Педагогическая статья по теме: "Технология обучение в сотрудничестве на занятиях по иностранному языку в ссузе"
статья по английскому языку на тему

Обучение в сотрудничестве может считаться наиболее успешной альтернативой традиционным методам. Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, основывающаяся на принципах: -взаимозависимость членов группы; - личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы; - совместная учебно-познавательная деятельность в группе; - общая оценка работы группы.

Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Существуют несколько вариантов данного метода.

 1 вариант (обучение в команде).

В этом варианте особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению.  Задача каждого обучающегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, чтобы каждый член команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой задачи.

Данный  вариант сводится к трем основным принципам: а) «награды» команда получает одну на всех в виде балльной оценки, какого-то поощрения, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение; б) индивидуальная ответственность каждого студента означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены учителем любому ученику отдельно, вне группы; в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает равные возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для своей команды. Я применяю 1 вариант метода обучение в сотрудничестве преимущественно при изучении крупных грамматических тем. Например, простые, длительные и совершенные времена, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, модальные глаголы и их заменители. Студенты делятся на 2 равные группы и работают над изучением необходимого грамматического материала, участники каждой команды совместно рассматривают грамматический материал, разбирают спорные моменты, сообща пытаются проникнуть в суть данных грамматических явлений.

2 вариант обучения в сотрудничестве «Пила».

 Студенты организуются в группы по 4- 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем обучающиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Т.е, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом научиться преобразовывать выражения — это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся  заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученики команды ответить на любой вопрос по данной теме. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается. Данный вариант обучения в сотрудничестве можно применять при изучении как грамматического, так и лексического и  страноведческого материала. Например при изучении темы «Англоговорящие страны» можно поделить студентов на группы и дать различные тексты. 1 группа работает с текстом Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, 2 группа – с текстом Соединенные Штаты Америки, 3 группа – с текстом Новая Зеландия. Ведется работа над анализом содержания текстов. Также при изучении темы «Великие научные изобретения» я делю обучающихся на 3 группы и предлагаю каждой группе поработать со своим текстом. 1 группа работает с текстом об изобретении телефона, 2 и 3 группа -  про изобретения телевизора и компьютера соответственно. Каждой группе предлагается ответить на ряд вопросов на понимание содержания текстов, написать сообщение о еще одном выдающемся изобретении (по выбору). При изучении темы Средства массовой информации на 1 курсе также целесообразно делить студентов на группы и организовывать работу с текстами Телевидение, Радио, Пресса (газеты), Интернет. При изучении ing-форм на 3 курсе я также делю студентов на 3 группы.1группа рассматривает герундий, 2 – причастие 1, 3 – отглагольное существительное.

3 вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе»

 Группа разбивается на разнородные (по уровню обученности) подгруппы в 3—5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работают все. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы — награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности — работают и здесь. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. На преподавателя ложится ответственность по вопросу комплектации групп, (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания (у каждого, таким образом, своя часть, свое подзадание): отслеживания правильности выполнения заданий партнерами, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую — достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую — осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Преподаватель должен контролировать не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу. Достигнутые успехи, с одной стороны, влияют на результат групповой и коллективной работы, а с другой — вбирают в себя итоги работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется тем, что получено как при самостоятельной групповой работе, так и при коллективной, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо при выполнении следующего нового задания, когда учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями всей группы.

Этот вариант метода обучения в сотрудничестве я применяла при изучении темы «Правило согласования времён. Прямая и косвенная речь. Студентам необходимо ознакомиться с правилом перевода прямой речи в косвенную, с изменениями, вносимыми при замене прямой речи на косвенную,  вопросами в косвенной речи, повелительным наклонением в косвенной речи, модальными глаголами в косвенной речи, сделать краткий конспект.        Более сильным студентам даётся более сложная и объёмная часть учебного материала, которую они излагают студентам послабее. Осуществляется обмен информацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ю.С. Болдырева, преподаватель ГБ ПОУ «ВПТ»,

         г. Волжский, Волгоградской области

Технология обучение в сотрудничестве на занятиях по иностранному языку в ссузе.

Обучение в сотрудничестве может считаться наиболее успешной альтернативой традиционным методам. Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, основывающаяся на принципах: -взаимозависимость членов группы; - личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы; - совместная учебно-познавательная деятельность в группе; - общая оценка работы группы.

Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Существуют несколько вариантов данного метода.

 1 вариант (обучение в команде).

В этом варианте особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению.  Задача каждого обучающегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, чтобы каждый член команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой задачи.

