Классный час на тему "Настоящие хозяева России"
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Тема классного часа актуальная.«Настоящие хозяева России: вчера, сегодня, завтра». Беседа с учащимися помогает понять значимость профессии людей, живущих и работающих на земле; воспитать трепетное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба. Этот урок учит бережно относиться к самому ценному в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_nastoyashchie_hozyaeva_rossii.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Настоящие хозяева России: вчера, сегодня, завтра».

Цель:

  1. понять значимость профессии людей, живущих и работающих на земле;
  2. воспитать трепетное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.
  3. научиться бережно относиться к самому ценному в жизни человека.

Ход урока:

1.Здравствуйте, садитесь.

(Звуки природы: пение жаворонков, шелест листьев)

Ученик читает стихотворение И. Дудина «О чем мне думалось во ржи».

Слайды

Как жарко пахнет рожь в июле,

 Как дружно колоситься рожь!

 В тоске стрекоз, в шмелином гуле

 Ты в наливную рожь идешь.

Идешь в зеленую траншею,

 Где зноем дышит благодать,

 Где колос к колосу — по шею

 И горизонта не видать.

Качнулось облако гусыней.

 Тропа замкнулась, как силок.

 Тебе в глаза синеет синий,

 Как откровенье василек.

Зеленым усом колос колко

 Прошелся по твоей щеке.

 Перебежала перепелка

 Через тропу невдалеке.

 И над тобой стрижи, как пули,

 Мелькнули через зыбкий зной.

 Как жарко пахнет рожь в июле

 Истомой зрелости земной!

Как светел мир! Как воздух сладок!

 И ты его за хлебом пьешь.

 И нет обид. И нет загадок.

 Есть только зреющая рожь.

 Слайд.

Учитель. Россия, Русь — мое великое Отечество! Нас поражают бескрайние просторы, бесконечно тянущиеся поля и леса. Не перестаем  восхищаться красотой  нашей Родины. А сколько людей своим трудом  прославляют, приумножают  его богатства. О  настоящих хозяевах России  заведет  с вами разговор  учитель русского языка и литературы средней школы №1 Байгазина Зиля Касимовна. Тема классного часа: «Настоящие хозяева России: вчера, сегодня, завтра».

- Ребята, сразу возникает вопрос. Кто настоящие хозяева России? (Это люди, живущие в России. Это люди, работающие на благо Родины.

- Что они делают? Слайды    Хлеборобы работают на земле и выращивают хлеб, (Словарная работа).  Хлебороб - крестьянин, выращивающий хлеб, земледелец), рабочие и инженеры на заводах создают машины и оборудования для развития нашей страны, для освоения космоса, а врачи, учителя трудятся для того,  чтобы народ России был здоровым  и образованным. Мы живем на селе. И поэтому настоящим хозяином  России можем считать хлебороба, человека, трудящегося на земле. Благодаря труду которого, у каждого из нас  есть на столе (что?) – хлеб. А что сам народ говорит о хлебе?

Слайд

Хлеб в пословицах и поговорках.

Хлеб - батюшка, вода - матушка.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — и стол доска.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

 Пшеницу сей, когда зацветёт черёмуха.

Глубже пахать, больше хлеба жевать.

Хлеб всему голова.

- Ребята, прав народ, что «Хлеб – всему голова»?

 Об этом есть и народная притча.

Перед смертью позвал старик своих сыновей и поделил между ними всё, что имел. Старшему – деньги, среднему – тройку коней буйногривых. Младшему, Ванечке, досталась что – то тяжёлое в кованом ящике.

- А где золото? – ищут старшие дети.

- В кованом ящике! – заметил средний.

Взяли топор, взломали замок. Смотрят, а там пшеница. Для кур пригодится – смеялись братья над Ванечкой. А Ванечка счастлив, радуется: Братцы, пшеница горит словно золото!

Уехали братцы умножать полученное добро. А Ванечка вышел на поле да посеял свою рожь.

Много ли мало ли времени прошло, вернулись домой опечаленные братья: Деньги внезапно упали в цене, тройку коней увели при луне.

- Не пропадем!

Загляните в каморы,

Ваня сказал им,

Там золота горы…

В поле повёл их

Там золото. Рай.

И на столе золотой каравай.

Мудрый старик поступил человечно:

Хлеб – вот богатство,

Которое вечно!

        - Понравилась притча? В чем поучительный смысл притчи? (Самое важное, бесценное добро – это хлеб).

        Ванечка говорит: «Хлеб – вот богатство, которое вечно!»

- Как вы понимаете слово вечно? Вечно – вот это и есть вчера, сегодня, завтра. Вечно нам нужен хлеб.

Слайд

Ребята, перед нами Атнабаев Ангам Касимович. Узнаете его? Кто же он? (Наш земляк, народный  поэт). Он написал стих. «Черный хлеб».

Давайте прочитаем. (Закрыть проектр) Стихи на столе.

- Как вы поняли отношение Ангама Атнабаева к хлебу? (Что в жизни России были горькие и тяжелые времена. И это пережил сам поэт. И сказал (о чем?), что нет ничего слаще и желаннее, чем кусок черного хлеба).

Посмотрим фильм. Великая Отечественная война.  Блокадный Ленинград.

