Формирование гражданской позиции обучающихся через реализацию социальных проектов в рамках Всероссийской акции "Я- гражданин России"
проект (8, 9 класс) на тему

Тема гражданственности начинает играть осбую роль ...

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                Файгелева Ирина

Викторовна учитель ИЗО

и технологии

МБОУ «Москаленская СОШ №3»

Тезисы

Формирование гражданской позиции обучающихся через реализацию социальных проектов в рамках Всероссийской акции

«Я-гражданин России»

Тема гражданственности начинает играть особую роль в сложные периоды развития государств, когда необходимы объединение усилий граждан и высокая ответственность за судьбу своего Отечества. Актуальна эта тема и для современной России, где проблема воспитания гражданственности сегодня стала приоритетным направлением государственной политики. Решить ее невозможно без четкого понимания, что же такое гражданственность, в чем она выражается, как ее развить. Особую роль в развитии гражданственности среди обучающихся нашей школы играет Всероссийский конкурс социальных проектов учащихся «Я - гражданин России», в котором обучающиеся нашей школы участвовали уже 10 раз. Цель проведения конкурса: вовлечение учащихся образовательных учреждений РФ в общественно полезную социальную практику и формирование активной гражданской позиции обучающихся.
Главные задачи конкурса:
    привлечение внимания молодых людей к решению актуальных социальных проблем местного сообщества;
    освоение обучающимися новых форм поиска, обработки и анализа разнородной информации, приобретение навыков критического мышления, умений эффективного сотрудничества в команде;
    приобретение учащимися умений социального сотрудничества, конструктивного взаимодействия с группами граждан, различными уровнями власти и общественными организациями;
    выявление и поддержка лучших детских проектов, педагогических инициатив в области социального проектирования;
    содействие профессиональному развитию педагогов в области гражданского образования и проектной деятельности.
Подготовка проекта к конкурсу имеет свою обязательную организационную структуру. В нашей школе сначала проводят широкое обсуждение различных социальных проблем
Поиск социально – значимой проблемы – одна из наиболее трудных задач, в этом убедились и мы выбирая над каким социальным проектом будем работать, но именно при таких ситуациях у ребят формируются социальные гражданские, коммуникативные, креативные компетенции. Ученики учатся  доказывать актуальность предложенной ими темы проекта, определять исследования, и их методы, выдвигали гипотезы, определяли пути решения, не забывая свои возможности. 
Выдвигали задачи проекта путем «мозговой атаки» с последующим коллективным обсуждением.  Как правило, в процессе работы происходит распределение ролей между учащимися, они становятся «журналистами», «юристами», «экономистами», «аналитиками» «оформителями». Работа над социальным проектом в рамках Всероссийского конкурса «Я - гражданин России» предполагает разработку программы действий, которая включает в себя планирование времени, описание и распределение, назначение ответственных за разные виды работ по проекту, описание ожидаемых результатов и возможных эффектов от реализации, проведение оценки и рефлексии собственной деятельности. В процессе реализации проекта происходит расширение знаний учащихся о государственных и местных органах власти, общественных организациях, средствах массовой информации, нормативно-правовых документах, связанных с выбранной проблемой. Для обеспечения юридической грамотности в рамках реализации проекта участники конкурса руководствуются нормативно-правовой базой на федеральном, региональном, местном, локальном уровнях. Успешность реализации проекта может обеспечиваться проведением социологических и других видов исследований по выбранной теме проекта. Учащиеся проводят опросы, интервью с экспертами, наблюдения, изучение СМИ и законов, что помогает им проанализировать сложившуюся ситуацию в социальной сфере. Слаженная командная работа - важная часть социального проектирования, она во многом обеспечивает успешность реализации проекта по выбранному направлению.

Наши дети разные, но чтобы они эффективно работали необходимо не просто заинтересовать ребят, но и суметь внушить им мысль о необходимости получать знания, развивать умения, которые им пригодятся уже в недалеком будущем. 
Вклад у каждого школьника в осуществление группового проекта различен, но ребенок, если не остается просто наблюдателем, имеет возможность выбрать себе дело по душе. Роль учителя помочь ученику максимально проявить и развить свои способности. 
Метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. 
В его основу положена идея о направленности учебно – познавательной деятельности школьника на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой задачи. 
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. 
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания, умения, компетенции и ценности. 
Школьники должны чувствовать ответственность за своё развитие, повышать уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем. 
Ребенок должен понимать что: «Посеешь поступок - пожнешь привычку; посеешь привычку - пожнешь характер; посеешь характер - пожнешь судьбу». Как гласит народная мудрость. 
Жизненная линия успешного человека формируется при условии совершенствования его компетенций, причем всю сознательную жизнь . 
Только так, можно быть конкурентоспособной личностью. К этому наши ученики должны быть готовы.

Все проекты нашей школы, представленные на конкурс, имеют результат, а также содержат главную истину «Что быть гражданином - значит внести свой вклад в позитивное изменение жизни окружающего мира». 

Приложение

Методика работы над социальным проектом в рамках

Всероссийского конкурса «Я-гражданин России»

1 стадия. Подготовка обучающихся к работе над проектом

Ее целью является проверка знаний и умений обучающихся, необходимых для социально- значимой деятельности, формирование представлений о современном этапе и перспективах развития села, района, города, области. В ходе беседы, организованной педагогом, актуализируются знания обучающихся о структуре органов государственной и муниципальной власти, проводится анализ нынешней ситуации на данной территории (насколько органы государственной власти реализуют интересы разных категорий населения), рассматриваются вопросы влияния общественности, средств массовой информации на политику администрации.

Итогом работы на этой стадии должны быть четко сформированные представления обучающихся о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях законодательных органов; навыки делового общения; умение анализировать разнородные материалы (статистика, СМИ, нормативные акты и др.).

 2 стадия. Выбор проблемы

На данном этапе обучающимся предстоит детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения. Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестки которой будут спектром актуальных проблем. Школьники, перебрав каждую из них (экология, безопасность людей, социальная незащищенность различных групп населения, увековечение памяти ветеранов, благоустройство и инфраструктура и др.), выбирают одну. Она становится объектом исследования и разработки варианта решения проблемы. В целях соотнесения своих представлений о наиболее актуальных проблемах конкретной территории, социального слоя или возрастной группы возможно проведение социологического исследования определенного контингента респондентов. Почему именно данная проблема приобрела особую актуальность? Какое влияние оказывает она на окружающее социальное пространство? Почему проблема, признанная особенно острой, до сих пор оставалась нерешенной? Необходимо, чтобы обучающиеся взялись за проблему, соизмеримую уровню их возможностей, решение которой конституционно и реально на конкретной территории.

 Итогом работы на этой стадии должно стать ясное понимание избранной проблемы, над которой будет работать команда. Формируется общее представление о работе над проектом, его этапах, обучающиеся разделяются на микрогруппы, решаются определенные организационные вопросы.

 3 стадия. Сбор и анализ информации

В рамках этой деятельности обучающимся предстоит собрать и проанализировать разнородный спектр информации по заинтересовавшей их проблеме. Одна группа изучает правовую информативную базу избранной проблемы. Другая группа проводит социологические исследования среди различных категорий населения по поводу их точки зрения на данной вопрос, насколько он важен и актуален для этой местности. Следующая – занимается изучением материалов средств массовой информации по этой теме, как они на протяжении определенного времени обсуждали ее, какова была реакция властей и населения. Еще одна группа обучающихся входит во взаимодействие с компетентными специалистами-экспертами (возможно при помощи администрации школы или родителей) для получения взвешенной аналитической информации о состоянии дел в данной местности по данной конкретной проблеме, изучает вопросы ответственности и механизмы принятия конструктивного решения.

Итогом работы должна стать отобранная, доступная обучающимся информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом.

4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы

Основной задачей этой стадии является разработка программы действий по реализации социального проекта. Поэтому команде предстоит разработать такой план деятельности, который бы отвечал следующим показателям:

 Ожидаемый эффект (полнота реализации цели, степень социальной значимости и др.)

