Занятие этнокультурной направленности в интернате, как средство духовно-нравственного воспитания
статья на тему

Ядне Надежда Пыеривна

Занятия этнокультурной направленности в интернате являются одним из приоритетных направлений в духовно-нравственном воспитании детей-тундровиков, которые на период обучения отрываются от родной среды обитания. Занятия строятся на основе национальной культуры и народных традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokult_napravl._v_internate2017.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие этнокультурной направленности в интернате, как средство

 духовно-нравственного воспитания

Ядне Надежда Пыеривна, воспитатель  МОУ «Школа-

интернат среднего общего  образования с. Ныда»

В условиях переосмысления ценностей человечества и наций общество вновь обращается к культурному наследию своего народа и других народностей, что приводит к необходимости возрождения этнопедагогической культуры, духовных и нравственных ценностей, обычаев и традиций каждого народа. Важную роль играет неоспоримое утверждение Константина Дмитриевича Ушинского «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национально более чем, что-либо другое». Духовное наследие культуры по праву должно занять достойное место в социально-культурной сфере нашего общества.

Современный мир – мир научно-технического прогресса, социальных изменений, мир разнообразия взаимоотношений между людьми. Всё это заставляет говорить о повышенных требованиях и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. Нравственное становление человека представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс. Решающую роль в этом процессе играет общество. Формирование нравственных качеств, происходит в социальной среде, где ребёнок растёт. Нравственное воспитание развивает в нёмте качества, которые способствуют объединению совокупности этических требований, где многообразные и противоречивые жизненные впечатления сливаются в гармонию.

В группах интерната проводятся занятия клубной деятельности этнокультурной направленности, которые также направлены на формирование нравственных качеств.

Занятия этнокультурной направленности в интернате являются одним из приоритетных направлений в духовно-нравственном воспитании детей-тундровиков, которые на период обучения отрываются от родной среды обитания.Занятия строятся на основе национальной культуры и народных традиций.

Интернат – это дом, в котором воспитанник открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности, это заведение, готовящее к жизни среди людей и для людей.

Принимая участие в  мероприятиях, дети учатся уважать традиции и обычаи своего народа, узнают о культуре других народов. Воспитанники учатся работать в команде, в группах, что способствует воспитанию таких качеств как взаимовыручка, ответственность за товарищей.Реализация ведущих идей,  проектов осуществляется через различные виды деятельности (игровая, трудовая, воспитательная, исследовательская).

В своей воспитательной работе я всегда практикую мероприятия этнокультурной направленности. В 2014-15 учебном году  на месячнике профориентации с группой девочек младшего звена проведено мероприятие этнокультурного направления «Чумработница – Хозяйка чума». На Международном конкурсе «Надежда планеты», номинация «Этнопедагогика» - конкурсно-игровая программа «Чумработница – Хозяйка чума», награждена дипломом лауреата.

В этом же учебном году с воспитанницами группы среднего звена было проведено практическое занятие «Ненецкая национальная одежда женщины – ягушка – вчера и сегодня», на Спрынчановских педагогических чтениях. Также методическая разработка данного мероприятия в Международном конкурсе «Интербриг» заняла III место (диплом победителя).

В 2015-16 учебном году на очередных Спрынчановских педагогических чтениях моя группа представила мероприятие этнокультурного направления «Пыдарˮӈамгэʼеркаранˮ?», с воспитанниками старшего звена.

На спрынчановских педагогических чтениях 2016-17 учебного года  проведено открытое занятие на ненецком языке «Маньˮ мяниˮ терʼ», на районном уровне,  с разновозрастными детьми, начиная с первого класса и заканчивая девятым классом,  где дети общались друг с другом на ненецком языке. Дети любят окунуться в свою родную стихию хоть на время занятия, они сразу вживаются в свои роли, им нравится наряжаться в свои национальные одежды. На занятиях вспоминаем забытые национальные игры, так на занятии «Маньˮ мяниˮтерʼ», мы проиграли ненецкую игру «Хибяʼ пиктяˮ. Игра развивает речь ребёнка, а также разминка для пальцев рук.