Вывод: Ребята, Ленинград (ныне Санкт-Петербург) был в окружении врага больше 2 лет, 871 дней. Не было хлеба. Каждый человек  получал в сутки 125 граммов  хлеба. Это кусок хлеба в день. Ленинградцы боролись, выжили благодаря (чему?) хлебу. Хлеб – это жизнь.

Слайд

Ребята, в Древней Руси хлеб называли по-другому, жито. Хлеб – это жито. Жито – это хлеб. (Интересное наблюдение, да?) В этимологическом словаре указано, что оно образовано от слова жити  (жить) с помощью суффикса - то.

                                                                                                                Кроссворд. Писать маркером.

Перед  вами кроссворд. Давайте, отгадаем слова, тесно  связанные со словом жито, хлеб.

  1. Что сеют на полях? (Рожь)   Обратите внимание на картину художника- пейзажиста Ивана Ивановича  Шишкина «Рожь».

Поле (какое?) ржаное

Колосья (какие?) золотистые, спелые

Рожь (Какая?) высокая, густая.

Земля (какая?) богатая.

Хлеб – это богатство. Это такое же богатство  как нефть, газ, золото, алмазы. Хлеб - сила нашей державы. Запомните, что  наша родина будет сильной тогда, когда много будет хлеба.  

Слайд.

Чтение стихотворения «Берегите хлеб»

Ребята, помните слова.

 Правдивы и красивы:

 - ХЛЕБ, ОН ВСЕМУ ЕСТЬ ГОЛОВА,

 И в хлебе наша сила!

 Он землю держит на плечах,

 И кормит все народы.

 Хлеб - это чудо из чудес -

 ЦЕННЕЙШИЙ ДАР ПРИРОДЫ!

  1. Что пекут на масленицу? (Блины) Слайд
  2. Что получается из муки? (Тесто) 

Слайд

Из истории.

Считается, что способ приготовления хлеба из кислого теста был открыт примерно пять тысяч лет назад в Древнем Египте. А помог этому случай. Вроде бы подкисло тесто по недосмотру раба, приставленного к кухне, но он, желая, видно, избежать взбучки, лепёшки всё-таки испёк. Каково же было его удивление, когда вместо ожидаемого наказания он заслужил похвалу – лепёшки оказались вкуснее, пышнее, румянее, чем те, что готовились раньше. Бедняга так обрадовался, что пал на колени перед чудом и воскликнул: «Хлеб – это дар Божий!»

  1. Без чего не испечь хлеб?

Без муки

Без печки

Без дрожжей

Без теста

Без воды

Без умения

(Без соли)  

Слайд

- А какую народную традицию вы знаете? (Встречать гостей  с хлебом и солью)

- За что мы любим хлеб? (Он вкусен, сладок, сытен, дает нам силу).

- Очень важно быть к  хлебу каким? ( добрым, внимательным).

Слайд

Мы с вами живем на татышлинской земле. У нас живёт старательный, трудолюбивый народ. Благодаря их труду у нас на столах  ароматный хлеб.

Ребята, А есть ли в ваших семьях хлеборобы? (трактористы, водители, комбайнеры, агрономы).

Вывод:

Они настоящие хозяева России. Настоящими хозяевами мы можем назвать и тех, кто бережно относится к хлебу. Хотим, ребята, быть настоящими хозяевами? (ДА).

Слайд. Рефлексия.

А сейчас посмотрите на стол, на это богатство. Каравай хлеба – это по- истине чудо.

  • Хлеб – всему голова.
  • Хлеб – это жизнь.
  • Хлеб – это богатство.
  • Хлеб – это счастье, радость.
  • Хлеб – это бесценное добро.
  • Хлеб – это труд хлеборобов.

     Слайд

- О чем мы поговорили? О трепетном отношении к хлебу. О том,  что настоящие хозяева России вечно – это хлеборобы. Они совершают  великий подвиг, кормят страну.

Давайте же беречь, растить и приумножать его на наших российских и башкирских полях. Берегите хлеб, берегите – это

     чудо.

Послушаем песню «Что может быть лучше России?»

Ребята, благодарю вас за участие и внимание. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

1. Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!2. 7 сентября 2012 года исполнится 200 лет со дня Бородинск...

Классный час на тему: «Новая Россия начинается с 1812 года»

Классный час посвящён Дню воинской славы России, воспоминаниям  о знаменательном событии в истории России,  победе русского народа в Отечественной войне 1812 года, чтобы молодое подрас...

Классный час – игра «Золотое кольцо России»

Ознакомление учащихся с историческим и архитектурным наследием российских городов через игровую деятельность....

Классный час на тему: Классный час на тему: "Конституция России"

Классный час на тему: Классный час на тему: "Конституция России"...

Презентация на тему: «Настоящие хозяева России: вчера, сегодня, завтра».

Презентация на тему: «Настоящие хозяева России: вчера, сегодня, завтра» интересна. Она помогает вести беседу о профессиях, учит уважать труд хлебороба, любить Родину....

Классный час, посвященный памяти Героя России Т.А. Апакидзе на тему: "От нахимовца к Герою России"

Мероприятие готовилось и проводилось в преддверии дня Героев Отечества. И в наше мирное время всегда есть место подвигу, который совершают не какие-то вымышленные герои, а обыкновенные люди, честно и ...

Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».

Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....