МДК.03.03. Музыкально-инструментальный класс
методическая разработка по музыке по теме

Ахмедьянова Танзиля Шафиковна

 

МДК.03.03. Музыкально-инструментальный класс (по видам) (инд).

Раздел 4. Инструментальный ансамбль

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 1

Текст задания: 1. Посадка при ансамблевой игре за инструментом и положение рук при игре. Разбор со счетом вслух несложных пьес.

Условия выполнения задания

1. Место выполнения задания: аудитория с музыкальным инструментом

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 2

Текст задания: 1. Индивидуальное разучивание партии:

правильность исполнения нот, аппликатура, штрихи, темп, агогика

Условия выполнения задания

  1. Место выполнения задания: аудитория с музыкальным инструментом

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 3

       Текст задания: 1. Продемонстрировать на простом музыкальном произведении педализацию в ансамбле; переворачивание страниц и отсчет длинных пауз; синхронное  начало и окончание  ансамбля; динамика исполнения, четкость ритма, устойчивость.

Условия выполнения задания

1. Место выполнения задания: аудитория с музыкальным инструментом

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 4

 Текст задания: 1. На примере одного заданного произведения продемонстрировать умение чтения с листа.

Условия выполнения задания

  1. Место выполнения задания: аудитория с музыкальным инструментом

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 5

      Текст задания: 1. Разработка сценария лекции-концерта, организация выступления с концертной программой

Условия выполнения задания

Место выполнения задания: аудитория с музыкальным инструментом

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 6

     Текст задания: 1. Выразительное исполнение музыкальных произведений на основе анализа художественных задач

Условия выполнения задания

1.Место (время) выполнения задании: на учебной/производственной практике в ДОУ и общеобразовательной школе,  аудитория с музыкальным инструментом

 

 

 

Критерии

оценивая выполнения заданий

«5» - Отличные умения и навыки владения инструментом в объеме курса инструментальный ансамбль.

Безупречное исполнение произведений; понимание стиля и художественного образа; владение навыками исполнения инструктивного материала в заданном варианте (темпе, динамике, штриховой стилистике)

  • степень передачи участниками ансамбля характера исполняемого произведения, его стилистических особенностей;
  • ритмическая согласованность и устойчивость исполнения;
  • динамическое равновесие;
  • единство фразировки у обоих исполнителей;
  • чистота педализации;
  • при исполнении переложений симфонической музыки – передача темброво-штрихового богатства оркестра.

 «4» - Хорошие умения и навыки владения инструментом при некоторых технических погрешностях; понимание стиля и художественного образа; владение навыками исполнения инструктивного материала в заданном варианте.

«3» - Хорошее исполнение произведений с некоторыми неточностями (недостаток кантилены, чувства стиля, техническими, штриховыми, артикуляционными и интонационными неточностями)

«2» - Низкий уровень подготовки. Программа представлена не в полном объеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий контроль по МДК.03.03. Музыкально-инструментальный класс (по видам) (инд).

Раздел 4. Инструментальный ансамбль

 

Требования к знаниям и навыкам

 

В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:

  • особенности фортепианного ансамбля как вида искусства;
  • методы анализа инструментального произведения;
  • основные этапы развития фортепианного искусства, в том числе современные исполнительские школы;
  • цели, задачи, принципы организации ансамбля, его роль в музыкальном образовании учеников;
  • методику работы по организации и обучению игре фортепианного ансамбля;
  • методику проведения репетиций и концертных выступлений ансамбля.

 

Уметь:

  • формулировать исполнительские задачи в процессе работы над музыкальным произведением;
  • анализировать инструментальное произведение различных стилей, жанров, исполнять музыкальные произведения на профессиональном уровне в ансамблевом исполнении;
  • использовать новые технологии в исполнительской деятельности фортепианных ансамблей;
  • самостоятельно работать над репертуаром с партнером:
  • вести культурно-просветительскую деятельность;
  • применять теоретические знания и умения в практической и профессиональной деятельности.

 

Практический  опыт:

 

  • Выразительное исполнение музыкальных произведений на основе анализа художественных задач
  • реализовать в собственной практической деятельности основные теоретические положения методики музыкального образования;
  • планировать музыкально-педагогическую деятельность и прогнозировать ее результаты.

 

 

 

 

 

 

Требования к репертуару

II курс

        К первым шагам в овладении «ансамблевой техникой» можно отнести следующие требования начального обучения:

-  особенности посадки и педализации при четырехручном исполнении на одном фортепиано;

 -способы достижения синхронности при взятии и снятии звучания в удвоениях и аккордах, разделенных между партнерами;

 - согласования приемов звукоизвлечения;

 - передача голоса от партнера к партнеру;

 - соразмеренность в сочетании несколько голосов;

 - соблюдение общности ритмического пульса и т. д.

 По мере усложнения художественных задач, расширяются и технические задачи совместной игры.

 

Примерная программа курса

  • 3-4 несложные разнохарактерные пьесы;
  • 1-2 произведения (чтение с листа)

 

Примерный репертуар:

II курс

Алексеева О., Науменко И. Два рояля – восемь рук  (Ноты) /О. Алексеева , И. Науменко . – Санкт – Петербург : Союз художников , 2001.  -  50 с.

