"У роковой черты"
творческая работа учащихся (9 класс) на тему

Исследовательская работа, посвящённая одной из самых главных проблем нынешнего тысячелетия - сохранению жизни на космическом корабле "Земля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_u_rokovoy_cherty.docx61.23 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Ольховлогскаяосновная общеобразовательная школа»

Каменского муниципального района

Воронежской области

У РОКОВОЙ ЧЕРТЫ

 Выполнила:

         учащаяся 9 класса

       МКОУ «Ольховлогская ООШ»

Клешнёва Ольга Александровна

Научный руководитель:

 учитель обществознания

МКОУ «Ольховлогская ООШ

Каменского муниципального района

Воронежской области

       Клешнёва Л.А.

с. Ольхов Лог

2015

План

1. Вступление……………………………………………………………………2 - 4

2. У роковой черты

    2.1. Человек – «венец природы» или звено в цепи её развития» ?.............5 - 9

    2.2.Колокола тревоги………………………………………………………….9 - 12

    2.3.Спасти свой дом………………………………………………………….12 - 14

    2.4. Природа под охраной закона…………………………………………15 - 17

3. Заключение………………………………………………………………….18 - 20

4. Литература…………………………………………………………………..21

5. Приложение…………………………………………………………………..22 - 27

Как мелки с жизнью наши споры,

Как крупно то, что против нас!¹

Р. Рильке

1.Вступление

         Наша Земля похожа на огромный космический корабль с экипажем в несколько миллиардов человек, многими и многими тысячами видов растений и животных. Неисчислимые миллиарды лет она летит в чёрной пустоте межпланетного пространства. Жизнь на Земле существует миллионы лет. Жизнь – высшая ценность.

          Вспомним знаменитую сказку о соловье Г. Андерсена. Именно перед лицом смерти император вновь пожелал увидеть живого соловья. И это исполнено глубокого смысла: ведь смерть – привилегия живого – позволяет ощутить единство с чудесным миром природы, наполненным красотой, гармонией и мудростью.        

          Природа. Тысячелетиями мы боролись с нею, покоряли её, преобразовывали, нещадно уничтожали. Мы сами лишали себя естества Матери – Натуры, родившей человечество, той матери,что до сих пор терпеливо кормит неразумного сына, даёт жизнь новым поколениям людей.

        Тысячелетиями мы уничтожали себе подобных, среду жизни человечества – саму основу его существования.

   В упоении от борьбы с природой мы проглядели две великие истины. Первая та, что человечество развивается и существует за счёт природы. Глупо рубить сук, на котором сидишь. Вторая  заключается в том, что вовсе не противоборство, а взаимопомощь – основа всего сущего на Земле. Она первична, борьба вторична. Не злые ведьмы, а добрые феи продолжают жизнь. Пока люди дрались за кусок хлеба, их можно было ещё простить. Когда же они пытаются утопить корабль, на котором все вместе плывут по океану небытия,- прощения им

1.Гладкий Ю.Н. Дайте планете шанс: Книга для учащихся  / Ю.Н. Гладкий, С. Б. Лавров. – М.: «Просвещение», 1995. – 201 с.

нет. Ведь до обетованного берега не доберётся никто. И не поможет нам ни царь и не герой. Лишь общими усилиями возможно прийти к благополучию.

         Мой реферат называется «У роковой черты». Эта исследовательская работа посвящена одной из самых главных проблем нынешнего тысячелетия -сохранению жизни на космическом корабле «Земля». Ведь сегодня нам особенно важно осознать угрозу, нависшую над человечеством, потому что призрак экологического кризиса стал грозной явью. Его тяжёлая поступь слышна в аномалиях климата, опустынивании планеты, кислотных осадках. Биосфера серьёзно больна. Её поразило вмешательство человека в её жизнь.

        Актуальность избранной темы очевидна и состоит в том, что сейчас не природе нужна наша защита, а нам необходимо её покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы жить. Она - Природа – была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в её жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для неё деталь. Она для него – всё. А потому: не вреди!

