Внеурочная деятельность как способ повышения качества образования
статья на тему

Алтынбаева Анна Александровна

На базе школы - интернат №13 проводился эксперимент. Экспериментальная группа дополнительно занималась в секции - аэробики. При разработке программы секции учитывались тема занятий на уроках физической культуры, какие физические качества планируется развивать на уроках; подбор упражнений осуществлялся с целью развития тех же самых физических качеств, что и на уроках физической культуры.

Дополнительные занятия по аэробике проводились за счет часов отведенных на спортивную работу из раздела внеурочная деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vneurochnaya_deyatelnost.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Алтынбаева А.А.

учитель физической культуры

ГБОУ Уфимская коррекционная   школа-интернат №13для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Внеурочная деятельность как способ повышения качества образования

В национальной  инициативе «Наша новая школа» ключевую позицию занимает «Здоровье школьников». В документе отмечается, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Там же говорится о том, что большее внимание необходимо уделить качественной организации спортивных занятий школьников. «Однако еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников».

Введение федеральных государственных стандартов нового поколения позволяет реализовать те идеи, которые заложены в национальной  инициативе «Наша новая школа». Стандарты  предполагают «создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учебе». Сегодня важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, учитывая интересы и склонности школьников. На мой взгляд интеграция формального и неформального образования сделает школьную жизнь увлекательной, насыщенной, интересной и станет важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

Формальное образование (основное) заключается в реализации ФГОС с целью распространения культуры, отражения науки, техники искусства с целью формирования у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, принятых в обществе. Параллельно с формальным образованием, всегда существовало и неформальное (дополнительное) образование. Школьники посещали кружки, факультативы и секции в соответствии со своими интересами. Неформальное образование не всегда состыковывалось с формальным, т.к. не у всех школьников была (и есть) возможность посещать кружки, факультативы и секции в соответствии со своими интересами.

В рекомендациях к стандартам второго поколения предлагается «разработать новые физкультурно-оздоровительные технологии и методику адаптивной физкультуры, основанные на индивидуализации параметров физических нагрузок и способствующие восстановлению нарушенного здоровья и формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом».

Физическое воспитание в школе направлено на содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Основные задачи реализации содержания предметной области «Физическая культура» заключаются в укреплении здоровья; в содействии гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию; в успешном обучении; в формировании первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры; в формировании установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Виды и категории аэробики позволяют учитывать индивидуальные особенности, потребности, возможности школьников. Занятия должны проводиться с учетом индивидуальных особенностей учеников. Это необходимо и можно предусмотреть на уровне планирования.

Для развития физических качеств, хорошо подходит аэробика. Аэробика – это комплекс упражнений на выносливость, которые продолжаются относительно долго и связаны с достижением баланса между потребностями организма в кислороде и его доставкой. Ответ организма на повышенную потребность в кислороде называется тренировочным эффектом или позитивными физическими сдвигами. К положительным тренировочным эффектам относятся увеличение общего объема крови и легких, укрепление сердечной мышцы, укрепление костной системы, повышение работоспособности, улучшение координации движений и др.

На базе школы - интернат №13 проводился эксперимент. Экспериментальная группа дополнительно занималась в секции - аэробики. При разработке программы секции учитывались тема занятий на уроках физической культуры, какие физические качества планируется развивать на уроках; подбор упражнений осуществлялся с целью развития тех же самых физических качеств, что и на уроках физической культуры.

Дополнительные занятия по аэробике проводились за счет часов отведенных на спортивную работу из раздела внеурочная деятельность. Для развития общих физических показателей дополнительные занятия по аэробике включают в свое содержание следующие части:

Подготовительная часть – в нее входит разминка (10-15 минут), которая состоит из общеразвивающих упражнений (преимущественно для выполнения конкретных задач тренировочного занятия), выполняемая  в среднем темпе (чтобы не переутомить организм школьника) со стретчингом особенно тех мышечных групп, которые активно будут участвовать в основной части (для предупреждения травматизма).

Основная часть включает в себя отработку, например, базовых шагов   аэробики, составление и совершенствование комплекса упражнений без музыки (под счет) и под музыкальное сопровождение. В основной части идет развитие координационных и силовых способностей, выносливости,  основу которых составляют продолжительные непрерывные движения с участием больших мышечных групп, с постепенным увеличением интенсивности. Во время отдыха выполняются упражнения на расслабление и растяжку тех групп мышц, на которые была направлена нагрузка. Продолжительность основной части тренировки 20-25 минут.

Заключительная часть включает в себя «заминку» состоящей из пассивной и активной растяжки для всех мышечных групп и стретчинг на те мышечные группы, которые принимали активное участие в работе.  Продолжительность заключительной части учебно-тренировочного занятия  составляет 5-10 минут.

Реализация дополнительных занятий по аэробике в виде эксперимента позволяют сделать следующие выводы.

1. Введение в естественный учебно-воспитательный процесс дополнительных задач по физической культуре даже в объеме 1 часа в неделю позволит улучшить результаты формирования основных физический качеств у учеников начальной школы.

2. Занятия по аэробике должны сочетаться с материалом, который осваивают школьники на уроках физической культуры. Такая организация положительно отражается и на качестве усвоения учебного материала обязательной программы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учеб. пособие для студентов вузов физической культуры / под ред. Е. Б. Мякинченко и М. П. Шестакова.– М.: Спорт Академ Пресс, 2012. –304 с.
  2. Интеграция формального и неформального образования: методические рекомендации / под научн. Ред. А.В. Горского; авт.-сост. В.А. Горский, С.В. Ким, Д.В. Смирнов; Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения». – М.: УРАО ИСМО, 2011. – 219 с
  3. Лисицкая, Т.С., Аэробика: в 2 т. Том 2.  Частные методики/ Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. – М.: Федерация аэробики, 2015. – 211 с.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»/http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0 %B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/1450 (01.05.2013)
  5. Формальное, неформальное и другие формы непрерывного образования http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26456-formalnoe-neformalnoe-i-drugie-formy-nepreryvnogo-obrazovaniya.html (01.05.2013)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы как способ повышения качества образования»

Современная школа направлена на подготовку не только грамотных учеников, но и способных самостоятельно мыслить.Использование современных инновационных технологий (дебаты, «мозговой штурм», техно...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования

Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...

Использование метода проектов в преподавании технологии для девочек как способ повышения качества образования

Предлагаемая статья является  основой для выступления перед коллегами на методическом объединении и содержит краткое описание метода проектов, который широко используется мною в учебной практике...

Организация работы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках истории и обществознания как способ повышения качества образования.

В материале представлены конкретные примеры формирования УУД на уроках истории и обществознанияя в соответствии с требованиями ФГОС...

Использование дистанционных форм обучения во внеурочной деятельности как ресурса повышения качества образования учащихся

Использование дистанционных форм обученияво внеурочной деятельности как ресурса повышения качества образования учащихся...

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов на начальной и основной ступенях обучения школьников иностранному языку как один из способов повышения качества образования

Система мониторинга в наши дни создается повсеместно. Она необходима для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффект...

Нестерова Е.С., учитель русского языка и литературы "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"

Нестерова Е.С.,учитель русского языка и литературы ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту ...