Статья "Коммуникативно-ориентированное обучение на занятиях по иностранному языку"
статья по теме

Егорова Екатерина Геннадьевна

В данной статье представлено описание основных методов коммуникативно-ориентированного обучения, используемых мной на занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Центр развития творчества детей и юношества г.Покров Петушинского района Владимирской области

Статья

«Коммуникативно-ориентированное обучение
на занятиях по иностранному языку»

Автор-разработчик: Егорова Екатерина Геннадьевна,

Педагог дополнительного образования

2015 год

Неотъемлемой частью процесса обучения является формирование у учащихся «умения учиться» - это включает овладение совокупностью способов и приемов организации школьником своей деятельности, на основе которой формируются рефлексивная способность, умение осуществлять выбор, принимать решения.

Все это в совокупности означает формирование познавательно-коммуникативных компетенций, становление и развитие личности.

При развитии ключевых компетенций важно отдавать предпочтение тем формам организации учебной деятельности, которые ориентированы на самостоятельность учащихся, где может быть представлен «продукт» работы:

- проблемные задания, развивающие мышление (головоломки, викторины, кроссворды);

- выражение собственного мнения, чувств, опыта;
           - приближенные к реальной жизни задания (имитирующие реальные ситуации), в ходе выполнения которых развиваются иноязычные речевые умения (аудирование, говорение, чтение, письмо).

Чтобы учащиеся как можно больше говорили по-английски нужно предлагать им начать использовать в своей речи как можно больше английских слов и выражений. Например, начать с элементарных команд: Say it in English, translate, spell the words. Или научить рассказывать о себе: Например: My name is…, I am…, I can… . Повторяя эти фразы от занятия к занятию, учащиеся привыкают к ним и начинают использовать их в своей речи как можно чаще.

Работа парами или целой  группой дает оптимальное соотношение продолжительности речи учителя и учащихся.  Например, при заучивании новых слов или выражений хоровое проговаривание, парное проговаривание и индивидуальное проговаривание способствует лучшему их запоминанию. Учащимся нравится задавать вопросы друг другу, тем самым они вовлекаются в процесс познания. Во время самостоятельных работ по итогам месяца важно стараться контролировать процесс выполнения задания учащимися, но одновременно, не вмешиваясь в их работу полностью, чтобы не мешать, а делать это только в случае необходимости.

В процессе выполнения упражнений, нужно сначала дать возможность учащимся исправить ошибки самостоятельно. Случается, что учащиеся допускают их вследствие спешки или невнимательности.

Если ученик не может самостоятельно исправить ошибку, попросить других учащихся дать правильный ответ. Этот прием позволяет удерживать внимание учащихся и способствует их мотивации.

Если остальные не могут дать правильный ответ, нужно объяснить материал, вызвавший затруднения. Такая обратная связь полезна и для учащихся и для педагога. После того, как введена и закреплена правильная модель со всем классом, нужно еще раз обратиться  к ученику, который изначально допустил ошибку, чтобы убедиться в том, что теперь все учащиеся понимают, в чем заключалась ошибка.

Учащиеся должны уметь решать реальные коммуникативные задачи, которые возникают на уроке английского языка (поздороваться, попрощаться, поздравить с праздником, попросить объяснить правило, уточнить домашнее задание и т.д.). Поэтому необходимо постоянно стимулировать реальное общение в группе.

Одним из продуктивных заданий является выполнение команды, записанной на карточке или изображение животного, которого нужно угадать.

При заучивании новых слов стараться показать детям их визуальное изображение на картинке или дать словесное его определение, чтобы попытаться угадать его значение. Чаще всего, дети справляются с такими заданиями, в редких случаях  необходимо давать необходимые комментарии. При этом процесс узнавания новых слов происходит быстрее и продуктивнее. В дальнейшем можно использовать те же картинки при повторении слов. Помимо лексики очень удобно объяснять детям чтение отдельных звуков и букв английского языка, используя необходимые карточки. При проведении викторин, решении головоломок, дети любят выполнять задания на составление слов из отдельных букв, запись слова по картинке, соединение слова или буквы с необходимой картинкой, произнесение или запись слова по буквам. Им нравится угадывать ответы на вопросы страноведческого характера, пополняя свою копилку знаний об англо-говорящих странах. Также они узнают немало о жизни за рубежом, читая адаптированные тексты английской литературы для детей.

Вот еще несколько приемов активизации речи учащихся:

- составить рассказ по картинкам;
           - выбрать ложные или истинные утверждения;

- подсказать  букву ключевого слова;

- высказать свое мнение по изучаемой теме.

Немаловажным фактором является также использование физкультминуток, которые помогают детям отдохнуть от учебной деятельности, сплачивают их коллектив, помогают запомнить несложные английские фразы.

Например.

Hands up, hands down,

Hands on hips,

Sit down.

Hands up, to the sides.

Bend left, bend right.

One, two, three, hop!

One, two, three, stop.

Stand still.

Стихи помогают детям включиться в начало занятия, сформулировать его тему, повторить уже известный или только что пройденный материал в нетрадиционной форме, особенно при изучении грамматики.

На печи сидит a cat,

Все пытаясь поймать rat.

А на потолке, вися,

 Bat все спит, cопя, кряхтя.

Caps and hats на вешалке

Не достать их девочке.

