Рабочая программа элективного курса "Навыки делового общения"
элективный курс (9 класс) по теме

Скловская Елена Евгеньевна

Материал курса “Навыки делового общения” условно может быть разделен на две части. Первая часть - это теоретическая основа для сознательного освоения последующего материала. Вторая часть является практической, поскольку раскрывает конкретную методику ведения деловой беседы, коммерческих переговоров, служебного телефонного разговора и правила оформления некоторых деловых бумаг. Все формы делового разговора рассматриваются не по отдельности, как это до сих пор делалось, а в их единстве и взаимосвязи на общей теоретической базе.

Практическая часть курса включает в себя ряд практических советов по установлению и улучшению человеческих отношений, по представлению товаров, по динамичному заключению сделок, по установлению деловых контактов, оформлению ряда деловых бумаг. Кроме того, в практическую часть входит и проведение тренинга делового общения. Так как деловому общению нужно учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4._navaki_delovogo_obshcheniya_programma.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В условиях перехода России к рыночной экономике значительная часть населения все более активно вовлекается в экономическую деятельность. Появилось много людей, основной профессией которых стало предпринимательство, позволяющее развернуть свои творческие способности и деловые качества. Однако эти способности и качества, как показывает практика современного российского бизнеса, дают наибольшую отдачу лишь при умении вести деловой разговор - одном из наиболее важных условий коммерческого успеха. К сожалению, у большинства наших предпринимателей крайне низка культура устной речи, что существенно снижает их деловой потенциал и не позволяет максимально реализовать свои возможности.

Культурой делового разговора и навыками делового общения должен обладать каждый работающий, будь то врач ученый, педагог или государственный деятель. Эта культура универсальна и потому обязательна для всех, кто связан отношениями дела. Она не только разумная основа делового общения, но и надежный шанс на его успех.

Важнейшая особенность делового общения состоит в том, что нужно уметь строить отношения с разными людьми, добиваясь максимальной эффективности деловых контактов.

Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов стилистики, так и с конкретными условиями её реализации на месте (характером учебного заведения, уровнем подготовки учащихся, степенью их интереса к курсу, наличием необходимой литературы и др.).

Материал курса “Навыки делового общения” условно может быть разделен на две части. Первая часть - это теоретическая основа для сознательного освоения последующего материала. Вторая часть является практической, поскольку раскрывает конкретную методику ведения деловой беседы, коммерческих переговоров, служебного телефонного разговора и правила оформления некоторых деловых бумаг. Все формы делового разговора рассматриваются не по отдельности, как это до сих пор делалось, а в их единстве и взаимосвязи на общей теоретической базе.

Практическая часть курса включает в себя ряд практических советов по установлению и улучшению человеческих отношений, по представлению товаров, по динамичному заключению сделок, по установлению деловых контактов, оформлению ряда деловых бумаг. Кроме того, в практическую часть входит и проведение тренинга делового общения. Так как деловому общению нужно учиться.

Курс дает возможность рассмотреть деловой разговор с позиций его речевой, логической, психологической и невербальной культуры, а также на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта научить основным его формам (деловой беседе, коммерческим переговорам, ведению деловых совещаний, служебных телефонных разговоров, приему посетителей и сослуживцев и общению с ними, заполнению документов).

Программа разработана на основе следующих авторских программ:

- Элективный курс "Искусство общения". Пусенкова Е.М., Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005– 2006 у.г.;

- Авторская программа по элективному курсу "Культура делового общения" Большакова И.П., Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006 – 2007 у.г.;

- Элективный курс "Как развивать навыки делового общения" Крылова Л.Н., Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005– 2006 у.г.

Место и роль данного курса.

Данный курс позволяет обобщенно сформулировать основные положения, характеризующие деловую беседу, коммерческие переговоры, служебное совещание, служебный телефонный разговор и прием посетителей с позиций их речевой, логической, психологической и невербальной культуры. Программа курса предусматривает предпрофильную подготовку учащихся 9 классов в той сфере русского языка, которая связана с его функционированием в области официально-делового стиля речи.

Цели курса

  • Дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с общением и владением навыками составления деловых и личных документов, использованием письменной и устной речи;
  • Помочь учащимся овладеть первоначальными навыками ведения делового разговора;
  • Повысить культуру деловой речи;
  • Познакомить учащихся с речевыми стандартами, помогающими провести любую из основных форм делового разговора;
  • Формирование культуры делового общения;

Задачи курса

  • Способствовать профессиональному определению.
  • Оказать помощь в рациональной и эффективной организации самостоятельной деятельности учащихся.
  • Совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
  • Активизировать ценностно-смысловые аспекты учащихся, побудить к осмыслению общечеловеческих ценностей и выработке личного отношения к ним, собственной внутренней позиции.

Сроки реализации программы

Обучение по данному курсу рассчитано на 8 часов.

Основные принципы отбора и структурирования материала

Обучение по данному курсу основывается на принципах сознательности, активности, наглядности, систематичности, последовательности, прочности, научности, доступности и связи теории с практикой. На основе указанных принципов подбирается материал для подготовки школьников по вопросам, включенным в программу, с целью познания и изучения, соответственно и строится процесс обучения.

Методы обучения

Касаясь технологии обучения культуре делового общения, следует отметить, что она должна представлять собой естественное продолжение той системы работы, которая проводилась в базовом звене, однако, учитывая практическую направленность курса, можно говорить о целесообразности повышения на занятиях роли лекции как способа сообщения теоретических сведений, об активизации самостоятельной деятельности учащихся (итог занятия практические работы учащихся), о расширении и разнообразии заданий творческого характера, связанных с профессиями.

Приоритетными методами являются работа с книгой, образцами деловых бумаг, тестами, анкетами, толковыми словарями.

Форма обучения

Форма организации работы учащихся в рамках данного элективного курса: лекции, семинары, познавательные игры, решение практических задач, заполнение бланков деловых бумаг, анкетирование и тестирование; изучение не только трудов отечественных лингвистов, но и зарубежных специалистов, использование сравнительного анализа. Планируются уроки следующих типов: уроки-консультации, деловые игры, уроки-семинары, уроки-конференции, игры и тесты: “Познай себя”, “Какой вы слушатель?”, “Качества, важные для общения”.

Предполагаемые результаты

В результате изучения курса “Навыки делового общения” учащиеся должны:

Знать:

  • этикетный минимум;
  • правила делового этикета;
  • речевой этикет и нормы речевого этикета;
  • средства языка официально-делового стиля и уметь ими пользоваться;
  • основные формы делового общения, овладеть нормами делового разговора;
  • способы информационного обмена: через письменное слово; через устное слово; с опорой на рисунки, схемы; с помощью языка жестов; с помощью восклицаний, междометий.

Понимать:

  • назначение официально-делового стиля речи; уяснить его самостоятельность и связь с другими стилями;
  • назначение официально-делового стиля одежды;
  • язык жестов и мимики;

Уметь:

  • ориентироваться в мире профессий и уметь связывать их с понятием “культура делового общения”;
  • подобрать гардероб делового человека;
  • вести себя в конфликтных ситуациях;
  • вести деловой телефонный разговор;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Инструментарий для оценивания результатов

Оценка знаний проводится в целях установления глубины полученных юридических навыков путем реферирования с последующим тестированием, контрольным составлением и заполнением некоторых деловых бумаг, проведением зачетных работ, составлением отчетов в рабочих группах.

Программное содержание.

Раздел 1.  Введение. Цели и задачи курса.

Актуальность элективного курса. Ознакомление с тематическим планированием, целями и задачами курса, методами и формами его освоения. Культура делового общения универсальна и обязательна для всех.

Раздел 2. Культура делового человека

  • Деловой стиль одежды

Одежда и внешний вид делового человека. Этикетный минимум. Гардероб делового человека. Обувь. Косметика. Стили одежды. Правила делового этикета. Требования к обуви, украшениям, прическе, макияжу делового человека. Цвета в деловом костюме.

  • Речевая культура делового разговора.

Деловой разговор как особая разновидность устной речи.

Основные требования. Правильность речи. Точность и ясность речи. Краткость - важнейшее требование к любой форме деловой речи. Доступность речи. Вспомогательный материал речи: определения, сравнения, примеры.

  • Риторика - наука о красноречии. Ораторское искусство, его сущность.

Риторический инструментарий. Риторика - наука о красноречии. Ораторское искусство, его сущность. Риторические факторы, влияющие на действенность общения: состав аудитории, содержание и характер выступления. Психолого-дидактические принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, экспрессивность и интенсивность. Коммуникационные эффекты.

  • Техника речи.

Техника речи. Постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия - составные части техники речи. Качества голоса. Пауза.

Речевой этикет. Нормы речевого этикета. Приветствие. Правила обращения к собеседнику. Представление. Служебная субординация.

  • Логическая культура делового разговора.

Основные логические законы и их применение. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.

Умозаключения и их использование. Логические методы. Индукция умозаключение от частного к общему. Дедукция - умозаключение от общего к частному.

Логические правила аргументации. Аргументирование. Построения тезиса. Способы опровержения доводов оппонента. Критика.

Типичные алогизмы деловой речи. Логические правила деления понятий. Правило соразмерности.

  • Психологическая культура делового разговора.

Создание благоприятного психологического климата. Законы памяти. Закон впечатления. Второй закон памяти - повторение. Закон ассоциации.

Создание хорошего впечатления о себе. Общепринятые правила поведения. Приемы формирования положительных отношений. Комплименты. Пейсинг (отражение чувств). Раппорт (взаимная симпатия).

Изучение внутреннего состояния собеседника. Громкость речи. Скорость речи. Выслушивание собеседника как психологический прием. Активный слушатель. Прием перефразирования. Резюмирование.

Постановка вопросов и техника ответов на них. Типы вопросов.

Поведение с собеседниками различных психологических типов. Типы характеров собеседников. Тактика и техника нейтрализации замечаний собеседников. Разновидности замечаний.

Поведение в конфликтных ситуациях. Приемы защиты от некоторых собеседников. Конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные) конфликты. Варианты решения спорных вопросов.

Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения.

  • Невербальная культура делового разговора.

Язык жестов и мимики как средство установления контакта с собеседником. Основные жесты и телодвижения. Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия. Основные физиогномические типы лица.

Значение различных типов рукопожатий. Из истории жестов, рукопожатий. Позы собеседников и их психологическая роль. Жесты и мимика как показатели внутреннего состояния собеседника. Невербальные средства повышения делового статуса. Национальные особенности невербального общения. Роль расстояния при беседе для представителей разных национальностей.

Раздел 3. Практика делового общения

  • Ведение деловой беседы.

Подготовительные мероприятия. Начало беседы. Три приема начала беседы: снятие напряженности, прямого подхода, зацепки. Информирование присутствующих. Обоснование выдвигаемых положений - основной этап деловой беседы. Основные методы - методы аргументирования. Спекулятивные методы аргументирования - защита от нечестного оппонента, техника их применения. Методы процесса убеждения.

  • Ведение коммерческих переговоров.

Ведение коммерческих переговоров. Подготовка. Три этапа переговорного процесса.

Порядок, техника и тактика ведения переговоров. Метод позиционного торга. Метод принципиальных переговоров.

Универсальные тактические приемы. Ведение переговоров в неблагоприятных ситуациях.

Национальные стили ведения переговоров.

Прием посетителей и общение с ними. Варианты поведения за столом.

Ведение делового телефонного разговора. Правила ведения делового телефонного разговора, когда звонят вам. Правила ведения делового телефонного разговора, когда звоните вы.

Примерная тематика проектов.

1. Риторический инструментарий деловой речи.

2. Речевой этикет в деловом общении.

З. Умозаключения и их использование в деловой разговорной практике.

4. Специфические особенности общения как особого вида взаимодействия людей.

5. Вербальные и невербальные средства делового общения.

6. Роль невербальных средств в общении людей.

7. Официально деловой стиль: особенности, жанры, сфера употребления.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Каковы специфические особенности общения как особого вида взаимодействия людей?

2. Что такое “коммуникативный голод”, и какими средствами он преодолевается?

З. Расскажите об основных функциях и компонентах общения.

4. Что общего у вербальных и невербальных средств общения? Чем они отличаются друг от друга?

5. Расскажите о том, как классифицируют виды общения лингвисты (психологи)?

6. Что такое “бытовое общение”? Какие условия необходимо соблюдать, чтобы оно было эффективным?

7. В чем суть кодекса делового общения?

8. Какую роль в деловых контактах играет национальная принадлежность партнеров? Расскажите об известных вам особенностях делового общения коммуникантов разных национальностей.

9. Какова структура деловой беседы? Какие задачи решают партнеры на каждом из ее этапов?

10. Дайте характеристику активному, пассивному и агрессивному слушателю.

Каким слушателем должен быть деловой человек, стремящийся к успеху?

11. Какие психологические методы воздействия вы можете применить в различных ситуациях делового общения?

12. Какова роль невербальных средств в общении людей?

ЛИТЕРАТУРА

  • Авторская программа по элективному курсу "Культура делового общения" Большакова И.П. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006 – 2007 у.г.
  • Элективный курс "Искусство общения". Пусенкова Е.М., Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005– 2006 у.г.;
  • Элективный курс "Как развивать навыки делового общения" Крылова Л.Н., Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005– 2006 у.г.
  • В. Е. Зарайченко Этикет государственного служащего. «МарТ» Москва – Ростов-на-Дону, 2006;
  • Ю.В. Суховершина, Е.П. Тихомирова, Ю.Е. Скоромная «Тренинг делового общения», М., «Трикста» 2006;
  • Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:http://www.1september.ru
  • Ресурсы Интернета

Тематический план

№ темы

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Раздел 1 Введение

1.1.

Введение. Цели и задачи курса.

0,5

0,5

Раздел 2 Культура делового человека

2.1.

Деловой стиль одежды

0,5

0,5

2.2.

Речевая культура делового разговора.

0,5

0,5

2.3.

Риторика - наука о красноречии. Ораторское искусство, его сущность.

0,5

0,5

2.4.

Техника речи.  Речевой этикет

0,5

0,5

2.5.

Логическая культура делового разговора.

0,5

0,5

1

2.6.

Психологическая культура

0,5

0,5

2.7.

Невербальная культура делового разговора.

1

1

Раздел 3. Практика делового общения

3.1.

Ведение деловой беседы.

0,5

0,5

1

3.2.

Ведение коммерческих переговоров

1

1

Раздел 4. Подведение итогов

4.1.

Итоговый урок.

1

1

ИТОГО

2,5

5,5

8


Календарно-Тематическое планирование

Тема

Основные аспекты

Понятийный аппарат

Деятельность учащихся

Контроль знаний

Дата

Раздел 1. Введение

1.1.

Введение. Цели и задачи курса.

Актуальность элективного курса. Ознакомление с тематическим планированием, целями и задачами курса, методами и формами его освоения. Культура делового общения универсальна и обязательна для всех.

Культура. Деловое общение. Этикет. Манеры. Воспитание.

Слушание лекции.

Участие в беседе.

Конспектирование.

Ролевая игра «Выбор за тобой». Презентация «Человек и его манеры».

Тренинг «Общение»

1. Нулевой срез. Тест «Навыки делового общения»

2.Запуск деловой игры с «зарабатываем» рейтинговых баллов в виде карточек номиналом в 100, 300, 500, 1000 «гонораров» за выполняемые задания в течение всего курса с подведением итогов на последнем занятии.

3.Подготовка к ролевой игре.

Раздел 2 Культура делового человека

2.1.

Деловой стиль одежды

Одежда и внешний вид делового человека. Этикетный минимум. Гардероб делового человека. Обувь. Косметика. Стили одежды. Правила делового этикета. Требования к обуви, украшениям, прическе, макияжу делового человека. Цвета в деловом костюме. Тенденции современной моды. Искусство макияжа. Гармония цвета.

