«Методические подходы к организации самоподготовки, обеспечивающие реализацию требований ФГОС"
методическая разработка (7 класс) на тему

Мадеева Татьяна Петровна

«Если мы будем учить сегодня так, 
как мы учили вчера,
мы украдем у детей ЗАВТРА»
Джон Дьюи

(Слайд2)

     В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы  могли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_podhody_po_fgos.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

«Методические  подходы к организации самоподготовки, обеспечивающие реализацию требований  ФГОС"

Подготовила:

Воспитатель Мадеева Т.П.

Горки

2017

«Если мы будем учить сегодня так, 
как мы учили вчера,
мы украдем у детей ЗАВТРА»
Джон Дьюи

(Слайд2)

     В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы  могли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета.

     С введением ФГОС актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, представлять доказательства, делать выводы и умозаключения.

     А это значит, что у современного ученика  в коррекционной школе по требованию ФГОС должны быть сформированы базовые учебные действия, (БУД) обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

(Слайд 3)

Состав базовых учебных действий:

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребёнка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные  учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке (занятии)  и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4.Познавательные учебные действия  представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

     Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

     Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю. У меня не получается". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации воспитанники не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют. Поэтому, для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Педагог играет направляющую роль.

     Признанным подходом в обучении детей выступает системно - деятельностный, т.е. учение в форме проектной деятельности, которая предполагает:

(слайд4)

- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и др.;

- соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.;

- создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.

     В соответствии с новыми стандартами, прежде всего, необходимо усилить мотивацию наших детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

     У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности,  как образовательного, так  и коррекционно-развивающего процесса.

И в этом нам помогут новые технологии   - технология АМО.

(Слайд5)

Технология АМО - это образовательная технология новой школы.

     В качестве оптимального старта для апробации технологии АМО можно воспользоваться фазами образовательного мероприятия:

(Слайд6)

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия

Этапы:

  • инициация (приветствие, знакомство)
  • вхождение или погружение в тему (определение целей урока, занятия)
  • определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока, занятия и формирование безопасной образовательной среды)

Фаза 2. Работа над темой

Этапы:

  • закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания)
  • интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации, какого - либо задания)
  • проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока, занятия)

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия

Этапы:

  • эмоциональная разрядка (разминка)
  • подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока, занятия)

Для каждого этапа используются соответствующие активные методы обучения.

(Слайд7)

Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. 

     Так на самоподготовке, активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в процесс самоподготовки, созданию ситуации успеха.

     С этой целью в начале самоподготовки могут использоваться различные АМ приветствия, знакомства, девизы - настрой учащихся на предстоящую работу:

(Слайд 8)

Например: приветствие...

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему… (дети хором) ПРИВЕТ!

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой… (дети хором) ПРИВЕТ!

При встрече, через много лет

Вы крикните друзьям… (дети хором) ПРИВЕТ!

И улыбнуться вам в ответ

От слова доброго… (дети хором) ПРИВЕТ!

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям… (дети хором) ПРИВЕТ!

Девизы:

  • Развивать свой ум можно только в тишине.
  • Я стараюсь, себя преодолеваю.
  • Работаю с интересом, увлечённо.
  • Тружусь сам и помогаю товарищу.
  •  Если я уважаю себя, то никогда себе не позволю…
  • Помогай даже тогда, когда самому трудно.
  • Взялся помогать – не подведи, доведи до конца и др.

     Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

(Слайд 9)

- использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка;

- использование вставок на интерактивную доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда  ( игра "Поле чудес") и т. д.

Презентация: "Поле чудес". Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других;

- использование картинного, словесного материала,  для смены вида деятельности в ходе занятий - развития зрительного, слухового восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи;

- активные методы рефлексии.

     В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов.

     Какие ещё активные методы можно использовать на самоподготовке при выполнении домашнего задания и закрепления полученных ранее знаний и умений? Конечно же наглядность.

     Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа АМ презентации.

(слайд 10)

     Использование АМ презентации открывает большие перспективы для:

- повышения интереса учащихся к учению, воспитания потребности приобретать новые знания;

- создание доброжелательной атмосферы, активного творческого труда;

-смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей  школьников;

- стимулирования познавательного мышления учеников;

- наглядных методов обучения, использование игровых моментов в обучении.

     Сегодня нередко педагоги используют цифровые технологии. Мультимедийные презентации позволяют красочно и интересно провести самоподготовку.

     Это действительно очень эффективное средство, особенно, если презентация качественно подготовлена и обладает интерактивностью, спецэффектами.

 Показ презентации - проведение самоподготовки.

