Великий сын русского народа
классный час на тему

Нехорошева Татьяна Викторовна

Ведущий. 300 лет прошло с того времени, когда жил и творил замечательный сын великого русского народа – М.В.Ломоносов.

Студент 1: Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии (ныне село Ломоносово) в семье государственного крестьянина, занимавшегося морским промыслом. Ломоносова обучил грамоте дьячок местной церкви. Юноша Ломоносов помогал односельчанам в составлении прошений и деловых бумаг, писал за неграмотных письма. Пристрастившись к чтению, он потянулся к знаниям. С детства вместе с отцом ловил рыбу в суровом Северном море.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon velikiy_syn_russkogo_naroda.doc749.5 КБ

Предварительный просмотр:

Научная конференция

«Великий сын русского народа»

(к 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова)

 Ведущий.  300 лет прошло  с  того  времени,  когда  жил  и  творил  замечательный  сын  великого  русского  народа – М.В.Ломоносов.

Студент 1: Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии (ныне село Ломоносово) в семье государственного крестьянина, занимавшегося морским промыслом. Ломоносова обучил грамоте дьячок местной церкви. Юноша Ломоносов помогал односельчанам в составлении прошений и деловых бумаг, писал за неграмотных письма. Пристрастившись к чтению, он потянулся к знаниям. С детства вместе с отцом ловил рыбу в суровом Северном море. Однако интерес к науке заставил его покинуть родительский дом. В 1730 году вместе с рыбным обозом М.В. Ломоносов ушёл в Москву. В Москве он поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Трудно пришлось Михаилу Васильевичу – отец был против его учёбы и отказался присылать деньги на содержание в академии. Порой ломоть хлеба да чашка кваса составляли весь дневной рацион. Однако пищи для ума было предостаточно. Ломоносов упорно трудился. В классе он был переростком – сел за парту с ребятами намного младше его. Но очень скоро стал лучшим учеником, первые три класса Ломоносов закончил за один год, и после окончания академии был приглашён в Петербургский Университет. Случай исключительный – М.В.Ломоносов принадлежал к крестьянскому сословию. Даже в Академии он не имел права получать образование, поэтому при поступлении сказал неправду, выдав себя за дворянина. Когда же открылась истина, то за его неутомимое усердие Ломоносову дали возможность закончить образование в Академии.

Студент 2: В январе 1736 года Ломоносов становится студентом Петербургского Университета. Академия наук России организовывала многочисленные экспедиции для изучения природных богатств страны. Возникла нужда в учёных. Поэтому было решено послать учиться в Германию трёх лучших студентов, в их числе был М.В.Ломоносов. В Германии преподавали передовые учёные своего времени. Во время учёбы Ломоносов усвоил лучшее, чем обладала в то время западноевропейская естественнонаучная мысль; здесь он выработал свой метод научных исследований. Познакомившись с теорией строения вещества английского учёного Р.Бойля, Ломоносов начал разработку собственного учения о строении материи. Здесь же у него зародилась мысль о создании собственной научной картины мира.

Ведущий: Тема науки и в литературном творчестве Ломоносова была одной из самых главных. Вот что он говорит о её пользе для каждого человека.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

Студент 3: Первой известной работой Ломоносова в области химии была “Элементы математической химии”. В отличие от большинства химиков своего времени, считавших химию искусством, он впервые определяет её как науку: “Химия – наука об изменениях, происходящих в смешанном теле, поскольку оно смешанное”. В 1745 году за работы в области химии Ломоносову было присвоено звание профессора. Он стал первым русским академиком. Огромным достижением было строительство химической лаборатории. В ней Ломоносов исследовал процессы горения. Он сформулировал и доказал основополагающий закон химии – Закон сохранения массы веществ, опровергнув теорию существования “теплорода” - невесомой жидкости, которая переливалась из одного тела в другое. В химической лаборатории Ломоносов разработал технологию изготовления прозрачных и непрозрачных стёкол. Эту технологию он решил использовать для промышленного получения изделий из цветного стекла.  М.В.Ломоносов создал стекольную фабрику. Это было передовое художественно-промышленное предприятие России XVIII века. Здесь применялись созданные по проекту Ломоносова станки, приводимые в действие гидросиловой установкой, построенной на реке Рудице. На фабрике изготавливались нужные в быту вещи, а также смальта для мозаичных работ. Из разноцветного стекла он выложил панораму, увековечившую память о Петре Великом – “Полтавская баталия”. Ломоносов возродил в России древнее искусство мозаики. В его мастерской было создано сорок мозаичных работ, из которых до наших дней сохранилось двадцать четыре.

