«Перелистывая сказки Пушкина…»
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Федотова Ирина Анатольевна
Внеклассное мероприятие по предмету.
Урок-сказка( мотивация к чтению)
«Перелистывая сказки Пушкина…»
Цель урока: 
1. Предметная: «Слово о писателе» , понятия о жанре произведения.
2. Метапредметные: умение думать, размышлять, рефлексировать.
3. Личностные: расширение читательского опыта, развитие эмпатии и рефлексии, «Расширение» ценностно- смыслового слоя сознания. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perelistyvaya_skazki_pushkina.docx25.18 КБ
Файл aleksandr_sergeevich_pushkin.pptx2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по предмету.

Урок-сказка( мотивация к чтению)

«Перелистывая сказки Пушкина…»

Цель урока:

  1. Предметная: «Слово о писателе» , понятия о жанре произведения.
  2. Метапредметные: умение думать, размышлять, рефлексировать.
  3. Личностные: расширение читательского опыта, развитие эмпатии и рефлексии, «Расширение» ценностно- смыслового слоя сознания.

УУД: выбираю, корректирую, оцениваю, ищу информацию, общаюсь, обсуждаю, взаимодействую.

Необходимый материал: Книжная выставка разных изданий сказок А.С. Пушкина.

-карточки с телеграммами;

-чудо-дерево (нарисованное на плакате) с листочками, на которых написаны номера вопросов;

-карточки с буквами;

-волшебный ящик и предметы, которые в нем находятся

-призы для победителей;

(Организационный момент)

Имя Александра Сергеевича Пушкина знакомо каждому русскому человеку. Его знают и любят все- и малыши, и взрослые, потому что Пушкин – наша гордость, наше национальное достояние.

В детстве у Александра была няня , которая присматривала за ним, кормила, гуляла, рассказывала сказки, пела колыбельные песни. Звали её Арина Родионовна, и была она большая мастерица сказки сказывать, которых знала великое множество. Маленький Саша, бывало сидел на скамеечке и заворожено слушал её. Любил он и страшные истории и часто просил, чтобы няня повторила сказку еще и еще, и запоминал их.

Когда Пушкин учился в лицее в  Царском Селе, он был самый сильный, ловкий и подвижный, за что получил прозвище Искра и Обезьяна.  Во время учебы у него хорошо получалось писать стихи, сочинять…И учителя понимали , что из Александра выйдет большой поэт.  Очень скоро так и случилось.  И писал он всегда то, что думал, а иначе не мог. За смелые строки о свободе царь сослав поэта в имение его родителей Михайловское. Ссылка означает, что человек не может никуда уехать без разрешения.

Два года пробыл Пушкин в ссылке и каждый вечер проводил, как в детстве, со своей няней Ариной Родионовной. Шел в её домик, забирался на лежанку, подпирал курчавую голову рукой и часами слушал нянины сказки. Теперь А.С. слушал их не просто так, ради забавы, а вслушивался в каждое слово, просил повторить понравившуюся ему историю снова и снова.

Все нянины сказки поэт записал и дословно пересказал в своих стихах. Так в нянюшкиных рассказах берут начало волшебные пушкинские сказки, которые все так любят. Они не похожи одна на другую, но каждая говорит, что в мире есть и злодейство, и ложь, и красота, а добро и любовь всегда побеждают.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Кому пришлось хуже всех? (Старухе у разбитого корыта) А кто в этом виноват? (Она сама и виновата)

В этой сказке много народных выражений «бог с тобой», «синее море», «вольная царица» и т.д.

Много таких выражений и в «Сказка о царе Салтане» - «для батюшки-царя», «голубушки сестрицы», «гости-господа», «грусть-тоска», «молвит русским языком».  Поэт говорит языком народа.

А есть еще и сказочный прием: Вот, например, цифра 3 не простая, а сказочная:

«три девицы под окном…», еще какие?

-Сколько чудес было в государстве князя Гвидона? «три чуда в государстве князя Гвидона»

-Сколько богатырей? ( 33 богатыря)

-Сколько раз Гвидон превращался в насекомых?

Образ Царевны Лебеди тоже не случаен! -Как вы думаете почему она лебедь?

