Познавательное занятие «Что такое стресс?».
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Никулина Светлана Николаевна

В наш стремительный век человек находится в стрессовой ситуации постоянно, помочь детям разобраться, что же такое стресс, полезен или вреден он, как с ним бороться поможет разобраться познавательное занятие для учащихся 8 класса коррекционной школы "Что такое стресс?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КГБОУ «Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»

Познавательное занятие «Что такое стресс».

Подготовила и провела

Никулина Светлана Николаевна

Р.п. Благовещенка

2017

Познавательное занятие «Что такое стресс».

Цель: формирование у учащихся знания о сущности стресса.

Задачи:
- выяснить исходный уровень информированности по проблеме;
- повысить уровень информированности об эмоциональных реакциях человека их связи с самочувствием и здоровьем;
- воспитать навыки в решении проблем и преодолении критической ситуаций;

- корригировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе.


Ход занятия

1. Организационный момент

Определите, какие чувства испытывают мальчики на фотографиях.

2.Введение в тему.

О чем пойдет речь на нашем занятии? Ну, конечно же, о здоровье. Ведь еще знаменитый ученый и философ Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что, поистине, здоровый нищий счастливее больного короля». Наше здоровье зависит от простых вещей, на которые мы редко обращаем внимание. Но можно кардинально улучшить качество жизни. Главное – знать, что менять.
Какова тема нашего занятия  вы узнаете чуть позже, а для начала мы проведем небольшое устное анкетирование. Перед вами лежат карточки, на одной стороне – красный цвет (ответ «да»); Зеленый цвет на другой стороне означает ответ «нет».

Вопросы:

- Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда

   учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

- Я легко раздражаюсь, и обижаюсь.

- Я сильно переживаю и виню себя, если совершаю ошибку.

- Переживаешь ли ты из-за непонимания друзей?
- Выводят ли тебя из равновесия неожиданные неприятности?
- Нервничаешь ли ты, если приходится кого-то или чего-то ждать?
- Переживаешь ли ты  из-за своей внешности?
- Бывают ли ситуации, когда ты думаешь, что не справишься с порученным делом?
- Сильно ли ты устаешь в течение дня?

Если хотя бы на 3 вопроса Вы ответили положительно, значит, Вы часто находитесь в состоянии стресса. Если же на большую часть вопросов Вы ответили отрицательно, значит у Вас нет стресса, с чем Вас и поздравляем!
Каждый день все мы подвергаемся различным стрессам, которые могут

Вывод:

Эти вопросы  помогли нам увидеть, что среди вас есть ученики, которые испытывают страх, тревогу в некоторых ситуациях.

2.Основная часть.

Рождается человек, река Жизни подхватывает его и несет по разным большим городам: Детство, Школа, Работа, Друзья, Семья. В каждом городе живут люди, которые имеют разные интересы и желания.
Жизнь людей невозможна без общения. И тут на реке Жизни появляются мосты стрессов, маяки эмоций и плотины конфликтов.
Мы поговорим сегодня о том, что же такое  стресс, и можно ли его избежать.
Стресс - это проявление древней оборонительной реакции состояния общего напряжения организма, возникающего под действием чрезвычайного раздражения.
Открыл, а точнее описал стресс впервые в 1926 г. Ганс Селье.

а)  Каждый человек испытывал стресс, все говорят о нем, но почти никто не задумывается над тем, что же такое стресс. Есть несколько определений, мы рассмотрим вот эти:

Стресс – это реакция организма на любое повышенное требование, предъявляемое к нему.

Стресс – это наш ответ на жизнь.

Стресс – это когда человек испытывает напряжение.

   Он – часть нашей повседневной жизни.  Факторы, вызывающие стресс различны. Стресс может быть полезным и разрушительным.

Полезный – долгожданный успех, который сопровождается радостью. Он прибавляет энергии.

Разрушительный - это действие отрицательных эмоций, проявляется болью, и такими болезнями как гипертония, язвой или психическими расстройствами.

 

Информация: представим себе нашего далёкого предка – первобытного человека, мирно сидящего в тени дерева со своей семьёй. Никаких забот, проблем, наслаждается жизнью и спокойствием, да и только. Правда, надо заготовить пропитание, но это можно отложить на завтра. И вдруг он  услышал,  какие то звуки, которые напоминают рев зверя. Сначала вдали, а потом все ближе и ближе. Он не на шутку испугался, схватил палку или камень и насторожился.

У него участилось дыхание, все мышцы напряглись – человек приготовился к схватке. И он увидел приближающего зверя – это был медведь большой и грозный.

И тут в его душе началась борьба:

- с одной стороны, страх перед зверем;

- с другой, желание иметь запас еды.

Стоит на пути, что ему делать?