Студент 4: Ломоносов был убеждён: “России могущество будет прирастать Сибирью”, и в работе “Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию” собрал все ранее имевшиеся сведения о попытках подобных путешествий и обосновал возможность плавания Северным морским путём.  После возвращения из Германии Ломоносов работал в Петербурге. Он проводил исследования минералов, образцов руд металлов, продолжал заниматься вопросами языкознания. Его оды, написанные чистым литературным русским языком, были прекрасным примером нового стихосложения. Ещё во времена учёбы, слушая лекции по немецкой грамматике, он думал о несовершенстве родной грамматики в сравнении с грамматиками других народов. В 1755 году вышла в свет “Российская грамматика” Ломоносова, в которой впервые в истории отечественного языкознания он дал свод правил русского литературного языка. 

Студент 5:  “Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”, - пишет А.С.Пушкин в 1833. А далее он называет Ломоносова “источником нашего поэтического языка”. И не случайно. Именно Ломоносову покорился тот речевой хаос, который царил тогда в русском языке. Идея его теории “о трёх штилях” гениально проста: речевая деятельность с учётом жанра и стиля, которые в свою очередь зависят от ситуации речевого общения. Гениальный учённый и знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий. Очень многие из составленных им понятий употребляются и поныне, например: магнитная стрелка, земная ось, кислота и прочие. Без перевода оставил только те, которые или затруднительно было перевести, или они очень прочно вошли в русский словарь, но и их он старался приспособить к правилам русского языка, например: вместо квадратуум он писал квадрат, вместо оризонт – горизонт, вместо препорция – пропорция. 

Студент  6:  В литературном творчестве Ломоносова видное место занимают оды и стихотворные надписи к проектам иллюминаций, которые устраивались в честь различных событий. Произведения Ломоносова были проникнуты идеями просвещения, стремлением прославить свой народ и Родину. Ломоносов начал писать стихи ещё во время учёбы в Славяно-греко-латинской академии. Он разработал собственную систему стихосложения. Свои предложения он изложил в “Письме о правилах российского стихотворства”, первая ода, написанная новым способом стихосложения, была “На взятие Хотина”. Становление личности Ломоносова пришлось на период национального самосознания, вызванного военными победами Петра I и его преобразовательской деятельностью. Для Ломоносова Пётр I оставался идеалом человека и монарха, что нашло отражение в его литературном творчестве и с особой силой выразилось в героической поэме “Пётр Великий” и в “Слове похвальном... Петру Великому”. Хорошо зная русские летописи и европейские источники, Ломоносов использовал их в исторических работах. Он написал историю Киевской Руси, где поставил вопрос о происхождении восточных славян, высоко оценив их культуру.

Студент 7: М.В.Ломоносов занимался изучением труднейших проблем физики. В созданной им теории, основанной на достижениях науки своего времени, дано объяснение многих физических явлений. Ломоносов показал природу твёрдых тел, теплоты и холода, разработал теорию изменения агрегатного состояния и упругости газов. Огромное внимание уделял изучению атмосферного электричества. Вместе с академиком Г.В.Рихманом он несколько лет наблюдал грозовые явления, причём для определения степени наэлектризованности атмосферы использовалась так называемая “громовая” машина. Он показал тождественность атмосферного электричества с электричеством, получаемым от электростатической машины. Крупнейшим достижением Ломоносова в области астрономии было открытие в мае 1761 года атмосферы на Венере. Наблюдая в домашней обсерватории прохождение планеты по диску Солнца, Ломоносов обнаружил в момент “касания” светящийся ободок вокруг Венеры и истолковал это явление как преломление солнечных лучей в её атмосфере. Видное место в творчестве Ломоносова занимало конструирование оптических приборов различного назначения. Оптико-технические работы российского учёного намного опередили науку его времени.

Студент 8: 4 апреля 1765 года М.В.Ломоносов умер. Смерть Ломоносова была невосполнимой утратой для русской науки. Гений его смело вторгался во все области человеческого знания: он был литератором, поэтом, языковедом, историком, географом, геологом, металлургом, физиком, химиком, художником.

