Программа научного общества "Уникум"
рабочая программа на тему

Коршунова Светлана Валерьевна

Положение о научном обществе учащихся

Общие положения

1. Научное общество учащихся (НОУ) является самостоятельным форми­рованием, которое

объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.

2. Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуще­ствляет руководитель НОУ.

Общее собрание НОУ проходит два раза в год. Заседания совета НОУ — 1 раз в месяц. Занятия в секциях проходят один раз в две недели. Научно-исследовательская конференция школы проходит 1 раз в год в  апреле.

 

Цели и задачи научного общества учащихся

  1. Расширение кругозора учащихся в области достижений отечествен­ ной и зарубежной науки.
  2. Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
  3. Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
  4. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
  5. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

 

Основные направления работы

  1. Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
  2. Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
  3. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интере­ сующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
  4. Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
  5. Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.
  6. Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к уча­стию в конкурсах и конференциях.
  7. Подготовка, организация и проведение научно-практических конфе­ренций, турниров, олимпиад.
  8. Редактирование и издание ученических научных сборников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nou.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2»

Научное общество учащихся    «Уникум»

Программа курса

Разаработчик: Коршунова С.В.

учитель высшей категории

Голышманово

Положение о научном обществе учащихся

Общие положения

1. Научное общество учащихся (НОУ) является самостоятельным формированием, которое

объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.

2. Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет руководитель НОУ.

Общее собрание НОУ проходит два раза в год. Заседания совета НОУ — 1 раз в месяц. Занятия в секциях проходят один раз в две недели. Научно-исследовательская конференция школы проходит 1 раз в год в  апреле.

Цели и задачи научного общества учащихся

  1. Расширение кругозора учащихся в области достижений отечествен ной и зарубежной науки.
  2. Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
  3. Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
  4. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
  5. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

 

Основные направления работы

  1. Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
  2. Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
  3. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интере сующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
  4. Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
  5. Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.
  6. Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
  7. Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
  8. Редактирование и издание ученических научных сборников.

Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:

 

  • выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т. д.);
  • получить необходимую консультацию у своего руководителя;
  • иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;
  • получить рецензию на написанную научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
  • выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в своем учебном заведении;
  • представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях в районе и области;
  • опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.

 

Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает сертификат знаний, дающий дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы.

Ученик, участвующий в НОУ, обязан:

 

  • регулярно и активно участвовать в заседаниях научного общества в своей секции;
  • периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции;
  • обращаться в школьную библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы;
  • активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях;
  • строго соблюдать сроки выполнения научных работ;
  • строго выполнять требования к оформлению научной работы.

Уникум

месяц

тема

цель

ответственные

Результат работы

1

2

3

4

5

октябрь

Обсуждение результатов диагностики учащихся

Анализ диагностических материалов участия в НОУ

Руководители секций

Материалы диагностики

ноябрь

Работы научных секций. Содержание тематики секций

Обсуждение тематики научных работ учащихся

Руководители секций, совет НОУ

Памятки по работе секций

ноябрь

декабрь

Подготовка к участию членов НОУ в школьных и районных олимпиадах по предметам

Анализ результатов подготовки и участия членов НОУ в олимпиадах

Учителя-предметники, руководители методических объединений

Методический бюллетень

январь

февраль

Подготовка и проведение Интеллектуального марафона в 3-9 классах

Подготовка материалов и заданий для интеллектуального марафона

Руководители секций и методических объединений

Сборник материалов

март

апрель

Подготовка и проведение научно-исследовательской конференции “Мы – будущее XXI века”

Анализ готовности секций к проведению конференции

Совет НОУ, руководители секций

видеозапись

апрель

Результаты школьной конференции, подготовка к районной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее»

Подведение итогов школьной конференции и подготовка учащихся к районной

Совет НОУ

Методический бюллетень

апрель

Подготовка к итоговой районной  конференции

Отчет секций о работе за год

Руководители секций

Методический бюллетень

май

Итоги работы за год

Анализ результатов работы за учебный год. Парад секций НОУ

Совет НОУ

Праздничные газеты

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

дата

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Организационное собрание НОУ “Уникум”. Цели и задачи работы.

Основные направления работы НОУ “Уникум”

Диагностика обучающихся по вопросам исследовательских умений.

Анализ диагностических данных.

Работа учащихся в научных секциях по интересам. Обсуждение тематики научно-исследовательских работ

Работа с научными источниками литературы. Формирование культуры научного исследования.

Встреча со школьным библиотекарем. Знакомство с научно-популярной и энциклопедической литературой.

