготовку на педагога – психолога дополнительного образования. В текущем учебном году преподавала курс «Журналистики» для учащихся в возрасте 12-15 лет. Сегодня человек вынужден постоянно взаимодействовать с огромным  потоком информации. Поэтому каждому ребёнку необходимо готовиться к жизни и деятельности в условиях информационного общества. В настоящее время необходим высокий уровень информационной культуры, что позволит пополнять знания, приобретать умения и навыки в любой сфере деятельности человека.

С помощью журналистского творчества можно воспитать в молодых людях способность видеть и слышать мир, в котором мы живем, научить их не быть отстраненными от проблем общества. Не важно, какую профессию они выберут, важно, что они будут уметь активно выражать свою личностную позицию, свои взгляды, раскрывать проблемы интересной для них сферы деятельности с помощью средств массовой информации (СМИ).

В настоящее время во многих образовательных учреждениях выпускаются газеты или функционируют сайты, а в некоторых работают целые медиа-центры. Материалы в газету и на сайт готовят учащиеся и педагоги, пробуя себя в разных жанрах. Подобного рода СМИ, позволяют детям и подросткам научиться высказывать свои мысли, помогает познать себя, открыть  мир. С помощью них учащиеся могут  ощутить себя социально значимыми личностями. Но для того, чтобы школьные средства массовой информации были не формальностью, а реально действующим детским информационным органом, необходимо предварительное обучение учащихся.

Программа предполагает подробное изучение основ журналистики (история и теория журналистики, термины, жанры, особенности современной журналистики), культуры речи (основные качества речи, особенности устной и письменной речи, этика общения), основ макетирования (проектирование выпуска, верстка газеты), а также практическое применение знаний в написании материалов для  газеты и сайта  Центра дополнительного образования «Радуга». Такой вид деятельности способствует достижению главной цели – формированию практических навыков написания журналистских материалов любого жанра. В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о предмете и создания печатной продукции. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета. Разделы программы непосредственно посвящены настольной издательской системе. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Каждая тема включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый воспитанник мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школ города, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат при изучении школьных предметов. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым учащиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих.

На своих занятиях я стараюсь выбирать наиболее рациональные методы и приёмы обучения. Много внимания приходится уделять слабым ученикам, активизировать их мыслительную деятельность. Систематически и плодотворно работает над выработкой устойчивого сознательного внимания учащихся.

Моё кредо – привить детям любовь к книге, развить фантазию, память, психологические навыки, коммуникабельность, в дальнейшем это поможет им  ориентироваться в любой ситуации.  Задача  педагога – помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. Дети – самое удивительное и интересное в жизни. И совсем не беда, что ростки того, что приходится вкладывать в ум и сердце каждого, всходят не сразу и не все вместе. Эти ростки нужно вовремя увидеть, не пройти мимо, не сломать нечаянно и тогда испытаешь глубокое удовлетворение от своего труда.

Для того чтобы заглянуть в душу ребенка или быть им услышанным, получить обратную связь, необходимы один принцип и две вещи. Принцип прост как мир – ИСКРЕННОСТЬ. А две вещи – это СЛОВО и ОБРАЗ.

Иногда педагог пользуется словом, чтобы от детей получить образ, а иногда – наоборот, показывает образ и получает слово. Девизом  моей педагогической деятельности стало изречение А. В. Луначарского: “…преподавание есть одно из величайших искусств, которым преподаватель – педагог – внешкольник – формирует самый благородный материал – людские души. И нужно уметь формировать их, сделав их мягкими, сделав их доступными вашему прикосновению и воздействию на их благородную сторону. Это можно сделать только тогда, когда между ними и вами протянулись токи, заразившие их определенной симпатией к вам. Это и значит, что вы явились перед ними как художник”.

Главное, что  характеризует  работу педагога – профессиональное мастерство, любовь, уважение ко всем без исключения детям. Именно любовь и уважение характеризует личностно ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения.

  1. Актуальность проблемы

Создание условий, в которых каждый учащийся может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал - задача сегодняшнего дня.