Этикетный минимум. Этикет. Стили одежды. Техника макияжа.

Слушание лекции.

Участие в беседе.

Конспектирование.

Ролевая игра.  Практическая работа по подбору костюма и макияжа.

Тренинг.

1.Контроль: оценка за выступление – от 300 до 500 гонораров

2.Контроль в конце урока: за активность – 100 гонораров

2. Подготовить  сообщения или проект (желающие)

2.2.

Речевая культура делового разговора.

Деловой разговор как особая разновидность устной речи.

Основные требования. Правильность речи. Точность и ясность речи. Краткость - важнейшее требование к любой форме деловой речи. Доступность речи. Вспомогательный материал речи: определения, сравнения, примеры.

Устная речь. Формы деловой речи. Определения. Сравнения.

Слушание лекции.

Участие в беседе.

Конспектирование.

Брейн-ринг «Этикет и мы»

Тренинг.

1.Контроль: оценка за выступление – от 300 до 500 гонораров

2.Контроль в конце урока: за активность – 100 гонораров

2. Подготовить  сообщения или проект (желающие)

2.3.

Риторика - наука о красноречии. Ораторское искусство, его сущность.

Риторический инструментарий. Риторические факторы, влияющие на действенность общения: состав аудитории, содержание и характер выступления. Психолого-дидактические принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, экспрессивность и интенсивность. Коммуникационные эффекты.

Риторика. Аудитория. Оратор. Выступление. Речевые эффекты.

Слушание лекции.

Участие в беседе.

Конспектирование.

Подготовка ораторской речи. Выступление с ораторской речью.

1.Контроль: оценка за выступление – от 300 до 500 гонораров

2.Контроль в конце урока: за активность – 100 гонораров

2. Подготовить  сообщения или проект (желающие)

2.4.

Техника речи.

Речевой этикет

Постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия - составные части техники речи. Качества голоса. Пауза. Нормы речевого этикета. Приветствие. Правила обращения к собеседнику. Представление. Служебная субординация.

Речевое дыхание. Верхнее и нижнее дыхание. Речевой этикет. Молодежный сленг.

Слушание лекции.

Участие в беседе.

Конспектирование.

Практическая работа.

Речевой тренинг.

1.Контроль: оценка за выступление – от 300 до 500 гонораров

2.Контроль в конце урока: за активность – 100 гонораров

2. Подготовить  сообщения или проект (желающие).

3. Разработка речевого тренинга.

2.5.

Логическая культура делового разговора.

Основные логические законы и их применение. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.

Умозаключения и их использование. Логические методы. Индукция умозаключение от частного к общему. Дедукция - умозаключение от общего к частному.

Аргументирование. Построения тезиса. Способы опровержения доводов оппонента. Критика.

Типичные алогизмы деловой речи. Логические правила деления понятий. Правило соразмерности.

Оппонент. Тезисы. Алгоритмы деловой речи.

Слушание лекции.

Участие в беседе.

Конспектирование Редакция текста

Ролевая игра.

Тренинг.

1.Контроль: оценка за выступление – от 300 до 500 гонораров

2.Контроль в конце урока: за активность – 100 гонораров

2. Подготовить  сообщения или проект (желающие)

2.6.

Психологическая культура

Создание благоприятного психологического климата

Изучение внутреннего состояния собеседника.

Общепринятые правила поведения. Приемы формирования положительных отношений. Комплименты. Пейсинг (отражение чувств). Раппорт (взаимная симпатия).

Поведение с собеседниками различных психологических типов. Типы характеров собеседников. Тактика и техника нейтрализации замечаний собеседников. Варианты решения спорных вопросов.

Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения.

Психологические типы людей. Типы характеров. Эмоции.

Слушание лекции.

Участие в беседе.

Конспектирование Анкетирование.

Тренинг.

1.Контроль: оценка за выступление – от 300 до 500 гонораров

2.Контроль в конце урока: за активность – 100 гонораров

2. Подготовить  сообщения или проект (желающие)

2.7.