        Цель моей работы:

- показать, как, негативно воздействуя на природу, человек сам становится жертвой необдуманных действий;

-изучить существующее отношение людей, в частности, жителей нашего села, к экологической обстановке, непосредственно окружающей их: вокруг их собственного дома, на улице, во дворе и т.д.

 Задачи:

1. Определить место человека в природе.

2. Ответить на вопрос: «Человек – «венец природы», способный распоряжаться ею по своему усмотрению,  или только звено в долгой цепи её развития, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы».

            При написании данной работы использовались исторические источники, публикации СМИ, литературные произведения.

           К вопросам защиты окружающей среды обращались и обращаются великие русские мыслители – натуралисты, выдающиеся российские учёные: В.И. Вернадский, Н.Ф. Реймерс, Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров, а также многие поэты и писатели: И. Бунин, М. Пришвин, В. Астафьев, Ч. Айтматов, В. Фёдоров и другие. В их произведениях поднимается проблема нравственных отношений человека и природы. Они описывают удивительный мир, окружающий нас: синеву морской волны, дыхание свежего ветра, цветочные узоры весеннего луга и призывают к человеческому благоразумию.

Люди, опомнитесь!

Узрите содеянное вами

И ужаснитесь!1

____________________________________________________________

1..Гладкий Ю.Н. Дайте планете шанс: Книга для учащихся  / Ю.Н. Гладкий, С. Б. Лавров. – М.: «Просвещение», 1995. – С. 3

2. У роковой черты

2.1. Человек – «венец природы» или звено в цепи её развития» ?

          Так кто же мы такие? Где находимся? Окажемся ли достойны своих предков?

          Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле – матери, голубой от океанов, зелёной от лесов, жёлтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по – детски беззащитной перед… нами, перед варваром – Человеком. Получив неограниченную власть над природой и надменно упиваясь этой властью, он, считающий себя  «венцом природы», забыл, что сам является её скромной частицей.

          «Мы и сейчас ещё не поняли и не хотим понять, - горестно восклицает русский писатель В. Астафьев, - что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого»1. Это «золотые» слова, вдумайтесь в них.

          Наука доказала, что весь современный органический мир, растения и животные, а следовательно, и человек являются продуктами процесса развития, длившегося миллионы лет.

           Какое же место занял появившийся человек в мире природы? Древние китайцы располагали все живые существа в виде лестницы: растения внизу, рыбы повыше, звери ещё выше и человек, конечно, на верхней ступеньке. С тех пор наука ушла далеко вперёд. Однако общие представления людей об эволюции как лестнице, ведущей вверх, на последней ступеньке которой стоит человек, изменилось мало.

          «Человек – царь природы, её венец?» – Кто сделал такой вывод? Так сами люди определили своё место под солнцем.

         «Почему мы, люди, считаем себя «царями природы»? Чем мы отличаемся от всех других существ и созданий – органических и неорганических?»

1.Гладкий Ю.Н. Дайте планете шанс: Книга для учащихся  / Ю.Н. Гладкий, С. Б. Лавров. – М.: «Просвещение», 1995. – С. 3

Во – первых, человек наделён разумом. Это позволило ему сделать гигантский скачок в освоении мира.

         Во - вторых, умение накапливать информацию о многих конкретных явлениях, обобщать её открыло человеку возможность создавать нечто не существующее в природе. Эта созданная знаниями и трудом людей «вторая природа», по мысли М. Горького, есть «культура в точном и подлинном смысле слова».1

         В – третьих, возникшее человеческое общество стало подчиняться своим собственным законам, среди которых на первое место вышли требования морали. Нормы морали стали регулировать отношения людей. Это был огромный шаг в развитии человечества.

         Таким образом, могущество человеческого разума, избавление от  законов дикой природы, создание грандиозного здания культуры привели многих к выводу, что человек – существо высшее и живёт по собственным законам, а природа – это источник ресурсов для жизнедеятельности человека. Значит, мы ответили на поставленный вопрос: Человек – венец природы! Однако не будем торопиться, потому что есть и другая точка зрения, согласно которой человек лишь звено в долгой цепи развития природы, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы.