Поскольку традиционное образование устарело, нужны новые дидактические формы организации обучения в современной системе дополнительного образования. Одной из новых форм организации обучения является личностно ориентированный подход, который является основой традиционного обучения. Поэтому в настоящее время в педагогической общественности широкое распространение получил термин "личностно ориентированное обучение". Личностно ориентированное обучение  обеспечивает развитие и саморазвитие личности учащегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.

 В основеличностно-ориентированного подхода  лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого воспитанника, его развития не как "коллективного субъекта", но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым "субъектным опытом", иными словами, индивидуальным опытом. Включить индивидуальный опыт в процесс познания (усвоения) - значит, организовать свою собственную деятельность на основе личных потребностей, интересов, устремлений

  1.  « Технология для ученика, а не ученик для технологии»

Личностный подход будет проявляться даже в том, как педагог будет обращаться к детям: любящий ребят, не будет  называть их только по фамилии, а только по именам, любящий детей педагог не побоится признать свою ошибку, извиниться перед ребятами, если окажется в чем-то неправым. Он никогда не позволит себе угрожать своим воспитанникам. На занятиях педагог учит не только основам наук, но и правде, справедливости, честности, мужеству, доброте, каждая секунда воспитывает.

Личностный подход предполагает от педагога создавать в классе атмосферу хорошего настроения. Любой врач скажет, что хорошее настроение, улыбка, смех – лучшее лекарство. Ненормально, когда при ответе ребёнок испытывает страх, тревожность, подавленность. Вот что писал об этом В.А. Сухомлинский: “Самое главное, дорогие друзья, — это видеть в своем ученике живого человека. Умственный труд ребенка, его успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам”. “Мое сердце сжимает боль, когда я вижу школьника, который не может понять, что ему объясняется на уроке и получает двойку. Учитель, поставивший ему двойку, представляется ему самым несправедливым в мире человеком”. Личностный подход не возможен без педагогического такта, когда чувство меры в поведении и действиях учителя, включают в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами. Также не возможен личностный подход без чувства толерантности. В основе толерантности (терпения) лежит способность педагога адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации – с другой. Стоит снять перегородку – откроется заманчивая перспектива, учение станет гораздо привлекательнее, а увлечения полезнее, плодотворнее, глубже.

Личностно ориентированный подход требует от педагога избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности на занятии, стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального типа, вида задания, формы его выполнения. Нужно развивать в детях творческую активность, любознательность (не путать с любопытством), инициативность, самостоятельность. Нужно побуждать желание знать, веру в свои способности и память, волю и ум. Совершенно необходимо использовать похвалу как средство поощрения. Доброе слово, что дождь в засуху. Оно пробуждает веру в собственные силы даже у самых слабых учеников, оно укрепляет их волю. Внимательное отношение педагога к победам своих учеников значит очень многое. Похвала окрыляет ребят, вселяет в них новые силы, но не следует “перехвалить”, так как эффект от “перехваливания” может получиться обратным. Но все же ошибки и промахи увидеть легче, чем заметить едва наметившуюся удачу. Особенно, если ее не ждешь. Создание на занятиях ситуации успеха является одним из приоритетных задач личностного обучения. Раскрепости неуемную энергию ребёнка, укрепи его веру в свои силы, направь их в нужном направлении – и ряды неуспевающих поредеют.

В своей педагогической практике я использую групповую форму работы. Как правило, распределяю по группам (4–6 человек). Несомненно, качественный и количественный состав ученических групп меняется в зависимости от результатов диагностики учебных возможностей учащихся в процессе обучения: роль и способность выполнения каждым определенного задания (компенсаторные, ролевые возможности детей). Учащиеся распределяются по группам не по уровню обученности, а по учету индивидуальных (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных) особенностей учащихся, их темперамента, характера восприятия учебного материала, по типу памяти и характера функциональной ассиметрии полушарий головного мозга (“правополушарные”, “левополушарные”). “Левополушарные” - логичны, последовательны, порциональны, а вот  “правополушарные” - интуитивны, эмоциональны, абстрактны, ориентированы на фантазию.  

Такая методика обеспечивает качественную передачу учебной информации педагогом и осознанное восприятие её учащимися. И, как справедливо считает М.М. Поташник, можно применить мощнейший «учительский гипноз» и подавить индивидуальные особенности учащихся, поступить с ними, по образному совету В.Ф. Шаталова, как с огурцами – «суньте в банку с рассолом, и они неизбежно просолятся». Но мы исходим из убеждения, что «технология для ученика, а не ученик для технологии». Необходимо совместить ряд технологий, чтобы каждый ученик был обучен оптимально, т.е. с наименьшими затратами времени и сил получил наибольший образовательный результат».

          Когда мы можем в полной мере оценить достижения кого-то? Только тогда, когда эти достижения созвучны с нашим личностным опытом и пропущены через внутреннее восприятие. Только став автором своего творчества, можно познать красоту слова, научиться «свободно» говорить и формулировать свои мысли, научиться замечать тонкости стиля и культуры речи, что немаловажно в освоении журналистского искусства.        Когда ученик создаёт собственное произведение (пусть совсем маленькое — заметку, например)  и знакомит с ним своих товарищей, он становится автором: у него есть произведение и слушатели. В группе к  его творчеству всегда будет проявляться интерес, так как каждый  приготовил своё творение и интересуется успехом коллеги: «А как это у тебя получилось?» Подобный опыт повторяется не один раз, и рано  или поздно наступает такой момент творческой «зрелости», когда  учащийся  хочет не только самовыразиться, но и совершенствовать своё писательское мастерство. На этом этапе  у  ученика возникает вопрос: «А как? При помощи, каких приёмов гениальный художник описывает чувства на страницах своих произведений? Что за  литературоведческие средства использует писатель? Как удаётся ему точно направить мировосприятие людей, читающих его книгу, и наверняка знать, что в этом описании   читатель  почувствует именно  боль, а в другом — любовь и сострадание!?»    

Вот так и наступает момент, когда один автор начинает проникать в мир другого, ценить, уважать его талант, осознавать силу его дарования и стремиться к совершенствованию своего таланта.  

        Педагог всегда помнит, что журналистика— это особый вид искусства, познать который невозможно, не увидев, не почувствовав, не услышав.

Очень важно помнить об этом в процессе обучения. Ведь СМИ — живая система, вмещающая в себя миры и жизни. Любое издательское «творение» важно впустить в себя, чтобы окунуться в его глубины  и ощутить себя его частью. Тогда оживший мир газетного репортажа, статьи и т.д не оставит равнодушным ни одного человека, превратив читателя в одного из героев повествования.

Перед каждым занятием я стараюсь  перед собой ставить следующие задачи:

  • Научить ребёнка осознавать свою индивидуальность, неповторимость, уникальность, а также чувствовать себя личностью, которая открыта миру и готова к обратной связи с ним.
  • Привить потребность к самовыражению и приобретению собственного творческого опыта.
  • Развить авторскую позицию и умение ценить авторство других.

       Для того чтобы проводить подобную работу, важно выявлять микротехнологии обучения, которые связаны с восприятием и переработкой информации. То есть необходимо знать шаги, которые ребёнок делает, организуя свой успешный опыт: будь то изучение литературы или какого-либо другого предмета.

        Научившись анализировать и применять собственные успешные стратегии, ребёнок легко будет использовать найденные таланты для более глубокого самосовершенствования, работать над собственным обучающим стилем, делая его максимально разнообразным.  

Успешно решать задачи создания необходимых условий для развития личности ребёнка  позволяет модель:

учение как любовь -> любопытство -> любознательность -> трудолюбие.

Любовь каждого говорящего к своему языку выступает как "...неотъемлемое свойство языковой личности, одна из обязательных ее характеристик"

Любопытство - случайный интерес, обусловленный непроизвольным вниманием.