 Эффективно и эффектно завершить самоподготовку, внеклассное мероприятие можно, применив АМ релаксации и АМ рефлексии.

Активные методы - рефлексия, релаксация позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги самоподготовки  и завершить работу.

Пример АМ рефлексии...

Приведу пример рефлексивного приема «Солнышко и туча» 

 (Слайд11)

Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы с учащимися. 

Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него опасения были напрасны. 

Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что самоподготовка прошла плодотворно, интересно и цели были достигнуты.

(Слайд 12)

Рефлексия "короткой строкой"

Цель: Выявление выполнения целей и задач самоподготовки.

Участники: Все ученики.

Варианты начала отзыва написаны на доске:

  • Сегодня я узнал...
  • Было интересно...
  • Было трудно...
  • Я выполнял задания...
  • Я понял, что...
  • Теперь я могу...
  • Я почувствовал, что...
  • Я приобрёл...
  • Я научился...
  • У меня получилось...
  • Я смог...
  • Я попробую...
  • Меня удивило...

     Описание действий участников образовательного процесса:

     На листе ватмана каждый ученик оставляет свой отзыв о самоподготовке, фломастером того цвета, который соответствует его эмоциональному состоянию:

  • красный - самоподготовка понравилась, было интересно;
  • зелёный - самоподготовка понравилась, было любопытно;
  • синий - оставила равнодушным, было скучновато;
  • чёрный - не понравилась, было скучно, что будет на следующей самоподготовке - всё равно.

     Стоит подчеркнуть, что АМ релаксации можно использовать не только в завершающей части образовательного мероприятия. Их применение целесообразно и уместно в случае когда возникает потребность снять накопившееся эмоциональное напряжение, усталость это могут быть - гимнастика для глаз, физ.минутка, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.

     При накоплении опыта проведения самоподготовки по технологии АМО педагог может уже на этапе планирования определить время и место релаксации в процессе занятий.

     Эти методы обучения в педагогике были всегда. Но нам предлагают посмотреть на них немного с другой стороны, сделать их спутниками на занятиях и вне занятий.

Таким образом, 3 - 4 активных метода, включённых в самоподготовку с использованием  АМО, вполне достаточно для начала знакомства педагога и обучающихся с новой образовательной технологией.

Рекомендации:

(Слайд 13)

сайт: МОЙ УНИВЕРСИТЕТ

  • http://moi-universitet.ru

(Слайд14)

  • Метод литература на сайте.

Дистанционные курсы:

(Слайд 15)

Заключение

(Слайд 16)

Цель использования технологии АМО - получить максимально возможные выгоды от её применения, и для этого требуется создать необходимые условия. А выгоды очевидны - полноценная реализация ФГОС, возможность для самообразования.

(Слайд17)

- Спасибо за внимание.

Источники:

  • Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Ч. 1: Технология АМО: высокая мотивация обучающихся, качественное формирование УУД и компетентностей, удовольствие от процесса и результатов обучения / - Петрозаводск: Verso, 2012. - 255с.
  • Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. Книга для воспитателя. Из опыта работы. – М., 1984.
  • http://nsportal.ru /
  • https://infourok.ru/
  •  Школьный клипарт http://s3.pic4you.ru/allimage/y2013/10-24/12216/3925123.png 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм организации самоподготовки в условиях учебно-воспитательного процесса

Доклад Тема Алгоритм организации самоподготовки в условиях учебно-воспитательного процесса. В современной школе в настоящее время существует множество разнообразных учебных методик и технологий для по...

организация самоподготовки в школе 1,2 вида

как организовать самоподготовку в школе для детей с нарушениями слуха...

Организация предметно -развивающей среды ,обеспечивающей реализацию принципа свободы выбора деятельности

В даннной презентации описывается принцип доступности предметно-развивающей среды. На примере того, как имеет место быть в данном МДОУ и как хотелось, чтобы было!...

Презентация «Методические подходы к организации самоподготовки, обеспечивающие реализацию требований ФГОС"

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,мы украдем у детей ЗАВТРА»Джон Дьюи...

Формирование технологического и методического инструментария учителя математики, обеспечивающего реализацию требований ФГОС.

В условиях внедрения ФГОС необходимо изменить подход к отбору содержания материала, к выбору форм деятельности учителя и ученика, пересмотреть подход к организации урока. Их решение направлено на...

ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ РЕАЛИЗАЦИЮ ООП ФГОС НОО, ООО, СОО в МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» на 2020 – 2021 учебный год.

Пояснительная записка В соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №...

Способы и методы, обеспечивающие реализацию требований к современному уроку

Описание приемов, которые сделают урок, отвечающим требованиям ФГОС...