В 1760 году М.В.Ломоносов был избран почётным членом Шведской Академии наук. В 1763 году Ломоносов избран почётным членом Петербургской Академии художеств. В 1764 году Ломоносов был избран членом Болонской Академии наук (Италия).

Живший в эпоху, когда химия только зарождалась как наука, Ломоносов смог дойти до таких обобщений, которые и сегодня лежат в основе физической и химической науки. Он первый указал путь, по которому пошли многие учёные. Для передовых русских учёных XVIII–XIX веков труды Ломоносова были богатейшей сокровищницей научных идей, основой многих направлений отечественного естествознания.

В 1956 году была учреждена Большая золотая медаль имени М.В.Ломоносова. Она присуждается ежегодно за выдающиеся достижения в различных областях естественных наук.

Убеждённый в том, что только распространение наук и просвещения может способствовать процветанию России, Ломоносов пришёл к мысли о необходимости создания университета в Москве. Он хотел. Чтобы образование стало доступным не только дворянству. Но и выходцам из других сословий. В 1755 году по инициативе Ломоносова и при его участии в Москве был открыт университет.

 

   Ведущий.  Уважаемые студенты! А  теперь  мы  проведем  конкурс  знатоков,  посвященный  Михаилу  Васильевичу  Ломоносову.

    Чтец.  «Любой  век,  любая  эпоха  нашей  народной  жизни  всегда  приукрашена  чьей-либо  яркой  жизнью,  деяниями  особо  славными.  Многие  звезды  украшали  русское  небо  18-го  столетия.  Звездою  первой  величины  явилась  слава  Михайла  Ломоносова».  (Борис  Шергин  «Изящные  мастера»).

  1-й  биограф.  Михайло  Ломоносов  родился  в  селе  Ломоносово  Холмогорского  района  Архангельской  области.

      2-й  биограф.  Это  современное  название.  Во  времена  Ломоносова  оно  звучало  по-другому.

      Ведущий.  Знатоки,  внимание!  Назовите  старинный  адрес  рождения  Ломоносова.  (Архангельская  губерния,  Куростровская  волость  Двинского  уезда  деревня  Мишанинская).

      2-й  биограф.  Мишанинская  располагалась  на  острове  на  реке  Северная  Двина.

      1-й  биограф.  Крестьяне  жили  там  не  особенно  бедно.  Они  обрабатывали  землю,  добывали  рыбу  и  морских  зверей  (тюленей  да  моржа)  в  Белом  море.  «Нас  река  да  море  кормит»,- говорили  они.

      2-й  биограф.  Михайло  был  единственным  сыном  зажиточного  кресть-янина-помора  Василия  Дорофеевича  Ломоносова.  Василий  Дорофеевич  был  известен  всей  округе,  человек  состоятельный,  он  одним  из  первых  на  Севере  приобрел  морское  судно  с  двумя  мачтами – гукор.  Он  оснастил  судно  так,  как  это  делали  голландские  моряки.

      Ведущий.  Знатоки!  Вопрос  второй.  Как  называлось  морское  судно  Василия  Дорофеевича?  («Чайка»).

      1-й  биограф.  Михайло  рос  здоровым  и  сильным  мальчиком,  сообрази-тельным  и  любознательным.  С  10  лет  он,  как  все  поморские  мальчики,  ухо-дил  на  промысел  в  море.

      2-й  биограф.  Учиться  грамоте  он  начал  поздно,  лет  в  12.  К  тому  времени  он  уже  освоил  рыбный  промысел.  Но  «дивное  устройство  окружа-ющей  природы»  волновало  его,  хотелось  учиться.

      Ведущий.  Задание  знатокам.  Назовите  первые  книги,  по  которым  учился  Ломоносов.  Он  выучил  их  наизусть  и  назвал  «вратами  учености».  («Арифметика»  Магницкого,  «Грамматика»  Смотрицкого,  «Псалтырь»  Симеона  Полоцкого.  3  балла).  

       2-й  биограф.  Ломоносову  шел  19-й  год,  когда  он  понял,  что  если  он  действительно  хочет  учиться  дальше,  то  надо  уходить  из  отчего  дома.

      1-й  биограф.  Зимой  1730  года  Михайло  Ломоносов  ушел  с  рыбным  обозом  в  Москву.  Без  денег  отправляться  нельзя,  и  он  обратился  за  помощью  к  соседу:  занял  у  него  тулуп  и  денег.

