Образовательная программа внеурочной деятельности "Литература воронежского края"
рабочая программа (5, 6 класс) на тему

Симонова Валентина Егоровна

Программа  кружка включает следующие основные направления учебной деятельности: литературное, духовное краеведение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_literatura_voronezhskogo_kraya.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЛИТЕРАТУРА ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ»

                                             Автор-составитель программы: Симонова Валентина Егоровна,          

                                              учитель русского языка и литературы

                                        МКОУ Мастюгинская ООШ

         

                                                                  Пояснительная записка

 

            Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

— Закона РФ об образовании

— приказа Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (вред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

— постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации№ 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

— регионального базисного учебного плана (№     от 27.07.2012г)

— устава МКОУ Мастюгинская ООШ,

-учебного плана МКОУ Мастюгинская ООШ на 2015-16 уч. год.

-учебного пособия– «Люби и знай родной край».( «Центр духовного     возрождения      Черноземного края», Воронеж –2008г.

 

                                    Цели и задачи программы

             В последние годы в образовательно-воспитательных учреждениях повысился интерес к изучению литературы родного края. Воронежский край, давший России Алексея Кольцова и Ивана Никитина, Ивана Бунина и Андрея Платонова, давно известен как один из самых богатых и интересных регионов страны, сохранивший общерусские традиции.

     В этом плане региональный компонент –благодатный материал в работе учителя литературы. Внеурочное занятие «Литература земли Воронежской» предполагает знакомство учащихся с творчеством наиболее известных поэтов и писателей Воронежского края.

     Выпускники нашей школы должны помнить о красоте и богатстве родной земли, о том, что нам выпало счастье быть земляками  многих  талантливых поэтов и писателей.

Цель изучения литературы Воронежского края– способствовать становлению личности ребенка, помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов и писателей родной земли, показать величие нашего народа, его душевную красоту, трагизм судьбы в различные эпохи, выявить общее и специфическое в развитии литературы России, стран мира;

Следуя принципам возрастного и личностно – ориентированного подхода, обращать учащихся к истокам, что необходимо каждому человеку. Учить детей ценить, сохранять, накапливать культурно-духовные богатства наших предков.

Задачи:

1.  Формировать у школьников чувства уважения к литературному наследию родного края;

2. Совершенствовать навыков анализа литературного произведения;

3.  Формировать умения пользоваться литературоведческими и культурологическими категориями;

4. Научить рецензировать прочитанные произведения, отмечая и учитывая особенности писательского мастерства;

5.  Учить работать с литературно-критическим материалом,  следить за литературным творчеством писателей и поэтов родного края;

6. Учить использовать в поиске нужных материалов ресурсы Интернета.

Основные направления:

Программа  кружка включает следующие основные направления учебной деятельности: литературное, духовное краеведение.

Формы проведения занятий:
Экскурсии.
Работа с Интернет-ресурсами.
Исследовательская деятельность.
Создание презентации  «Литература родного края»

Принцип программы:

От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «малой родины” — к систематизированному знанию о литературе родного края.

Механизм реализации программы:
На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки. Главными организационными формами вовлечения учащихся в читательскую деятельность на занятиях кружка является работа в малых группах и «медленное чтение» — красота художественного литературного текста не теряется, а, наоборот, раскрывается при неспешном общении с произведением, а также исследовательская работа, составление планов и тезисов статей на литературные и публицистические темы, написание  отзывов на самостоятельно прочитанные произведения.

Прогнозируемые результаты:

Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к литературе своей «малой Родины», создание презентации«Литература родного края».

Приобретенные знания по литературе и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы,  МХК, ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по литературе и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры. Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.

Литература

 Кольцовские и никитинские места в Воронеже: Буклет / Сост. А.Н. Акиньшин и др. Воронеж, 1984.

Краеведение. Пособие для учителя / Под редакцией А.В. Даринского. Москва, 1987.

Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу. Воронеж, 1993.

Очерки литературной жизни воронежского края. 19 – начало 20 в. Воронеж, 1970.

Прудоминский  В. «А рассказать тебе сказку?..»: Повесть о жизни и трудах сказочника А.Н. Афанасьева. М., 1970.

Скатов Н. Кольцов.М., 1983. (Жизнь замечательных людей).

                                                                  Тематический план

Темы занятий

Кол-во

часов

Дата проведения

1

Введение. Краеведение – наука о родном крае. Что изучает  литературное краеведение.

 

2

Стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае

3

Легенды и предания Острогожского края.

1

 

4

Воронежские сказительницы А.Барышникова и А.Королькова…

1

 

5

Собиратель сказок А. Афанасьев.

1

 

6

 Воронежские народные песни.

7

Календарно-обрядовая поэзия.

2

 

8

Знакомство со сборниками сказок А.Корольковой

1

 

9

Создание презентации «Воронежские сказки»

10

Творчество А.В.Кольцова

11

Творчество  И.Никитина.

1

 

12

Литературно- музыкальная композиция.

13

Жизнь и творчество А.П.Серебрянского.

1

 

14

Литературные имена 20 века.  

1

 

15

А Платонов. Жизнь и творчество.

1

 

16

Чтение и обсуждение рассказов. ( «Золотое кольцо», «Еще мама», «Маленький солдат» и др.)

17

Чтение и обсуждение рассказов. ( «Золотое кольцо», «Еще мама», «Маленький солдат» и др.)

18-19

Подготовка проектной работы по творчеству А.Платонова

20-21

Знакомство с книгой В.Дмитриевой  «Малыш и Жучка».  Написание отзывов

1

 

22-24

Повесть Е.Дубровина «В ожидании козы». Чтение и обсуждение.

3

 

25

С.Я.Маршак. Жизнь и творчество.

26

Чтение и обсуждение сказки «Двенадцать месяцев».

27

Постановка  картин из пьесы- сказки.

28-29

Подготовка проектной работы по творчеству С.Маршака

30

Конкурс рисунков «Моя малая родина»

31

Литературная игра «Знай и люби свой край»

1

 

32

Подготовка сообщений о литературе родного края

33-34

Создание презентации  «Литература земли Воронежской»

 

2

 

Защита проектов

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Мой край"

Данная программа внеурочной деятельности направлена на формирование у   школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отно...

программа внеурочной деятельности "Мой край, минни дуннэ"

        Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо   ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мой край родной» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 6 класс

Программа  внеурочной деятельности  “Мой край родной” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край родной” ) разработана для занятий творче...

Программа внеурочной деятельности «Наш край родной»

Программа  внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.Содержание программы соответствует цели внеурочной деятельности...

Рабочая программа внеурочной деятельности « Ты край мой родной»

Введение в курс «Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний.»-1час.Раздел 1. Малая Родина-Тамбовский край»-10часов.  Территория  и географическое положение Там...