«Методические подходы к организации самоподготовки, обеспечивающие реализацию требований ФГОС"
методическая разработка (7 класс) на тему
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей ЗАВТРА»
Джон Дьюи
(Слайд2)
В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы могли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_podhody_po_fgos.docx | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
«Методические подходы к организации самоподготовки, обеспечивающие реализацию требований ФГОС"
Подготовила:
Воспитатель Мадеева Т.П.
Горки
2017
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей ЗАВТРА»
Джон Дьюи
(Слайд2)
В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы могли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета.
С введением ФГОС актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, представлять доказательства, делать выводы и умозаключения.
А это значит, что у современного ученика в коррекционной школе по требованию ФГОС должны быть сформированы базовые учебные действия, (БУД) обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
(Слайд 3)
Состав базовых учебных действий:
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребёнка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке (занятии) и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4.Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю. У меня не получается". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации воспитанники не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют. Поэтому, для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Педагог играет направляющую роль.
Признанным подходом в обучении детей выступает системно - деятельностный, т.е. учение в форме проектной деятельности, которая предполагает:
(слайд4)
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и др.;
- соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.;
- создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.
В соответствии с новыми стандартами, прежде всего, необходимо усилить мотивацию наших детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности, как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.
И в этом нам помогут новые технологии - технология АМО.
(Слайд5)
Технология АМО - это образовательная технология новой школы.
В качестве оптимального старта для апробации технологии АМО можно воспользоваться фазами образовательного мероприятия:
(Слайд6)
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
Этапы:
- инициация (приветствие, знакомство)
- вхождение или погружение в тему (определение целей урока, занятия)
- определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока, занятия и формирование безопасной образовательной среды)
Фаза 2. Работа над темой
Этапы:
- закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания)
- интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации, какого - либо задания)
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока, занятия)
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
Этапы:
- эмоциональная разрядка (разминка)
- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока, занятия)
Для каждого этапа используются соответствующие активные методы обучения.
(Слайд7)
Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Так на самоподготовке, активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в процесс самоподготовки, созданию ситуации успеха.
С этой целью в начале самоподготовки могут использоваться различные АМ приветствия, знакомства, девизы - настрой учащихся на предстоящую работу:
(Слайд 8)
Например: приветствие...
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему… (дети хором) ПРИВЕТ!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой… (дети хором) ПРИВЕТ!
При встрече, через много лет
Вы крикните друзьям… (дети хором) ПРИВЕТ!
И улыбнуться вам в ответ
От слова доброго… (дети хором) ПРИВЕТ!
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям… (дети хором) ПРИВЕТ!
Девизы:
- Развивать свой ум можно только в тишине.
- Я стараюсь, себя преодолеваю.
- Работаю с интересом, увлечённо.
- Тружусь сам и помогаю товарищу.
- Если я уважаю себя, то никогда себе не позволю…
- Помогай даже тогда, когда самому трудно.
- Взялся помогать – не подведи, доведи до конца и др.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
(Слайд 9)
- использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка;
- использование вставок на интерактивную доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда ( игра "Поле чудес") и т. д.
Презентация: "Поле чудес". Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других;
- использование картинного, словесного материала, для смены вида деятельности в ходе занятий - развития зрительного, слухового восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи;
- активные методы рефлексии.
В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Какие ещё активные методы можно использовать на самоподготовке при выполнении домашнего задания и закрепления полученных ранее знаний и умений? Конечно же наглядность.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа АМ презентации.
(слайд 10)
Использование АМ презентации открывает большие перспективы для:
- повышения интереса учащихся к учению, воспитания потребности приобретать новые знания;
- создание доброжелательной атмосферы, активного творческого труда;
-смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей школьников;
- стимулирования познавательного мышления учеников;
- наглядных методов обучения, использование игровых моментов в обучении.
Сегодня нередко педагоги используют цифровые технологии. Мультимедийные презентации позволяют красочно и интересно провести самоподготовку.
Это действительно очень эффективное средство, особенно, если презентация качественно подготовлена и обладает интерактивностью, спецэффектами.
Показ презентации - проведение самоподготовки.
Эффективно и эффектно завершить самоподготовку, внеклассное мероприятие можно, применив АМ релаксации и АМ рефлексии.
Активные методы - рефлексия, релаксация позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги самоподготовки и завершить работу.
Пример АМ рефлексии...
