Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 3-4 класс.
рабочая программа на тему

Мурашова Татьяна Валентиновна

Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 3-4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 20»

140204, Московская область, г. Воскресенск, ул. Маркина, дом 3     

тел./факс 8 (496) 44-5-90-48, тел. 8 (496) 44- 5-96-90 E-mail: sosh_20@mail.ru

                                 

                     

                   УТВЕРЖДЕНА

приказом от ___________ № _______

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Умелые ручки»

для 3 класса

(общекультурное направление)

Составитель:

Мурашова Т.В., учитель технологии

высшей квалификационной категории

г.Воскресенск

2015 год

Пояснительная записка.

Рабочая  программа внеурочной деятельности «Умелые ручки»  построена и реализуется на основе следующих документов:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12 2012г.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373, в редакции приказов Минобразования России от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 августа 2011г. № 2357).
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк. М.: Просвещение, 2014.
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС.
  • Основная образовательная программа основного общего образования муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20» Воскресенского муниципального района Московской области.
  • Учебный план муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20» Воскресенского муниципального района Московской области.

 «Декоративно – прикладное искусство» является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности.  

        Настоящая программа курса «Умелые ручки»  для  3 класса,  разработана  на основе программы «Художественное творчество», автор Т.Н.Проснякова  (Е.Н. Петрова. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: сборник программ. -2-е изд., испр. и доп. – Самара: Учебная литература, 2012.)    

        Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.

        Задачи курса:

  • развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
  • формировать прикладные умения и навыки;
  • воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

        Кроме решения задач  художественного  воспитания,    данная  программа     развивает  интеллектуально-творческий  потенциал  учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности  для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Основное внимание при изучении курса  уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего  школьника.  На уровне  предметного  содержания  создаются условия для воспитания и формирования:  

  • патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций  своего и других народов;
  • трудолюбия – привитие детям уважительного отношения к труду творческого  отношения  к  учению,  труду,   трудовых  навыков  и  умений  самостоятельного  конструирования  и  моделирования  изделий,  навыков  творческого  оформления  результатов своего труда и др.);  
  • творческого отношения к учению, труду, жизни:
  • представлений  об  эстетических  ценностях  (знакомство  обучающихся  с  художественными  ценностями  материального  мира,  восприятие  красоты  природы,  эстетической  выразительностью предметов  рукотворного  мира,  эстетикой труда и  трудовых  отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • бережного отношения  к  природе,  окружающей  среде  (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
  • ценностного  отношения  к  здоровью  (освоение  приемов  безопасной  работы  с  инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых  материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду  с  реализацией  концепции  духовно-нравственного  воспитания,  задачами  привития  младшим  школьникам  технологических  знаний,  трудовых  умений  и  навыков  программа  курса «Умелые ручки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция  предметных  областей  для  формирования целостной  картины  мира и  развития  универсальных учебных действий;  
  • формирование информационной грамотности современного школьника;  
  • развитие метапредметных умений.

        Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся,  воспитание  у  них  интереса  к  различным  видам  деятельности,  получение  и  развитие  определенных  профессиональных  навыков.  Программа  дает  возможность  ребенку  как  можно  более полно представить   себе  место, роль, значение и применение материала в окружающей  жизни.  

Связь  прикладного  творчества,  осуществляемого  во  внеурочное  время,  с  содержанием  обучения    по  другим  предметам  позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой  предусматриваются  тематические  пересечения  с  такими  дисциплинами,  как  математика  (построение  геометрических  фигур,  разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий  мир (создание образов животного и растительного мира).

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно  построенная работа с учебными пособиями.    

На  первом  этапе  формируется  деятельность  наблюдения.  Ребенок  анализирует  изображение  поделки,  пытается  понять,  как  она  выполнена,  из  каких  материалов.  Далее  он  должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам  самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы  показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои  варианты,  пытаться  усовершенствовать  приёмы  и  методы,  учиться  применять  их  на  других  материалах.    

         Следует помнить,  что  задача  занятия  - освоение нового технологического  приема  или  комбинация  ранее  известных  приемов,  а  не  точное  повторение  поделки,  предложенной  в  пособии.  Такой  подход  позволяет  оптимально  учитывать  возможности  каждого  учащегося,  поскольку допускаются варианты, как упрощения, так и усложнения задания.  

          Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения  или реализуя  собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей,  подбирать  другие  материалы  вместо  заданных,  анализируя  при  этом  существенные и несущественные признаки для данной работы.        

Содержание программы рассчитано  на 34 часа  (1 час в неделю).

 Планируемые результаты освоения программы конкретного учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные).

Личностные результаты:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,  наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  Метапредметные  результаты:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; 
  • внесение необходимых дополнений и коррективов в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
  • оценка результатов работы;
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Основное содержание программы.

3 класс

№ п/п

Кол-во часов

Название темы/раздела

Материалы

Раздел 1. Работа с природным материалом (3 часа).

3

Фантазии из природных материалов.

Листья, шишки, мох, каштаны.

Раздел 2.Работа с бумагой, картоном (16 часов).

2

Объемные изделия в технике оригами.

Цветная бумага.

1

Игрушки из картона с подвижными деталями.

Картон, проволока.

1

Моделирование из конусов.

Цветная бумага.

2

Объёмное конструирование из деталей оригами.

Цветная бумага.

4

Моделирование из бумажных салфеток.

Цветная бумага, салфетки, картон.

1

Простое торцевание на бумажной основе.

Гофрированная бумага, картон.

2

Многослойное торцевание.

Гофрированная бумага, цветная бумага, картон.

1

Веерное гофрирование.

Цветная бумага, картон.

1

Объемные изделия из полос бумаги.

Белая бумага.

1

Конструирование объемных изделий из развертки.

Картон, цветная бумага, салфетки.

Раздел 3. Текстильные материалы (8 часов).

2

Аппликация из резаных нитей.

Шерсть, картон.

1

Нитяная бахрома.

Шерсть, тесьма.

3

Изонить.

Картон, мулине.

2

Вышивание по ткани.

Ткань, мулине.

Раздел 4. Пластические материалы (3 часа).

1

Раскатывание пластилина, получение плоских изображений.

Пластилин, картон.

1

Разрезание пластилина, аппликация.

Пластилин, картон.

1

Отпечатки на пластилине.

Пластилин, картон.

Раздел 5. Модульное оригами (4 часа).

1

Модули оригами (треугольный, «Трилистник»). Объемные изделия из треугольного модуля.

Цветная, белая, упаковочная бумага.

2

Изделия с использованием модуля «Трилистник».

Цветная и белая бумага, картон.

1

Оригами из треугольников.

Цветная и белая бумага, картон.

Планируемые результаты изучения программы.

Ученик научится:

  • иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
  • планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
  • выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
  • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
  •  применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
  • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
  • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции; – изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Ученик получит возможность научиться:

  • уважительно относиться к труду людей;
  •  понимать культурноисторическую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий, как своего региона, так и страны, и уважать их;
  • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги);
  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
  • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  • соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток.

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Проснякова Т.Н. Бабочки: Энциклопедия технологий прикладного творчества. - Самара: Учебная литература , 2009.
  2. Проснякова Т.Н. Собачки: Энциклопедия технологий прикладного творчества. - Самара: Учебная литература , 2009.
  3. Проснякова Т.Н. Кошки:  Энциклопедия технологий прикладного творчества. - Самара: Учебная литература , 2009.
  4. Проснякова Т.Н. Цветы:  Энциклопедия технологий прикладного творчества. - Самара: Учебная литература , 2009.
  5. Проснякова Т.Н. Деревья:  Энциклопедия технологий прикладного творчества. - Самара: Учебная литература , 2009.
  6. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.
  7. Проснякова Т.Н. Волшебные секреты. Рабочая тетрадь по технологии для 3 класса. - Самара: Учебная литература , 2013.
  8. Васина Н.Бумажные цветы. – М.: Айрис-пресс, 2012.
  9. Васина Н.Бумажная симфония. – М.: Айрис-пресс, 2012.
  10. Румянцева Е. Аппликация. Простые поделки. - М.: Айрис-пресс, 2012.
  11. Гончар В.В. Модульное оригами. - М.: Айрис-пресс, 2012.
  12. Галанова Т. Игрушки из помпонов. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.

