Сценарий открытого урока "Но я приду по ваши души"
материал (11 класс) на тему

Зяблова Татьяна Васильевна

Сценарий был разработан мной для проведения литературного вечера, посвященного жизни и творчеству В. Высоцкого

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok._vysotskiy.docx129.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок, посвященный жизни и творчеству Владимира Высоцкого

Подготовила: учитель русского языка

и литературы Зяблова Т.В.

МКОУ «Семидесятская СОШ»

        Звучит отрывок из песни «Чёрная бушлата»

Учитель: вступительное слово.

Владимир Семенович Высоцкий вошел в русское советское искусство как многогранно одаренная личность. Большой поэт современности, выдающийся артист, незабываемо сыгравший на подмостках Театра на Таганке Лопахина, Хлопушу, Гамлета; яркий киноактер, покоривший зрителя глубиной проникновения создаваемый им образ; самобытный исполнитель авторских песен, звучащих во всех уголках страны.

В телевизионном интервью, рассказывая о своих песнях, Высоцкий говорил: «Вы спросили, кем я себя больше считаю – поэтом, композитором, актером? Вот я не могу вам впрямую ответить на этот вопрос, может быть, все вместе будет называться каким-то одним словом, и тогда я скажу: «Я себя считаю вот этим-то». Этого слова пока нет…Я думаю, сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез…может, это – какой-то новый вид искусства. Не было же магнитофона в 19 веке, была только бумага, теперь появились магнитофоны и видеомагнитофоны, значит, может появиться новый вид искусства – для меня».  

При жизни Высоцкого сложилось мнение, что его стихи и песни можно только слушать в исполнении самого автора. Действительно, пел он настолько выразительно, эмоционально и театрализовано, что мы до сих пор находимся под впечатлением этого действа. И сегодня, стоит открыть книгу на знакомой песне, - сразу же слышится мелодия и голос, и вместо того, чтобы читать, мысленно поешь с ним напечатанные строки.

А между тем ритм песни порой мешает воспринимать глубокие, философского звучания мысли Высоцкого. И, вероятно, сам понимая это, он оставил часть стихов жить только на бумаге. Вдова поэта Марина Влади любезно передала нашему государству более 200 стихотворений, не спетых Высоцким.

Выступление учеников

Родился В. Высоцкий в Москве 25 января 1938 года. Жил то с матерью – переводчицей немецкого языка, то в семье отца – связиста, ставшего профессиональным военным. Вторая жена отца больше других поощряла поэтические пробы мальчика, мать увлекалась театром и с раннего детства приобщала к нему сына. Учась в школе, он уже занимался в драматическом кружке дома учителя.

По окончанию школы, под давлением родителей, которые считали, что техническое образование есть специальность, а всё остальное – забавы, Высоцкий поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института. В коллектив студентов влился сразу, всегда был в центре внимания, на всё имел своё мнение, но удовлетворения от учёбы не получал – душа рвалась на подмостки театра. И в конце первого семестра он всё-таки бросил институт, чтобы на следующий год, преодолев сложнейшие экзамены, поступить в школу-студию МХАТ. Здесь начало раскрываться его дарование. Он писал различные комедийные вещи, стихотворные тесты многочасовых капустников, в составе агитбригады ездил по сёлам, придумывал и исполнял частушки на местные темы.

По окончании школы-студии Высоцкий некоторое время работал актёром Московского драматического театра им. Пушкина, затем – Театра миниатюр, делал первые пробы в кино. Но как только увидел первый спектакль открывшегося Театра на Таганке – понял: вот его театр, в другом он себя не представлял.

16 лет, по день смерти – 25 июля 1980 года, Владимир Высоцкий был ведущим актёром Театра на Таганке. 18 июля – в предынфарктном состоянии – сыграл своего последнего Гамлета. 25 июля французские газеты сообщили: «Гамлет в Театре на Таганке в Москве умер». Похороны Высоцкого вылились в подлинное проявление национальной скорби, могила его стала одной из самых дорогих могил России.