           Какие же аргументы в защиту этой точки зрения выдвигают её сторонники?

        Во – первых, само понятие прогресса придумали сами люди. Природа не знает никакого целенаправленного движения, в противном случае её надо наделить разумом.

         Во – вторых, довольно относительно деление на простые и сложные организмы. Трудно, например, даже решить, кто сложнее – пчела или рыба.

1. Введение в обществознание: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – 11-изд.- М.:Просвещение, 2006. – 48 с.

Человек, конечно, сложнее сине-зелёной водоросли, но ни один его орган, пожалуй, не сравнится по сложности с сосательным аппаратом клопа.

         В – третьих, палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных, как на смену гигантским земноводным приходили ящеры, а потом и они вымерли загадочно быстро. Но жизнь не исчезла. Пришли новые хозяева – млекопитающие, и одна из ветвей вырастила человека. Жизнь не останавливается.

         Человек как биологический вид, претендующий на роль очередного царя природы, имеет важное преимущество перед своими предшественниками – разум. Но сумеет ли он воспользоваться этим преимуществом?

         В – четвёртых, человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. Это в первую очередь проявляется в его отношении к природе лишь как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать. За такое отношение уже сегодня приходится расплачиваться. Знаки надвигающейся катастрофы заметны повсюду в мире.

         Мировая свалка и сточная яма – Океан – уже задыхается от грязи, теряет способность к самоочищению.

        Артерии планеты – реки. Вода – кровь Земли – должна течь в них хрустальными струями, а не гнить в грязных клоаках.

         Почва – кожа Земли. Эрозия её разрушает, химия травит, свалки душат.

     Бездумная техника сминает природу, кромсает биосферу, давит человечество, травит Землю.

          Один за другим исчезают на земле целые виды растений, животных, птиц. В обращении с природой человек похож на дикаря, который, чтобы добыть кружку молока, убивает корову и вырезает ей вымя, вместо того, чтобы кормить , холить и получать то же ведро молока  каждый день.

        То, что было,  по словам Распутина, источником жизни, стало источником смерти. Земля родит отравленные плоды или не родит вообще. Половине человечества не хватает питьевой воды. Она заражена промышленными отходами, насыщена радиацией. Отдыхая на природе, люди загрязняют её, забывая, что стекло гниёт более трёхсот лет, бумага – год, железо более сорока лет, целлофан более ста лет.

         Человек дошёл до опасной грани разрыва с Природой.

        Так кто же всё - таки человек?

  В ходе работы был проведён социологический опрос среди учеников и учителей школы, а также среди других жителей нашего села. Всего было опрошено 100 человек, что составило 17% всех жителей села. Каждому из них были заданы следующие вопросы:

  1. Природа и человек – нужны ли они друг другу?
  2. Человек, это венец природы или звено в цепи её развития?

          Абсолютное большинство опрошенных (95%) считают, что природа и человек – одно целое. Остальные 5% думают, что природа и человек связаны, но не настолько, чтобы не обойтись друг без друга.

        А вот какие результаты по второму вопросу:

89% склоняются к тому, что человек  является не венцом природы, а лишь звеном в цепи её развития, поскольку сам является частью природы. По мнению 7%, человека можно назвать венцом природы, потому что он является единственным  разумным существом. Оставшиеся 4% затруднились с ответом.

          Исходя из выше изложенных фактов, свидетельствующих о пагубном влиянии человека на природу, мне кажется, что человек сегодня – никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться восторгаться вдвойне гармонией, красотой природы, неисчерпаемостью её тайн.

Человек создан для того, чтобы жить окружённым природой. Какими бы стенами не отделялись мы от природы, она всегда будет властно и требовательно звать нас к себе, потому что она наша мать – а мы её дети.

           Если мы серьёзно не поймём, что всё живое на этой земле родственно связано одной колыбелью, которую мы называем природа, если мы не прекратим разрушение собственного дома, то человек останется смертельно одиноким в унылой пустыне.