Любознательность - произвольное внимание. Она обеспечивается формирующимся характером ученика, высшим проявлением такого характера становится трудолюбие.

4.  Алгоритм создания ситуации успеха

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата ( все целиком или какой-то части) самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.

“Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”.

“Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

Авансирование успешного результата

Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

“У вас обязательно получится”.

“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”. 

На занятиях разрешаю детям сесть по принципу:

1-й ряд – готов к занятию

2-й ряд – не совсем готов

3-й ряд – не готов

Учащиеся могут самостоятельно оценить свой уровень подготовки.

Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

“Возможно, лучше всего начать с…..”

“Выполняя работу, не забудьте о…..”

Внесение мотива

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

Персональная исключительность

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

“Только ты и мог бы….”

“Только тебе я и могу доверить…”

“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

 Мобилизация активности или педагогическое внушение

Побуждает к выполнению конкретных действий.

“Нам уже не терпится начать работу…”

“Так хочется поскорее увидеть…”

    Высокая оценка детали

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

“Тебе особенно удалось то объяснение”.

“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”

“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим педагог довольно часто сталкивается с другой проблемой   –  когда благополучный и в общем-то успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоям теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха).

Ситуация неуспеха  –  это субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому.

Практическое занятие:

 Цель:

1.Обсуждение  личных случаев ситуации успеха или неуспеха и их последствия.

2.Определение душевного, эмоционально-чувственного состояния учащихся после занятия.

Каждому учащемуся предлагаю  создать свой тип ситуации успеха во время учебного занятия.

Рефлексия “Острова”

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. Карта островов вывешивается на доске и каждому учащемуся предлагается разместить свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после занятия. Учащийся,  имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта анализируется вместе со всеми детьми. С помощью подобной рефлексии, возможно, определить изменения в эмоциональном состоянии учащихся.

5.   Некоторые нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на занятии личностно ориентированной ситуации

  1. Метод дискуссии.

При личностно-ориентированном подходе педагог использует педагогический прием для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка, проектирует характер учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся, использует разнообразные формы общения, особенно диалога и полилога. Стремится постоянно развивать свои способности к перцептивному общению. Перцептивное общение, как адекватное восприятие человека, умение проникнуть в его внутренний мир, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, умение понять мотивы его поведения. Очень важно использовать на занятии обратную связь, причём не механически просить повторить сказанное, а задавать вопросы на сообразительность, логику: «Как по-другому можно сказать?» и т.д. Мне близка методика обучения диалогу М.М.Поташника, которая заложена в «методику развивающего обучения» Эльконина-Давыдова. Организована работа в парах, где учащиеся по выделенному абзацу заготовленного ранее текста по очереди спрашивают друг друга. После вопроса следует ответ, который заканчивается вопросительным предложением, обращённым к напарнику, например: «А что ты мог добавить?», «А каково твоё мнение?»

Иногда предоставляю возможность детям оценить друг друга в разных видах деятельности, но не только указывая на недостатки, а обязательно должны звучать пожелания, как их предотвратить в дальнейшем.Педагог старается  научить учащихся использовать речевые обороты: “я полагаю, что…”, “мне кажется, что…”, “по моему мнению…”, “я думаю…”, “я считаю…”, “моя точка зрения…” и т.д. Учащиеся должны научиться мыслить, рассуждать, анализировать, видеть проблему и находить способы для поиска ее решения. Никакой зубрежки, никакого схематизма присутствовать не должно. Проводя учебные занятия, следую принципу самоактуализации, принципу индивидуальности, принципу субъективности, принципу выбора, принципу творчества и успеха, принципу веры, доверия и поддержки. Только так можно воспитывать активно мыслящую личность, а не очередные “винтик” и “гайку” для государства. Как писала Н.К. Крупская: “Самое важное – это не смотреть на ребенка, как на свою живую собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть на ребенка как на раба, как на обузу или игрушку. Надо научиться смотреть на ребенка как на человека, пусть еще слабого, нуждающегося в помощи, защите, но все же человека, притом человека будущего”.