Перечень материально-технического обеспечения.

  1. Набор цветной бумаги.
  2. Набор цветного картона.
  3. Клей-карандаш, клей ПВА.
  4. Пластилин.
  5. Гофрированная бумага.
  6. Проволока.
  7. Фольга.
  8. Салфетки бумажные.
  9. Мулине.
  10. Шерстяные нитки.
  11. Тесьма.
  12. Природный материал.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________________/ Е.М.Жулина /

«______» ________________ 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол № ____ от «____» ___________ 2015 г.



Предварительный просмотр:

Календарно- тематический план

внеурочной деятельности «Умелые ручки» в  3 классе

на 2015 – 2016 учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Основные виды деятельности обучающихся

Раздел 1. Работа с природным материалом (3 часа)

1.

1

Фантазии из природных материалов. Сбор материала.

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства.

 Осваивать правила сбора и хранения природных материалов.

Осмысливать значение бережного отношения к природе.

Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами.

Выполнять практическую работу из природных материалов. Организовывать свое рабочее место, пользоваться кистью, красками, ножницами, кистью для клея, стекой.

Овладевать безопасными приемами труда.

2.

2

Картины из листьев. Практическая работа №1 «Завтрак в гнездышке».

3.

3

Объемные фигурки из шишек, каштанов. Практическая работа №2 «Животные».

Раздел 2. Работа с бумагой, картоном (16 часов).

4.

1

Объемные изделия в технике оригами. Практическая работа №3  «Бабочка».

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги.

Определять виды бумаги по цвету и толщине.

Осваивать приемы работы с

бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила

соединения деталей изделия при помощи клея.

Выполнять симметричную аппликацию из геометрических фигур по заданному образцу. Выполнять более сложные виды бумажной пластики.

Комбинировать различные приемы работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом.

Выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги.

Пользоваться различными приемами обработки бумаги (сгибание, скручивание, гофрирование, сминание и т. п.).

Выполнять работы в технике аппликации.

Овладевать безопасными приемами труда.

5.

2

Игрушки из картона с подвижными деталями. Практическая работа №4   «Дворняга».

6.

3

Моделирование из конусов. Практическая работа №5  «Кошечка».

7.

4

Объёмное конструирование из деталей оригами. Практическая работа №6  «Кедр».

8.

5

Объёмное конструирование из деталей оригами. Практическая работа №7   «Береза».

9.

6

Моделирование из гофрированной бумаги. Практическая работа №8  «Подснежники».

10.

7

Моделирование из бумажных салфеток. Практическая работа №9   «Дуб».

11.

8

Моделирование из бумажных салфеток. Практическая работа №10  «Цветы».

12.

9

Простое торцевание на бумажной основе. Практическая работа №11  «Береза»

13.

10

Многослойное торцевание. Практическая работа №12   «Махровый тюльпан».

14.

11

Многослойное торцевание. Практическая работа №13  «Пион».

15.

12

Веерное гофрирование. Практическая работа №14 «Матрешка».

16.

13

Складывание бумаги-оригами. Практическая работа №15 «Дед Мороз».

17.

14

Объемные изделия из полос бумаги. Практическая  работа  №16 «Снежинка».

18.

15

Аппликация из салфеток. Практическая работа №17 «Гномик».

19.

16

Конструирование объемных изделий из развертки. Практическая работа №18  «Мышка».

Раздел 3. Текстильные материалы (8 часов).

20.

1

Аппликация из резаных нитей. Практическая работа №19  «Зайчик».

Исследовать текстильные и волокнистые материалы.

Под руководством учителя определять виды тканей и нитей, назначение и применение  их в быту.

Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий.

Осваивать умение наматывать нитки, связывать их и разрезать.

Выполнять швы: «тамбурный» и «стебедьчатый», использовать их для решения декоративно-художественных задач.

Организовывать свое рабочее место, пользоваться ножницами,  иголкой.

Овладевать безопасными приемами труда.

21.

2

Аппликация из резаных нитей. Практическая работа №20  «Кошечка».

22.

3

Нитяная бахрома. Практическая работа №21  «Скотч-терьер».

23.