Чтобы себя и мир спасти,

Нам нужно, не теряя годы,

Забыть все культы

И ввести

Непогрешимый

Культ природы¹.

2.2.Колокола тревоги

        Две проблемы возникают сейчас в нашей жизни, в жизни всего человечества: это проблема войны и мира и не менее значительная проблема – экологии. Значение этих вопросов одинаково – и в той и в другой области мы решаем – быть нам или не быть.

         Экология…

         Это слово сегодня уже затаскано и заштамповано. Многих оно, к сожалению, не трогает, и это ужасно: ведь человечество стоит в полшаге от серьёзнейшей вселенской экологической катастрофы.

         Гудит экологический колокол.  Тревогой и болью наполнены его звуки. Болью – за нашу землю,орошаемую смертоносными кислотными дождями, за отравленные химическими отходами реки, за небо с озоновыми дырами, за вырубленные леса… Тревогой - за будущее наших детей и внуков. Гудит, стонет колокол.

        Экологическая драма разворачивается на наших глазах: выбывают из оборота плодородные почвы, увеличивается площадь пустынь, иссякают пригодные для питья пресные воды , вырастают горы отбросов.  «Озоновая дыра» и кислотные дожди, Чернобыль, загрязнённый мировой океан… Одна американская газета писала, что третья мировая война уже фактически началась, она ведётся против природы.

1. Фёдоров В. Стихи. Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство. – 1989. – 29 с.

         Стало понятно, что наука, техника и промышленность не могут создать рая на Земле. То, что создано человеком на Земле – не рай, а «мир технизированный», к которому он адаптируется  всё в меньшей степени. Автомобили, самолёты, стиральные машины, пластмассовые вёдра и консервы для домашних животных – эти блага получены за счёт многих истинных ценностей, подлинных источников существования – плодородной почвы, чистой воды, устойчивого климата.

        Вот печальная статистика. По данным Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию, в настоящее время ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн га плодородных земель, вырубается и погибает от пожаров и вредных воздействий 11млн га лесов, что составит за три десятилетия площадь, занимаемую Индией, стремительно увеличивается число видов растений и животных, заносимых в Красную книгу.

       А что делать с отходами?

       В широком смысле отходы – это всё, что человек выбрасывает на планету в результате хозяйствования, получения энергии и всей жизнедеятельности. Еженедельно каждый человек выбрасывает до 10 кг мусора. Прежде чем сделать такой вывод,  мною было проведено исследование по проблемам уборки мусора.

Задачи:

  1. Оценить масштабы накопления бытового домашнего мусора.
  2. Вычислить масштабы накопления мусора в школе.
  3. Исследовать организацию сбора мусора на улицах села.

В ходе исследования  рассортировывали домашний мусор на виды (пищевые отходы, бумага, пластик, стекло, металл). Затем взвешивали выбрасываемый мусор(отдельно по видам) каждый день в течение недели, а потом был подсчитан средний результат.

  1. Наиболее тяжёлыми являются пищевые отходы.
  2. Наиболее объёмными являются бумажные и пластиковые отходы.
  3. В некоторые дни в составе мусора совершенно отсутствуют изделия из металла и стекла.
  4. В выходные количество и вес мусора больше, чем в будни.

         (Состав домашнего мусора в среднем за неделю см. в таблице №1 приложения, с.22).

Подобное исследование было проведено и в отношении школьного мусора.

  1. Количество выбрасываемого мусора в кабинете в среднем составляет около 1 кг.в сутки.
  2. Большая часть по объёму составляет бумага.
  3. Большая часть по массе составляют пищевые отходы (огрызки яблок, кожура бананов, апельсинов, семечки).

(Общую массу мусора в школе за сутки см. в таблице №2 приложения, с.23).