Подготовка к школьной и районной олимпиаде по предметам. Организация встреч-консультаций с учителями-предметниками.

Участие в школьной, районной олимпиаде по предметам.

Заседание НОУ “Уникум” по вопросам участия во всероссийских конкурсах исследовательских работ учащихся. Знакомство с положениями. Отбор участников.

Подготовка и проведение школьного интеллектуального марафона по предметам.

Критерии и требования к оформлению исследовательских работ.

Разработка научного аппарата проблемы исследования.

План написания научно-исследовательских работ

Организация работы с литературными источниками.

Основное содержание исследовательской работы. Раскрытие темы.

Методы научного исследования.

Этапы работы над научным исследованием

Заключение и выводы.

Оформление библиографических данных.

Приложение.

Культура выступления. Ораторское искусство.

Виды творческих, исследовательских работ.

Проекты.

Правила написания сообщения

Правила написания реферата.

Организация и проведение школьной научно-практической конференции “Мы – будущее 21 века”

Участие в районной ученической научно-практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее»

Интеллектуальная игра “Эрудит-шоу”

Анализ деятельности НОУ “Уникум”

1 ч.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

1 ч.

3 ч.

1 ч.

3 ч.

2 ч.

5 ч.

3 ч.

2 ч.

1 ч.

4 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

2 ч.

1 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

3 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

2 ч.

4 ч.

4 ч.

2 ч.

1 ч.

 

Устав НОУ «Уникум»
В научное общество учащихся может вступить каждый ученик 3-11 класса, имеющий интерес к научной деятельности, выбравший педагога-научного руководителя и получивший рекомендацию учителя-предметника.
Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:
Выбирать и быть избранными в руководящие органы Общества;
За активную работу в ШНО и достигнутые творческие успехи члены общества могут быть представлены к награждению грамотой, а так же поощрены памятными подарками.
Использовать материальную базу школы для проведения самостоятельных исследований;
Выбрать форму выполнения научной работы (научное исследование, реферат, доклад и т.д.) и научного руководителя;
Получить необходимую консультацию у своего руководителя;
Иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;
Получить рецензию на написанную научную   работу у педагогов, компетентных в данной теме;
Выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-практической конференции в своем учебном заведении;
Представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях различного уровня.
Опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.

МАОУ «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2»

Готовимся к экзамену по биологии

Программа предметного  элективного курса для учащихся  9 – 11 классов средней общеобразовательной школы.

Разаработчик: Коршунова С.В.

учитель высшей категории

Голышманово

Пояснительная записка

Актуальность данного курса состоит в том, что учащиеся  9-11 классов могут подготовиться к вступительным экзаменам по биологии в высшие учебные заведения; пройдут практический курс по ботанике, зоологии и анатомии человека.

Данный курс  по выбору предназначен для учащихся 9 -11 классов. Он является предметным и рассчитан  на 102 часа (3 раза в неделю).

Цель: подготовить детей к вступительным экзаменам по биологии, расширить и углубить знания учащихся, заинтересовать учащихся в предмете «Биология», показать значимость науки биологии в жизни человека.

 Задачи курса:  углубить знания учащихся по биологии: ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека, общей биологии;

                            Закрепить полученные знания на практике;

                            Научить детей выполнять исследовательские работы  и защищать проекты по биологии.

Возможны следующие виды деятельности учащихся:

1.Выполнение практических работ;

2.Поиск информации.

3.Защита проектов.

4.Выполнение исследовательских работ.

В конце каждой темы предусмотрены  вопросы для проверки усвоения материала, в виде тестов, кроссвордов и так далее.

По окончанию курса учащиеся должны:

- Характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других органических и неорганических веществ в жизни клетки и организмов; строение и функции гена и генетический код;  строение и функции клеток прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов, особенности строения и функционирования вирусов; энергетический и пластический обмен, их значение, особенности пластического обмена у растений;

- Сравнивать (распознавать, узнавать, определять) строение клеток автотрофов и гетеротрофов, прокариот и эукариот; митоз и мейоз; способы размножения организмов; фенотипы и генотипы, гомо – и гетерозиготы, мутационную и модификационную изменчивость организмов; экосистемы и агросистемы.

Обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение мутаций для эволюции, законов генетики для селекции; роль пищевых связей, ярусного расположения организмов, круговорота веществ, разнообразие видов в экосистеме.

- Применять знания по биологии для оценки состояния окружающей среды; о движущих силах эволюции; объяснения процессов возникновения приспособлений и образования новых видов; исторического развития органического мира; генетической терминологии и символики для составления схем скрещивания, решении задач.