Официальное признание пришло после смерти. Сейчас поэта печатают, вышли на экран непоказанные в своё время картины с его участием, сделано несколько кино- и телепрограмм о жизни и творчестве нашего выдающегося современника, статьи и воспоминания о нём заполнили страницы газет и журналов. За создание образа Жеглова в телевизионном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен Владимиру Высоцкому посмертно присуждена Государственная премия СССР.

Во второй половине 50-х годов Булат Окуджава запел свои стихи под гитару. Запел не как артист на эстраде, а как-то по-домашнему, доверительно просто. Одним из первых осознал значение творчества Окуджавы Владимир Высоцкий. Осознал и сразу же подхватил его бархатный, немного печальный голос своим мощным, хриплым «рыком с поющими согласными звуками». Сам Высоцкий вспоминал: «Я вдруг услышал приятный голос, удивительные по тем временам мелодии и стихи, которые я уже знал,- это был Булат, и вдруг я понял, что впечатление от стихов можно усилить музыкальным инструментом и мелодией…я считаю его своим крестным отцом». С каждым годом песня всё больше заполняет жизнь Высоцкого.

Песни, которые сам автор называл уличным, или городским романсом, а многие и до сих пор считают «блатными», сильно повлияли на его судьбу. Для обывателей, в том числе сановных, эти песни стали как бы визитной карточкой поэта. Страшась обличающего творчества Высоцкого, они желали видеть в нём только автора блатных песен. Это становилось предлогом для отказа в публикации стихов и ограничения концертной деятельности.

Однако «уличные» песни Высоцкого явились хорошей школой для самого поэта и, вопреки мнению обывателей, оказали положительное влияние на молодёжь. Такими песнями, как «Твердил он нам…», «В тот вечер я не пил, не пел…». «Город уши заткнул», Высоцкий, как тонкий психолог, манил и не отпускал лидеров дворов и подворотен, поднимая их в собственных глазах. А в других песнях он показал и высмеял истинное лицо преступного мира, воспеваемого блатным фольклором.

Он всем существом своим отдался идее (благородной идее!) – бороться авторской песней за оздоровление общества. Был неумолим к себе – работал по 18-20 часов в сутки; ему не присваивали званий, не публиковали стихов, не удостаивала вниманием критика; более того, сами собратья по перу не признавали в нём поэта и, снисходительно похлопывая по плечу, советовали: «не стоит рифмовать «кричу-торчу». И только одного не мог позволить себе Высоцкий: отвергнуться «всецело от греховного мира» - он должен был находиться в самой гуще жизни, чтобы лучше видеть её пороки.

Одни любили его, другие ненавидели. Он признавался:

        Не привыкать глотать мне горькую слюну –

        Организации, инстанции и лица

        Мне объявили явную войну

        За то, что я нарушил тишину,

        За то, что я хриплю на всю страну…

Но был твёрд:

        И песню напишу, и не одну.

        И в песне той кого-то прокляну,

        Но в пояс не забуду поклониться

        Всем тем, кто написал, чтоб я не смел ложиться!

        Пусть чаша горькая – я их не обману.

Весёлой шуткой, едкой сатирой, сарказмом и всегда бескомпромиссно поэт боролся с карьеризмом, бюрократизмом, современным мещанством. Он считал пьянство великим бедствием для страны и одним из первых понял: если не начать немедленной борьбы с этим трагическим явлением, может наступить необратимая цепная реакция.

        И тогда не орды Чингиз-ханов,

        И не сабель звон, не конский топот,-

        Миллиарды выпитых стаканов

        Эту землю грешную затопят.

Видя пороки общества, он восклицал: «Чем я могу с этим бороться? Только песней! Только песней, творчеством моим, больше ничем!»

Диапазон его сатиры огромен. От беззубых старух, разносящих слухи; соседа, который завидует всем, потому что уверен: «у них денег – куры не клюют», а ему-то ведь «на воду не хватает», до ставших всемирно известными Вань и Зин, товарищей учёных, доцентов с кандидатами, убирающих картошку, самого непьющего из всех мужиков…Да разве можно перечислить всё, чего коснулась сатирическая муза Владимира Высоцкого; да нет, не коснулась, а показала, что всё это нелепо, «как вошь на блюде».

Пушкинское определение главного свойства Гоголя «…выставлять так ярко пошлость жизни…чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем» целиком относится к явлению ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ.