Приведу пример рефлексивного приема «Солнышко и туча»
(Слайд11)
Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы с учащимися.
Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него опасения были напрасны.
Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что самоподготовка прошла плодотворно, интересно и цели были достигнуты.
(Слайд 12)
Рефлексия "короткой строкой"
Цель: Выявление выполнения целей и задач самоподготовки.
Участники: Все ученики.
Варианты начала отзыва написаны на доске:
- Сегодня я узнал...
- Было интересно...
- Было трудно...
- Я выполнял задания...
- Я понял, что...
- Теперь я могу...
- Я почувствовал, что...
- Я приобрёл...
- Я научился...
- У меня получилось...
- Я смог...
- Я попробую...
- Меня удивило...
Описание действий участников образовательного процесса:
На листе ватмана каждый ученик оставляет свой отзыв о самоподготовке, фломастером того цвета, который соответствует его эмоциональному состоянию:
- красный - самоподготовка понравилась, было интересно;
- зелёный - самоподготовка понравилась, было любопытно;
- синий - оставила равнодушным, было скучновато;
- чёрный - не понравилась, было скучно, что будет на следующей самоподготовке - всё равно.
Стоит подчеркнуть, что АМ релаксации можно использовать не только в завершающей части образовательного мероприятия. Их применение целесообразно и уместно в случае когда возникает потребность снять накопившееся эмоциональное напряжение, усталость это могут быть - гимнастика для глаз, физ.минутка, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.
При накоплении опыта проведения самоподготовки по технологии АМО педагог может уже на этапе планирования определить время и место релаксации в процессе занятий.
Эти методы обучения в педагогике были всегда. Но нам предлагают посмотреть на них немного с другой стороны, сделать их спутниками на занятиях и вне занятий.
Таким образом, 3 - 4 активных метода, включённых в самоподготовку с использованием АМО, вполне достаточно для начала знакомства педагога и обучающихся с новой образовательной технологией.
Рекомендации:
(Слайд 13)
сайт: МОЙ УНИВЕРСИТЕТ
- http://moi-universitet.ru
(Слайд14)
- Метод литература на сайте.
Дистанционные курсы:
(Слайд 15)
- Программа дополнительного профессионального образования "Технология активных методов обучения и модерации - современная образовательная технология новых ФГОС"
- Бесплатный электронный курс "Активные методы обучения"
Заключение
(Слайд 16)
Цель использования технологии АМО - получить максимально возможные выгоды от её применения, и для этого требуется создать необходимые условия. А выгоды очевидны - полноценная реализация ФГОС, возможность для самообразования.
(Слайд17)
- Спасибо за внимание.
Источники:
- Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Ч. 1: Технология АМО: высокая мотивация обучающихся, качественное формирование УУД и компетентностей, удовольствие от процесса и результатов обучения / - Петрозаводск: Verso, 2012. - 255с.
- Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. Книга для воспитателя. Из опыта работы. – М., 1984.
- http://nsportal.ru /
- https://infourok.ru/
- Школьный клипарт http://s3.pic4you.ru/allimage/y2013/10-24/12216/3925123.png
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм организации самоподготовки в условиях учебно-воспитательного процесса
Доклад Тема Алгоритм организации самоподготовки в условиях учебно-воспитательного процесса. В современной школе в настоящее время существует множество разнообразных учебных методик и технологий для по...
организация самоподготовки в школе 1,2 вида
как организовать самоподготовку в школе для детей с нарушениями слуха...
Организация предметно -развивающей среды ,обеспечивающей реализацию принципа свободы выбора деятельности
В даннной презентации описывается принцип доступности предметно-развивающей среды. На примере того, как имеет место быть в данном МДОУ и как хотелось, чтобы было!...
Презентация «Методические подходы к организации самоподготовки, обеспечивающие реализацию требований ФГОС"
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,мы украдем у детей ЗАВТРА»Джон Дьюи...
Формирование технологического и методического инструментария учителя математики, обеспечивающего реализацию требований ФГОС.
В условиях внедрения ФГОС необходимо изменить подход к отбору содержания материала, к выбору форм деятельности учителя и ученика, пересмотреть подход к организации урока. Их решение направлено на...
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ РЕАЛИЗАЦИЮ ООП ФГОС НОО, ООО, СОО в МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» на 2020 – 2021 учебный год.
Пояснительная записка В соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №...
Способы и методы, обеспечивающие реализацию требований к современному уроку
Описание приемов, которые сделают урок, отвечающим требованиям ФГОС...