Что дают дискуссионные методы в обучении?

  1. Развивают субъективную активность.
  2. Развивают умения слушать.
  3. Показывают, что большинство проблем имеют многозначное решение.
  4. Повышают мотивацию включения в учебный процесс.
  5. Дают возможность аргументировать свои идеи.
  6. Удовлетворяют потребность в самоуважении.
  7. Позволяют показать преимущество личной позиции, не зависящей от давления группового мнения.

2. Метод проблемной ситуации

Проблемная ситуация – несоответствие между желаемым и действительным.

Схема построения классификации методов обучения

В зависимости от того, какой компонент в этой схеме убрать, можно говорить о том или ином методе обучения.

Проблемный метод: если спрятать промежуточные результаты и пути их достижения, тогда ученик имеет противоречие между имеющимися и необходимыми знаниями и попадает в проблемную ситуацию.

Первое занятие планируется как лекция-проблема. Всегда очень важно проработать ключевые слова в теме и проблеме. Иначе учащиеся не мотивированы работать в проблемном ключе.

Между начальным (или действительным) и планируемыми (желаемыми) результатами должно лежать доказательство. Промежуточные результаты и пути их достижения и составляют доказательство: как будет доказывать ученик, и составляет проблему.Но если ученик знает, как устранить выявленное несоответствие, то проблемы не возникает. Если же способ устранения неизвестен, ученик оказывается в проблемной ситуации и должен размышлять, что делать.

Что дают  методы проблемной ситуации в обучении?

1. Позволяет развивать интеллектуальные возможности учащихся;

2. Создает условия для их самовыражения и самореализации.

 3. Метод проекта

Метод проекта является фактором формирования исследовательских компетенций у учащихся. Проектная деятельность – одно из направлений личностно – ориентированного обучения. Задача педагога в процессе личностно – ориентированного обучения заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности.

Педагог учит  детей "добывать " знания самостоятельно и считает, что:

во-первых, "добытые" ими знания намного прочнее и остаются в сознании дольше;

во-вторых, развиваются познавательные навыки учащихся;

в-третьих, метод опирается на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребёнка.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учеников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов по своей сути проектирование познавательной деятельности как способ планирования и осуществления исследовательского замысла, который включает следующие этапы:

1.Наличие значимой в исследовательском плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск номера газеты; проведение интерактивного конкурса-игры).
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");выдвижение гипотез их решения; обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);
сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.
В объединении создается исследовательская мастерская, в которой ученики из моно предметной области переходят в смежные интегрированные образовательные области, что позволяет  осуществлять межпредметную интеграцию. Следует остановиться и на общих подходах к структурированию исследовательского проекта. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи педагога (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

Что дают  методы проекта  в обучении?

1. Учащиеся расширяют знания содержания изучаемых предметов в школе.

2.  Формируют навыки исследовательской деятельности, подходы к решению проблем в границах изучаемого предмета.

3. Воспитывает у учащихся исследовательские компетенции (под которыми мы понимаем готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию), позволяющие лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям.

4. Ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности.

4.Метод творческого самовыражения        

На каждом занятии  стараюсь использовать метод формирования воображения, без которого не происходит развитие творческого мышления и формирование творческих способностей личности.

 Комплекс заданий предлагает два вида упражнений:

  1. «Включите воображение!»
  2. «…словам просторно»,.

Методика  взята у Граника Г.Г. и др.

Работа над первым упражнением организуется так:

  • предлагая ребятам закрыть глаза и положить голову на руки, педагог читает предложение вслух один раз, ученик должен увидеть изображаемое и устно воспроизвести его;
  • читает предложение один раз, ученик представляет себе его содержание и записывает то, что запомнил (стихи не должны воспроизводиться дословно);
  • читает предложение один раз, учащийся фиксирует его в виде схемы.

 Возможны и другие виды заданий.

        Например, педагог просит нарисовать или написать маленький рассказ: «Что значит для вас счастье или время», после чего дети делятся впечатлениями.