4

Изонить. Практическая работа №22   «Заполнение углов, окружностей»

24.

5

Изонить. Практическая работа №23 «Поздравительная открытка».

25.

6

Изонить. Практическая работа №24  «Цветы».

26.

7

Вышивание по ткани. Практическая работа №25 «Тамбурный шов».

27.

8

Вышивание по ткани. Практическая работа №26 «Стебельчатый шов».

Раздел 4. Пластические материалы (3 часа).

28.

1

Раскатывание пластилина, получение плоских изображений. Практическая работа №27  «Рыжий лакомка».

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов.

Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами.

Изготавливать изделия из пластических материалов, лепить по заранее подготовленным эскизам и по собственному замыслу.

Использовать конструктивный способ лепки: вылепливание сложной формы из нескольких частей разных форм путем примазывания одной части к другой.

Использовать пластический способ лепки: лепка из целого куска.

Организовывать свое рабочее место, пользоваться стекой.

29.

2

Разрезание пластилина, аппликация. Практическая работа №28  «Лотос».

30.

3

Аппликация из пластилина. Практическая работа №29  «Цветочная корзина».

Раздел 5. Модульное оригами (4 часа).

31.

2

Объемные изделия из треугольного модуля. Практическая работа №30  «Нарциссы».

Выполнять изделия на основе техники оригами.

Соблюдать правила экономного расходования бумаги.

Овладевать безопасными приемами труда.

32.

3

Изделия с использованием модуля «Трилистник». Практическая работа №31   «Цветы».

33.

4

Изделия с использованием модуля «Трилистник». Практическая работа №32  «Солнышко».

34.

5

Оригами из треугольников. Практическая работа №33 «Бабочка».

Итого

часов

В том числе:

практических работ

по программе

34

33

выполнено

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/Е.М.Жулина /

«______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО

_____________ /__________________/

подпись             расшифровка подписи



Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 20»

140204, Московская область, г. Воскресенск, ул. Маркина, дом 3     

тел./факс 8 (496) 44-5-90-48, тел. 8 (496) 44- 5-96-90 E-mail: sosh_20@mail.ru

                                 

                     

                   УТВЕРЖДЕНА

приказом от ___________ № _______

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Умелые ручки»

для 4 класса

(общекультурное направление)

Составитель:

Мурашова Т.В., учитель технологии

высшей квалификационной категории

г.Воскресенск

2015 год

Пояснительная записка.

Рабочая  программа внеурочной деятельности «Умелые ручки»  построена и реализуется на основе следующих документов:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12 2012г.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373, в редакции приказов Минобразования России от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 августа 2011г. № 2357).
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк. М.: Просвещение, 2014.
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС.
  • Основная образовательная программа основного общего образования муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20» Воскресенского муниципального района Московской области.
  • Учебный план муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20» Воскресенского муниципального района Московской области.

 «Декоративно – прикладное искусство» является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности.  

        Настоящая программа курса «Умелые ручки»  для  4 класса,  разработана  на основе программы «Художественное творчество», автор Т.Н.Проснякова  (Е.Н. Петрова. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: сборник программ. -2-е изд., испр. и доп. – Самара: Учебная литература, 2012.)    

        Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.

        Задачи курса:

  • развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
  • формировать прикладные умения и навыки;
  • воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

        Кроме решения задач  художественного  воспитания,    данная  программа     развивает  интеллектуально-творческий  потенциал  учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности  для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей , проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Основное внимание при изучении курса  уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего  школьника.  На уровне  предметного  содержания  создаются условия для воспитания и формирования:  

  • патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций  своего и других народов;
  • трудолюбия – привитие детям уважительного отношения к труду творческого  отношения  к  учению,  труду,   трудовых  навыков  и  умений  самостоятельного  конструирования  и  моделирования  изделий,  навыков  творческого  оформления  результатов своего труда и др.);  
  • творческого отношения к учению, труду, жизни:
  • представлений  об  эстетических  ценностях  (знакомство  обучающихся  с  художественными  ценностями  материального  мира,  восприятие  красоты  природы,  эстетической  выразительностью предметов  рукотворного  мира,  эстетикой труда и  трудовых  отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • бережного отношения  к  природе,  окружающей  среде  (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
  • ценностного  отношения  к  здоровью  (освоение  приемов  безопасной  работы  с  инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых  материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду  с  реализацией  концепции  духовно-нравственного  воспитания,  задачами  привития  младшим  школьникам  технологических  знаний,  трудовых  умений  и  навыков  программа  курса «Умелые ручки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция  предметных  областей  для  формирования целостной  картины  мира и  развития  универсальных учебных действий;  
  • формирование информационной грамотности современного школьника;  
  • развитие метапредметных умений.

        Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся,  воспитание  у  них  интереса  к  различным  видам  деятельности,  получение  и  развитие  определенных  профессиональных  навыков.  Программа  дает  возможность  ребенку  как  можно  более полно представить   себе  место, роль, значение и применение материала в окружающей  жизни.  

Связь  прикладного  творчества,  осуществляемого  во  внеурочное  время,  с  содержанием  обучения    по  другим  предметам  позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой  предусматриваются  тематические  пересечения  с  такими  дисциплинами,  как  математика  (построение  геометрических  фигур,  разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий  мир (создание образов животного и растительного мира).

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно  построенная работа с учебными пособиями.    

На  первом  этапе  формируется  деятельность  наблюдения.  Ребенок  анализирует  изображение  поделки,  пытается  понять,  как  она  выполнена,  из  каких  материалов.  Далее  он  должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам  самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы  показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои  варианты,  пытаться  усовершенствовать  приёмы  и  методы,  учиться  применять  их  на  других  материалах.    

         Следует помнить,  что  задача  занятия  - освоение нового технологического  приема  или  комбинация  ранее  известных  приемов,  а  не  точное  повторение  поделки,  предложенной  в  пособии.  Такой  подход  позволяет  оптимально  учитывать  возможности  каждого  учащегося,  поскольку допускаются варианты, как упрощения, так и усложнения задания.  

          Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения  или реализуя  собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей,  подбирать  другие  материалы  вместо  заданных,  анализируя  при  этом  существенные и несущественные признаки для данной работы.        

Содержание программы представлено на 34 часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения программы конкретного учебного предмета (личностные, метапредметные).

Личностные результаты:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,  наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  Метапредметные  результаты:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; 
  • внесение необходимых дополнений и коррективов в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
  • оценка результатов работы;
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Содержание программы.

4 класс

№ п/п

Кол-во часов

Название темы/раздела

Материалы

Раздел 1. Работа с природным материалом (3 часа).

3

Фантазии из природных материалов.

Листья, мох, шишки, каштаны, перья.

Раздел 2. Работа с бумагой, картоном, фольгой (19 часов).

Оригами (2 часа).

1

Аппликация с раздвижкой.

Журнальная  бумага.

1

Веерное гофрирование, аппликация.

Картон, цветная бумага.

2

Оригами из окрашенной бумаги.

Белая бумага, краски.

2

Объёмное моделирование из бумаги.

Цветная бумага.

1

Трубочки из гофрированной бумаги

Гофрированная бумага.

1

Аппликация из рельефной бумаги.

Цветная бумага.

1

Транспарантное вырезание.

Цветная бумага.

3

Аппликация  и объемные изделия из геометрических фигур.

Картон, цветная бумага.

3

Складывание бумаги-оригами.

Цветная  и белая бумага.

1

Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки.

Гофрированная бумага, проволока, ватные палочки, бисер.

1

Моделирование из фольги.

Фольга, проволока.

2

Скручивание жгутом, торцевание.

Гофрированная бумага, проволока, цветной картон.

1

Многослойное торцевание.

Гофрированная бумага, салфетки, картон.

1

Выпуклая аппликация из салфеток.

Гофрированная бумага, салфетки, картон, цветная бумага.

Раздел 3. Текстильные материалы (4 часа)

2

Аппликация из ткани. Петельный шов.

Ткань, мулине.

2

Шитьё мягкой игрушки.

Ткань, синтепон.

Раздел 4. Пластические материалы (4 часа)

1

Лепка из пластилина на проволочном каркасе.

Пластилин, проволока.

1

Техника «пластилиновые нити» в сочетании с другими  техниками.

