Программа "Коллективное инструментальное музицирование" 3 класс
статья на тему

Пелагеина Елена Владимировна

Программа модуля "Коллективное инструментальное музицирование" предмета "Музыка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_muzyka_kol_instr_muzitsir_pelageina.docx44.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  гимназия г. Советский

«РАССМОТРЕНО»

На заседании кафедры

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДЕНО»

 Директор гимназии:

Протокол №__1_____от

«_30__»      08      2016 г.

Руководитель

кафедры: ____________

Зам. директора по УВР:

___________ ________  _____________________

«30   »____08____2016г.

Быданов В.А.__________  

приказ  № ______     от «__01_»_09______2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

Коллективное инструментальное музицирование

Внеурочная деятельность

__3_ класс

Количество часов: __1______

Программа составлена на основе

 Программы по музыке для 1-4 классов начальной школы на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)

                                                     Составитель: Пелагеина Е. В.
                                       

                               учитель музыки

                       

                                                                       МБОУ гимназии г. Советский

2016г.

  1. Пояснительная записка

Экспериментальная программа учебного предмета «Музыка» и модулей внеурочной деятельности «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и «Коллективное инструментальное музицирование» для обучающихся начальной школы, разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), с учетом экспериментальной примерной основной образовательной программы.

Основной принцип формирования содержания учебного предмета «Музыка» и модулей внеурочной деятельности «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и «Коллективное инструментальное музицирование» - приоритетность практической деятельности учащихся на занятиях:

  • хорового, ансамблевого пения;
  • театрализации (разыгрывания) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;
  • освоения элементов музыкального языка как средства восприятия музыкальной речи.

В основе воспитания интереса и любви детей к музыке, понимания ими музыкального искусства как особой ценности, и, на этой основе, развития его духовно-интеллектуальных и художественно-творческих личностных качеств, способностей, возможностей закладывается - собственная активная деятельность ребенка при освоении музыкального искусства.

Перенос акцента на практическое освоение предмета отвечает реалиям современного российского образовательного пространства.

Основная цель экспериментальной программы: формирование у обучающихся начальной школы умения художественно, творчески мыслить и практически воплощать собственное осмысление музыки в процессе совместного с другими детьми музицирования, инструментальной или вокально-хоровой деятельности.

Занятия проходят в интересных для детей формах: театрализациях, играх, творческих заданиях. Для занятий характерна смена видов деятельности.

Цель учебного предмета «Коллективное инструментальное музицирование» – художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенного опыта коллективной музыкально-исполнительской деятельности.

Задачи учебного предмета:

1. Развитие интереса к музыкальной деятельности, способностей к коллективному музицированию.

2. Развитие воображения, мышления, воли – качеств личности, необходимых для осуществления творческой деятельности.

3. Овладение средствами выразительности музыкального языка в доступной для учащихся игровой форме.

4. Развитие способностей учащегося, создание условий для свободного самовыражения в любом виде творческой деятельности.

4. Обучение игре на Орф-инструментарии, блокфлейте, инструментах малого ударного состава.

5. Формирование исполнительской свободы.

6. Развитие фантазии, ассоциативного, образного и логического мышления, творческих способностей и инициативы.

7. Получение базовых знаний по музыкальной грамоте, необходимых для осуществления элементарной художественно-творческой деятельности.

Методы обучения

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов);
  • практический (работа на инструменте, упражнения);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).

II Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе являются формирование следующих умений.

Обучающийся научится:

  • демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  • проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью
  • выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.

2.  Личностные результаты

Личностные учебные действия по музыке выражаются:

  • в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
  • в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;
  • в воспитании любви к Родине, к родной природе, к русской народной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов.

Познавательные универсальные действия включают в себя приобщение к шедеврам музыкальной культуры – профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира.

Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и  сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Основными видами деятельности, лежащими в основе содержания предмета «Коллективное инструментальное музицирование», являются игра на Орф-инструментах; игра на свирели; игра в ансамбле; ритмические упражнения, ритмоинтонирование, ритмодекламация; пластическое интонирование; творческие упражнения, импровизация, сочинение.