 Но проблема отходов не исчерпывается бытовым мусором, отходы – это промышленные нечистоты, льющиеся в реки, дым и газы. Одних окислов серы в атмосферу ежедневно выбрасывается до 250млн тонн ( по 40 кг на каждого человека). Именно эти отходы, выпадая кислотным дождём, убивают леса, губят рыбу в водоёмах. Отходы – это нефтяные пятна, губительные для жизни Океана. Отходы – это также тяжёлые металлы и ядовитые вещества, проникающие в почву, воздух и пищу. Отходы – это продукты атомных электростанций, надёжно захоронять которые пока не научились. Отходы – это не разлагающиеся в земле пластики.

        Уже сами люди становятся жертвами своих необдуманных действий. Вот лишь один факт. В мире всё быстрее растёт число детей, рождённых неполноценными в силу неблагоприятных природных условий, в первую очередь из - за роста использования в сельском хозяйстве созданных человеком ядовитых и отравляющих веществ. От отравления пестицидами в мире ежегодно погибает около 14 тысяч человек, а их дальнейшее использование отрицательно скажется на здоровье  более 700 тысяч человек.

Чтобы узнать о состоянии здоровья детей и взрослых, проживающих в нашем селе, я обратилась к фельдшеру Ольховлогского ФАП Чекмезовой М.В. Каковы же результаты? Из 98 детей в возрасте от 0 до 17лет, только 48% можно отнести к категории здоровых. Остальные 52%  имеют те или иные заболевания. Причём, почти 50% из них, страдают хроническими заболеваниями. Не лучше выглядит картина и среди взрослых. Из 515 человек 228стоят на учёте с различными недугами.

Все эти факты говорят о том, что между здоровьем и состоянием окружающей среды существует неразрывная связь. А если это так, то мы вдвойне, втройне должны стараться и  думать о том, как предотвратить экологические катастрофы, наконец, просто выжить.

        Изменяются веками складывающиеся ландшафты, мелеют и погибают озёра.Словом, 20 век сокрушил державшиеся тысячелетиями представления о незыблемости природы.

2.3.Спасти свой дом

        Можно ли приостановить возрастающий процесс  загрязнения окружающей среды? Что для этого нужно сделать?  Эти вопросы занимают сегодня умы не только учёных. От правильных ответов на них зависит судьба всей человеческой цивилизации.

        Чтобы максимально снизить уровень загрязнений, необходимо производить решительные и обязательные меры по охране окружающей среды. Такими мерами являются:

  1. Ограничение и постоянный контроль вредных выбросов в атмосферу, гидросферу и литосферу планеты.
  2. Создание заповедных зон и национальных парков для обеспечения сохранности природных комплексов.
  3. Ограничение и контроль над ловом рыбы и охотой для обеспечения сохранности редких видов.

Очень важным фактором охраны природы является строгое ограничение незаконного вывоза мусора, а также применение современных научных методов для того, чтобы полностью очистить территории регионов от несанкционированного мусора.

 Это лишь некоторые меры, которые могут быть предприняты для обеспечения охраны окружающей среды. Принимать же такие меры, вносить свою лепту может каждый человек. Хотя бы тем, что выбрасывает мелкий мусор в урну и мусорные жбаны. К сожалению, даже это делают далеко не все. Об этом свидетельствуют результаты ещё одного социологического опроса, проведённого в ходе моей работы. (Смотри приложение стр. 24-26 )

Понимание остроты ситуации, сложившейся в окружающей нас природе и ощущения необходимости действовать, принимать меры к её улучшению, пока нет у большинства людей, в том числе, и у жителей нашего села. Учитывая это, учащиеся нашей школы посчитали необходимым издать и распространить среди жителей села «Экологический манифест» (Смотри приложение стр. 27),а также в     нашей школе прошла экологическая акция, где ученики совместно с учителями провели массовую уборку территории вокруг школы, памятника, автобусной остановки, улиц села. Учащиеся младших  классов изготовили и вывесили  кормушки для привлечения птиц. Ежегодно весной осуществляется посев цветочно - декоративных культур на территории школы и памятника.  

         Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны. Экологическая ситуация, например, на Урале может оказать воздействие на состояние окружающей среды во Флориде, а процессы, происходящие, скажем, в Калифорнии, способны повлиять на состояние живой природы на дальнем Востоке. Пыль Сахары с помощью пассатов достигает берегов Южной Америки, а дыхание Чернобыля, к большому сожалению, ощутили и в некоторых странах Западной Европы.