Воспитанники моей группы участвовали в Муниципальных конкурсах:

-Окотэтто Любовь Прокопьевна, Районный конкурс любительской фотографии «В объективе – Надымский район». Номинация «Поэзия родного края», диплом участника, декабрь 2015 года;

-Попов Вадим Прокопьевич, Российская Федерация Надымский Лесхоз филиал ОАУ «Леса Ямала», конкурс детских рисунков «В лесу родилась ёлочка», Муниципальный уровень, диплом лауреата, декабрь 2015 года;

-Салиндер Алёна Антоновна, конкурс рисунков «Патриотизм. Любовь к своей родине» - «Моё стойбище», диплом победителя – первое место, декабрь 2015 год. X Всероссийский, творческий конкурс «Талантоха», номинация «Декоративно-прикладное творчество». Работа: вышивка люрексом по сукну «Карта Ямала» - Окотэтто Любовь Прокопьевна, диплом победителя – второе место.

-2015-16 учебный год – Салиндер Оксана Сергеевна, Краеведческая викторина «Я знаю о Надымском районе всё», посвящённой 85-летию ЯНАО и Надымского района, муниципальный уровень, грамота, декабрь 2015 года.

Ежегодно проводятся ненецкие национальные подвижные игры: «Ныхидырˮмаʼ, «Хибяˮмереʼӈаʼ?», «Весенние игры тундровичка»,  «Кто быстрее и сильнее», в форме командных, эстафетных игр.

Также занятия проводятся в этнопедагогическом чуме, что вызывает в детях массу положительных эмоций. На занятии, на тему «Ӈухукомʼ сертабиваˮ»,  была демонстрация готовых национальных игрушек и изготовление новой ягушки для ӈухуко, из разноцветного сукна.

Проведение клубной деятельности формирует воспитанную толерантную личность, способную видеть и понимать окружающий мир, формирует понятия добра и красоты, милосердия и любви к ближним. Занятия проходят один раз в неделю. Занятия проходят на актуальные темы, которые очень близки к нашей проблеме – проблеме воспитания  духовно-нравственного человека:

- «Оглянись внимательно вокруг…» - (дискуссия, игра);

- «Я и мои проблемы» - (деловая игра);

-«Даже будни труд может сделать праздником» - (смотр, подвижные игры);

-«Приглашение к зеркалу» - (дискуссия, игры);

-«Твой стиль и поведение» -(диспут);

-«Языком благославляем, языком проклинаем» - (дискуссия, ролевые игры);

-«Мальчики и девочки» - (познавательная беседа, ролевая игра);

-«Круг твоего общения» - (познавательная беседа, игры);

-«Доброта и доброжелательность» - (деловая игра).

Безусловно, духовно-нравственное воспитание молодого поколения должно осуществляться в тесном сотрудничестве семьи и школы-интерната. Сотрудничество с родителями,положительно влияет на воспитание детей, которые в свою очередь оказывают помощь своим родительским словом. С родителями проводим индивидуальные беседы по их приезду в село о поведении детей. Ежегодным традиционным  праздником стал праздник «Диалог с общественностью», в котором принимают участие наши воспитанники и их родители. В 2015-16 учебном году мои воспитанники принимали участие в танцевальных номерах, на празднике «Диалог с общественностью», исполняли ненецкие песни на стихи ненецкого писателя Леонида Лапцуя и композитора Семёна Няруя. Мероприятия способствуют сплочению отношений детей, родителей, воспитателей. К предстоящему празднику «Диалог с общественностью» моя группа готовит мероприятие по этнокультурному направлению, в форме инсценированной ненецкой сказки.  

В течение 2016/2017 года с воспитанниками группы запланирована поисково-исследовательская  работа на тему «Истоки духовности и нравственности. Село Ныда в прошлом и в настоящем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнокультурное направление в исследовательских работах учащхся

В данной статье раскрывается значимость краеведческой информации в исследовательских работах учащихся....

Использование информационных технологий на уроках этнокультурной направленности

Распространение опыта работы по использованию информационных технологий по предметам этнокультурной направленности (ИКН и марийскому (государственному) языку)....

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС « ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «КОДЗУВКОТКАР» КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

Система образования на современном этапе стоит на пути модернизации и инновационного развития, что нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с приня...

Выступление на тему«Этнокультурная направленность уроков русского языка в школе»

Выступление на тему "Этнокультурная направленность уроковрусского языка в школе"...

«Использование инновационных форм работы на занятиях художественной направленности как фактор социального воспитания».

Как     Как правильно направить социальное воспитание в интересах самого ребенка и прав его личности? Какие формы работы с детьми при этом нужны? Как научить ребенка с позиции творческо...

Статья «Логоритмика – одно из эффективных направлений работы с детьми в эстетическом воспитании на занятиях музыки»

           Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном ито...