III Тематическое планирование учебного предмета «Коллективное инструментальное музицирование»

  1. Содержание учебного предмета 3 года обучения

Раздел

Содержание раздела

Кол - во час

Формы учебных занятий

Виды учебной деятельности

1. Музыкальный проект «Сочиняем сказку».

Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость

7

Занятие изучения и первичного закрепления  новых знаний

Формирование умений и навыков ансамблевого исполнения. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом

2. Музыкальная грамота

Метроритм. Понятия: такт, метр, размер. Пластическое и графическое моделирование метроритма

4

Инструментальное сопровождение к пройденным песням с использованием изученных интервалов и трезвучий.

Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты.

3.Исполнительское мастерство

Работа с новыми ритмическими моделями.

4

Занятие изучения и первичного закрепления  новых знаний

Слушание и исполнение музыкальных произведений.

4. Я – артист

Свирель: совершенствование мастерства, работа над аппликатурой. Усложнение репертуара. (Вариативная часть – региональный компонент: возможен любой другой духовой инструмент региона)

5

Исполнение русских народных песен на инструментах

Формирование знаний об основных группах оркестра:

5. Мир оркестра

Орф-оркестр (инструментальный ансамбль): совершенствование игры в ансамбле. Исполнение оркестровых партитур для малого и большого составов.

3

Занятие изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Музыкальная викторина «Угадай инструмент».

Исполнение песен в сопровождении оркестра элементарного музицирования

6.Я – исполнитель  Исполнение элементарных пьес.

Исполнение элементарных канонов. Сочинение речевых пьес с шумовым аккомпанементом в простых размерах

3

Исполнение русских народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в России, песен a capella, канонов,

Исполнение песен в сопровождении народных инструментов

7. Совместная деятельность с родителями.

Совместная деятельность с родителями. Музыкальные соревнования

4

Разыгрывание народных песен по ролям, игры-драматизации.

Исполнение песен текущего репертуара.

8. Музыкально-театрализованное представление

Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок, музыкально-драматических композиций.

3

Открытые уроки. Концерты

9 Резервное занятие

1

IV Способы реализации и методические основания экспериментальной программы

Коллективное инструментальное музицирование как вид музыкального исполнительства является наиболее эффективной формой художественно-эстетического развития личности ребенка, так как способствует раскрепощению детей, стимулирует их творческое общение, активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, воли.

Данный вид деятельности самым естественным образом развивает музыкальные способности и исполнительские возможности детей, приобщая их к совместному музицированию, вызывая радость коллективного творчества.

Программа учебного предмета «Коллективное инструментальное музицирование» разработана с учетом:

- особого отношения к уникальности мира каждого ребенка, признания его  самобытности; создания условий для раскрытия природных дарований, творческого потенциала, развития индивидуальных особенностей и музыкальных способностей ребенка;

- создания пространства для благоприятного развития и реализации личностных качеств учащегося в творческом коллективе, объединенном общими учебными и исполнительскими задачами;  

- приоритета игровых форм подачи материала как наиболее органичных при введении детей в особый мир художественной деятельности;

- пробуждения у детей желания заниматься особым видом творческой деятельности;

- воспитания в ребенке способности воспринимать прекрасное;

- нахождения таких способов организации музыкально-творческой деятельности, при которых дети получали бы радость, как от процесса познания, так и от  конечного результата в виде выступлений на концертах и участия в музыкальных спектаклях.

Природная любознательность побуждает ребенка к исследованию звука, пониманию зависимости качества звучания от способа извлечения, зависимости «содержания» звука от  эмоционально-смысловых переживаний. Различные приемы игры на инструментах позволяют получить звук разного качества, а, следовательно – разного «содержания», но экспериментирование со звуком не должно выходить за рамки красивого звучания.

Формирование отношения ребенка к музыкальному звуку наиболее эффективно начинать с инструментов элементарного музицирования, где способ действия не вызывает затруднения, а овладение разнообразным инструментарием помогает воспитанию «красочного слуха» – ярких ассоциаций между тембром звука и цветом.