- Овладеть умениями пользоваться предметным и именным указателями  при работе с научной литературой; составлять развёрнутый план – тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты; составлять схемы, таблицы на основе работы с текстом.

Содержание программы:

Раздел 1. Общее знакомство с цветковыми растениями (2 часа).

Цветковые растения и его органы: корень и побег; строение побега: стебель, листья, почки; цветок – видоизмененный побег. Плоды и семена, приспособленность их к распространению в природе. Состав растений (органические и неорганические вещества).

Практическая работа: Внутреннее строение органов растения. Классификация плодов и семян.

Раздел 2. Клеточное строение растительного организма (2 часа).

Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды и вакуоли. Жизнедеятельность клетки: движения цитоплазмы, поступление вещества в  клетку, её рост и деление. Ткани. Клеточное строение растений.

Практическая работа: Внутреннее строение клетки. Виды тканей.

Раздел 3. Корень (2 часа).

Корень. Виды корней. Типы корневых систем. Почва, её значение для жизни растений. Охрана почв. Внешнее и внутреннее  строение корня. Зоны корня. Рост корня. Основные функции корня: поглощение воды и минеральных веществ, укрепление растений в почве. Дыхание корня. Значение обработки почвы, внесение удобрений. Корнеплоды.

Практическая работа: Внутреннее строение корня. Поглощение воды и минеральных веществ. Внутреннее строение корнеплодов.

Исследовательская работа: дыхание корня.

Раздел 4. Побег (3 часа).

Побег. Почка – зачаточный побег, её строение. Развитие побега из почки. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение. Особенности микроскопического строения листа в связи с его функциями: покровная ткань (кожица, устьица), основная, проводящая и механическая ткани листа. Фотосинтез. Дыхание. Испарение воды листьями. Видоизменение листьев. Листопад. Стебель. Рост стебля в длину, ветвление. Формирование кроны. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Отложение запасных веществ. Видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица, их строение, биологическое и хозяйственное значение.

Практическая работа: Развитие побега из почки. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение. Особенности микроскопического строения листа в связи с его функциями: покровная ткань (кожица, устьица), основная, проводящая и механическая ткани листа. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Отложение запасных веществ.

Раздел 5. Размножение растений (3 часа).

Размножение и его значение. Способы размножения. Вегетативное размножение. Размножение с помощью вегетативных органов в природе и растениеводстве (видоизменёнными побегами, черенками, отводками, деление куста, прививкой). Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения. Размножение растений семенами. Цветок – видоизменённый побег. Значение цветка в размножении растений. Строение околоцветника, тычинки, пестика. Соцветия и их биологическое значение. Перекрёстное опыление насекомыми, ветром. Самоопыление. Оплодотворение. Образование семян и плодов. Значение плодов и семян в жизни человека. Охрана цветковых растений. Строение семян (на примере двудольных и однодольных растений), их химический состав. Условия прорастания семян. Дыхание семян. Питание и рост проростков. Агротехника посева семян и выращивания растений.

Практическая работа: Размножение с помощью вегетативных органов в природе и растениеводстве (видоизменёнными побегами, черенками, отводками, деление куста, прививкой). Строение околоцветника, тычинки, пестика. Соцветия. Условия прорастания семян. Дыхание семян.

Раздел 6. Растения и окружающая среда (1 час).

Растение – целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. Растительное сообщество. Экологические факторы живой природы и не живой природы и связанные с деятельностью человека. Взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы на примере растений леса, луга и др. приспособленность растений к совместной жизни в лесу, на лугу и др. роль растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на жизнь растений леса, луга. Охрана растений, защита среды их обитания, закон об охране природы.

Раздел 7. Водоросли (2 часа).

Строение и жизнедеятельность одноклеточных и многоклеточных водорослей. Размножение водорослей. Нитчатые водоросли. Морские водоросли. Роль водорослей в народном хозяйстве, их охрана.

Практическая работа: Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Раздел 8. Мхи. Папоротники. Хвощи. Плауны (2 часа).

Строение и размножение мхов. Образование торфа, его значение. Строение и размножение папоротников, хвощей, плаунов, роль в природе и в жизни человека.

Практическая работа: Строение мхов, хвощей.

Раздел 9. Голосеменные (1 час).

Строение и размножение (на примере сосны, ели или других хвойных). Распространение хвойных, их значение в природе, народном хозяйстве.