Звучит песня в исполнении учеников «Диалог у телевизора»

Есть в стихах поэта и другой мир – прекрасный мир романтики. Здесь «горы спят, вдыхая облака, выдыхая снежные лавины», «скалы сами подставляют плечи»; хоть одна из непройденных дорог, а дожидается нас, здесь страхуют товарища с наслаждением и можно положиться на друга, как на себя самого. Здесь «морской хмельной невиданный простор сродни горам в безумье, буйстве, кротости», и уже не удивляешься, когда узнаёшь, что наша планета «рождалась в муках творчества». Начинаешь верить в реальность влюбляющихся кораблей, в то, что

        

        Вдруг расщедрится серая мгла –

        На Летучем Голландце впервые

Запалят ради нас факела…

        Звучит «Песня о друге»

        Про людей мужественных, настойчивых, целеустремлённых пел поэт и в спортивных песнях. Их герои – альпинисты, живущие в стране Романтики, хоккеисты, делающие своё дело лучше канадских профессионалов, штангист, готовящийся к рекорду «до вмятин в помосте», прыгун в высоту, отстаивающий свою «неправую правую ногу», «человек-кенгуру», в отчаянии кричащий: «Если б ту черту да к чёрту отменить, я б Америку догнал и перегнал!». Автор вообще любил ставить персонажей своих песен в экстремальные условия и наблюдать, как они будут себя вести, потому что «интереснее писать о людях в подвиге, в риске, чем просто так».

        В исполнении ученика звучит песня «Утренняя гимнастика»

        Сказки Высоцкого замечательны тем, что действия их происходят в окружающей нас эмоциональной атмосфере и сказочные герои совершают поступки наших современников. В уста ярмарочных скоморохов-зазывал он вложил столько разных прибауток, что «смех и грех от них – всё вповалочку». Сама ярмарка – «сказочно реальная, цветомузыкальная», «праздничная, вольная, бело-хлебосольная», «звонкая, несонная, нетрадиционная». «Во какая ярмарка! Подходи, подваливай, сухари, присаливай!» Слова прыгают, как у хорошего жонглёра мячики, и создаётся впечатление, что автор мог бы сыпать рифмами бесконечно, а фантазии его не существует границ.

        Военные песни блистательной россыпью вкраплены в поэтическое наследие Высоцкого. Каждая из них, воспевая боевой подвиг, сама является подвигом творческим, поэтому и западает в сердца молодёжи, и теребит души фронтовиков.

В беседе с корреспондентом поэт как-то заявил: «Моё поколение мучает чувство вины за то, что «опоздали родиться», и мы своим творчеством как бы довоёвываем…» И он действительно каждой песней попадал в сердца миллионов слушателей, и сердца эти воспламенялись. «…Песни Высоцкого о войне – это прежде всего песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, могущественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину…» (Роберт Рождественский)

В исполнении ученика звучит песня «На братских могилах»

Да, он пел о людях, пел за людей, находящихся в критической ситуации, на грани смерти или даже переходящих эту грань. Все действия песни «Сыновья уходят в бой» происходят за то мгновение, пока ещё не угасло сознание бойца, «грудью хватающего свинец». В самый миг смерти советский солдат думает:

        Вот кто-то, решив: «После нас – хоть потоп»,

        Как в пропасть шагнул из окопа.

        А для того свой покинул окоп,

        Чтоб не было вовсе потопа.

И пока не сомкнулись глаза он загадывает, чтоб вышел к заветному мосту «вон тот, одетый во всё не по росту».

        Высоцкий наполнял свои песни настолько достоверными деталями и подробностями, что старые солдаты были убеждены: написать такое мог только человек, прошедший дорогами войны. А он о настоящей войне знал лишь понаслышке, но зато был человеком новой, космической эры, с новым взглядом на нашу общую Родину – Землю, которая сейчас уже не кажется такой большой и несокрушимой. Он может представить, как «Землю вращают куда захотят наши сменные роты на марше», может ободрить: «Кто сказал, что Земля умерла? Нет, она затаилась на время», наконец, забить в набат, предупреждая о недопустимости повторения Войны:

                Бей же, звонарь, разбуди полусонных!