Свободный диктант – это упражнение, при выполнении которого содержание читаемого текста записывается не дословно, а относительно свободно, на память. Учащимся разрешается в ходе диктанта какие-то детали опускать, заменять слова, перестраивать предложения. Свободный диктант – переходная ступень от собственно диктанта к изложению.

Основное назначение свободного диктанта – закрепление навыков правописания и развития речи школьников.

Сочинение – это упражнение, заключающееся в самостоятельном изложении школьниками своих мыслей на заданную тему. Работа над сочинением развивает мысль учащегося, учит рассуждать, доказывать, анализировать и синтезировать, т.е. способствует развитию мышления. Все сочинения можно разделить по способу изложения мыслей – сочинения-описания: например, «На окне, серебряном от инея», «Вид из окна», «Звуки, услышанные на рассвете» и т.д., сочинения-рассуждения по данному началу и концу: «Это утро, радость эта…», сочинение-повествование: «О чем поведал весенний ручей», «Лесная тайна», «Как приходит зима», «Исповедь мартовского снега» и т.д.

В целом же дидактический материал с комплексом творческих заданий помогает учащимся подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств, развивает творческое мышление.

        Что даёт система творческого самовыражения в обучении?

1. Развивает воображение и творчество учащихся.

2. Способствует развитию самосознания.

3.Укрепляет и развивает веру в себя, в свой творческий потенциал.

Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого педагога на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.


6.      Функция занятия в системе личностно ориентированного обучения

Занятие было и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае занятие подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта учащихся по отношению к излагаемому педагогом содержанию. Для этого педагог, работая с группой, выделяет различные индивидуальные мыслительные операции, которым и пользуются ученики, работая с учебным материалом.
       Также необходимо использовать индивидуальные способы учебной работы и руководствоваться личностным отношением к ней. Обезличенных знаний не бывает. Реализация личностно-ориентированной системы обучения требует смены "векторов в педагогике": от обучения как нормативно построенного процесса, к учению как индивидуальной деятельности учащегося, ее коррекции и педагогической поддержки. Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в системе дополнительного образования?

- принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становления способностей, где обучение и воспитание органически сливаются.

-  выявить характер взаимоотношений основных участников учебного процесса - администрации, педагога, учащихся и их родителей.
- определить критерии эффективности инновационного процесса.
Поэтому личностно-ориентированная система обучения стимулирует ребёнка к совершению осознанных поступков за счет обеспечения постоянных условий для самопознания, самосовершенствования, самовоспитания. Поэтому, занимаясь по личностно-ориентированной системе обучения, учащийся:

- получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне,
сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и
поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не
как совокупность хороших и плохих черт характера;

- вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации;

- учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры;
- учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением.
Все это становится возможным в связи с тем, что эта система полностью соответствует комплексу индивидуальных способностей ученика. Поэтому ученик сознательно или стихийно мобилизует свои ценные для этой системы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. В процессе такой деятельности у него вырабатывается склонность к систематичности, основательности в работе, происходит присвоение таких черт характера, как любовь к учению, умение быстро входить в работу, умение отдыхать в перерывах между делом, концентрация внимания, спокойствие, умение ладить с людьми, уверенность в себе, самоуважение, уважение к другим.
Личностно-ориентированная система, опираясь на то, что личность-это единство психических свойств, составляющих её индивидуальность, реализуя своей технологией важный психолого-педагогический принцип индивидуального подхода, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, создает, на наш взгляд, оптимальные условия, содействующие развитию личности ученика посредством возрастной ведущей учебной деятельности.
Доказано, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка. Л.С.Выготский писал: "Определение уровня развития и его отношения к возможностям обучения составляет незыблемый и основной факт, от которого мы можем, смело отправляться, как от несомненного". Поэтому необходимо определить, по меньшей мере, два уровня развития ребенка, без знания которых мы не сумеем найти верное отношение между ходом детского развития и возможностями его обучения в каждом конкретном случае.
Первый - это уровень актуального развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся, циклов его развития. Здесь речь идет о наличном уровне подготовленности ученика, характеризуемом тем, какие задания он может выполнять самостоятельно, без помощи взрослых.
Второй - это уровень, отражающий психический потенциал развития личности, это зона ближайшего развития. Данный уровень свидетельствует о том, чего ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. Зоны актуального и ближайшего развития у учеников свои, а отсюда разная динамика (темпы) умственного развития.