  Определенные временные рамки

 Простота реализации, реальность исполнения

 Наличие необходимых ресурсов

 Наличие определенного опыта

 Правовая обоснованность деятельности по реализации проекта

 Возможность использования ресурсов потенциальных партнеров, спонсоров, работников СМИ и др. Это трудоемкий этап работы, потому что обучающиеся должны не только формализовать процесс разработки проекта, но и просчитать, каким образом можно сдвинуть с «мертвой точки» нерешенную пока проблему.

На этой стадии команда дает свою версию, свой проект преодоления сложного вопроса. Здесь могут быть варианты технико-экономического, юридического обоснования того или иного варианта решения проблемы, моделирование нового нормативного документа, разработка проекта решения проблемы какой-то «властной» структурой, петиции и обращения разных групп граждан, определение круга деловых партнеров. План действий по реализации проекта должен быть последовательным и убедительным, с конкретным составом исполнителей, ответственных и необходимых средств.

5 стадия. Реализация плана действий команды обучающихся

Данная стадия предполагает, что обучающиеся пытаются реализовать на практике полностью или частично свою версию решения животрепещущей проблемы. В этих целях возможны различные акции обучающихся (передача своих предложений в СМИ, общественные и государственные организации, подключение к этой работе ресурсов коммерческих структур и различных фондов и т.д.). Обучающиеся могут осуществлять реализацию проекта непосредственно через свое практическое участие, путем проведения трудовых акций, организации фестивалей и др.

6 стадия. Подготовка к защите проекта

 На этом этапе идет работа по оформлению материала на четырех стендах из ватмана или картона (размером 80 см. х 100 см.) в виде «раскладушки», которые соответствуют 2 – 5 стадиям деятельности команды над проектом. Выставленные стенды могут включать в себя фотографии, оригинальные рисунки, плакаты, схемы, диаграммы, которые могут образно и наглядно на расстоянии представить окружающим суть данного проекта. В это же время тщательно готовится папка документов, в которой логика работы над проектом представлена более полно и доказательно, так как весь спектр материалов трудно разместить на выносных стендах. Параллельно ведется работа по подготовке устного выступления команды из 4–6 человек, которые, используя материалы портфолио и видеоматериалы, представляют свой взгляд на решение избранной проблемы. Проводится отбор материала для устного выступления, организуются тренировочные упражнения по ораторскому искусству, составляется сценарий выступления обучающихся, отрабатываются умения отвечать на самые каверзные вопросы оппонентов.

 7 стадия. Презентация проекта

 В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, где обучающиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта. Данная часть работы организуется в режиме конкурса команд и оценивается квалифицированным жюри.

8 стадия. Рефлексия

Главная цель этого этапа – анализ самими обучающимися стадий подготовки, реализации проекта и его представления на конкурсе. При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, определяются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления.

По итогам возможен вариант проведения анкетирования участников по поводу их отношения к проекту, его организации, реализации и презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект в рамках Всероссийского конкурса "Я - Гражданин России" - "Начни с себя"

Работа по проекту Всероссийского конкурса "Я -Гражданин России" позволяет активизировать инициативу каждого неравнодушного человека  к здоровью ребёнка. Реализация проекта  - это комплекс ме...

Роль семьи в формировании гражданской позиции обучающихся

Невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться, он не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому...

Алгоритм работы над социальным проектом в рамках ежегодной акции "Я - гражданин России"

Алгоритм действий учащихся по подготовкеи выполнениею фоциального проекта,  участвующего в ежегодной акции "Я -гражданин России" выполнен на основании 10-летнего опыта работы и участия школьнрой ...

Социальный проект в рамках года экологии в России «Сделаем наш мир чище»

Социальный проект в рамках года экологии в России  «Сделаем наш мир чище»...

Муниципальный этап XIX областного конкурса социальных проектов в рамках Всероссийской акции « Я гражданин – России!» Номинация: «Добровольчества и волонтёрства» Социальный проект «Добрая воля»

Нас в жизни окружает очень много равнодушных людей. Мы хотим изменить такое отношение к жизни у большинства из них.Своим проектом мы хотим привлечь к волонтерскому и добровольческому движению как можн...