Пластилин, картон, сито.

1

Надрезание пластилина проволокой.

Пластилин, проволока.

1

Пластилиновые цветы на проволочном каркасе.

Пластилин, проволока.

Раздел 5. Оригами (2 часа)

3

Животные и цветы в технике оригами.

Цветная, белая бумага.

Планируемые результаты изучения программы.

Ученик научится:

  • иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
  • планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
  • выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
  • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
  •  применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
  • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
  • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции; – изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Ученик получит возможность научиться:

  • уважительно относиться к труду людей;
  •  понимать культурноисторическую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий, как своего региона, так и страны, и уважать их;
  • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги);
  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
  • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  • соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
  •  создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
  • пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения.

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Проснякова Т.Н. Бабочки: Энциклопедия технологий прикладного творчества. - Самара: Учебная литература , 2009.
  2. Проснякова Т.Н. Собачки: Энциклопедия технологий прикладного творчества. - Самара: Учебная литература , 2009.
  3. Проснякова Т.Н. Кошки:  Энциклопедия технологий прикладного творчества. - Самара: Учебная литература , 2009.
  4. Проснякова Т.Н. Цветы:  Энциклопедия технологий прикладного творчества. - Самара: Учебная литература , 2009.
  5. Проснякова Т.Н. Деревья:  Энциклопедия технологий прикладного творчества. - Самара: Учебная литература , 2009.
  6. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.
  7. Васина Н.Бумажные цветы. – М.: Айрис-пресс, 2012.
  8. Васина Н.Бумажная симфония. – М.: Айрис-пресс, 2012.
  9. Румянцева Е. Аппликация. Простые поделки. - М.: Айрис-пресс, 2012.
  10. Гончар В.В. Модульное оригами. - М.: Айрис-пресс, 2012.
  11. Галанова Т. Игрушки из помпонов. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.

Перечень материально-технического обеспечения.

  1. Набор цветной бумаги.
  2. Набор цветного картона.
  3. Клей-карандаш, клей ПВА.
  4. Пластилин.
  5. Гофрированная бумага.
  6. Упаковочная бумага.
  7. Проволока.
  8. Фольга.
  9. Салфетки бумажные.
  10. Мулине.
  11. Шерстяные нитки.
  12. Тесьма.
  13. Синтепон.
  14. Ткань.
  15. Ватные палочки.
  16. Краски.
  17. Природный материал.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________________/ Е.М.Жулина /

«______» ________________ 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол № ____ от «____» ___________ 2015 г.



Предварительный просмотр:

Календарно- тематический план

внеурочной деятельности «Умелые ручки» в  4 классе

на 2014 – 2015 учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Основные виды деятельности обучающихся

Раздел 1. Работа с природным материалом (3 часа)

1.

1

Фантазии из природных материалов. Сбор материала.

Применять на практике различные приёмы работы с природными материалами: склеивание, соединение, деление на части.

Использовать различные способы хранения природных материалов и подготовки их к работе.

Оформлять изделия из природных материалов при помощи окрашивания их гуашью.

Выполнять изделия с использованием различных природных материалов.

Выполнить сборку изделий из природных материалов при помощи клея и пластилина.

Овладевать безопасными приемами труда.

2.

2

Работа с природным материалом. Практическая работа №1 «Картина из листьев».

3.

3

Объемные композиции. Практическая работа №2 «Олень, пингвин, заяц».

Раздел 2. Работа с бумагой, картоном, фольгой  (19 часов). Оригами (2 часа.)

4.

1

Аппликация с раздвижкой. Практическая работа №3 «Бабочка».  

Выбирать под руководством учителя приёмы и способы работы с бумагой.

Размечать детали изделия при помощи шаблона, по линейке.

Соблюдать правила экономного расходования бумаги.

Составлять композиции по образцу, в соответствии с собственным замыслом, используя различные техники (аппликация, рваная аппликация мозаика, коллаж, конструирование из различных материалов, моделирование, макетирование).

Изготавливать изделие из бумаги на основе сгибания и вырезания простейшей фигуры.

Использовать способ соединения бумажных изделий при помощи клея. Использовать в практической работе разные виды бумаги: журнальную, цветную, гофрированную, картон.