Инструменты «открываются» ребенку постепенно, и чем многограннее будет их исследование, тем ярче эмоционально-ассоциативное восприятие окраски звука. Ребенок совершает  «путешествие» – проходит путь от словесного описания внешних признаков инструмента: формы, цвета, конструкции, материала, из которого он изготовлен, к его главной тайне – неповторимому «голосу». Он должен найти то единственное красивое звучание, которое живет внутри инструмента и рождается в результате правильно организованной пластики и отношения к инструменту со стороны ребенка.

В работу включаются ударные инструменты, не имеющие определенной высоты звучания. Они незаменимы в формировании метроритмического чувства детей. Инструменты с определенной высотой звучания, обладающие большими выразительными возможностями, помогут сформировать более сложные исполнительские навыки, направленные на раскрепощение и организацию моторно-двигательного аппарата, мышечную свободу. Игра на инструментах элементарного музицирования помогает развить и сформировать устойчивую метроритмическую способность, игра на блокфлейте (либо другом духовом инструменте региона) – осмысленно относиться к мелодическому рисунку, выразительному интонированию.

Коллективное инструментальное музицирование направлено на воспитание интереса и любви к музыке; развитие эмоциональности детей и способности воспринимать, переживать и понимать музыку; приобретение собственного опыта музыкальной деятельности через игру в оркестре.

Занятия проходят в интересных для детей формах: театрализациях, играх, творческих заданиях. Для занятий характерна смена видов деятельности.

Занятия проводятся один раз в неделю. Рекомендуемая продолжительность занятия – 40 минут. Форма проведения занятий  групповая (до 25 человек), возможно деление учащихся на подгруппы (по 10 – 12 человек), а также мелкогрупповые занятия (от 2 до 10 человек).

V Учебно-методические средства обучения.

- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;

- музыкальный инструмент: фортепиано (пианино/рояль); клавишный синтезатор;

- комплект элементарных музыкальных инструментов:

блокфлейта (свирель);

бубен;

бубенцы;

глокеншпиль (колокольчики);

кастаньеты;

колокольчик;

ксилофон;

ложки;

маракас;

металлофон;

ручной барабан;

тамбурин;

треугольник;

трещотка;

VI Мониторинг успешности программы

Для отслеживания результатов апробации экспериментальной программы предусматриваются следующие способы отслеживания:

  1. Экспертная оценка учителем музыки:
  • интереса к поставленным на занятии задачам;
  • степени усвоения материала занятия;
  • степени активности детей в практической деятельности на занятии.

Диагностический инструмент экспертной оценки - дневник  апробации программы (педагогических наблюдений).  

Данный инструмент позволяет проводить текущее оценивание сформированности планируемых показателей успешности апробации.

Контроль за уровнем усвоения репертуара осуществляется руководителем в форме индивидуального опроса  на занятиях.

Два раза в год для родителей проводятся отчётные концерты. Итоговая аттестация проходит в конце года в форме концертных выступлений. Важным элементом учебного процесса в школе является систематический контроль успеваемости учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

Взгляд родителей на учебный процесс в инструментальном классе

Взгляд родителей  на  учебный процесс в инструментальном классе Анализ анкетирования родителей.Анкетирование проходило в начале 2011-12 уч. года. Было опрошено 49 респондентов-родите...

Урок в 5 классе по ФГОС "Инструментальная и вокальная музыка"

Урок по музыке для 5 класса соответствует ФГОС....

Развитие навыков творческого музицирования младших школьников в инструментальном классе ДШИ

Подбор мелодии по слуху, чтение с листа, транспонирование, импровизация-все эти выды и разновидности музыкальной деятельности, будучи, умело использованными, могут решить значительную часть задач, сто...

МДК.03.03. Музыкально-инструментальный класс

МДК.03.03. Музыкально-инструментальный класс (по видам) (инд).Раздел 4. Инструментальный ансамбль ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 1Текст задания: 1. Посадка при ансамблевой игре за инструментом...

методическая работа "Об особенностях концертмейстерской деятельности" (из опыта работы пианиста-концертмейстера в инструментальных классах ДШИ, хоровых и вокальных коллективах)

методическая работа об особенностях концертмейстерской деятельности в инструментальных классах ДШИ, хоровых и вокальных коллективах....