Данный  вариант сводится к трем основным принципам: а) «награды» команда получает одну на всех в виде балльной оценки, какого-то поощрения, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение; б) индивидуальная ответственность каждого студента означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены учителем любому ученику отдельно, вне группы; в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает равные возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для своей команды. Я применяю 1 вариант метода обучение в сотрудничестве преимущественно при изучении крупных грамматических тем. Например, простые, длительные и совершенные времена, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, модальные глаголы и их заменители. Студенты делятся на 2 равные группы и работают над изучением необходимого грамматического материала, участники каждой команды совместно рассматривают грамматический материал, разбирают спорные моменты, сообща пытаются проникнуть в суть данных грамматических явлений.

2 вариант обучения в сотрудничестве «Пила».

 Студенты организуются в группы по 4- 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем обучающиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Т.е, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом научиться преобразовывать выражения — это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся  заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученики команды ответить на любой вопрос по данной теме. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается. Данный вариант обучения в сотрудничестве можно применять при изучении как грамматического, так и лексического и  страноведческого материала. Например при изучении темы «Англоговорящие страны» можно поделить студентов на группы и дать различные тексты. 1 группа работает с текстом Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, 2 группа – с текстом Соединенные Штаты Америки, 3 группа – с текстом Новая Зеландия. Ведется работа над анализом содержания текстов. Также при изучении темы «Великие научные изобретения» я делю обучающихся на 3 группы и предлагаю каждой группе поработать со своим текстом. 1 группа работает с текстом об изобретении телефона, 2 и 3 группа -  про изобретения телевизора и компьютера соответственно. Каждой группе предлагается ответить на ряд вопросов на понимание содержания текстов, написать сообщение о еще одном выдающемся изобретении (по выбору). При изучении темы Средства массовой информации на 1 курсе также целесообразно делить студентов на группы и организовывать работу с текстами Телевидение, Радио, Пресса (газеты), Интернет. При изучении ing-форм на 3 курсе я также делю студентов на 3 группы.1группа рассматривает герундий, 2 – причастие 1, 3 – отглагольное существительное.

3 вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе»

 Группа разбивается на разнородные (по уровню обученности) подгруппы в 3—5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работают все. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы — награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности — работают и здесь. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. На преподавателя ложится ответственность по вопросу комплектации групп, (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания (у каждого, таким образом, своя часть, свое подзадание): отслеживания правильности выполнения заданий партнерами, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую — достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую — осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Преподаватель должен контролировать не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу. Достигнутые успехи, с одной стороны, влияют на результат групповой и коллективной работы, а с другой — вбирают в себя итоги работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется тем, что получено как при самостоятельной групповой работе, так и при коллективной, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо при выполнении следующего нового задания, когда учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями всей группы.

Этот вариант метода обучения в сотрудничестве я применяла при изучении темы «Правило согласования времён. Прямая и косвенная речь. Студентам необходимо ознакомиться с правилом перевода прямой речи в косвенную, с изменениями, вносимыми при замене прямой речи на косвенную,  вопросами в косвенной речи, повелительным наклонением в косвенной речи, модальными глаголами в косвенной речи, сделать краткий конспект.         Более сильным студентам даётся более сложная и объёмная часть учебного материала, которую они излагают студентам послабее. Осуществляется обмен информацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ"

Данная статья  предлагает методику модульного обучения в математике, с рассмотрением теории блочно-модульного обучения в 10 классе...

Выступление на школьном педагогическом совете по теме "Технологии развивающего обучения. Краткий обзор технологий данной группы"

Мы точно представляем, что такое педагогическая технология, как она возникла, какова ее роль в образовательном процессе, какие требования к ней предъявляются, и   какими качествами она облад...

Творческая работа по теме "Применение технологии 3 «P» (Presentation – Practice – Production) при объяснении грамматического материала на занятиях по иностранному языку в ссузе".

Эффективность работы преподавателя невозможна без изучения и рационального применения различных педагогических технологий. Существуют различные трактовки понятия педагогические технологии. Однако в це...

Статья по теме: " Технология игрового обучения на уроках английского языка. Ролевые игры"

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – эт...

Статья на тему: Технология проблемного обучения

Статья на тему: Технология проблемного обучения...

Статья на тему "Технология проблемного обучения в практике работы учителя истории и обществознания"

Современное историко-обществоведческое образование переживает период пересмотра его содержания и технологий его подачи. Вместо знаниевой парадигмы выступает личностно-ориентированная парадигма. В...

Статья на тему "Технология организации обучения в группах на уроке иностранного языка"

В данной статье представлен опыт работы по теме "Работа в группах" учителя немецкого языка....