Выполнять раскрой деталей при помощи ножниц и обрыванием по контуру. Овладевать безопасными приемами труда.

5.

2

Веерное гофрирование, аппликация. Практическая работа №4 «Сосна».

6.

3

Оригами из окрашенной бумаги.

7.

4

Оригами из окрашенной бумаги. Практическая работа №5  «Далматинец».

8.

5

Объёмное моделирование из бумаги. Практическая работа №6  «Такса».

9.

6

Объёмное моделирование из бумаги. Практическая работа №7 «Миттельшнауцер».

10.

7

Трубочки из гофрированной бумаги. Практическая работа №8 «Наливные яблочки».  

11.

8

Аппликация из рельефной бумаги. Практическая работа №9 «Сфинкс».  

12.

9

Транспарантное вырезание. Практическая работа №10 «Бульдог».

13.

10

Аппликация из геометрических фигур. Практическая работа №11 «Пекинес».

14.

11

Аппликация из геометрических фигур. Практическая работа №12 «Лисичка».

15.

12

Объемные изделия из геометрических фигур. Практическая работа №13 «Снеговик».

16.

13

Складывание бумаги-оригами. Практическая работа №14 «Снегурочка».

17.

14

Складывание бумаги-оригами. Практическая работа №15 «Дед Мороз».

18.

15

Складывание бумаги-оригами. Практическая работа №16 «Снежинка».

19.

16

Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки. Практическая работа №17 «Лилии».

20.

17

Моделирование из фольги. Практическая работа №18 «Роза».

21.

18

Скручивание жгутом, торцевание.

22.

19

Скручивание жгутом, торцевание. Практическая работа №19  «Хризантема».

23.

20

Многослойное торцевание. Практическая работа №20  «Мальва».

24.

21

Выпуклая аппликация из салфеток. Практическая работа №21 «Сакура».

Раздел 3. Текстильные материалы (4 часа).

25.

1

Петельный шов.

Отмерять длину нити.

Использовать различные виды стежков в декоративных работах для оформления изделий.

Выполнять разметку деталей изделия при помощи выкройки.

Выполнять раскрой деталей изделия при помощи ножниц.

Создавать разные виды игрушек из помпонов  по одной технологии.

Расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия.

Пришивать пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями.

Овладевать безопасными приемами труда.

26.

2

Аппликация из ткани.  Практическая работа №22 «Бабочка».

27.

3

Шитьё мягкой игрушки. Практическая работа №23 «Собачка».

28.

4

Шитьё мягкой игрушки. Практическая работа №24 «Собачка».

Раздел 4. Пластические материалы (4 часа).

29.

1

Лепка из пластилина на проволочном каркасе. Практическая работа №25  «Животные».

Использовать приёмы деления пластилина с помощью стеки и нитки.

Использовать пластичные материалы в качестве материала для соединения деталей.

Выполнять рельефную аппликацию из пластилина.

Использовать конструктивный способ лепки: вылепливание сложной формы из нескольких частей разных форм путем примазывания одной части к другой.

Использовать пластический способ лепки: лепка из целого куска.

Использовать пластилин для декорировании изделий.

30.

2

Пластилиновые нити. Аппликация. Практическая работа №26  «Дуб».

31.

3

Надрезание пластилина проволокой. Практическая работа №27  «Гиацинт».

32.

4

Пластилиновые цветы на проволочном каркасе. Практическая работа №28  «Фиалка».

Раздел 5. Оригами (2 часа).

33.

1

Условные обозначения в оригами. Базовые формы.

Выполнять изделия на основе техники оригами.

Соблюдать правила экономного расходования бумаги.

Овладевать безопасными приемами труда.

34.

2

Цветы в технике оригами. Практическая работа №29 «Нарциссы».

Итого

часов

В том числе:

практических работ

по программе

34

29

выполнено

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/Е.М.Жулина /

«______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО

_____________ /__________________/

подпись             расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС

Программа внеурочной детельности  5 класс НОУ ФГОС...

Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"

Программа «Дружный класс» представляет собой комп­лексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие устано­вок толерантности  у учащихся началь­ной школы. Включает в себя непоср...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...