Педагог не сможет построить свою работу в русле личностно ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учащихся. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на занятии, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. То есть педагог должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности. Ведь личность – это своеобразный закон устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений с миром, а уровень ее развития характеризуется способностью к поддержанию и защите суверенного пространства этой индивидуальности. Внутренний мир личности есть своеобразное отражение того жизненного пространства, в котором происходит ее становление. Это относится даже к пространству в физическом смысле слова. Постановка целей личностного развития учащихся обладает важной спецификой в том смысле, что в традиционной педагогике личностное развитие ученика выступало не как цель, а как средство достижения каких-то других целей – усвоения, дисциплинирования, приобщения. Личность играла лишь роль механизма. В образовании важен был результат, действие, которое эта личность должна была произвести, а не новообразования в ней самой. Должна присутствовать педагогическая поддержка, которая выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Ее сущность выразил Амонашвили в трех принципах педагогической деятельности: “любить детей, очеловечить среду, в которой они живут, проживать в ребенке свое детство”. Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Развивающий воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам педагог. Его отношения с детьми должны строиться на основе личностного, а не формально-делового подхода. Первая функция состоит в том, чтобы “учить детей учиться”, развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции и в широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности. Вторая функция предполагает развитие в ребенке “умения думать и действовать творчески”, формирование в личности ребенка творческого начала через творчески-продуктивную деятельность с учетом мотивационно-аксиологических сторон личности. В новом образовательном пространстве картина мира и личность ребенка строятся в процессе совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками. Здесь ребенок имеет право на поиск, ошибку и маленькие творческие открытия. В этом процессе поиска истины происходит переход от отчужденного знания, через личные открытия к личному знанию. Педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально-нравственному развитию, создает условия для его самодвижения. Наряду с глубиной, особое значение имеет яркость сообщаемой ученикам информации, воздействующей, как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу их восприятия. Учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви. В заключение хочется отметить, что современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации жизнедеятельности школьного общества. Поэтому очевидна необходимость использования личностно-ориентированного подхода, с помощью которого возможно поддерживать процессы самопознания и самостроительства личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Ведущим стратегическим направлением развития системы дополнительного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное образование. Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.

8. Отличительные особенности личностно ориентированного обучения

Ниже в таблице приводится сравнительная характеристика традиционного обучения и личностно ориентированного подхода, применимая на занятиях для повышения эффективности развития логического мышления учащихся.

Основные отличия личностно  ориентированного обучения от традиционной дидактической системы:

Обучение

Традиционное обучение

Личностно ориентированный подход в современной системе обучения

Ориентир на коллективную и фронтальную работу учеников

Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия учащегося

Работа с группами различной успеваемости

Работа с каждым учеником, выявление и учёт его склонностей и предпочтений

Используется дидактический материал, рассчитанный на определённый объём знаний “среднего ученика”

Используется дидактический материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика

Устанавливается одинаковый для всех учащихся объём знаний и подбирается связанный с ним учебный материал.

Устанавливается объём знаний для каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и подбирается соответствующий учебный материал

Учебные задания следуют от простого к сложному и делятся на определённые группы сложности.

Сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется педагогом

Стимулируется активность группы

Стимулируется активность каждого ученика с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей.

Педагог планирует индивидуальную или групповую работу учеников.

Педагог предоставляет возможность выбора групповой или только собственной работы.

Педагог задаёт для изучения общие для всех темы.

Темы согласуются с познавательными особенностями учащегося.

