План-конспект: Безопасность Дорожного Движения: я - велосипедист
план-конспект занятия (5, 6 класс) на тему

Матвеева Светлана Константиновна

 Культура вождения в РФ оставляет желать лучшего. В нашем лицее были разработаны тематические уроки по обучению детей 5-6 классов безопасному управлению велосипедом, использованию защитной экипировки, знанию знаков дорожного движения.

Особое внимание было уделено правилам проезда перекрестков, пересечения проезжей части по пешеходному переходу. На данный момент в нескольких регионах в рамках уроков дополнительного образования проводятся занятия по вышеуказанной тематике с целью наработки опыта внедрения данной программы в образовательных учреждениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект   занятия  на  тему

"Безопасность Дорожного Движения: я - велосипедист"

( 5-6 класс,  12-13 лет)

Пояснительная записка:

        Одно из самых популярных среди детей в России средств передвижения  - это велосипед. Родители зачастую учат детей кататься на велосипеде с самого детства, однако нельзя забывать, что велосипед - это полноценное транспортное средство, управление которым требует  знания Правил Дорожного Движения.

Кроме знания ПДД, детям необходимо уметь управлять велосипедом, в  том числе и с помощью одной руки (т.к. по ПДД велосипедистам необходимо обозначать с помощью руки дальнейшее направление движения), а также делать осмотр своего Транспортного Средства с целью выявления неполадок.

Согласно действующим Правилам Дорожного Движения, ребенок с 14 лет имеет право передвигаться по правому краю проезжей части и по обочине, что требует особых навыков и концентрации. Именно поэтому дополнительная подготовка детей и проверка уже существующих знаний  в возрасте 12-13 лет достаточно актуальна.

Движение на велосипедах становится безопасным только если ребенок имеет необходимые навыки управления, знает и соблюдает правила ПДД.

Цель: расширение знаний обучающихся о правилах выбора велосипеда, осмотра его перед выездом; закрепить элементарные правила для велосипедистов на практике; привитие навыка безопасной езды на учебной площадке.

Задачи:

Образовательные: научить ездить на учебной площадке  с преодолением препятствий. Применение полученных навыков  в реальных дорожных условиях.

Развивающие: расширить знания учащихся о предупредительных сигналах велосипедистов.

Воспитательные: воспитывать потребность у детей безопасного поведения на дороге, соблюдения Правил дорожного движения.

Оборудование: дорожный велосипед с диаметром колес 20 дюймов, экипировка для велосипедиста, наглядный материал (распечатанные рисунки, сигналы светофора)

План занятия:

1. Организационно-подготовительный и диагностический этап:

1.1. Проверка присутствующих.

1.2. Сообщение темы и цели занятия.

2. Основной этап:

2.1. Оснащение велосипеда. Подгонка велосипеда. Беседа о к  безопасной езде на велосипеде.

2.2. Защита велосипедиста

2.3. Отрабатываем сигналы велосипедиста при повороте направо, налево, при торможении или остановке. 

3. Итоговый этап:

3.1. Тестирование

Ход занятия.

1. Организационно-подготовительный и диагностический этап:

1.1. Приветствие учащихся, проверка присутствующих.

1.2. Сообщение темы и цели занятия. «Безопасное управление велосипедом»

2. Основной этап:

2. Устройство велосипеда

2.1. Велосипед является первым в жизни транспортным средством. И многие продолжают дружить с ним на протяжении всей жизни. Но, покупая велосипед, важно чтобы он был подобран по росту. Большой,»на вырост», не удобен – ноги с трудом достают до педалей, на слишком маленьком приходится высоко поднимать сиденье и руль, сутулиться при езде.

Тормоза

Главное, перед поездкой знать где в вашем велосипеде находятся тормоза. Тормоза могут находиться спереди на руле. Или может быть педальный тормоз велосипеда ( на детские и подростковые обязательно ставится ножной) он приводится в действие при помощи вращения педалей в обратную сторону, т.е. назад. Находится такой тормоз только на заднем колесе. В нашем случае приведен пример педального тормоза (показ волонтера) . 