Савельев  Б.  «На крутом бережку из м/ф «Леопольд и золотая рыбка»;

Уотт  Д. « Песенка поросят из м/ф « Три поросенка».

Видякина Т.  Музыкальные ступени  (Ноты) / Т. Видякина.  -  Новосибирск: Нонпарель, 2001  - 60 с.

Градески Э. «Маленький поезд»;

Шмитц М. «Много пятерок в портфеле».

Захарова Л. Ансамбли для фортепиано (Ноты) /  Л. Захарова. -  Ростов -н/Д : Феникс, 2010.  -  119 с.

Чайковский П. «Мой садик»;

Глинка М. «Полька»;

Бетховен Л. «Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»;

Вебер К. «Вальс из оперы «Волшебный стрелок».

Коршунова Л. Музицируем вдвоем. Фортепианные ансамбли в четыре руки  (Ноты) /  Л. Коршунова.  -  Новосибирск: Окарина,2002.  -  23 с.

Гладков Г. «Песенка друзей»;

Стукалин Н. « Следствие ведут колобки».

Смирнова Н. Пьесы. Хрестоматия для фортепиано (1-3 классы). (Ноты) /  Н. Смирнова. – Ростов- н/Д : Феникс, 2009.  -  43 с.

«Вальс из шарманки»;

«Танец утят».

Шпиндлер  Ф.  Альбом для юношества .Ансамбли. Тетрадь  1.(Ноты)  / Ф. Шпиндлер. – Новосибирск: Арт-классик,1999.  -  25 с.

«Молитва»;

«Утром»;

«Вечерняя заря»;

«Беспечность»

Платонов В. Веселая электричка. Фортепианные ансамбли для младших и средних классов ДМШ (Ноты) / В. Платонов.  -  Новосибирск: Окарина,2006.  -  42 с.

«Веселая электричка»

Барсукова С. Любимое фортепиано (Ноты) / С. Барсукова.  -  Ростов- н/Д : Феникс,2011  -  71 с.

Доницетти Г. «Тирольские мелодии»;

Ирадье С.  «Голубка».

Барсукова С. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. 3-4 класс (Ноты) / С. Барсукова.  – Ростов н/ Д.: Феникс, 2003.  – 80 с.

Халаимов С. «Сладкоежка»;

Фрид Г. «Веселая прогулка».

Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. (Ноты) / О.Геталова,И. Визная.  -  Санкт-Петербург : Композитор. 2005.  -  160 с.

Градески Э. «Мороженое»;

Куперен Ф. «Кукушка»;

Мак-Доуэлл Э. «К дикой розе».

Дулова В. Джаз в четыре руки  (Ноты) /В. Дулова. - Санкт-Петербург: Союз художников, 2003.- 30 с.

Шмитц М. «Рэг».

Маевский Ю. Музыкальные забавы. Сборник веселых пьес для фортепиано в 4 руки и в 6 рук (Ноты)/  Ю.Маевский. – Санкт-Петербург :  Композитор,1999.  -  39 с. 

Карамиа Т. «Прогулка по кукурузному полю»        

Петерсен Р.  «Старый автомобиль».

Захарова Л.  Ансамбли для фортепиано  (Ноты)  /  Л.Захарова.  -  Ростов н/ Д : Феникс,2010.  – 119 с.

Моцарт В.А. «Менуэт из оперы «Дон Жуан»;

Вебер К. «Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»;

Шуберт Ф. «Вальс».

Коршунова Л. Музицируем вдвоем. Фортепианные ансамбли в четыре руки (Ноты) / Л. Коршунова.  -  Новосибирск : Окарина, 2006.  -  72 с.

Дога Е. «Вальс из К/ф «Мой ласковый и нежный зверь»;

Рамирес А. «Мелодия».

Митина С., Митин В. Юному пианисту. Учебное пособие для 1-4 классов ДМШ (Ноты) / С. Митина,В. Митин.  – Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1997.  -  207 с.

Бетховен Л. «Три немецких танца»;

Глинка М. «Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».

Чайковский П. «Вальс из балета «Спящая красавица»

 

Требования к репертуару

 

III курс

Самостоятельный анализ музыкальных произведений.

Развитие и совершенствование навыков чтения с листа. Работа над музыкальным произведением самостоятельно. Исполнительско – просветительская деятельность.

 

Примерная программа курса

  • 5-6 разнохарактерные произведения
  • Чтение с листа легких пьес.

 

Примерный репертуар:

III курс

Балаев Г.,Матевосян А. Фортепианные ансамбли. Для музыкальных школ. (Ноты)  / Г.Балаев, А.Матевосян.  -  Ростов н/ Д : Феникс, 2000.  -  72 с.

Балаев Г. «Армянский танец»

Балаев Г.  «Горный ручей»

Барсукова С. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. 3-4 класс  (Ноты) / С. Барсукова.  – Ростов н/ Д :Феникс, 2003.  -  82 с.

Зив М. «Предчувствие»;

Фрид Г. «Танец»;

Азарашвили В. «Прогулка»;

Халаимов С. «Ночная сказка».

Захарова Л.  Ансамбли для фортепиано  (Ноты)  /  Л.Захарова.  -  Ростов н/ Д : Феникс,2010.  – 119 с.

Глинка М. «Краковяк из оперы «Иван Сусанин»;

Чайковский П. «Колыбельная в бурю»;

Шуберт Ф. «Музыкальный момент».

Коршунова Л. Музицируем вдвоем. Фортепианные ансамбли в четыре руки. (Ноты) / Л. Коршунова. – Новосибирск : Окарина, 2006. – 72 с.

Петров А. « Песенка с морским дьяволом»;

Петров А. «Вальс из к/ф «Берегись автомобиля»;

Петров А. «Я шагаю по Москве». Смирнова Н. Ансамбли  для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.

Счастливенко Л. В свободный час. Легкие переложения для фортепиано. Второй выпуск. (Ноты)/   Л.Счастливенко . – Новосибирск, 2007.  -74 с.

Металлиди Ж. «Веселое шествие»;

Харито Н. «Приключения Макса Линдера».

Смирнова Н. Ансамбли  для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.

«Полька и танго»;

«Регтайм №1».

Цыганова Г. Юному музыканту – пианисту. Ансамбли для фортепиано, 4-5 класс (Ноты)/ Г. Цыганова. – Ростов н/ Д : Феникс, 2004. – 108 с.

Глинка М. «Марш Черномора»;

Киркулеску Н. «Мой друг»;

Хачатурян А. «Танец  девушек».       

Григоренко В.Ансамбли 5-7 класс (Ноты) / В. Григоренко.  – Москва: Кифара, 1997.  -  83 с.

Глазунов А. «Романеска»;

Раков Н. «Радостный порыв»;

Дубровина А. Шедевры классической музыки в переложении для двух фортепиано (Ноты) / А. Дубровина.  -  Новосибирск : Окарина, 2006. -  70 с.

Чайковский П. «Концерт №1» для фортепиано с оркестром ,1 часть (фрагмент)

Иванова М. Ансамбли нашим пианистам для средних и старших классов (Ноты) / М. Иванова.  -  Санкт-Петербург : Полифото-пресс, 1996.  -100 с.

Бах И.С. «Шутка»;

Глинка М. «Вальс из оперы «Иван Сусанин»;

Моцарт В.А. « Ария Фигаро»;

Чайковский П. «Вальс из балета «Спящая красавица».

Криштоп Л. Брат и сестра. К 200-летию со дня рождения Шуберта Ф. (Ноты) / Л. Криштоп.  -  Санкт-Петербург : Северный олень, 1997.  -  82 с.

Шуберт Ф. «Героический марш».

Маевский Ю. Музыкальные забавы. Сборник веселых пьес для фортепиано в четыре руки. Вып. 2  (Ноты) / Ю. Маевский.  -  Санкт Петербург  : Композитор, 2002. -   61 с.

Щедрин Р. «Царь Горох».

Смирнова Н. Ансамбли  для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.

«Болеро»;

«Полька».

Цыганова Г. Юному музыканту – пианисту. Ансамбли для фортепиано 4-5 класс. (Ноты) / Г. Цыганова.  –Ростов- н/Д: Феникс, 2004.  -  108 с.

Рахманинов С. «Итальянская полька»;

Рубин В. «Вальс из оперы «Три Толстяка»;

Цфасман А. «Я хочу танцевать»;

Штраус И. «Полька Трик-трак».

Балаев  Г., Матевосян А. Фортепианные ансамбли (Ноты) / Г. Балаев , Матевосян А. – Ростов Н/ Д : Феникс,  2000. -  102 с.

Балаев Г. «Вальс»

Матевосян А. «Кукольный хоровод из цикла «Детская шкатулка»

Григоренко В. Ансамбли 5-7 класс (Ноты)/Григоренко.-М:-Кифара,1997-83с.

Свиридов Г. «Зимняя дорога».

Державин М.  Ансамбли для старших классов (Ноты)/М.Державин.-СПб:Композитор, 1997.-69с.

Аренский А. «Полонез»;

Брамс И. «Венгерский танец №1»;

Глиэр Р. «Грустный вальс».

Дубровина А. Шедевры классической музыки в переложении для двух фортепиано (Ноты)/А.Дубровина.-Новосибирск : Окарина, 2006.-70с.

Вивальди А. « Концерт ре минор, для скрипки, струнных и чембало, II часть»;

Вивальди А. «Концерт соль минор, для скрипки, струнных и чембало»;

Корелли А. «Соната №2, для двух скрипок и фортепиано».

Захарова Л.  Ансамбли для фортепиано  (Ноты)  /  Л.Захарова.  -  Ростов н/ Д : Феникс,2010.  – 119 с.

Аренский А. «Романс»;

Глиэр Р. «Грустный вальс»;

Мусоргский М. «Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка».

Криштоп  Л. Брат и сестра. К 200-летию со дня рождения Шуберта Ф. (Ноты)/Л.Криштоп.-

Санкт-Петербург : Северный олень, 1997-82с.

«Три героических марша»;

«Шесть экосезов».

Смирнова Н. Ансамбли  для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.

«Восточный напев»;

«Пьеса в испанском стиле»;

«Фокстрот».

Балаев Г. Русские народные песни. Переложение для двух фортепиано (Ноты) / Г. Балаев. – Ростов-н/Д: Феникс,2000.  -  72 с.

«В низенькой светелке»;

«Ехал на ярмарку ухарь- купец»;

«То не ветер ветку клонит».

Доля Ю. Альбом фортепианных ансамблей (Ноты)/Ю. Доля. -Ростов- н/Д: Феникс, 2005.-212с.

Казелла А. «Маленький марш из цикла Марионетки»;

Равель М. «Разговор красавицы и Чудовища» из цикла «Моя матушка гусыня. Пять детских пьес».

Дубровина А.Шедевры классической музыки в переложении для двух фортепиано (Ноты)/А.Дубровина.-Новосибирск : Окарина, 2006.-70с.

Глиэр Р. «Концерт для голоса с оркестром,I часть» (фрагмент);

Корелли А. «Соната»№2, для двух скрипок и фортепиано I, II часть;

Казелла А. «Полька – галоп»

Кравцова В., Михайлова М.Ансамбли в 4 руки. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка пианиста №5.Тетрадь №4 (Ноты) / В. Кравцова, М. Михайлова.  -  Москва: Дека-ВС, 2002. – 55 с.

Вебер К. «Приглашение к танцу»;

Глинка «Вальс - фантазия»;

Прокофьев С. «Вальс из балета «Золушка».

Пыстин Г. Рояль на троих (Ноты) / Г. Пыстин. -  Новосибирск: Окарина, 2004. – 32 с.

Черни К. «Французский романс  «Уезжая в Сибирь»

Смирнова Н. Ансамбли  для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.

«Бразильский карнавал»;

«Воспоминание о французском кино»;

«Танго».

Хромушин О. Лунная дорожка (Ноты)/О.Хромушин. Ростов-н/Д: Феникс, 2003.-96с.Танго.

Дональдсон В. «Играем свинг»;

Маккартни П. «Вчера»;

Эллингтон Д. «Караван».

Пыстин Г. Альбом популярных пьес. Аранжировки для двух фортепиано (Ноты) / Г.Пыстин.  -  Новосибирск:  Окарина, 2006.  -  38 с.

Шнитке А. « Постлюдия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемая литература

Методическая

1.Абдуллин Э. Методологическая культура педагога – музыканта (Текст) /  Э. Абдуллин.  – Москва : Издательский  дом  «Академия»,2002.  -  267 с.

2.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано (Текст) А. Алексеев .   – Москва: Государственное музыкальное издательство, 1961.  -  271 с.

3.Баренбойм Л. Путь к музицированию (Текст) / Л. Баренбойм.  – Ленинград; Москва : Советский композитор, 1973.  -  269 с.

4.Баренбойм Л. За полвека. Очерки, статьи, материалы (Текст) / Л. Баренбойм. - Ленинград  :    Советский композитор,1989.  -  365 с.

5.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры(Текст) / Г. Нейгауз. -_Москва : Музыка,1987. -  239 с.

6.Судзуки С. Взращенные с любовью. Классический подход к воспитанию талантов  (Текст) / С. Судзуки. – Минск: ООО «Попурри», 2005.  -  192 с.

7.Тайманов И.Фортепианный дуэт : современная жизнь жанра (Текст) / Ежеквартальный журнал   « Пиано форум», редактор В. Задерацкий.  -  Москва: ООО «Международная музыкально-техническая компания»,-  №2, 2011.  – 64 с.

 

 

Нотная

  1. «Азбука игры на фортепиано» -Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008
  2. Альбом ученика-пианиста 3 класс ДМШ – Ростов-на Дону, «Феникс»,2006
  3. Альбом ученика-пианиста. 2 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
  4. Джаз для детей /выпуск 1,2,3,4,5/- Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
  5. Иванов А. «Каникулы» /детская сюита для фортепиано/ - Чебоксары, Чувашиздат,2002
  6. Играем в 4 руки на фортепиано.Вып.3 Составитель Голышева Ю.В.М-2001
  7.  «Музыкальная мозаика» - авторские переложения Глуховой С.А. для фортепиано в 4 руки – Канаш, 2008
  8. Пьесы, сонатины и ансамбли.5-7 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
  9.  Пьесы для игры на фортепиано в 4 руки:Джазовые мотивы:Переложение Л.В.Пилипенко.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003
  10. Первые шаги сборник для начинающих.Ансамбли.Сост. С.И.Голованова.Часть 2.Изд.2.М.:2000
  11. Пьесы для фортепиано в 4 руки.
  12. Флярковский А. «Русские народные песни» /вполифонической обработке для фортепиано/ - Москва, «Кифара», 2002
  13. Юному музыканту – пианисту. Ансамбли для фортепиано 4-5 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fotrepiannyy_ansambl.doc104 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МДК.03.03. Музыкально-инструментальный класс (по видам) (инд).

Раздел 4. Инструментальный ансамбль

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 1

Текст задания: 1. Посадка при ансамблевой игре за инструментом и положение рук при игре. Разбор со счетом вслух несложных пьес.

Условия выполнения задания

1. Место выполнения задания: аудитория с музыкальным инструментом

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 2

Текст задания: 1. Индивидуальное разучивание партии:

правильность исполнения нот, аппликатура, штрихи, темп, агогика

Условия выполнения задания

  1. Место выполнения задания: аудитория с музыкальным инструментом

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 3

       Текст задания: 1. Продемонстрировать на простом музыкальном произведении педализацию в ансамбле; переворачивание страниц и отсчет длинных пауз; синхронное  начало и окончание  ансамбля; динамика исполнения, четкость ритма, устойчивость.

Условия выполнения задания

1. Место выполнения задания: аудитория с музыкальным инструментом

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 4

 Текст задания: 1. На примере одного заданного произведения продемонстрировать умение чтения с листа.

Условия выполнения задания

  1. Место выполнения задания: аудитория с музыкальным инструментом

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 5

      Текст задания: 1. Разработка сценария лекции-концерта, организация выступления с концертной программой

Условия выполнения задания

Место выполнения задания: аудитория с музыкальным инструментом

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 6

     Текст задания: 1. Выразительное исполнение музыкальных произведений на основе анализа художественных задач

Условия выполнения задания

1.Место (время) выполнения задании: на учебной/производственной практике в ДОУ и общеобразовательной школе,  аудитория с музыкальным инструментом

Критерии

оценивая выполнения заданий

«5» - Отличные умения и навыки владения инструментом в объеме курса инструментальный ансамбль.

Безупречное исполнение произведений; понимание стиля и художественного образа; владение навыками исполнения инструктивного материала в заданном варианте (темпе, динамике, штриховой стилистике)

  1. степень передачи участниками ансамбля характера исполняемого произведения, его стилистических особенностей;
  2. ритмическая согласованность и устойчивость исполнения;
  3. динамическое равновесие;
  4. единство фразировки у обоих исполнителей;
  5. чистота педализации;
  6. при исполнении переложений симфонической музыки – передача темброво-штрихового богатства оркестра.

 «4» - Хорошие умения и навыки владения инструментом при некоторых технических погрешностях; понимание стиля и художественного образа; владение навыками исполнения инструктивного материала в заданном варианте.

«3» - Хорошее исполнение произведений с некоторыми неточностями (недостаток кантилены, чувства стиля, техническими, штриховыми, артикуляционными и интонационными неточностями)

«2» - Низкий уровень подготовки. Программа представлена не в полном объеме.

Текущий контроль по МДК.03.03. Музыкально-инструментальный класс (по видам) (инд).

Раздел 4. Инструментальный ансамбль

Требования к знаниям и навыкам

В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:

  1. особенности фортепианного ансамбля как вида искусства;
  2. методы анализа инструментального произведения;
  3. основные этапы развития фортепианного искусства, в том числе современные исполнительские школы;
  4. цели, задачи, принципы организации ансамбля, его роль в музыкальном образовании учеников;
  5. методику работы по организации и обучению игре фортепианного ансамбля;
  6. методику проведения репетиций и концертных выступлений ансамбля.

Уметь:

  1. формулировать исполнительские задачи в процессе работы над музыкальным произведением;
  2. анализировать инструментальное произведение различных стилей, жанров, исполнять музыкальные произведения на профессиональном уровне в ансамблевом исполнении;
  3. использовать новые технологии в исполнительской деятельности фортепианных ансамблей;
  4. самостоятельно работать над репертуаром с партнером:
  5. вести культурно-просветительскую деятельность;
  6. применять теоретические знания и умения в практической и профессиональной деятельности.

Практический  опыт:

  1. Выразительное исполнение музыкальных произведений на основе анализа художественных задач
  2. реализовать в собственной практической деятельности основные теоретические положения методики музыкального образования;
  3. планировать музыкально-педагогическую деятельность и прогнозировать ее результаты.

Требования к репертуару

II курс

        К первым шагам в овладении «ансамблевой техникой» можно отнести следующие требования начального обучения:

-  особенности посадки и педализации при четырехручном исполнении на одном фортепиано;

 -способы достижения синхронности при взятии и снятии звучания в удвоениях и аккордах, разделенных между партнерами;

 - согласования приемов звукоизвлечения;

 - передача голоса от партнера к партнеру;

 - соразмеренность в сочетании несколько голосов;

 - соблюдение общности ритмического пульса и т. д.

 По мере усложнения художественных задач, расширяются и технические задачи совместной игры.

Примерная программа курса

  1. 3-4 несложные разнохарактерные пьесы;
  2. 1-2 произведения (чтение с листа)

Примерный репертуар:

II курс

Алексеева О., Науменко И. Два рояля – восемь рук  (Ноты) /О. Алексеева , И. Науменко . – Санкт – Петербург : Союз художников , 2001.  -  50 с.

Савельев  Б.  «На крутом бережку из м/ф «Леопольд и золотая рыбка»;

Уотт  Д. « Песенка поросят из м/ф « Три поросенка».

Видякина Т.  Музыкальные ступени  (Ноты) / Т. Видякина.  -  Новосибирск: Нонпарель, 2001  - 60 с.

Градески Э. «Маленький поезд»;

Шмитц М. «Много пятерок в портфеле».

Захарова Л. Ансамбли для фортепиано (Ноты) /  Л. Захарова. -  Ростов -н/Д : Феникс, 2010.  -  119 с.

Чайковский П. «Мой садик»;

Глинка М. «Полька»;

Бетховен Л. «Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»;

Вебер К. «Вальс из оперы «Волшебный стрелок».

Коршунова Л. Музицируем вдвоем. Фортепианные ансамбли в четыре руки  (Ноты) /  Л. Коршунова.  -  Новосибирск: Окарина,2002.  -  23 с.

Гладков Г. «Песенка друзей»;

Стукалин Н. « Следствие ведут колобки».

Смирнова Н. Пьесы. Хрестоматия для фортепиано (1-3 классы). (Ноты) /  Н. Смирнова. – Ростов- н/Д : Феникс, 2009.  -  43 с.

«Вальс из шарманки»;

«Танец утят».

Шпиндлер  Ф.  Альбом для юношества .Ансамбли. Тетрадь  1.(Ноты)  / Ф. Шпиндлер. – Новосибирск: Арт-классик,1999.  -  25 с.

«Молитва»;

«Утром»;

«Вечерняя заря»;

«Беспечность»

Платонов В. Веселая электричка. Фортепианные ансамбли для младших и средних классов ДМШ (Ноты) / В. Платонов.  -  Новосибирск: Окарина,2006.  -  42 с.

«Веселая электричка»

Барсукова С. Любимое фортепиано (Ноты) / С. Барсукова.  -  Ростов- н/Д : Феникс,2011  -  71 с.

Доницетти Г. «Тирольские мелодии»;

Ирадье С.  «Голубка».

Барсукова С. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. 3-4 класс (Ноты) / С. Барсукова.  – Ростов н/ Д.: Феникс, 2003.  – 80 с.

Халаимов С. «Сладкоежка»;

Фрид Г. «Веселая прогулка».

Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. (Ноты) / О.Геталова,И. Визная.  -  Санкт-Петербург : Композитор. 2005.  -  160 с.

Градески Э. «Мороженое»;

Куперен Ф. «Кукушка»;

Мак-Доуэлл Э. «К дикой розе».

Дулова В. Джаз в четыре руки  (Ноты) /В. Дулова. - Санкт-Петербург: Союз художников, 2003.- 30 с.

Шмитц М. «Рэг».

Маевский Ю. Музыкальные забавы. Сборник веселых пьес для фортепиано в 4 руки и в 6 рук (Ноты)/  Ю.Маевский. – Санкт-Петербург :  Композитор,1999.  -  39 с.  

Карамиа Т. «Прогулка по кукурузному полю»        

Петерсен Р.  «Старый автомобиль».

Захарова Л.  Ансамбли для фортепиано  (Ноты)  /  Л.Захарова.  -  Ростов н/ Д : Феникс,2010.  – 119 с.

Моцарт В.А. «Менуэт из оперы «Дон Жуан»;

Вебер К. «Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»;

Шуберт Ф. «Вальс».

Коршунова Л. Музицируем вдвоем. Фортепианные ансамбли в четыре руки (Ноты) / Л. Коршунова.  -  Новосибирск : Окарина, 2006.  -  72 с.

Дога Е. «Вальс из К/ф «Мой ласковый и нежный зверь»;

Рамирес А. «Мелодия».

Митина С., Митин В. Юному пианисту. Учебное пособие для 1-4 классов ДМШ (Ноты) / С. Митина,В. Митин.  – Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1997.  -  207 с.

Бетховен Л. «Три немецких танца»;

Глинка М. «Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».

Чайковский П. «Вальс из балета «Спящая красавица»

Требования к репертуару

III курс

Самостоятельный анализ музыкальных произведений.

Развитие и совершенствование навыков чтения с листа. Работа над музыкальным произведением самостоятельно. Исполнительско – просветительская деятельность.

Примерная программа курса

  1. 5-6 разнохарактерные произведения
  2. Чтение с листа легких пьес.

Примерный репертуар:

III курс

Балаев Г.,Матевосян А. Фортепианные ансамбли. Для музыкальных школ. (Ноты)  / Г.Балаев, А.Матевосян.  -  Ростов н/ Д : Феникс, 2000.  -  72 с.

Балаев Г. «Армянский танец»

Балаев Г.  «Горный ручей»

Барсукова С. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. 3-4 класс  (Ноты) / С. Барсукова.  – Ростов н/ Д :Феникс, 2003.  -  82 с.

Зив М. «Предчувствие»;

Фрид Г. «Танец»;

Азарашвили В. «Прогулка»;

Халаимов С. «Ночная сказка».

Захарова Л.  Ансамбли для фортепиано  (Ноты)  /  Л.Захарова.  -  Ростов н/ Д : Феникс,2010.  – 119 с.

Глинка М. «Краковяк из оперы «Иван Сусанин»;

Чайковский П. «Колыбельная в бурю»;

Шуберт Ф. «Музыкальный момент».

Коршунова Л. Музицируем вдвоем. Фортепианные ансамбли в четыре руки. (Ноты) / Л. Коршунова. – Новосибирск : Окарина, 2006. – 72 с.

Петров А. « Песенка с морским дьяволом»;

Петров А. «Вальс из к/ф «Берегись автомобиля»;

Петров А. «Я шагаю по Москве». Смирнова Н. Ансамбли  для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.

Счастливенко Л. В свободный час. Легкие переложения для фортепиано. Второй выпуск. (Ноты)/   Л.Счастливенко . – Новосибирск, 2007.  -74 с.

Металлиди Ж. «Веселое шествие»;

Харито Н. «Приключения Макса Линдера».

Смирнова Н. Ансамбли  для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.

«Полька и танго»;

«Регтайм №1».

Цыганова Г. Юному музыканту – пианисту. Ансамбли для фортепиано, 4-5 класс (Ноты)/ Г. Цыганова. – Ростов н/ Д : Феникс, 2004. – 108 с.

Глинка М. «Марш Черномора»;

Киркулеску Н. «Мой друг»;

Хачатурян А. «Танец  девушек».        

Григоренко В.Ансамбли 5-7 класс (Ноты) / В. Григоренко.  – Москва: Кифара, 1997.  -  83 с.

Глазунов А. «Романеска»;

Раков Н. «Радостный порыв»;

Дубровина А. Шедевры классической музыки в переложении для двух фортепиано (Ноты) / А. Дубровина.  -  Новосибирск : Окарина, 2006. -  70 с.

Чайковский П. «Концерт №1» для фортепиано с оркестром ,1 часть (фрагмент)

Иванова М. Ансамбли нашим пианистам для средних и старших классов (Ноты) / М. Иванова.  -  Санкт-Петербург : Полифото-пресс, 1996.  -100 с.

Бах И.С. «Шутка»;

Глинка М. «Вальс из оперы «Иван Сусанин»;

Моцарт В.А. « Ария Фигаро»;

Чайковский П. «Вальс из балета «Спящая красавица».

Криштоп Л. Брат и сестра. К 200-летию со дня рождения Шуберта Ф. (Ноты) / Л. Криштоп.  -  Санкт-Петербург : Северный олень, 1997.  -  82 с.

Шуберт Ф. «Героический марш».

Маевский Ю. Музыкальные забавы. Сборник веселых пьес для фортепиано в четыре руки. Вып. 2  (Ноты) / Ю. Маевский.  -  Санкт Петербург  : Композитор, 2002. -   61 с.

Щедрин Р. «Царь Горох».

Смирнова Н. Ансамбли  для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.

«Болеро»;

«Полька».

Цыганова Г. Юному музыканту – пианисту. Ансамбли для фортепиано 4-5 класс. (Ноты) / Г. Цыганова.  –Ростов- н/Д: Феникс, 2004.  -  108 с.

Рахманинов С. «Итальянская полька»;

Рубин В. «Вальс из оперы «Три Толстяка»;

Цфасман А. «Я хочу танцевать»;

Штраус И. «Полька Трик-трак».

Балаев  Г., Матевосян А. Фортепианные ансамбли (Ноты) / Г. Балаев , Матевосян А. – Ростов Н/ Д : Феникс,  2000. -  102 с.

Балаев Г. «Вальс»

Матевосян А. «Кукольный хоровод из цикла «Детская шкатулка»

Григоренко В. Ансамбли 5-7 класс (Ноты)/Григоренко.-М:-Кифара,1997-83с.

Свиридов Г. «Зимняя дорога».

Державин М.  Ансамбли для старших классов (Ноты)/М.Державин.-СПб:Композитор, 1997.-69с.

Аренский А. «Полонез»;

Брамс И. «Венгерский танец №1»;

Глиэр Р. «Грустный вальс».

Дубровина А. Шедевры классической музыки в переложении для двух фортепиано (Ноты)/А.Дубровина.-Новосибирск : Окарина, 2006.-70с.

Вивальди А. « Концерт ре минор, для скрипки, струнных и чембало, II часть»;

Вивальди А. «Концерт соль минор, для скрипки, струнных и чембало»;

Корелли А. «Соната №2, для двух скрипок и фортепиано».

Захарова Л.  Ансамбли для фортепиано  (Ноты)  /  Л.Захарова.  -  Ростов н/ Д : Феникс,2010.  – 119 с.

Аренский А. «Романс»;

Глиэр Р. «Грустный вальс»;

Мусоргский М. «Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка».

Криштоп  Л. Брат и сестра. К 200-летию со дня рождения Шуберта Ф. (Ноты)/Л.Криштоп.-

Санкт-Петербург : Северный олень, 1997-82с.

«Три героических марша»;

«Шесть экосезов».

Смирнова Н. Ансамбли  для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.

«Восточный напев»;

«Пьеса в испанском стиле»;

«Фокстрот».

Балаев Г. Русские народные песни. Переложение для двух фортепиано (Ноты) / Г. Балаев. – Ростов-н/Д: Феникс,2000.  -  72 с.

«В низенькой светелке»;

«Ехал на ярмарку ухарь- купец»;

«То не ветер ветку клонит».

Доля Ю. Альбом фортепианных ансамблей (Ноты)/Ю. Доля. -Ростов- н/Д: Феникс, 2005.-212с.

Казелла А. «Маленький марш из цикла Марионетки»;

Равель М. «Разговор красавицы и Чудовища» из цикла «Моя матушка гусыня. Пять детских пьес».

Дубровина А.Шедевры классической музыки в переложении для двух фортепиано (Ноты)/А.Дубровина.-Новосибирск : Окарина, 2006.-70с.