Сообщение новых знаний только преподавателем.

Получение новых знаний при совместной деятельности педагога и учащихся.

Оценка ответа учащегося только педагогом

Сначала оценка ответа самим учащимся, потом педагогом.

Использование только количественных способов оценки знаний (баллы, %).

Использование количественных и качественных способов оценки и результатов познания.

Вывод:  таким образом, личностно ориентированное образование отличается от просто индивидуального подхода и от традиционного обучения тем, что оно предполагает обязательную опору на внутреннюю структуру познавательной деятельности учащихся: знание того, как учащиеся решают задачи, выполняют творческие работы, умеют ли они проверить правильность собственной работы, скорректировать её, какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д.

Личностно-ориентированное обучение на занятиях журналистики  осуществляется через:

  • учёт личного и жизненного опыта, возрастных особенностей учащихся;
  • сочетание в преподавании приёмов эмоционально-образного и логико-понятийного путей ;
  • организацию изучения  текста в процессе самостоятельной творческой деятельности учащихся;
  • побуждение учащихся к речевому высказыванию, формирование у них умения участвовать в дискуссии.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1                

Приёмы ситуации успеха

Неожиданная радость

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Педагог должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов. Трудно говорить о каких-то специальных приемах создания неожиданной радости. Но что-то общее все-таки существует. Можно выявить определенные закономерности, разработать своеобразные алгоритм педагогических действий. Рассмотрим некоторые приемы “неожиданной” радости:

Прием “Лестница” или “Встань в строй”

Педагог ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

Алгоритм:

1 шаг: Психологическая атака. Суть состоит в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт.

2 шаг: Эмоциональная блокировка. Суть состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы.

Самое главное – помочь ученику переосмыслить свой неуспех, найти его причину с позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен.” Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.

3 шаг: Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.

4 шаг: Выбор разных возможностей. Необходимо создать условия, при которых ученик, для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одногруппниками.

5 шаг: Неожиданное сравнение. Может сработать единожды.

6 шаг: Стабилизация. Суть заключена в том, что приятная для отдельного учащегося общая реакция удивления для отдельного учащегося общая реакция удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся.

В педагогическом алгоритме ценность состоит не только в соблюдении последовательности всех операций, но и в постоянном подтверждению ее сомнению и стремлению нарушить сложившийся порядок, искать новые пути, новые сочетания действий.

Прием “Даю шанс”

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

Прием “Следуй за нами”

Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

Алгоритм:

1 шаг: диагностика интеллектуального фона. Пробуждение ума, когда ребенку хочется догнать ушедших вперед ребят.

2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного ученика. Для этого нужны побудительные мотивы, нужен взаимный интерес. Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ.

3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.

Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств “ старшего”, и осознание собственного интеллектуального “Я”. В тоже время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.

Прием “Обмен ролями” или о пользе занятий,
которые ведутся неправильно

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХИМИИ

Опыт работы по реализации компетентностного подхода на занятиях химии....

Статья "Коммуникативно-ориентированное обучение на занятиях по иностранному языку"

В данной статье представлено описание основных методов коммуникативно-ориентированного обучения, используемых мной на занятиях...

«Личностно - ориентированное обучение на занятиях изобразительного искусства как средство художественно- эстетического развития личности» Методические рекомендации

В методических рекомендациях представлен материал по теме: «Личностно ориентированное обучение на занятиях изобразительного искусства как средство художественно- эстетического развития личности»Предла...

Обобщение педагогического опыта «Исследовательское обучение как способ формирования метапредметных умений»

  Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы сталаидея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать,переносить и использовать знания в разл...

Методическая разработка «Практико - ориентированное обучение на занятиях по английскому языку»

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является «формирование и развитие личности обучающегося, способной к достижению необходимого уровня иноязычно...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Методология обучения детей английскому языку»

За последние годы число людей, изучающих английский язык, резко возросло. То, что без знания иностранных языков современному человеку обойтись невозможно, стало очевидным почти для всех. Изменился и в...