В старину красивых женщин называли лебедушками. Сравнение с лебедем- народное представление о женской красоте.

-А знаете почему остров Буян?  Это тоже сказочный образ, мечта народа о лучшей жизни, о том, чтобы все были богаты и счастливы:

С златоглавыми церквами,

С теремами да садами;

<…>

Все в том острове богаты.

Изоб нет, везде  палаты…

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» самая грустная, в ней мало волшебства, и оно не такое, как в других сказках. Зеркальце признает красоту царевны, но ничем ей не помогает.

Здесь Пушкин подчеркивает, что не всегда у того, кто внешне красив, есть красота внутренняя- доброта, сердечность, верность.

А самая страшная и загадочная «Сказка о золотом Петушке»

В ней все фантастично!

-Откуда взялась и куда исчезла Шамаханская царица?

-Для чего она явилась в царство Дадона и зачем понадобилась звездочёту?

Пушкин дает нам понять, что государство, которым правит царь-преступник, обречено на погибель

А теперь пришла пора начинать наш сказочно-литературный ринг.

1 раунд

«Конкурс детективов»

У каждого  уважающего себя детектива есть картотека, в которых записаны словесные портреты разыскиваемых людей. Узнайте по описанию героя сказки и назовите её.

  1. Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

(Злая царица, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

  1. Белолица, черноброва,

Нраву краткого такого.

(Царевна, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

  1. В сарачинской шапке белой,

Весь как лебедь поседелый…

(Звездочёт, «Сказка о золотом петушке»)

  1. В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка.

Жемчуги  огрузили шею,

На руках золотые перстни…

(Старуха, «сказка о золотой рыбке»)

  1. Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

(Братья, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

  1. Нищая черница

Ходит по двору, клюкой

Отгоняя пса.

(Злая царица, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

«Волшебный ящик»

(в этом ящике сказочные предметы, я задаю вопросы, если угадываем вытаскиваем предмет)

Вопросы

  1. Назовите предмет послуживший причиной смерти одной царевны. (Яблоко. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
  2. Здесь лежит волшебный предмет, который мог разговаривать. (Зеркальце. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
  3. Назовите одно из чудес в царстве князя Гвидона, из которого лили монету. (Золотые орешки. «Сказка о царе Салтане»)
  4. Она пела песню « Во саду ли в огороде» Кто это? (Белка. «Сказка о царе Салтане»)
  5. Если бы не она, то у старика не было бы проблем со старухою. ( Золотая рыбка. «Сказка о золотой рыбке»)
  6. Он сидел на спице. (Петушок. «Сказка о золотом петушке»)

«Вам телеграмма»

Утром, когда я спешила к вам, почтальон передал мне телеграммы. Давайте посмотрим, что в них? Только вот от кого телеграмма не указано, и нам нужно угадать кто они.

  1. Телеграмма

За такое одолженье

Волю первую твою

Я исполню, как мою.

(Царь Дадон)

  1. Ты, царевич,

мой спаситель,

Мой могучий избавитель.

(Царевна лебедь)

  1. Подари ж ты мне девицу,

Шамаханскую царицу.

(Звездочёт)

  1. Кабы я была царица,
    То на весь бы мир одна

Наткала б я полотна

(Ткачиха)

  1. И кричит: «Кири-ку-ку.
    Царствуй, лежа на боку!»

(Петушок)

  1. «Дурачина ты, простофиля!
    Не умел ты взять выкупа с рыбки!

(Старуха)

  1. «Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

(Злая царица)

2 раунд

«Пушкинский словарик»

Объясните старинный русские слова, которых так много в сказках Пушкина.

Задание:

Светлица- светлая, чистая комната.

Палата- большой зал во дворце, а также сами дворцы и богатые обширные здания.

Рать- войско.

Душегрейка- теплая короткая кофта, кофта без рукавов.

Перст- палец.

Супостат- враг, противник.

Престол- трон, особое кресло на возвышении, на котором сидел царь.

«Назови персонаж»

Сейчас я буду вам по очереди показывать буквы, а вы должный вспомнить героев, имена которых начинаются именно на эту букву.