Броситься на медведя, ударить его. Психическое возбуждение первобытного человека возрастало. И если бы рядом был современный врач, то он непременно бы установил, что у пациента – учащенный пульс, повышенное давление, а уровень «стрессовых веществ» в крови превышает норму.

И сказал бы он:  «У тебя стресс». Конечно, первобытному человеку не до разговоров, т.к вероятнее всего он бросился бы на медведя. И победил.


Приведите примеры ситуаций, при которых человек может испытывать стресс?
Таким образом, стресс – это любая нестандартная и неожиданная реакция нашего организма на ситуации (как положительную, так и отрицательную), а не сама ситуация.
Стрессоры 

В обычных условиях наш организм спокойно реагирует на какие-либо изменения, но при определенных условиях наступает период, когда мы воспринимаем любую мелочь как серьезную проблему и организм начинает работать в сверх напряжённом ритме. Таким обстоятельствам могут быть усталость, страх, заболевания и т.д.
Такие стрессовые ситуации называют стрессорами.
Стрессоры бывают: 

Объективные (независимо от человека): гроза, наводнение, авария, холод. Субъективные (зависящие от человека): ссора, обида, оскорбление
Задание. Вспомните случаи из своей жизни, когда вы испытали стресс от субъективного или объективного стрессора?
Стресс не всегда бывает губительным для здоровья. В ряде случаев он стимулирует и помогает поверить в свои силы и способности. Без стресса не бывает настоящих успехов в жизни человека.

Стадии развития стресса.
Различают три стадии развития стресса:
1. Тревоги – организм активизирует все силы: надпочечники выбрасывают в кровь гормон адреналин, повышается кровяное давление.
2. Приспособление – организм привыкает, приспосабливается к новым условиям. Расходуется большое количество энергии.
3. Истощение – израсходовано много энергии, происходит расслабление всех систем, организм ослаблен.
Спустя некоторое время все процессы в организме приходят в норму. Продолжительность стресса зависит то того, насколько силен стрессор и как долго он действует на организм. Сильный стрессор может погубить человека уже на 1-й стадии.

Чем может быть вызван стресс?

Дистресс
Если стрессор продолжает действовать на организм длительное время или появляется новый стрессор, - происходит неоднократный стресс – дистресс.
Например: на перемене поссорились друзья, а на уроке вызвали по домашней задаче, которую не выполнили, по дороге домой потеряли ключи – результат – дистресс.
Учащимся предлагается привести примеры дистресса.
Признаки дистресса - психического перенапряжения – подразделяются на три группы:
1. Эмоциональные – страх, беспокойство, раздражительность, необычная агрессивность, паника и т.д.
2. Физические – головные боли, сухость во рту, усиленное сердцебиение и т.п.
3. Поведенческие – сверхаппетитен, потеря интереса к своей внешности, поиск виновных и другие факторы вызывающие дистресс. 
Условно их можно поделить на 2-е группы:
1. Непредсказуемых события: смерть родных, ссора и т.д.
2. Приводящие к настоящему психологическому напряжению: нездоровая обстановка дома и в школе, частое употребление продуктов, вызывающих дистресс. (сахар, газированные напитки, концентраты и т.п.)

Как бороться со стрессом?

Многие люди, не научившись справляться со стрессом, долгие годы живут с ним, в результате чего вызываются или осложняются многие заболевания: высокое давление, язва желудка, инфекционные болезни и т.д.
Каждый из нас время от времени испытывает необходимость снять напряжение.
Расскажите, как это делаете вы?
Вот еще некоторые приемы снятия стресса:
1.Глубокое дыхание.
2.Просмотр хорошего фильма.
3.Чтение интересной книги.
4.Самомассаж головы.
5.Любимая еда.
6.Контрастный душ.
7.Физические упражнения.
8.Смех. (При смехе в крови увеличивается содержание эндорфинов, что дает человеку оптимизм, бодрость и хорошее настроение). 

Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?» 
Каждый из Вас должен уметь противостоять трудностям жизни. Насколько хорошо вам это удается? Обведите кружком очки, соответствующие вашей реакции на каждое утверждение.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/9/46061_057079d6c5152dd8955669d41c48b358.jpg.jpg


  1. Ключ:
    0-3 очка: вы умеете владеть собой и, вероятно счастливы.
    4-7 очков: ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне.
    8 и больше очков: вам трудно бороться с невзгодами. Если вы не начнете использовать более эффективные методы борьбы со стрессом, у вас могут быть со здоровьем.

Привычка негативного мышления заставляет нас видеть вещи хуже, чем они есть на самом деле, вынуждает действовать в ущерб самому себе. Чем чаще мы позволяем себе негативные мысли, тем хуже мы себя чувствуем и тем больше склоны думать о плохом. Наоборот позитивные мысли помогают почувствовать себя лучше и уверенней, позволяют конструктивно подходить к любой ситуации и действовать более рассудительно.