А a pen лежит в тетрадке,

С мальчиком играя в прятки.

Во дворе a hen, a pig

Топчут землю на двоих.

А собака, dog, следит,

На ружье, a gun, глядит.

Семья в доме за столом,

Tea with jam все пьют втроем.

А в коробке на кровати

Спит a kitten так некстати.

Cups and knives and spoons and lamps

In the box at home stand.

Stars над городом блестят,

Волки, wolves, спать не хотят.

Zebras, squirrels, frogs and snakes

Видим в зоопарке здесь.

Девочка a girl стоит,

На витрину все глядит.

Dishes, cakes and sweets лежат,

Ждут, когда же их съедят.

Рядом dolls and pistols too,

Sticks and balls покупки ждут.

In the animal’s department

Rabbits, chickens, ducklings, cows.

А у бабушки моей

Goats, horses, ducks and hens.

In the forest from the log

Прыгает лягушка frog.

Рядом уж a snake ползет,

Fish in lake поклева ждет.

Соберусь я утром в лес,

Trees кругом и mushrooms есть.

Bycicle я свой возьму,

Улицу объеду всю.

Gardens, houses and streets,

Black and white, red, yellow, green.

Крыши grey and orange, blue.

Ленту в волосы вплету.

И поеду наутек с ветром wind

Кататься впрок.

Thank you, family – семья,

Что такой родился я!

Запоминать английские звуки помогают также различного рода лингвистические сказки. Вот одна из них.

«Сказка про Дракончика»

Жил-был Дракончик по имени Dragony /d/. Он был очень смешной, так как не умел правильно произносить некоторые звуки.

 Папа и мама смеялись над ним и дразнили его /ng/ (носовой).

 Тогда он пошел к друзьям friends в джунгли /d3/ спросить совета, как же надо говорить правильно.

 Мимо проползла Змея и прошипела /th-th-th)/ (глухой)

 Пчелка прожужжала /z-z-z-z/

 Бабочка слабо замахала и прошелестела крылышками — /p-p-p/

 Птички стали прыгать перед дракончиком — /oi-oi-oi/

 Медвежонок бросил камешки в воду — /b-b-b-b-b/

 Обезьянки стали дразнить Дракончика — /ae-ae-ae/

 Тигренок и львенок зарычали /r-r-r-r/ /gr-gr-gr-gr/

 Дельфинчики подплыли к нему и звали его поиграть /ei-ei-ei/

 Цветы в ответ закивали головками — /l-l-l/ /m-m-m/ /n-n-n/

 Собачка и котенок стали умываться и смешно фыркать— /f-v-f-v/

 Попугай крикнул /jes-jes/ и улетел.

 Долго гулял наш Дракончик и так устал, что ночью заблудился и услышал, как завыли волки /u:-u:-u:/

 А деревья зашумели — /sh-sh-sh-sh/

 Вверху пролетела какая-то ночная птица — /th-th/ (звонкий)

 Дракончик задрожал от страха, и зубы его застучали /t-t-t/

 Он побежал домой — /up-up-up/

 А среди деревьев уже мелькали разноцветные огоньки его дома. Навстречу вышла мама, крепко поцеловала /w-w/ и обняла его.

 Сестрички замахали лапками и закричали “Hello!”

 А папа Дракон выпустил в небо огромную связку красивых воздушных шариков (red, yellow, green, blue).

 Они разлетелись в разные стороны /ou-ou-ou/

 Ярко засияло солнышко (sun).

 Вот так Дракончик понял, как надо правильно говорить, и над ним больше никто не смеялся!»


Все эти и другие методы вместе помогают организовать коммуникативную среду на занятиях по иностранному языку и повышают мотивацию детей к обучению.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»

Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...

Применение активных и интерактивных методов обучения на учебных занятиях по иностранному языку

Данная разработка предназначена для преподавателей.  Цель данного материала – познакомить  с активными и интерактивными формами обучения иностранному языку....

Реферат по английскому языку на тему: «Способы обучения устной речи на иностранном языке»

В данной работе главной целью является исследование методики проведения промежуточного контроля знаний и умений учащихся в устной речи. Эта тема является весьма актуальной, так как ученики нуждаются в...

Обобщение опыта по теме "Развитие коммуникативных компетенций обучающихся через применение личностно-ориентированного подхода к обучению на занятиях по иностранному языку"

Для современной жизни, при убыстрении социальных ритмов и нарастании объёма информации, интенсификации социальных и профессиональных контактов между отдельными людьми, социальными группами и профессио...

Педагогическая статья по теме: "Технология обучение в сотрудничестве на занятиях по иностранному языку в ссузе"

Обучение в сотрудничестве может считаться наиболее успешной альтернативой традиционным методам. Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, основывающаяся...

Методическая разработка для обучения иностранному языку по теме :"Игры на занятиях по иностранному языку"

Методическая разработка для обучения иностранному языку по теме :"Игры на занятиях по иностранному языку"...

Рабочая программа по немецкому языку для первого года обучения (в качестве второго иностранного языка) по учебнику "Горизонты" под ред. Аверина М.М. и др.

Данная рабочая программа создана для первого года обучения (в качестве второго иностранного языка) по учебнику "Горизонты" под ред. Аверина М.М.Программа содержит пояснительную записку,...