Раздел 10. Покрытосеменные (2 часа).

Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных, как наиболее высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле.

Практическая работа: строение покрытосеменных растений.

Раздел 11. Класс Двудольные растения (5 часов).

Семейства: крестоцветные, розоцветные, бобовые, паслёновые, сложноцветные.

Практическая работа: внутреннее строение представителей класса двудольных; диаграммы двудольных растений.

Раздел 12. Класс Однодольные растения (2 часа).

Семейства: лилейные, злаки. Отличительные признаки растений перечисленных семейств, их биологические особенности, народохозяйственное значение. Влияние человека на видовое многообразие цветковых растений. Охрана редких цветковых растений.

Практическая работа: внутреннее строение представителей класса однодольных.

Раздел 13. Сельскохозяйственные растения (1 час).

Происхождение культурных растений. Понятие сорта. Достижения науки в выведение новых сортов растений. Важнейшие сельскохозяйственные растения (зерновые, масличные, технические и др.), биологические основы их выращивания.

Раздел 14. Развитие органического мира (2 часа).

Многообразие растений и их происхождение. Доказательство исторического развития растений: ископаемые отпечатки. Основные этапы в развитии растительного мира: возникновение одноклеточных и многоклеточных водорослей; возникновение фотосинтеза, выход растений на сушу (псилофиты, мхи, папоротник, голосеменные, покрытосеменные). Усложнение растений в процессе исторического развития. Господство покрытосеменных в настоящее время, их многообразие и распространение на земном шаре. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

Раздел 15. Бактерии (1 час).

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Распространение бактерий в воздухе, почве, воде, живых организмах. Роль бактерий в природе, промышленности, медицине, сельском хозяйстве. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.

Раздел 16. Грибы, лишайники (2 часа).

Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы, их строение, питание. Симбиоз грибов с растениями. Съедобные и несъедобные грибы. Профилактика отравлений ядовитыми грибами. Плесневые грибы. Пеницилл, его использование для получения антибиотиков. Дрожи. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений. Роль грибов в природе и хозяйстве. Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль лишайников в природе и хозяйстве.

Практическая работа: внешнее  и внутреннее строение гриба.

Раздел 17. Итоговый тест по ботанике (1 час).

Раздел 18. Общие сведения о животном мире (1 час).

Многообразие животного мира. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных.

Раздел 19. Одноклеточные животные (1 час).

Обыкновенная амёба. Особенности строения клетки одноклеточного организма. Среда обитания. Передвижение. Питание. Дыхание. Выделение. Размножение. Образование цисты. Многообразие одноклеточных животных. Зелёная эвглена, особенности её строения и питания. Инфузория – туфелька. Раздражимость. Малярийный паразит. Морские простейшие (фораминиферы, радиолярии). Значение простейших в природе, жизни человека. Общая характеристика простейших.

Раздел 20. Тип кишечнополостные (1 час).

Пресноводная гидра. Среда обитания. Внешнее строение. Лучевая симметрия. Двухслойность. Особенности строения клетки многоклеточного животного организма. Покровные, стрекательные, нервные клетки. Нервная система. Рефлекс. Питание. Регенерация. Размножение. Разнообразие кишечнополостных (коралловые полипы и медузы), и значение. Общая характеристика типа.

Раздел 21. Тип плоские черви (1 час).

Общая характеристика типа. Печёночный сосальщик. Двухсторонняя симметрия. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, обусловленные паразитическим образом жизни; вред, наносимый животноводству, меры борьбы.  Многообразие видов. Свободноживущие плоские черви.

Раздел 22. Тип круглые черви (1 час).

Человеческая аскарида – паразит человека. Жизненный цикл, пути заражения, меры предупреждения от заражений.

Раздел 23. Тип кольчатые черви (1 час).

Общая характеристика типа. Дождевой червь, его среда обитания, внешнее строение, передвижение. Внутреннее строение систем органов, полость тела. Процессы жизнедеятельности. Регенерация. Размножение. Роль дождевых червей в почвообразовании.

Раздел 24. Тип моллюски (1 час).

Общая характеристика типа. Беззубка. Среда обитания, особенности внешнего строения, питания, дыхания, размножения. Многообразие моллюсков (большой прудовик, виноградная улитка, устрица, мидия), их значение в природе, жизни человека.

Раздел 25. Класс ракообразные (1 час).

Общая характеристика класса. Среда обитания ракообразных. Особенности внешнего и внутреннего строения на примере речного рака. Размножение, многообразие ракообразных.

Раздел 26. Класс паукообразные (1 час).