Примеры негативного мышления и некоторые альтернативные им позитивные мысли (слайд):

Негативные утверждения

Позитивные альтернативы.

Я не способен это сделать. Это ужасно! Я слишком волнуюсь. У меня это не получиться.

Я все же попытаюсь это сделать. Первый блин всегда комом. Нужно сделать еще одну попытку. А вот если я прекращу все попытки, наверняка потерплю неудачу.

Жизнь пуста и бессмысленна.

У нас сейчас столько плодов цивилизации, что средневековые монархи, увидев все это, умерли бы от зависти.

У меня нет никаких сил.

Вместо того, чтобы тонут в слезах, надо заняться каким-нибудь интересным делом. Чтобы мне хотелось сделать прямо сейчас.

Когда я рассержусь, ничто не в силах меня остановить.

С этого дня всякий раз, когда я рассержусь, я буду ждать до тех пор, пока не успокоюсь, и лишь затем пытаться что- либо предпринять.

Я так нервничаю! Это ужасно!

Нет ничего страшного в том, что я слегка волнуюсь. Это ровным счетом ни на что не влияет.

Не могу больше здесь находиться – я весь дрожу, меня тошнит.

Это займет две минуты, зато потом будет легко всю жизнь

Ничто меня больше не интересует.

Я не первый раз нахожусь в таком состоянии и знаю, что оно пройдет.


Добрые советы
Человек живет в мире стрессов, многие из которых он создает сам неправильными действиями, поступками. Мы должны учиться правильно, общаться, относиться к другим людям, как к себе, чтобы возникало меньше стрессо. Мы сами отвечаем за свое эмоциональное и физическое благополучие. Не в нашей власти повлиять на чье-то поведение, но в нашей власти изменить свое отношение к нему.
Запомните шесть добрых советов:
1.Будьте оптимистами. Как только вы ловите себя на мрачной мысли, переключитесь на что-либо хорошее.
2. Учитесь говорить НЕТ. Если у вас нет времени на какое-то дело или вы просто не можете его делать – сразу говорить НЕТ.
3. Не будьте максималистом. Не требуйте от себя и других слишком много, учитесь быть терпимыми.
4. Живите настоящим, преодолевая привычку сожалеть о прошлом или переживать, о будущем.
5. Правильно питайтесь. Больше витаминов.
6. Высыпайтесь.

4.Подведение итогов

Давайте пройдем тест на стрессоустойчивость и узнаем, насколько вы подвержены стрессовым ситуациям. Картинки, изображенные вверху, являются своеобразным тестом на стрессоустойчивость. Внимательно посмотрите на них и если их составляющие элементы не двигаются или двигаются медленно, в течение короткого времени, то вы обладаете хорошей стрессоустойчивостью.  И чем быстрее движение элементов картинок, тем больше вы подвержены стрессам. Люди, которые находятся в состоянии стресса, видят постоянное и быстрое движение элементов фигур.  Но в тоже время дети и старики, видят недвижимые картинки.

ВЫВОД занятия: главное, действовать, не впадать в панику, уметь быстро принимать решения.

                        Суета плохой помощник

                        В час, когда пришла беда

                        Лишь спокойствие поможет

                        Паникёрство – никогда!

Закончить занятие мне хочется словами Д.Карнеги: «Если жизнь преподносит вам кислые лимоны, сделайте себе лимонад» и Аристотеля

«Для того чтобы быть счастливым, надо быть доброжелательным».

Жизнь показывает, что недоброжелательных людей часто посещает чувство вины, они испытывают душевный дискомфорт, труднее выходят из стрессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект факультативного занятия "Что такое жизнь и как она возникла" для учащихся 4 классов

  Тема занятия.   Что такое жизнь и как она возникла. Цель: приобретение знаний о возникновении жизни, понимание уникальности смысла и назначения жизни. Задачи:- способствовать приобретению знаний о с...

Конспект занятия «Радужные пузыри» - познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей средней группы.

Конспект занятия «Радужные пузыри» - познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей средней группы.Тема: Радужные пузыри.Цель: Упражнять детей в использовании органов чувств при обс...

План-конспект открытого занятия «Мы такие разные, но все- таки мы вместе»

Цель: формирование культуры толерантности у участников образовательного процесса при использовании психолого-педагогических технологий. Задачи:1.Формирование основ позитивного взаимодействия и эм...

Конспект познавательного занятия для детей "Такие необычные обычные вещи"

Конспект познавательного занятия для детей «Такие необычные обычные вещи» адресован педагогам дополнительного образования, воспитателям детских садов, а также учителям начальной школы. Зна...

План проведения учебного занятия Тема занятия: Что такое «Робототехника»?

Цель: Дать представление учащимся о месте робототехники в информационном пространстве.Задачи:Образовательные: мотивация к изучению технических наук, развитие словарного запаса;Развивающие: расширение ...