Игра по теме "Лексика. Фразеология"
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Немшанова Татьяна Сергеевна

Внеклассное занятие по русскому языку 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_leksika._frazeologiya.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Игра по теме «Лексика. Фразеология»

Цель игры - повторить и закрепить основные понятия по теме «Лексика. Фразеология».

Ведущий: Добрый день. Сегодня наше занятие по повторению темы «Лексика. Фразеология» пройдет в форме игры.

Итак, для начала я предлагаю разделиться на две команды и придумать название. За каждый правильный ответ команда будет получать жетон.

Задание 1.  Сейчас каждая из команд получит список основных понятий лексики и фразеологии и их толкование. Вам необходимо правильно соотнести понятие с его определением.  На работу дается 2 минуты. Команды зачитывают отчеты по очереди. За верный ответ – жетон.

Лексикология – раздел языкознания, изучающий словарный состав языка.

Лексика – совокупность слов языка.

Этимология – раздел языкознания, который определяет внутреннюю форму слова, его первоначальное значение, а также исходную звуковую и морфемную структуру слов.

Фразеология – совокупность свойственных языку устойчивых словосочетаний.

Ономастика – раздел языкознания, изучающий имена собственные.

Лексикография – раздел языкознания, занимающийся практикой и теорией составления словарей.

Диалектизмы – характерные для территориальных диалектов языковые особенности.

Профессионализмы – слова и обороты, свойственные людям одной профессии и являющиеся в отличие от терминов полуофициальными названиями понятий данной области знаний.

Жаргонизмы – слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы.

Омонимы – это два или более разных по значению слова, совпадающие в написании, произношении и в грамматическом оформлении.

Синонимы – это близкие или тождественные по своему значению слова, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся либо оттенком значения, либо стилистической окраской, либо и тем и другим.

Антонимы – слова противоположные по самому общему и наиболее существенному для их значения семантическому признаку.

Задание 2. Вам нужно придумать как можно больше синонимов к слову, которое я назову. За каждый правильно названный синоним – жетон.

Страх, боязнь, испуг, ужас, паника,

Плут, жулик, мошенник, обманщик, шарлатан

Простор, ширь, даль, приволье, раздолье

Метель, вьюга, буран, пурга, ураган, шторм

Родина, отечество, отчизна

Пустяк, мелочь, безделица, ерунда, чепуха

Близкий, ближний, близлежащий, граничащий, окрестный, прилегающий, соседний

Душистый, ароматный, пахучий

Мокрый, сырой, влажный, влажный

Угрюмый, мрачный, хмурый, сумрачный

Вкусный, аппетитный, лакомый

Дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, удивительный, очаровательный, чарующий, непонятный,

Воевать, бороться, биться, ополчаться, сражаться

Поймать, изловить, задержать, выследить, обнаружить, отыскать, подцепить, разыскать,

Грустить, печалиться, унывать, кручиниться

Блестеть, сиять, сверкать, искриться, светиться

Дрожать, трястись, трепетать

Смеркаться, темнеть, вечереть

Задание 3.  По очереди вытаскиваете карточки и называете антоним к данному слову. За правильно названный антоним – жетон.

Родина, отчизна - чужбина

надежда - отчаяние

расторопный - медлительный

аккуратный - неряшливый

приятный - отталкивающий

верный - ошибочный

гладкий - шершавый

греть - охлаждать

светать - смеркаться

помогать - мешать

мерзнуть - согреваться

оборонять - нападать

тужить - радоваться

спасти - погубить

Задание 4.  Замените устаревшие слова современными синонимами. За правильный ответ – жетон.

Очи – глаза

 десница – правая рука

шу́йца — левая рука

 ланиты – щеки

выя – шея

 чело – лоб

 рамена – плечи

 баталия – битва

 уста – губы

 глаголет – говорит

 перст – палец

ве́дать — знать

длань — ладонь

дщерь — дочь

лепота́ — красота, великолепие

мо́лвить — говорить

супоста́т — злодей, негодяй

упова́ть — надеяться

черво́нный — красный, алый

шело́м — шлем

Задание 5. Теперь я предлагаю вам вспомнить игру «Крокодил».  Попрошу желающего из первой команды. Вытягиваете карточки со словами и объясняете их с помощью жестов и мимики за 1 мин. За каждое угаданное слово – жетон. 

Слова для первой команды: мокасины, свобода, росток, сантиметр, поезд, Земля, огонь, преподаватель, философия, книга.

Слова для второй команды: кроссовки, вода, аудитория, вселенная, мел, заяц, интернет, радость, тетрадь, свеча.

Задание 6. Отгадайте, о чем идет речь. За правильный ответ – жетон.

Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)

Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)

Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)

Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)

Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)

Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)

Задание 7. Соберите фразеологизмы за 2 минуты. За каждый правильно составленный фразеологизм – жетон.

Типун тебе на язык, гнуть спину, зубы скалить, держать ухо востро, вылетело из головы, набрать в рот воды, губа не дурра, с гулькин нос, клевать носом, бурчать под нос, вилами по воде писано, выйти сухим из воды, на блюдечке с золотой каемочкой, ни зги не видно, после дождичка в четверг, кинуться очертя голову, толочь в ступе воду, остаться с носом.

Подведение итогов.

Итак, теперь нам с вами нужно перейти к подведению итогов. Сейчас я прошу вас подсчитать жетоны и огласить результат.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение по теме "Лексика. Фразеология" (урок-игра по русскому языку в 6 классе)

Данный урок является закреплением темы "Лексика. Фразеология". Материал подобран в соответствии с темой....

Познавательная игра по русскому языку "Живое слово". (Фразеология.)

Урок предназначен для общеобразовательной школы. Задача учителей русского языка научить ребят правильно и красиво говорить, редко сегодня можно услышать яркую, выразительную речь, такой урок может пом...

«Щекотливый вопрос» (Интеллектуальная лексическая игра по теме «Фразеология»)

«Щекотливый вопрос»  (Интеллектуальная лексическая игра по теме «Фразеология»).Внеклассное мероприятие обучающихся 8 класса совместно с родителями...

Лингвистическая игра «В мире фразеологии».

Содержит различные конкурсы...

Урок-игра по теме "Фразеология"

Закрепление и контроль знаний в игровой форме...

Игра "В мире фразеологии"

Игра может использоваться после изучения темы "Фразеология"...

Урок-игра "В мире фразеологии"

Урок-игра для повторения темы "Фразеология"...