Общая характеристика класса. Особенности внешнего строения, питания, дыхания, поведение паука-крестовика в связи с жизнью на суше. Клещи. Внешнее строение. Клещи – вредители культурных растений и меры борьбы с ними. Паразитические клещи – возбудители и переносчики опасных болезней. Меры защиты от клещей.

Раздел 27. Класс насекомые (2 часа).

Общая характеристика класса. Особенности строения насекомых на примере майского жука. Особенности жизнедеятельности насекомых. Размножение. Типы развития насекомых. Основные отряды насекомых. Чешуекрылые. Черты приспособления к среде обитания во внешнем строении: размножение и развитие бабочек. Тутовый шелкопряд. Шелководство. Двукрылые. Комнатная муха. Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Состав и жизнь пчелиной семьи: танцы пчёл, зимовка. Инстинкты – основа поведения насекомых. Пчеловодство. Многообразие насекомых, их роль в природе. Биологический способ борьбы с насекомыми – вредителями сельскохозяйственных культур и его роль в сохранение урожая. Охрана животных.

Раздел 28. Класс головохордовые (1 час).

Ланцетник. Среда обитания. Особенности строения и эмбрионального развития ланцетника как низшего хордового.

Раздел 29. Класс рыбы (1 час).

Среда обитания рыб. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры. Полость тела. Особенности строения внутренних органов в связи с их функциями. Обмен веществ. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Нерест и забота о потомстве. Приспособленность рыб к среде обитания. Миграции. Многообразие рыб. Общая характеристика класса. Хозяйственное значение рыб. Искусственное разведение рыб, прудоводство. Охрана рыб.

Раздел 30. Класс земноводные (1 час).

Общая характеристика класса. Лягушка. Особенности строения передвижения в связи со средой обитания. Нервная система и органы  чувств. Размножение и развитие. Многообразие земноводных, их происхождение, значение и охрана.

Раздел 31. Класс пресмыкающиеся (2 часа).

Общая характеристика класса. Ящерица. Среда обитания, особенности строения, размножения, поведения в связи с жизнью на суше. Регенерация. Многообразие современных пресмыкающихся, их практические значение и охрана. Происхождение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые  ящеры.

Раздел 32. Класс Птицы (2 часа).

Внешнее строение, скелет, мускулатура. Строение перьев. Особенности внутреннего строения, обмена веществ. Птицы, связанные с полетом. Усложнение нервной системы, органов чувств; поведение птиц. Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве. Приспособленность птиц /сезонные явления в природе: гнездование, кочевки, перелеты/ Происхождение птиц. Общая характеристика класса. Птицы парков, садов, лугов, полей, лесов, болот, побережий водоемов, степей, пустынь, хищные птицы. Роль птиц в природе и жизни человека. Система мероприятий по охране птиц. Птицеводство. Происхождение  домашних птиц, их породы.

Раздел 33. Класс Млекопитающие (3 часа).

Особенности внешнего строения, скелета, мускулатура внешнего строения, обмена веществ млекопитающего. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения.  Размножение, развитие, забота о потомстве. Общая характеристика класса. Происхождение млекопитающих.

Яйцекладущие и Сумчатые  млекопитающие. Отряды плацентарных. Насекомоядные  и рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. Хищные. Ластоногие и китообразные. Копытные. Приматы.

Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана. Сельскохозяйственные животные  класса млекопитающих. Крупный рогатый скот. Овцы, свиньи, лошади. Происхождение домашних животных. Содержание, кормление и разведение.

Практическая работа: породы сельскохозяйственных животных.

Раздел 34. Эволюция животного мира (2 часа).

 Доказательство исторического развития животного мира, сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч Дарвин о причинах эволюции животного мира / наследственность, изменчивость, естественный отбор/.  Происхождение одноклеточных. Происхождение многоклеточных.  Усложнение строения и жизнедеятельности позвоночных животных  в процессе исторического развития животного мира. Родство человека с животными.  Несостоятельность взглядов о неизменности животного мира.

Раздел 35. Природные сообщества (2 часа).

Среда обитания организмов. Основные экологические факторы среды, их влияние на растения и животных. Природные сообщества / на примере леса, луга, водоема/  Роль растений, животных, грибов и бактерий в природном сообществе. Цепи питания. Значения природных сообществ в жизни человека. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их охрана.

Практическая работа: растительный мир разных экологических сообществ.

Раздел 36. Общий обзор организма человека (1час).