      Ведущий.  А  сейчас  вопрос  зрителям.  Сколько  денег  одолжил  Ломоно-сову  его  сосед  Фома  Шубный?  (3  рубля).

      2-й  биограф.  Обоз  с  мороженой  рыбой  шел  из  Холмогор  в  Москву  около  трех  недель.  В  конце  декабря  подошли  к  Москве.  Здесь  Ломоносов  поступил  учиться  в  лучшее  по  тем  временам  учебное  заведение.

      Ведущий.  Знатоки,  слушайте  вопрос.  Как  называлось  это  учебное  заведение,  и  каково  его  второе  название?  (Московская  Славяно-греко-латинская  академия.  Второе  название – Спасские  школы).

      1-й  биограф.  Чтобы  поступить  туда,  Ломоносову  пришлось  пойти  на  обман:  скрыть  свое  крестьянское  происхождение.

      2-й  биограф.  Зачислили  его  в  первый  класс,  так  как  именно  там  начинали  изучать  латинский  язык,  который  был  нужен  для  дальнейшей  учебы.

      1-й  биограф.  Весь  курс  академии,  рассчитанный  на  12  лет,  Ломоносов  закончил  за  5  лет!

      2-й  биограф.  А  в  каких  условиях  приходилось  учиться!  Ломоносову,  как  и  другим  ученикам,  назначалось  жалование.

      Ведущий.  Внимание,  знатоки!  Каким  было  жалование  ученика  Славяно-греко-латинской  академии  в  месяц,  в  год?  (90  копеек  в  месяц,  10  рублей  в  год).

      1-й  биограф.  Это  было  тяжелое  время  для  Ломоносова.  Впоследствии  он  вспоминал:  «…Несказанная  бедность:  имел  один  алтын  в  день  жалования, нельзя  было  иметь  на  пропитание  в  день  больше  как  на  денежку  хлеба  и  на  денежку  квасу,  прочее  на  бумагу,  на  обувь  и  другие  нужды.  Таким  образом  жил  я  пять  лет,  и  наук  не  оставил».  (Из  письма  Ломоносова  Шувалову  в  1753  году).

      2-й  биограф.  Другим  ученикам  помогали  родители,  а  сбежавшему  из  дома  Михайле  было  стыдно  обращаться  к  отцу.  Так  он  и  жил  на  3  копейки  в  день.

      1-й  биограф.  В  конце  1735  года  в  Московскую  Академию  пришел  приказ – отправить  20  наиболее  способных  к  наукам  учеников  в  Петербург  для  обучения  при  Академии  наук.  Среди  них  был  и  24-летний  Михайло  Ломоносов.

      2-й  биограф.  В  сентябре  1738  года  Ломоносов  для  продолжения  учебы  был  послан  за  границу.

      Ведущий.  Зрители,  вопрос  вам!  Сколько  учеников  было  отправлено  тогда  за  границу?  (3  ученика).  

      2-й  биограф.  В  ноябре  1736  года  Ломоносова  зачислили  в  Марбургский  университет,  где  он  прослушал  курс  по  физике,  математике,  химии  и  философии.

      1-й  биограф.  В  июле  1739  года  Михайло  Васильевич  с  товарищами  был  отправлен  в  Саксонию  в  город  Фрейберг,  где  учили  горному  делу.  В  общей  сложности  за  рубежом  Ломоносов  прослушал  курсы  по  16  научным  дисциплинам.

      2-й  биограф.  В  1739  году  (за  границей)  Ломоносов  пишет  оду  «На  взятие  Хотина»  и  отправляет  ее  в  Петербург  в  Российское  собрание  при  Академии  наук.

      1-й  биограф.  Это  было  как  гром  среди  ясного  неба!  Впоследствии  Белинский  сказал:  «Новая  русская  литература  началась  с  «Оды  на  взятие  Хотина»;  «С  Ломоносова  начинается  наша  литература:  он  был  ее  отцом…,  он  был  ее  Петром  Великим».

      Ведущий.  Внимание,  знатоки!  Слушаем  вопрос.  Поэзия  существовала  и  до  Ломоносова.  Какая  система  стихосложения  связана  с  его  именем?  (Силлабо-тоническое  стихосложение).  Что  такое  силлабо-тоническое  стихосложение?  (От  греч.  syllabe – слог  и  tonos – ударение;  система  стихосло-жения,  в  основе  которой  лежит  выравненность  числа  слогов,  количества  и  места  ударений  в  стихотворных  строках).