Каждый год 5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей среды. Установление этой праздничной даты дает возможность Организации Объединенных Наций привлечь внимание общественности всего мира к злободневным проблемам окружающей среды и стимулировать соответствующие действия государств и политический интерес к деятельности в этом направлении.

Помимо этого, Всемирный день окружающей среды – это прекрасная возможность для ратификации и подписания международных конвенций, касающихся вопросов охраны окружающей среды.

        Может ли кто-нибудь спрятаться ( на острове, в бункере, в горах) от экологической беды? Наивный вопрос, скажете вы – и правильно. Замечательный

французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери как – то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля», значит, пересесть из него просто некуда. Если у человека не найдётся сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего для себя»1.

        Итак, отличительная черта грозящего экологического кризиса – его всеобщий характер. Значит,  и избежать этой угрозы можно лишь совместными усилиями всего человечества. Выжить человек сможет только в том случае, если осознает всю пагубность своих нынешних деяний и найдёт верный путь к «вратам истины».

Опомнись, человек! Взгляни же,

Что губишь Матерь ты свою.

И как цветок, лишаясь света,

Разрушишь ты и Жизнь свою2.

__________________________________________________________________

1.Гладкий Ю.Н. Дайте планете шанс: Книга для учащихся  / Ю.Н. Гладкий, С. Б. Лавров. – М.: «Просвещение», 1995. – С. 3

     2.Понибратенко М. Стихи. Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство. – 1989. – 18 с.


2.4 Природа под охраной закона

             Что же может предпринять человечество, чтобы защитить окружающую среду от загрязнения?                

        В нашей стране впервые в мировой практике требование охраны и рационального использования природных богатств включено в Конституцию.
Существует около двух сотен юридических документов, касающихся природопользования. Одним из важнейших является комплексный закон «Об охране окружающей природной среды», принятый в 1991 г.

Он гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия загрязненной окружающей природной среды, на участие в экологических объединениях и общественных движениях и получение своевременной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее защите.

        Вместе с тем, каждый гражданин обязан принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную и материальную.

В случаях наиболее тяжелых нарушений, например, при поджоге леса, виновный может быть подвергнут уголовному наказанию в виде лишения свободы, наложения крупных денежных штрафов, конфискации имущества.

Однако чаще применяется административная ответственность в виде наложения штрафов, как на отдельных лиц, так и на предприятия в целом. Она наступает в случаях порчи или уничтожения природных объектов, загрязнения природной среды, невыполнения мер по восстановлению нарушенной окружающей среды, браконьерства и т. д.

Кроме того, выплата штрафа не освобождает от материальной гражданско- правовой ответственности, т. е. необходимости возмещения причиненного загрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству.

Кроме декларации прав и обязанностей граждан и установления ответственности за экологические правонарушения, вышеназванный закон формулирует экологические требования при строительстве и эксплуатации различных объектов, показывает экономический механизм охраны окружающей среды, провозглашает принципы международного сотрудничества в этой области и т. д.

Необходимо отметить, что Природоохранительное законодательство, хотя и является довольно обширным и разносторонним, на практике действует еще недостаточно эффективно. Причин этому много, но одной из важнейших является несоответствие тяжести наказания тяжести преступления, в частности низкие ставки взимаемых штрафов. Например, для должностного лица он равен от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда
(не путайте с фактической зарплатой, получаемой работником, которая всегда значительно выше). Однако двадцать минимальных зарплат часто не превышают одного-двух реальных месячных окладов этих должностных лиц, так как речь идет обычно о руководителях предприятий и подразделений. Для рядовых граждан штраф не превышает десятикратного размера минимальной оплаты труда.

Уголовная ответственность и возмещение нанесенного ущерба применяются значительно реже, чем надо бы. Да и невозможно его полностью возместить, так как он часто достигает многих миллионов рублей или вообще не поддается денежному измерению.