Значение знаний о строении, жизнедеятельности организма человека и гигиене для охраны его здоровья. Человек и окружающая среда. Органы и системы органов. Строение клетки / цитоплазмы, ядро, рибосомы, митохондрии, мембрана /. Основные процессы жизнедеятельности клетки / питание, дыхание, деление /.  Краткие сведения о строении и функциях основных тканей. Рефлексы. Нервная и гуморальная регуляция деятельности организма. Организм единое целое.

Раздел 37. Опорно-двигательная система (2часа).

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека, сходство скелетов человека и животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью  и прямохождение. Типы соединения костей. Состав, строение и свойства костей, рост костей. Первая помощь  при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах. Мышцы, их функции. Основные группы мышц тела человека. Работа мышц. Статистическая и динамическая нагрузки. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц.

Практическая работа: виды костей.

Раздел 38. Кровь и кровообращение (2 часа).

Внутренняя среда организма / кровь, межклеточная жидкость, лимфа/, и ее относительное постоянство. Значение крови и кровообращения. Состав крови. Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма. Строение и функция эритроцитов и лейкоцитов. Иммунитет. Роль И. И. Мечникова в создании учения об иммунитете.

Инфекционные заболевания и борьба с ними. Предупредительные прививки. Спид и борьба с ним. Группы крови. Переливание крови. Донорство.

Органы кровообращения: сердце и сосуды  / артерии, капилляры, вены/.  Сердце, его строение и работа. Большой и малый круги кровообращения, лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Вредное влияние курения и употребления алкоголя на сердце и сосуды.

Глава 39. Дыхание (2 часа).

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Механизм вентиляции легких. Жизненная емкость легких. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания. Охрана воздушной среды.

Глава 40. Пищеварение (2 часа).

Значение пищеварения. Растительные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Зубы, профилактика болезней зубов. Пищеварительные ферменты и их значение. Пищеварение, всасывание. Печень и поджелудочная железа, их роль в процессе пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний и отравлений, первая доврачебная помощь при них. Влияние курения и употребления алкоголя на пищеварение.

Практическая работа: расщепление белков, жиров, углеводов под действием слюнных желёз.

Глава 41. Обмен веществ и энергии. Выделение (3 часа).

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический обмен, энергетический обмен и их взаимосвязь.  Значение для организма белков, жиров и углеводов, воды и минеральных солей. Влияние алкоголя, токсических веществ и наркотиков на обмен веществ. Витамины. Их роль в обмене вещества.  Основные гиповитаминозы. Гипервитаминозы. Нормы питания. Рациональное питание.  Режим питания школьников. Значение выделения из органов конечных продуктов обмена веществ. Органы выделительной системы, их строение, функции, профилактика заболеваний.

Практическая работа: Нормы питания.

Глава 42. Кожа (2 часа).

Строение и функции кожи.  Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, электрошоке.

Глава 43. Нервная система (3 часа).

Развитие нервной системы и её значение. Строение и функции спинного мозга. Стволовая часть головного мозга и мозжечок. Вегетативная нервная система. Большие полушария головного мозга.

Глава 44. Органы чувств (3 часа).

Значение органов чувств. Орган зрения. Функции органа зрения и его гигиена. Орган слуха, его функции и гигиена. Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса.

Практическая работа: Зрение. Определение близорукости и дальнозоркости.

Глава 45. Высшая нервная деятельность (3 часа).

Образование условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Высшая нервная деятельность человека. Гигиена нервной системы. Сон и его значение.

Глава 46. Железы внутренне секреции (2 часа).

Гормоны. Внутрисекреторная функция поджелудочной железы. Надпочечники. Щитовидная железа и гипофиз.

Глава 47. Развитие человека (2 часа).

Размножение в органическом мире. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение. Развитие зародыша человека. Послезародышевое развитие человека.

Глава 48. Клетка (1 час).

Клетка.  Строение клетки. Органоиды клетки и их функции.

Глава 49. Размножение и развитие (3 часа).

Митоз. Мейоз. Значение митоза и мейоза. Оплодотворение. Размножение растений, животных, человека.

Практическая работа: фазы митоза и мейоза.

Глава 50. Происхождение человека (2 часа).

Развитие взглядов на происхождение человека. Систематическое положение вида «Gomo  sapiens» в современной зоологической классификации. Палеонтологический ряд предковых форм от дриопитеков до людей современного типа. Расы современного человека, их происхождение, расселение, отличительные черты.

Глава 51. Основы экологии (2 часа).