                Предупреди беззаботных влюблённых,

                Что хорошо будет в мире сожжённом

                Лишь мертвецам и ещё нерождённым.

        В самом главном поэзия Высоцкого близка есенинской поэзии – она проникнута большой любовью к Родине и пропитана музыкой. Есенин жил, когда рушилась старая Россия и создавалась новая, и он, принимая новую, грустил о старой. Высоцкий жил в эпоху социализма и хотел, чтобы его страна была достойна этого строя. Оба боролись за «свою» Россию активной лирикой. Высоцкий всегда был лирик, быть может в первую очередь – лирик, даже в «уличных» и самых резких сатирических песнях, но его стихи о любви (кроме трёх-четырёх песен) были почти неизвестны, и мы лишь сейчас открываем их для себя:

                Здесь такой чистоты из-под снега ручьи –

                 Не найдёшь, не придумаешь краше.

                Здесь цветы, и кусты, и деревья ничьи,

                Стоит нам захотеть – будут наши.

        Презентация «Владимир Высоцкий: жизнь и творчество» в сопровождении песен «Дорожная история», «На Большом Каретном», «Е-73», «Альпинисты» и «Вот твой билет».

        Заключительное слова учителя.

        Изобилие информации и частые стрессы вызвали защитную реакцию и сделали нас малочувствительными, особенно к чужим переживаниям. Но песня «Кони привередливые» никого не оставила равнодушным. Люди переживали трагедию автора, как свою собственную. В песне поражает всё. Человек сам себе поёт реквием. Сам себя гонит к «краю». Сам себя везёт «к последнему приюту». Сам оттуда прислушивается, что же произошло. Высоцкий с первых слов накаляет атмосферу, доводя напряжение до предела: «вдоль обрыва» - страшно, «под-над пропасть» - дух захватывает, «по самому краю» - уже невозможно… А он всё гонит своих Коней. Молит: «Коль дожить не успел, так хотя бы допеть…» Пытается обмануть судьбу: убегает из больницы – после инфаркта – прямо на сцену, не спит ночами. Рвётся вперёд, узнать, а есть предел там, на краю земли, и можно ли раздвинуть горизонты». Призывает жить своим умом, искать еще не пройденные пути: «Эй, вы, задние, делай как я…выбирайтесь своей колеёй!» Встаёт к микрофону – «как к образам», нет-нет – «точно к амбразуре»…

                Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!

                Может, кто-то когда-то поставит свечу

                Мне за голый мой нерв,

                На котором кричу,

                И весёлый манер, на котором шучу.

И все знали, что Высоцкого нельзя заставить: «Пой в унисон, жми что есть духу», - ответ у него прост: «Лучше голову песне своей откручу, но не буду скользить, словно пыль по лучу!»

        Звучит песня «Кони привередливые»

        При жизни Владимир Высоцкий старался, чтобы его песни сразу входили не только в уши, но и в души. Этим уроком, я думаю, мы помогли всем присутствующим ощутить, что он вновь пришёл по наши души.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока по истории России

Сценарий открытого урока по истории России, 6 класс, по УМК В.П.Попова, А.Ф.Киселева(апробация комплекта издательства «Дрофа»)....

Сценарий открытого урока по немецкому языку с презентацией

План-конспект открытого урока в 3 «А» классеТема «Зимой в лесу»...

План открытого урока «Ну, где же ваши ручки?!»

Научить детей ориентироваться по ходу в танцевальной композиции «Ну, где же ваши ручки?!», используя элементы танцевальной азбуки.Уметь воплощать музыкально–двигательный образ....

Сценарий открытого урока, Английский в фокусе, 6 класс, модуль 3, урок "On the move".

Данный урок разработан с использованием метода активизации, которому обучает школа Китайгородской. Отличительной особенностью урока является подчинение всех заданий единому сценарию, а также преоблада...

Сценарий открытого урока по английскому языку для обучающихся 3х классов школ с углубленным изучением английского языка. Тема урока - Clothes.

Данный материал включает сценарий открытого урока по английскому языку для обучающихся 3х классов школ с углубленным изучением английского языка. Тема урока - "Clothes".Презентацию и разадто...