И обычно за год по всей стране рассматривается не более двух десятков дел по ответственности за загрязнение воздуха и воды, повлекшее тяжелые последствия, да и самые многочисленные дела, связанные с браконьерством, не превышают полутора тысяч в год, что несравнимо меньше реального количества правонарушений. Правда, в последнее время наметилась тенденция роста этих цифр.

Другими причинами слабого регулирующего действия природоохранительного законодательства является недостаточная обеспеченность предприятий техническими средствами для эффективной очистки сточных вод и загрязненных газов, а проверяющих организаций — приборами для контроля за загрязнением окружающей среды.

Наконец, большое значение имеет низкая экологическая культура населения, незнание им основных природоохранных требований, снисходительное отношение к губителям природы, а также отсутствие знаний и навыков, необходимых для эффективного отстаивания своего права на здоровую окружающую среду, провозглашенного в законе. Сейчас необходимо разработать правовой механизм защиты экологических прав человека, т. е. конкретизирующие эту часть закона подзаконные акты, и превратить поток жалоб в прессу и вышестоящие управленческие инстанции в поток исков в судебные органы. Когда каждый житель, здоровье которого пострадало от вредных выбросов какого-либо предприятия, подаст иск с требованием материально возместить нанесенный ущерб, оценив свое здоровье в достаточно крупную сумму, предприятие просто экономически будет вынуждено срочно принять меры к снижению загрязнения.

Но как бы хорошо не были организованы официальные службы охраны среды, сознание опасности должно стать всеобщим.

Спасти свой дом, пока ещё не поздно! – этот довод должен быть взят на вооружение каждым человеком, живущем на этой планете.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Чёрные сотрёшь ли человек?¹

1.Понибратенко М. Стихи. Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство. – 1989. – 14 с.


3.Заключение

        Многие, наверное, слышали следующую притчу:«Две лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: это конец, сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась, барахталась…сбила под собой комок масла и выбралась из горшка.»1

         Как бы хотелось видеть судьбу человечества в образе не первой, а второй из лягушек. Хотя, по правде говоря, твёрдой уверенности у народов в завтрашнем дне пока нет.

        Наша планета всё ещё остаётся по – детски беззащитной перед адской силой разбуженных сил природы. Неужели жизнь, которая развивалась на Земле 5 млрд лет, будет полностью уничтожена, и новым поколениям будет просто негде жить? Неужели наша голубая планета когда – нибудь может стать гигантской братской могилой человечества, над которой уже никогда не зажжётся ни Вечный огонь, ни огонь Прометея?

        Шанс выжить, выстоять у человечества, у планеты, конечно же, есть. Однако он не очевиден, как думают некоторые. Во всяком случае, течение событий по «трафарету», т.е. без внесения существенных перемен в жизнь людей принесёт человечеству неисчислимые бедствия. Одна лишь экологическая драма – это «бомба», которая для человечества столь же опасна, как и ядерная. Разумеется, перемены будут происходить не синхронно и не автоматически. Всякая ломка болезненна. Она бросает то в жар, то в холод, то там, то здесь сводит судорогами и анемией, как и всякий кризис затянувшейся болезни. Хотелось бы думать, что у людей достаточно здравомыслия для того, чтобы не дать повернуть «лодку», не оказаться у разбитого корыта.

Итак, к каким выводам мы пришли?.. Подводя итог данной работы, хочется отметить следующее:

1. .Гладкий Ю.Н. Дайте планете шанс: Книга для учащихся  / Ю.Н. Гладкий, С. Б. Лавров. – М.: «Просвещение», 1995. – С.200

1. Определяя круг наиболее актуальных экологических проблем, нельзя остановиться отдельно на нескольких. Как важнейшие, можно выделить, пожалуй, лишь направления, упуская из внимания которые, человечество ставит под угрозу сам факт своего существования. К таким группам можно отнести проблемы, связанные с наиболее жизненно важными природными ресурсами: воздух, вода, почвы...

2. Вспоминая историю нашего вопроса, можно сделать вывод, что экологические проблемы - вовсе не явление ХIХ-ХХ веков, а изначальное противоречие между человеком и окружающей его средой, берущее начало у самых истоков цивилизации и коренящееся в глубинах людской психологии.

3. Говоря о современном состоянии наиболее актуальных экологических проблем, можно подчеркнуть тот факт, что одновременно с их серьезнейшим обострением, наметилось общее стремление искать выходы из складывающейся, порой критической, ситуации.

4. А в этой связи, среди наиболее перспективных направлений природоохранной деятельности можно назвать различные общественные движения и межгосударственные акции, в силу своей неофициальности имеющие серьезное воспитательное значение.

В целом,  хочу отметить, что главным итогом проделанной работы для меня стало новое, более глубокое и одновременно более конкретное понимание остроты стоящих перед человеческой цивилизацией проблем.

         Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого зависит его собственное выживание. А ведь наша природа полна поэзии, прелести, трогает и волнует душу. Только мне кажется, если я выйду в поле на рассвете, окунусь в прозрачную его синеву, то невольно содрогнусь не от свежего ветра, резко дохнувшего на меня, нет. То будет не ветер, а тяжкий вздох, вздох земли… стон земли… мольба земли.

Я – Земля,

Вращаясь в Космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала… Плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет

Терзает сталь моё земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Всё то, что я имела и имею,

Своим добром считает человек.

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю,

И, сотрясая твердь землетрясеньем,

На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулканы

Выплёскивают с лавой боль Земли…

Очнитесь, люди!

Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасли!1

           Перед тем как  поставить последнюю точку в своей работе, мне хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что пришло время бить во все земные колокола. У человечества нет сегодня заботы более серьёзной, чем найти силы, найти средства, найти разум, чтобы поладить с природой.  Иначе придётся возвращаться к некому подобию каменного века.

Живи, Земля! Живи, Земля!

И вы поймите, люди!

Другой земли, другой земли, другой земли не будет!

Из тысячи планет, такой зелёной нет.

Из тысячи планет, такой любимой нет.2

        1.  Ресурсы Интернет knowledge.allbest.ru/literature/3c0...

         2.Ресурсы Интернет vse5ki.ru/biograf/aitmatov.html

Литература

1. Введение в обществознание: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – 11-изд.- М.: Просвещение, 2006. – 48 с.

2.Гладкий Ю.Н. Дайте планете шанс: Книга для учащихся  / Ю.Н. Гладкий, С. Б. Лавров. – М.: «Просвещение», 1995. – 201 с.

3. Голубев И.Р. Окружающая среда и её охрана: Кн. Для учителя /И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков. – М.: Просвещение,1985. – 191 с.

4. Меньчуков А.М. В мире ориентиров. – М.: Просвещение,1985. – 185 с.

5.ПонибратенкоМ. Стихи. Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство. – 1989. – 18 с.

6.Фёдоров В. Стихи. Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство. – 1989. – 29 с.

7. Интернет ресурсы:

                                 knowledgvse5ki.ru/biograf/aitmatov.html

                      e.allbest.ru/literature/3c0...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

У роковой черты

Интегрированный урок по обществознанию и биологии....

"Сороковые, роковые" (Поэзия Великой Отечественной войны)

В папке содержится урок литературы в 11 классе на тему "Сороковые, роковые" и приложения со стихами поэтов фронтовиков....

"Сороковые, роковые" (Поэзия Великой Отечественной войны)

В папке содержится урок литературы в 11 классе на тему "Сороковые, роковые" и приложения со стихами поэтов фронтовиков....

Настасья Филипповна как роковая женщина в романе "Идиот" Ф.М. Достоевского

Настасья Филипповна как роковая женщина в романе "Идиот" Ф.М. Достоевского...

Урок обществознания в 8 классе "У роковой черты"

В методическую разработку урока по обществознанию в 8 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова входят: разработка урока ( подробный план проведения), сопровождением к уроку является презентация и приложения ...

У роковой черты

Урок экологической направленности в 6 классе по обществознанию....