Предмет и задачи экологии. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их комплексное воздействие на организм. Среды жизни. Экологическая ниша. Вид, его экологическая характеристика. Популяция, динамика ее численности, способы регуляции численности. Гомеостаз популяции. Экосистема и биогеоценоз, их компоненты. Типы взаимоотношений организмов в экосистеме: нейтрализм, нахлебничество, кооперация, конкуренция, мутуализм, симбиоз, хищник – жертва, паразит- хозяин. Состав и структура сообществ. Экологическая триада организмов, продуценты, концументы, редуценты. Движение энергии и биомассы в экосистеме. Продуктивность биоценозов. Сукцессия – смена биоценозов. Пищевые звенья в сети питания.

Раздел 52. Основы учения о биосфере (2 часа).

Биосфера. В.И. Вернадский о возникновении биосферы. Границы биосферы, её исторические развитие. Глобальные биогенные круговороты: круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Продуктивность биосферы: биомасса поверхности суши, мирового океана, почвы. Живое вещество и функции. Ноосфера. Глобальные экологические проблемы, пути их решения.

Раздел 53. Основы цитологии (2 часа).

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная, функциональная и генетическая единица всего живого. Клетка: история изучения. Химический состав клетки. Органические соединения клетки, их строение и функции. Клеточные структуры. Обеспечение клеток энергией. Механизм фотосинтеза. Хемосинтез. Наследственная информация и ее реализация в клетке.

Практическая строение: внутреннее строение клетки; осмос и диффузия.

Раздел 54. Размножение индивидуальное развитие организма (1 час).

Жизненный цикл клеток. Деление клеток. Подготовка клетки к делению. Хромосомы, их строение, гаплоидность, диплоидность, кариотип. Оплодотворение. Развитие зародыша животных. Постэмбриональное развитие. Вредное влияние никотина и алкоголя на развитие организма человека.

Раздел 55. Основы генетики (3 часа).

Генетика. Основные методы генетики. Моногибридное скрещивание. Законы Г. Менделя. Основы изменчивости. Хромосомы и генетические карты человека. Анализ родословных.

Практическая работа: решение задач.

Раздел 56. Основы селекции (1 час).

Н.И. Вавилов о происхождении культурных растений. Основные методы селекции. Селекция растений. Самоопыление. Достижения селекции растений. Селекция животных. Типы скрещивания, методы разведения пород. Значение биотехнологий для селекции.

Раздел 57. Зачёт (1 час).

Учебно-тематический план

Тема

Всего часов

Лекции

Практика

1

Общее знакомство с цветковыми растениями.

2

1

1

2

Клеточное строение растительного организма.

2

1

1

3

Корень.

2

1

1

4

Побег.

3

1

2

5

Размножение растений.

2

1

1

6

Растения и окружающая среда.

1

1

-

7

Водоросли.

2

1

1

8

Мхи. Папоротники. Хвощи. Плауны.

2

1

1

9

Голосеменные.

1

1

-

10

Покрытосеменные.

2

1

1

11

Класс Двудольные растения

4

2

2

12

Класс Однодольные растения

2

1

1

13

Сельскохозяйственные растения.

1

1

-

14

Развитие органического мира.

2

2

-

15

Бактерии.

1

1

-

16

Грибы, лишайники.

2

1

1

17

Итоговый тест по ботанике.

1

18

Общие сведения о животном мире.

1

1

-

19

Одноклеточные животные.

1

1

-

20

Тип кишечнополостные

1

1

-

21

Тип плоские черви.

1

1

-

22

Тип круглые черви.

1

1

-

23

Тип кольчатые черви.

1

1

-

24

Тип моллюски.

1

1

-

25

Класс ракообразные.

1

1

-

26

Класс паукообразные.

1

1

-

27

Класс насекомые.

2

2

-

28

Класс головохордовые.

1

1

-

29

Класс рыбы.

1

1

-

30

Класс земноводные

1

1

-

31

Класс пресмыкающиеся

2

2

-

32

Класс птицы.

2

2

-

33

Класс млекопитающие.

3

2

1

34

Эволюция живого мира.

2

2

-

35

Природные сообщества.

2

1

1

36

Общий обзор организма человека.

1

1

-

37

Опорно-двигательная система.

2

1

1

38

Кровь и кровообращение.

2

2

-

39

Дыхание.

2

2

-

40

Пищеварение.

2

1,5

0,5

41

Обмен веществ и энергии. Выделение.

3

2

1

42

Кожа.

2

2

-

43

Нервная система

3

3

-

44

Органы чувств.

3

2

1

45

Высшая нервная деятельность.