Невербальная культура делового разговора.

Основные жесты и телодвижения. Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия. Основные физиогномические типы лица.

Значение различных типов рукопожатий. Из истории жестов, рукопожатий. Позы собеседников и их психологическая роль. Жесты и мимика как показатели внутреннего состояния собеседника. Невербальные средства повышения делового статуса. Национальные особенности невербального общения. Роль расстояния при беседе для представителей разных национальностей. Кинесия – речь тела.

Жест. Язык жестов. Типы рукопожатий. Мимика человека. Способы общения. Невербальное общение. Кинесия.

Слушание лекции.

Участие в беседе.

Конспектирование

Защита творческой работы.

Практическая работа «Разговор жестами». Тренинг.

1.Контроль: оценка за выступление – от 300 до 500 гонораров

2.Контроль в конце урока: за активность – 100 гонораров

2. Подготовить  сообщения или проект (желающие)

Раздел 3. Практика делового общения

3.1.

Ведение деловой беседы.

Подготовительные мероприятия. Начало беседы. Три приема начала беседы: снятие напряженности, прямого подхода, зацепки. Информирование присутствующих. Обоснование выдвигаемых положений - основной этап деловой беседы. Основные методы - методы аргументирования. Спекулятивные методы аргументирования - защита от нечестного оппонента, техника их применения. Методы процесса убеждения.

Методы аргументирования. Способы ведения деловой беседы.

Слушание лекции.

Участие в беседе.

Конспектирование.

Ролевая игра «К вам пришли на прием»

1.Контроль: оценка за выступление – от 300 до 500 гонораров

2.Контроль в конце урока: за активность – 100 гонораров

2. Подготовить  сообщения или проект (желающие)

3.2.

Ведение коммерческих переговоров.

Ведение коммерческих переговоров. Подготовка. Три этапа переговорного процесса.

Порядок, техника и тактика ведения переговоров. Метод позиционного торга. Метод принципиальных переговоров.

Универсальные тактические приемы. Ведение переговоров в неблагоприятных ситуациях. Шесть правил Р.Фишера и У. Юри.

Национальные стили ведения переговоров.

Прием посетителей и общение с ними. Варианты поведения за столом.

Ведение делового телефонного разговора. Правила ведения делового телефонного разговора, когда звонят вам. Правила ведения делового телефонного разговора, когда звоните вы.

Правила ведение телефонного делового разговора. Переговоры. Встречи.

Слушание лекции.

Участие в беседе.

Конспектирование.

Тренинг.

1.Контроль: оценка за выступление – от 300 до 500 гонораров

2.Контроль в конце урока: за активность – 100 гонораров

2. Подготовить  сообщения или проект (желающие)

Раздел 4. Подведение итогов.

4.1.

Итоговый урок.

Обобщение всего освоенного материала. Подведение итогов.

Рефлексия.

Тестирование. Зачет по всем темам.

Итоговый Тест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе  авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...

Авторская программа элективного курса "Деловое общение и письмо"

Программа профильно-ориентированного элективного курса " Деловое общение и письмо" рассчитана на учащихся 10-11 классов в объеме 34 часов и направлена на изучение теории основ делового...

Рабочая программа элективного курса «Деловой английский» для организации профильной подготовки учащихся 9 класса по предмету «Английский язык»

г. Лабинск 2014год Пояснительная записка В это стремительно развивающееся и меняющееся время, ко¬гда наша страна перешла на рыночные отношения, по¬следовал подъем деловой активности и установлени...

Рабочая программа элективного курса «Деловой английский» 9 класс

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 90% старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности. Кроме того, 85% утверждают...

Рабочая программа элективного курса "Деловой английский"

Программа элективного курса "Деловой английский" предназначена для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля....

Программа элективного курса "Деловое общение"

В настоящее время особо актуальны проблемы культуры речи в сфере делового общения. Социальные и экономические изменения в жизни современного общества заставили обратить внимание на сферу деловых отнош...