 Перед  каждой  поездкой,  особенно  на  большие  расстояния,  необходимо  проверить:  - крепление  руля (легко ли он вращается):     - состояние  тормозов;  - исправность  звонка  и  фонарей;  - натяжение  цепи;  - состояние   колёс (хорошо ли они накачены, надежно ли крепятся к раме)

Регулировка седла

В первую очередь нужно отрегулировать высоту, угол наклона и удаленность седла под ваш рост. Сядьте на седло и проследите, чтобы нога свободно доставала пяткой до педали в самом нижнем положении (Н). Если нога не будет распрямляться полностью, то это приведет к усталости, так как мышцы ног не будут работать в оптимальном режиме. А если седло стоит слишком высоко, то нога не достанет до педали и будет затруднена посадка на велосипед. (РИС.1)

3. Какой должна быть защита велосипедиста?

3.1. Шлем – это главный элемент защиты при езде на велосипеде, т.к. при падении или ДТП самыми опасными оказываются травмы головы. Велосипедные перчатки используют для защиты рук: при падении на твердое покрытие дороги, на асфальт, ладони и тыльная сторона кисти останутся неповрежденными. Помимо защиты, перчатки обеспечивают цепкий контакт с ручками и предотвращают проскальзывания руля, когда ладони потеют, а также в дождь — опять же безопасность. Наколенники- Эти «панцири» надеваются на колени и защищают в случае падения с велосипеда. Налокотники- нужны для защиты локтей. Они также бывают не только для локтей, но и для предплечья. «Пассивная защита» Это всевозможные свето-сигнальные и светоотражающие элементы: габаритные фонари,  светоотражающие полоски на раму велосипеда, спицы колес, браслеты, а так же светоотражающие вставки на одежде и обуви велосипедиста, катафоты  (КРАСНЫЙ под седло- белый под руль, оранжевые на спицы колес).  Они очень хорошо видны в темное время суток при попадании на них света от  фар. (НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ) 

Велосипедист и его транспортное средство должны быть хорошо заметны издалека: без световых элементов и фонарей велосипедист будет выглядеть лишь тенью на колёсах, что особенно опасно при движении по проезжей части. 

4.  Управление  велосипедом.    

Велосипед - это транспортное средство, но  немеханическое;  велосипедист - водитель этого транспортного средства, а значит и участник дорожного движения.

До 14 лет дети могут ездить на велосипедах только внутри дворов, на специальных площадках, по велодорожкам; Запрещено кататься по дорогам и даже обочинам дорог.

Изменение  направления  движения на велосипеде осуществляется при обгоне  или  объезде  какого-либо  препятствия,  а  также  при поворотах  и  разворотах, при  проезде  через  перекрёстки.  Для того, чтобы водители или пешеходы поняли, что собирается сделать  велосипедист существуют  специальные знаки, которые подаются рукой. Поэтому  очень важно научиться управлять велосипедом одной рукой.  (РИС2)

* Поворот  направо  или перестроение в  правую  сторону: вытянутая правая рука  либо вытянутая и согнутая в локте левая.  При  повороте  направо  велосипедист  должен  занять  крайнее  правое  положение  на  дороге.   (показывает волонтер повернувшись спиной в детям)                                                                                                                        

* Поворот налево или перестроение в левую сторону очень сложен даже для взрослого. Поэтому если хотите повернуть на лево, то нужно но сойти с велосипеда и перейти по пешеходному переходу. При этом велосипед надо катить рядом с собой.

!!!Однако лучше не пользоваться альтернативными способами (там, где согнутая рука), т. к. водители  других  транспортных  средств могут и не понять  этот  сигнал  велосипедиста, а вы можете запутаться!!!

 *  Остановка: поднятая вверх рука (любая).  Велосипедисту  нужно  грамотно  пользоваться    этими  сигналами,  чтобы  не  создавать  помех  на  дороге.      

Повторим Алгоритм поворота (показывает волонтер- помощник повернувшись спиной в детям) :

  1. Перед поворотом приблизьтесь как можно правее к краю проезжей части.
  2. Заблаговременно до начала поворота подайте сигнал поворота. (правой рукой в сторону)
  3. Посмотрите по сторонам и закончите подачу сигнала непосредственно перед выполнением маневра.
  4. Всегда останавливайтесь перед “зеброй”, чтобы пропустить пешеходов.
  5. Если вам необходимо повернуть налево, нужно доехать до пешеходного перехода, сойти с велосипеда и перейти по нему дорогу, соблюдая Правила безопасности для пешеходов.

Объезд

Обгон  запрещен. Как же поступить, если на пути оказалось препятствие ?