Глиэр Р. «Концерт для голоса с оркестром,I часть» (фрагмент);

Корелли А. «Соната»№2, для двух скрипок и фортепиано I, II часть;

Казелла А. «Полька – галоп»

Кравцова В., Михайлова М.Ансамбли в 4 руки. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка пианиста №5.Тетрадь №4 (Ноты) / В. Кравцова, М. Михайлова.  -  Москва: Дека-ВС, 2002. – 55 с.

Вебер К. «Приглашение к танцу»;

Глинка «Вальс - фантазия»;

Прокофьев С. «Вальс из балета «Золушка».

Пыстин Г. Рояль на троих (Ноты) / Г. Пыстин. -  Новосибирск: Окарина, 2004. – 32 с.

Черни К. «Французский романс  «Уезжая в Сибирь»

Смирнова Н. Ансамбли  для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.

«Бразильский карнавал»;

«Воспоминание о французском кино»;

«Танго».

Хромушин О. Лунная дорожка (Ноты)/О.Хромушин. Ростов-н/Д: Феникс, 2003.-96с.Танго.

Дональдсон В. «Играем свинг»;

Маккартни П. «Вчера»;

Эллингтон Д. «Караван».

Пыстин Г. Альбом популярных пьес. Аранжировки для двух фортепиано (Ноты) / Г.Пыстин.  -  Новосибирск:  Окарина, 2006.  -  38 с.

Шнитке А. « Постлюдия».

Рекомендуемая литература

Методическая

1.Абдуллин Э. Методологическая культура педагога – музыканта (Текст) /  Э. Абдуллин.  – Москва : Издательский  дом  «Академия»,2002.  -  267 с.

2.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано (Текст) А. Алексеев .   – Москва: Государственное музыкальное издательство, 1961.  -  271 с.

3.Баренбойм Л. Путь к музицированию (Текст) / Л. Баренбойм.  – Ленинград; Москва : Советский композитор, 1973.  -  269 с.

4.Баренбойм Л. За полвека. Очерки, статьи, материалы (Текст) / Л. Баренбойм. - Ленинград  :    Советский композитор,1989.  -  365 с.

5.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры(Текст) / Г. Нейгауз. -_Москва : Музыка,1987. -  239 с.

6.Судзуки С. Взращенные с любовью. Классический подход к воспитанию талантов  (Текст) / С. Судзуки. – Минск: ООО «Попурри», 2005.  -  192 с.

7.Тайманов И.Фортепианный дуэт : современная жизнь жанра (Текст) / Ежеквартальный журнал   « Пиано форум», редактор В. Задерацкий.  -  Москва: ООО «Международная музыкально-техническая компания»,-  №2, 2011.  – 64 с.

Нотная

  1. «Азбука игры на фортепиано» -Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008
  2. Альбом ученика-пианиста 3 класс ДМШ – Ростов-на Дону, «Феникс»,2006
  3. Альбом ученика-пианиста. 2 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
  4. Джаз для детей /выпуск 1,2,3,4,5/- Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
  5. Иванов А. «Каникулы» /детская сюита для фортепиано/ - Чебоксары, Чувашиздат,2002
  6. Играем в 4 руки на фортепиано.Вып.3 Составитель Голышева Ю.В.М-2001
  7.  «Музыкальная мозаика» - авторские переложения Глуховой С.А. для фортепиано в 4 руки – Канаш, 2008
  8. Пьесы, сонатины и ансамбли.5-7 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
  9.  Пьесы для игры на фортепиано в 4 руки:Джазовые мотивы:Переложение Л.В.Пилипенко.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003
  10. Первые шаги сборник для начинающих.Ансамбли.Сост. С.И.Голованова.Часть 2.Изд.2.М.:2000
  11. Пьесы для фортепиано в 4 руки.
  12. Флярковский А. «Русские народные песни» /вполифонической обработке для фортепиано/ - Москва, «Кифара», 2002
  13. Юному музыканту – пианисту. Ансамбли для фортепиано 4-5 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы для организации практических занятий обучающихся по МДК. 03.03 "Музыкально-инструментальный класс"

Методический материал разработан для организации обучающихся на практических занятиях по ПМ. 03 "Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность"....

Фонд оценочных средств по МДК 03.03. Музыкально-инструментальный класс .

ФОС для МДК 03.03 Музыкально-инструментальный класс...

Методические материалы для организации обучающихся на теоретических занятиях по междисциплинарному курсу "Музыкально-инструментальный класс" ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность

Фрагмент методических материалов, разработаных для теоретических занятий по теме «Инструментальное исполнительство в профессиональной деятельности музыканта» (2 часа). Используются те...

Рабочая программа МДК 03.03 Музыкально-инструментальный класс ПМ. 03 "Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность"

Фрагмент рабочей программы междисциплинарного курса "Музыкально-инструментальный класс" в рамках Профессионального модуля "Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность" р...

Методические материалы для организации обучающихся на практических занятиях по междисциплинарному курсу "Музыкально-инструментальный класс" ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность

Фрагмент методических материалов, разработанных для организации обучающихся на практических занятиях во втором семестре по теме 1.3 «Культура инструментального исполнительства в профессиональной...

Методические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся по междисциплинарному курсу "Музыкально-инструментальный класс" ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность

Методический материал разработан для организации самостоятельной деятельности во втором семестре по темам № 1.3 «Культура инструментального исполнительства в профессиональной деятельности»...