Задания:

  • Г- Гвидон
  • Д- Дадон
  • Е- Елисей
  • З- золотая рыбка, звездочёт, золотой петушок
  • Л-  Лебедь
  • П- повариха
  • С- Салтан, старик, старуха
  • Ш- Шамаханская царица

3 раунд

«Чудо-дерево»

На доске плакат, на котором нарисовано дерево. На его листочках вопросы. Вам предстоит подходить по очереди к нашему чудо- дереву и срывать с него   листочки. А затем правильно на него ответить.

Вопросы:

  1. Кому было готово приданное «Семь торговых городов да сто сорок теремов» в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Царевне)
  2. Как звали жениха Царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях?» (Елисей)
  3. Почему умерла злая царица в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях?» (С досады)
  4. У кого спрашивал королевич Елисей, где искать ему невесту в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» (У Солнца, Месяца и Ветра)
  5. Сколько времени жил старик со своею старухой «у самого синего моря» (30 лет и 3 года)
  6. Как старуха ругала старика в «Сказке о золотой рыбке?» ( «Дурачина ты, простофиля»)
  7. «Четырьмя все три глядят» - кто это? (Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха  из «Сказки о царе  Салтане»
  8. В кого превращается Гвидон в «Сказке о царе Салтане», чтобы увидеть отца? ( В муху, комара и шмеля)
  9. Что кричал золотой петушок, сидя на спице? (« Кири-куку, царствуй лежа на боку»)
  10. Как золотой петушок предупреждал царя об опасности? ( «Закричит и встрепенется и в то место обернется»)
  11.  Сколько  сыновей было у царя Дадона  в «Сказке о золотом петушке» (Двое)

(Подведение итогов викторины, награждение победителей)

Анализ урока:

Урок касается проблемы чтения. Детям в детстве читали сказки, но, к сожалению, не всем. Поэтому этот урок я решила сделать мотивирующим, познавательным, эмоциональным.

Мы не скупились на персонажей, мысли и идеи. Очень хотелось создать тонкую душевно-эмоциональную организацию. Вызвать у детей не только восхищение и радость, но и дать им новые знания. Также этот  урок я хотела использовать в ходе эксперимента к моей курсовой «Взаимосвязь всех  сфер восприятия, как способ активизации интереса к чтению» Самым замечательным отзывом после урока, было высказывание мальчика «мне нравиться читать у вас на уроках!» Я провела урок полностью, как планировала, но времени все равно мало. Хотелось бы использовать еще музыку, фильмы, подключить зрительный контакт с героями сказок. Открыть ребенку бескрайний мир фантазий. Им понравился урок. И я бы хотела проводить еще, усовершенствовать и пополнять свою копилку знаний и опыта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 2

Александр Сергеевич в детстве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра по сказкам Пушкина

Данная разработка состоит из 2- х частей.  1 часть - это сама игра (Класс делится на команды. Бросается кубик, команды делают ходы и перемещаются по секторам. Количество команд должно быть равно ...

Путешествие по сказкам Пушкина

Разноуровневые задачи по теме "Пропорции" с сюжетами из сказок Пушкина А.С....

Сказки Пушкина. Урок КВН в 5 классе

Материал включает в себя методическую разработку урока КВН по сказкам А.С.Пушкина, викторину  и презентацию к уроку. Урок разработан с учётом возрастных особенностей детей....

Урок - конкурс по теме "Сказки Пушкина" в 5 классе

Урок - конкурс поможет учителю  в  увлекательной для ребят форме проверить знания учащихся по прочитанным ими сказкам Пушкина....

Викторина по сказкам Пушкина.

Для викторины использованы задания: "Назови А.С.Пушкина", "Из какой сказки отрывок?", "Подскажи словечко", "Из каких сказок потерялись предметы?", "Вопросы", "О ком говорится?", "Кто из героев сказок ...

Интегрированный урок-исследование «Числа в сказках Пушкина». (5 класс).

Интеграция - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и математика и лит...

Презентация к уроку литературы по сказкам Пушкина " Что за прелесть эти сказки ! "

В этой презентации дети познакомятся со сказками А.С.Пушкина....