      2-й  биограф.  Да,  силлабо-тоническое  стихосложение  перевернуло  представление  о  поэзии.  Появились  такие  размеры,  как  ямб,  хорей…

      Ведущий.  Задание  зрителям.  Назовите  основные  размеры  стихов.  (Двусложные – ямб,  хорей;  трехсложные – анапест,  дактиль,  амфибрахий).

      1-й  биограф.  В  XVIII  веке  оды  Ломоносова  гремели  на  всю  страну.  Многим  его  стихам  подражали  поэты  XIX  века.

      Ведущий.  Внимание,  знатоки!  Послушайте  стихотворение  Ломоносова.  Как  оно  называется?  Какой  известный  поэт  XIX  века  продолжил  эту  тему?

      Чтец.

          Я  знак  бессмертия  себе  воздвигнул

           Превыше  пирамид  и  крепче  меди,

           Что  бурный  Аквилон  сотреть  не  может,

           Ни  множество  веков,  ни  едка  древность.

           Не  вовсе  я  умру;  но  смерть  оставит

           Велику  часть  мою,  как  жизнь  скончаю.

           Я  буду  возрастать  повсюду  славой,

           Пока  великий  Рим  владеет  светом.

           Где  быстрыми  шумит  струями  Авфид,

           Где  Давнус  царствовал  в  простом  народе,

           Отечество  мое  молчать  не  будет,

           Что  мне  беззнатный  род  препятством  не  был,

           Чтоб  внесть  в  Италию  стихи  эольски

            И  первому  звенеть  Алцейской  лирой,

            Взгордися  праведной  заслугой,  муза,

            И  увенчай  главу  дельфийским  лавром.

  («Я  знак  бессмертия  себе  воздвигнул…»;  А.С.Пушкин  «Памятник»).

      1-й  биограф.  В  1742  году  Михаил  Васильевич  Ломоносов  возвращается  в  Петербург.  С  1742  года  поступает  на  службу  в  Академию.

      Ведущий.  Знатоки,  вам  вопрос.  Какое  звание  было  присвоено  Ломоно-сову?  Как  на  русском  языке  звучит  эта  должность?   (Адъюнкт,  помощник  профессора).

      2-й  биограф.  Позади  годы  учения,  теперь  за  дело!  Но  работать  было  сложно.  Против  Ломоносова  ополчилась  группа  профессоров-иностранцев  во  главе  с  Шумахером,  руководившим  тогда  Академией.  Они  не  могли  простить  крестьянскому  сыну  гордости,  независимости,  гениальности.  Они  не  выпла-чивали  вовремя  жалование,  а  однажды  посадили  Ломоносова  под  арест.

      Ведущий.  Внимание,  зрители!  Вопрос  вам.  Сколько  месяцев  находился  Ломоносов  под  домашним  арестом?   (8  месяцев).

      1-й  биограф.  И  что  же?  Этот  период  оказался  едва  ли  не  самым  плодо-творным  в  жизни  ученого.  Вынужденный  сидеть  дома,  он  написал  столько,  сколько  его  недруги  не  смогли  бы  сочинить  за  всю  свою  жизнь.

      2-й  биограф.  В  другой  раз  Ломоносов  так  рассердился  на  Шумахера,  что  тот,  повысив  голос,  заявил:  «Я  тебя  отставлю  от  Академии!»

      Ведущий.  Внимание,  знатоки!  Что  ответил  Ломоносов  на  слова  Шумахера?  (Ломоносов  ответил:  «Нет,  скорее  Академию  отставят  от  меня»).

      2-й  биограф.  Многое  сделал  Ломоносов  для  русской  науки.  И  прежде  всего  он  добился  того,  чтобы  обучение  в  Академии  велось  на  русском  языке,  а  не  на  латыни,  как  было  прежде.

      1-й  биограф.  Он  ввел  множество  научных  терминов.  Вот  слова,  которые  впервые  употребил  Ломоносов:  квадрат,  синус,  диаметр,  горизонтальный,  кислота,  предложный  падеж,  градусник  и  т.д.

      2-й  биограф.  Надо  сказать,  что  язык  времени  Ломоносова  сильно  отличался  от  современного  языка.