– Самым безопасным в этом случае будет – сойти с велосипеда, перейти на тротуар и обойти препятствие пешком. Если вы едете за городом, то можете объехать препятствие по обочине.

Как ехать по дороге?

Только после достижения 14 лет. Велосипеды должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее.  Никогда не двигайтесь за машиной, двигайтесь сбоку.  Машина может резко остановиться и вы в неё врежетесь.

При  выезде  на  улицу  со  двора  велосипедист  обязан  пропустить транспортные  средства  и  пешеходов  и  только  после  этого  отправляться  в  путь.                                                                          

 При  развороте  на  дороге  надо  сойти  с  велосипеда   и,  убедившись  в  безопасности,   перейти     дорогу,  ведя  велосипед  за  руль.  Лучше  всего  это  сделать  по  пешеходному  переходу. Переходя по пешеходному переходу надо всегда сходить с велосипеда) (РИС.3)

* На дороге  часто есть светофоры, давайте повторим сигналы светофора. (НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ – разноцветные кружки)

* Регулируемый  перекрёсток (когда есть светофор,  или есть регулировщик)   велосипедист  проезжает,  действуя  по  сигналам  светофора  или  регулировщика.   Если вы не уверены в своих действиях, сойдите на тротуар до полосы торможения, пересеките перекресток по пешеходному переходу  и  продолжите движение по проезжей части   (РИС. 4 посередине).

* На  нерегулируемом   перекрёстке  -это тот где нет каких либо знаков, где нет ни знака главной дороги, ни уступи дорогу, а так же где нет светофоров  велосипедист  обязан  уступить  дорогу            транспортным  средствам,   приближающимся  справа.  

5. Знаки для велосипедиста

Выходя на улицу, мы становимся, кем – пешеходами. Те, кто сидит за рулём автомашин – водители, кто едет на велосипеде – велосипедисты. Чтобы не было происшествий– круг с красной каймой, в центре которого изображен велосипед, - запрещает движение на велосипеде (РИС.5  запрещен) Здесь надо сойти с велосипеда и вести его рядом с собой у кромки тротуара.

Дорожный знак круглой формы, где на синем поле изображен белый велосипед, означает начало велосипедной дорожки. Тут вы можете спокойно ехать по своей полосе. (рис 5.)

Есть и вот такой итересный знак, велосипед в треугольнике он обозначает  пересечение велосипедной дорожки с дорогой для машин.  Все велосипедисты должны уступать дорогу машинам. (рис.7)

  1. Итоговый этап (тестирование- поднять руку и ответить):
  • С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по дороге? – с 14 лет
  • Как должен быть оборудован велосипед для езды в вечернее время?  - кАтАфоты , светоотражатели
  • Какой должна быть защита велосипедиста? –шлем, перчатки, наколенники
  • Как должен поступить водитель если увидел вот этот знак ( движ запрещено РИС.5)? – Сойти с велосипеда с вести руками
  • Какой сигнал нужно показать, если собрались остановиться?   - рука вверх
  • Вы едите на велосипеде и перед вами пешеходный переход. Ваши действия? – сойти с велосипеда. Вести руками
  • Где у нашего велосипеда находятся тормоза и как их применить?   - ножной. Назад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС (К)ОУ«Ключевской общеобразовательной (коррекционной) шко...

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС (К)ОУ«Ключевской общеобразовательной (коррекционной) шко...

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения учащихся «Молодое поколение России – за безопасность дорожного движения»

Мы живем в поселке, где из года в год стремительно растет число транспорта. Часто выезжаем в город. Случаются ситуации, когда не знаешь, как поступить при переходе улицы без пешеходного и подземного п...

Правила дорожного движения для велосипедистов. Действия велосипедистов при поворотах

Рекомендации в изучении правил дорожного движения для велосипедистов, изучении истории автомототранспорта...

План-конспект урока ОБЖ "Дорожное движение". 5 класс.

Цель урока:Актуализировать знания о составных частях дороги, о понятии «дорога». Показать учащимся возможные опасности на дороге, способы обеспечения безопасности на дороге.Задачи:Обучающи...

Памятка "Правила дорожного движения для велосипедистов"

С каждым годом на дорогах становится все больше и больше двухколесных транспортных средств. В том числе и велосипедов. Особенно активны велосипедисты в период с мая по сентябрь, и именно в это время у...