3

3

-

46

Железы внутренней секреции.

2

2

-

47

Развитие человека.

2

2

-

48

Клетка.

1

1

-

49

Размножение и развитие.

3

2

1

50

Происхождение человека

2

2

-

51

Основы экологии.

2

2

-

52

Основы учения о биосфере.

2

2

-

53

Основы цитологии.

2

1

1

54

Размножение и индивидуальное развитие организма.

1

1

-

55

Основы генетики

3

1

2

56

Основы селекции.

2

2

-

57

Зачёт.

1

-

-

Итого:

102 часа

80

22

Необходимая литература для учеников:

Биология: реальные варианты: ЕГЭ/ авт.-сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. – М.:АСТ: Астрель, 2007. – 142с.

Догель В.А. Зоология беспозвоночных: учебник для университетов/ под ред. проф. Полянского Ю.И. – М.: Высшая школа, 1981. – 606с.

Каменский А.А. Общая биология. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 367с.

Криксунов Е.А. Экология 9 класс. – М.: Дрофа, 1995. – 240с.

Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 287с.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник из Федерального комплекта для  9-11 классов общеобразовательной школы. – М.: АО МДС, 1996. - 272с.

Общая биология. Под ред. Д.К.Беляева, Г.М. Дымщица. – М.: Просвещение, 2005. – 304с.

Общая биология: Учебн. для  10 -11 кл. шк. с углубл. изуч.  Биологии/ А.О. Рувинский, Л.В. Высоцкая, С.М. Глаголев и др.; Под ред. А.О. Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – 544с.

Определитель растений юга Красноярского края. Красноборов. – Новосибирск: Наука, 1979. – 666с.

Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения. – М.: Дрофа, 2001. – 272с.

Экология России. Хрестоматия. / Сост. В.Н. Кузнецов. – М.: АО МДС, 1995. – 320с.

Необходимая литература для учителя:

Безрукова О.В. Комнатные растения. – М.: Вече, 2006. – 256с.

Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия/ сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154с.

Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии экологии в 10-11 классах/ авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 167с.

Биология: реальные варианты: ЕГЭ/ авт.-сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. – М.:АСТ: Астрель, 2007. – 142с.

Догель В.А. Зоология беспозвоночных: учебник для университетов/ под ред. проф. Полянского Ю.И. – М.: Высшая школа, 1981. – 606с.

Каменский А.А. Общая биология. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 367с.

Каменский А.А., Соколова Н.А., Титов С.А. Биология. Ответы на вопросы. Теория и примеры решения задач. – М.: Экзамен, 2000. – 160с.

Клинковская Н.И., Псечник В.В. Комнатные растения в школе: Кн. для учителя. – М.: Прсвещение, 1986. – 143с.

Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6 – 11 классы: справочное пособие. – М.: Дрофа, 2006. – 234с.

Криксунов Е.А. Экология 9 класс. – М.: Дрофа, 1995. – 240с.

Лернер Г.И. Биология: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.: Эксмо, 2007. – 160с.

Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 287с.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник из Федерального комплекта для  9-11 классов общеобразовательной школы. – М.: АО МДС, 1996. - 272с.

Общая биология. Под ред. Д.К.Беляева, Г.М. Дымщица. – М.: Просвещение, 2005. – 304с.

Общая биология: Учебн. для  10 -11 кл. шк. с углубл. изуч.  Биологии/ А.О. Рувинский, Л.В. Высоцкая, С.М. Глаголев и др.; Под ред. А.О. Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – 544с.

Определитель растений юга Красноярского края. Красноборов. – Новосибирск: Наука, 1979. – 666с.

Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения. – М.: Дрофа, 2001. – 272с.

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для  учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.

Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ежевский П.В. Общая биология: учебник для 1 классов общеобразовательных учреждений. – М: Вентана – Граф, 2002. – 224с.

Экология России. Хрестоматия. / Сост. В.Н. Кузнецов. – М.: АО МДС, 1995. – 320с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа научно-методической работы с молодыми специалистами

Программа научно-методической работы с молодыми специалистами ...

ПРОГРАММА научного общества учащихся

Данная программа поможет учителям в работе с одаренными детьми....

Программа "Научно - исследовательская деятельность учащихся по русскому языку"

Пояснительная записка, цели, задачи, основное содержание курса...

Образовательная программа научно - исследовательской школы "ЮнИс" МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Тимашевска

Программа предназначена для одаренных детей. Занятия ведутся в летнее каникуларное время и имеют эколого - биологическую направленность....