      Чтец.  «Трудно  назвать  какую-либо  отрасль  из  существовавших  в  XVIII  в.,  в  которую  бы  Ломоносов  не  внес  крупного  творческого  вклада.  В  физике,  метеорологии,  химии,  геологии,  горном  деле,  металлургии,  географии,  истории,  теории  словесности  и  литературе  он  либо  создал  капитальные  труды,  совершил  выдающиеся  открытия,  либо  выдвинул  новые  идеи,  высказал  гениальные  прогнозы.  Многие  идеи  Ломоносова  на  десятки  лет  и  столетия  опередили  свое  время»,- сказал  академик  Келдыш.  

      Ведущий.  Внимание,  знатоки!  Какие  заслуги  Ломоносова  в  астрономии?   (Ломоносов  открыл  существование  на  Венере  атмосферы).  Какое  древнерусское  искусство  возродил  Михаил  Васильевич?   (Мозаику).

      1-й  биограф.  Перечислить  все  заслуги  Ломоносова  просто  невозможно  за  столь  короткое  время.  Не  случайно  на  Западе  долгое  время  считали,  что  Ломоносовых  в  России  два:  один – химик,  другой – поэт  и  историк.

      2-й  биограф.  Архангельский  помор  вошел  в  историю  как  один  из  самых  выдающихся  людей  России.  Мы  чтим  его  как  достойного  сына,  всю  жизнь  посвятившего  матери-России.  Тяжело  заболев  в  марте  1764  года,  он  говорил  академику  Я. Штелину:  «Друг,  я  вижу,  что  должен  умереть.  Жалею  только  о  том,  что  не  мог  я  совершить  всего  того,  что  предпринял  я  для  пользы  отечества…»

      Чтец.  Н.И.Рыленков  «Ломоносов».

                            Куда  бежать  от  сплетен  и  доносов!

                            В  просторных  залах  смрадно,  как  в  аду!

                            И  вот  опять  Михайло  Ломоносов

                             Шумит  в  академическом  саду.

                             Строптивый  сын  архангельских  поморов,

                             Прямой,  как  ветер  северной  реки,

                             Он  сохранил  неукротимый  норов

                             И  песни,  что  певали  рыбаки.

                             Не  он  ли  в  школе  Заиконоспасской

                             Одной  латынью  голод  утолял,

                             Молокососов  укрощал  указкой

                             И  сметкою  монахов  удивлял?

                            Поднявшись  вне  параграфов  и  правил,

                            Везде  дыханьем  родины  храним,

                            Не  он  ли  в  старом  Марбурге  заставил

                            Немецких  буршей  трепетать  пред  ним?

                            Не  он  ли  дал  российской  музе  крылья,

                            Нашел  слова,  звучащие  как  медь!

                            Доколь  же  иноземное  засилье

                            Придется  в  Академии  терпеть?

                           В  нее  вошел,  достойный  славы  Россов,

                           Как  беломорский  ветер  молодой,

                           Крестьянский  сын  Михайло  Ломоносов,

                           Родившийся  под  северной  звездой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великий подвиг русского народа. Победа в войне 1812 года.

Классный час посвященный победе русского народа в войне 1812 года...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 70-летию Победы русского народа в Великой отечественной войне «Поклонимся великим тем годам…»

Ведущий:Поклонимся великим тем годам,Тем славным командирам и бойцам,И маршалам страны и рядовым,Поклонимся и мёртвым, и живым,Всем тем, которых забывать нельзя,Поклонимся, поклонимся друзья.Всем миро...

Урок внеклассного чтения для учащихся 9 классов. НРАВСТВЕННЫЕ ИСТОКИ ПОДВИГА РУССКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Цели урока:1. Расширить представление учащихся о литературе на военную тематику, выяснить, в чем нравственные истоки подвига человека на войне.2. Воспитание гуманизма, нравственной стойкости, бесприме...

классный час 5 класс "Победа русского народа в Великой Отечественной войне

классный час "Победа русского народа в Великой Отечественной войне"...

Литературно-музыкальная композиция-спектакль, посвященная 70-летию Великой Победы русского народа над фашистской Германией

Меропиятие проходит в форме вечера памяти. Включает инсценированные стихотворения и песни о Великой Отечественной войне.Цель мероприятия: воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну; вспом...

авторская программа по литературе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа среднего общего образования "Подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войны в русской литературе"

Программа предназначена для учащихся 11 класса. Она поможет расширить знания о литературе, посвященной ВОв и создать свой банк аргументов по литературе для написания итогового сочинения по литературе ...